Мария Медичи ( 26 апреля 1575, Флоренция—3 июля 1642, Кёльн) — королева Франции, дочь великого герцога Франческо I Тосканского и Иоанны Австрийской, по настоянию Фердинанда Медичи в 1600 вышла замуж за Генриха IV Французского. Несмотря на красоту свою, она отдалила от себя супруга слишком властным характером и постоянными сценами ревности. Особенно ненавистно было Генриху IV влияние на неё её прислужницы Леоноры Галлигаи и мужа последней, Кончини.
Когда Генрих, в 1610 году, хотел отправиться с войском в Германию, для поддержки протестантов, она уговорила его короновать её в Сен-Дени. На следующий день, 14 мая, король был убит Равальяком. Подозрение, что Мария была соучастницей в этом деле, неосновательно. Она приняла регентство за несовершеннолетнего сына своего, Людовика XIII, при затруднительных обстоятельствах. Угрожаемая высшей аристократией, Мария стала опираться на клерикальную и испанскую партию. Главными советниками её сделались испанский и римский посланники и Кончини, которого она в 1614 году пожаловала в маркизы д’Анкр. Принцы крови и знать неоднократно предпринимали восстания, подавлять которые Марии удавалось лишь ценой больших усилий и жертв. И после провозглашения молодого короля совершеннолетним, в 1614 году, Мария удерживала в своих руках бразды правления, пока Людовик, подстрекаемый своим любимцем Альбером де Люинь, не велел убить Кончини (1617) и удалить мать в Блуа.
В феврале 1619 Мария бежала в Ангулем, помирилась с сыном и после смерти Люиня (1621) вернулась в Париж, где снова стала во главе государственного совета. Чтобы упрочить своё влияние, она доставила Ришелье место в министерстве, но вскоре была им отстранена от дел. Напрасно она приводила в движение все рычаги, чтобы удалить ненавистного министра от двора; в так называемый «день обманутых» ( 11 ноября 1630) она окончательно должна была признать себя побежденной своим противником и в июле 1631 бежала в Брюссель. Удаленная оттуда по требованию Ришелье (1638), она переселилась в Англию, потом в Кельн, где умерла почти в бедности. Париж обязан Марии прекрасным люксембургским дворцом, бульваром Cours la Reine, хорошими водопроводами и собранием аллегорических картин Рубенса в Лувре.
"Рано лишившись матери, Мария воспитывалась вдали от двора во дворце Питти во Флоренции со своей старшей сестрой Элеонорой и кузенами, тогда как ее отец жил с женщиной низкого происхождения, которую, вероятно, презирали герцогские дети. Из этого унылого детства в замкнутом пространстве дворца она вынесла характерную привязанность к миру детства, к своим фрейлинам, сестре и кузену Вирджинио Орсини, который сопровождал ее во Францию. Выехав из Флореции, она с волнением приближалась к этому незнакомому миру, который в глазах знатных итальянцев имел репутацию варварского. Французы были для них существами необразованными, неотесанными, грубыми, болтливыми и наглыми. Сопровождаемая ими близкими друзьями, бывшими для нее частью итальянской земли, она стремилась как можно быстрее встретиться с королем. Он был безопасной гаванью, опорой, и сердечные письма Генриха, несомненно, ее тронули.
Что до остального, отсутствие здравомыслия, причудливая смесь застенчивости и самонадеянности, умственная леность принесут ей много бед. Мария была идеальной добычей для придворных клик. Она была создана, чтобы слепо повиноваться фаворитке, потом фавориту, так как никогда не вникала в существо вещей и интересовалась исключительно мелочными дрязгами. Не будь она королевой Франции и будущей регентшей, ее следовало бы считать существом ничтожным. В ней не было ничего от Медичи, кроме любви к роскоши, драгоценностям и врожденного интереса к предметам искусства, но при полном отсутствии вкуса. От отца она унаследовала черные глаза, высокий рост, дородность; от матери, Жанны Габсбург, — тяжеловесные черты, крупный рот с толстыми губами, высокий, выпуклый лоб, русые волосы и тяжелый взгляд. От матери же — угрюмый, сварливый характер, прелести которого Генрих быстро ощутил на собственном опыте".
Сообщение: 9843
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация:
34
Отправлено: 07.11.12 20:53. Заголовок: Меня всегда поражал ..
Меня всегда поражал тот факт, что Мария Медичи знала французский очень посредственно. Как пишет Франсуаза Кермина, королева учила его на скорую руку, читая роман о любви "Clorinde ou l'amante tuée par l'amant" ("Клоринда или возлюбленная, убитая возлюбленным"). Через год после замужества, Мария все еще не могла свободно говорить, а будущий Людовик XIII в возрасте трех лет ей напоминал, что следовало говорить sucre (сюкр - сахар), а не soucre. Королева не делала больших усилий для того, чтобы перенять французский образ жизни и вплоть до рождения дофина не могла расстаться со своими итальянскими платьями.
Сообщение: 10048
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация:
35
Отправлено: 02.12.12 01:29. Заголовок: Дочитав труд Франсуа..
Дочитав труд Франсуазы Кермины, мне все же стало жалко королеву. В Кёльне она доживала свои последние месяцы жизни в нужде и страдая от болезни глаз, водянки и гангрены. Мишель Кармона пишет, что Мария страшно исхудала, а Кермина приводит слова врача Рьолана: "вся высохшая, скелет, каркас, лишенный плоти". Недаром на смертном одре Людовик XIII попросил прощение у Бога и своей матери и пожелал, чтобы "вся Франция и Европа это услышали". "Я всегда испытывал колебания относительно поведения по отношению к королеве моей матери" - публично заявил умирающий король.
Письмо, отправленное 15 сентября 1629 года из Фонтенбло Марией Медичи герцогу Бельгарду. Оно подписано Vre bien bone cousine Marie. Как мне кажется, письмо написано рукой секретаря, а вот подпись собственноручная.
Чтобы бесплатно прочитать статью в режиме онлайн, необходимо зарегистрироваться на сайте и добавить ее "на полку" (on the shelf). Одновременно туда можно добавить лишь три статьи, и они там находятся около 14 дней. В это время другие статьи просматривать нельзя. Затем через две недели " с полки" старые статьи сами удаляются и вы можете добавлять новые и читать.
Сообщение: 12082
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Франция, Реймс
Репутация:
35
Отправлено: 10.01.14 21:25. Заголовок: В период регенства А..
В период регенства Анны Австрийской кюре Сен-Жермен-л'Оксерруа метал гром и молнии в сторону итальянских комедий, утверждая, что поход в театр - грех, и это благополучно признали семь докторов Сорбонны. Мария Медичи также отдавала предпочтение именно комедиям, которые обычно проходили в галерее Лувра. Как мы узнаем из письма Малерба за февраль 1613-го, сидений стояло на 80 персон. Регентша упивалась комедиями Бургундского отеля и театра Марэ, а также, конечно, итальянскими. Письмом от своего имени и имени сына она вызвала из Италии Арлекина (это имя взял себе в качестве псевдонима актёр Тристано Мартинелли) и его труппу. Летом и осенью 1613-го года старый актер находился в Париже и Фонтенбло. Ему выделили зал стражников в Лувре и сцену Бургундского отеля. 24 ноября 1613-го он дал первое представление в Париже, где еще проживал и зимой 1614-го. Успех был ошеломительным, Людовик с сестрой Елизаветой даже стали крестными родителями ребенка Арлекина. Так как Мария Медичи тоже желала быть крестной матерью, актер обращался к королю и королеве кум и кума.
Первой постановкой балета, в которой Мария Медичи принимала участие во Франции в большом зале епископского дворца в Париже, стал "Первый балет королевы" ("Le premier Ballet de la reine).
Н. Басовская ― Да, мама бежала. Сын, конечно, счастлив, но почему-то – и в этом, видимо, предстоит разобраться, готовя передачу о Людовике Тринадцатом – все-таки прибыл туда к ней в Ангулем, примирился. То ли хотел, чтобы все выглядело очень хорошо… Франция претендует, реально претендует на лидирующую роль в Европе, идет Тридцатилетняя война, которая должна решить, будет ли она первой в европейском регионе. Борьба за первенство – это знамение отнюдь не только нашей эпохи, это вечно. И ее политика не устраивала прежде всего потому, что вокруг нее сосредоточились клерикалы крайние католические, сторонники Испании. И все-таки он ее возвращает, возвращает после смерти де Люиня. Он рано умер, в 1621-м. Она ищет другую опору – теперь умного. И этот бесспорно умный – кардинал Ришелье. Он обязан ей…
А. Венедиктов ― Тогда еще епископ.
Н. Басовская ― Епископ. Он ей обязан своей кардинальском шапкой, он ей обязан тем, что она его втащила в Королевский совет (ему только этого и надо). Ее кое-кто предупреждали из окружения: поосторожнее с этим…
А. Венедиктов ― С этими Ришелье.
Н. Басовская ― Больно умный, больно энергичный! Ну, конечно, падением номер два она обязана именно ему.
Он занял твердое место в Королевском совете в 1624 году. Будучи трезвым, умным, циничным, убежденным сторонником возвеличения Франции, прекрасно понимал, что в тот момент главный их соперник – не извечный враг на островах, Англия, как было в Средние века, как было в Столетнюю войну. Многие жили этими представлениями. Нет, это габсбургская Испания, это Испания, которая стала мировой державой и так далее. И поэтому позиция Марии, преданной происпанской политике или итальянским своим придворным, она неприемлема. И он становится главным врагом не только Испании, но и Марии Медичи.
А. Венедиктов ― Которая его сама привела.
Н. Басовская ― Какой типичный случай, как это обыденно! Итак, в 1630-м году День разочарованных, День все потерявших – так его называют…
А. Венедиктов ― Обманутые, разочарованные, все потерявшие…
Н. Басовская ― … лишившихся всего. Знаменательный такой день, когда король Людовик Тринадцатый, конечно, с подачи Армана дю Плесси Ришелье, кардинала Ришелье, решительно, наконец, топнул ногой, что править будет не мама. Ну, мальчик-то уже большой…
А. Венедиктов ― Тридцатник ему почти.
Н. Басовская ― Да, он родился в 1601-м, да. Ему 29 лет. Пора.
А. Венедиктов ― А маме 55.
А. Венедиктов ― Но он проживет очень мало, он этого не знает.
Итак, она просто понимает, что надо бежать, а то кончит где-нибудь в тюрьме. Она бежит из Парижа, который благоустроила, который украсила. Там остались и полотна Рубенса, и ее бриллианты – правда, в завещании она…
А. Венедиктов ― Спускалась по простыне из замка, из Лувра.
Н. Басовская ― … да, она все пропишет. Она окончит жизнь в бедности. Бежит по Европе, и она никому не нужна. Дети тоже королевской крови… я уже как-то говорила, что в королевской среде никакой клановой солидарности никогда не было. Генриетта была ее последней надеждой в Англии – нет, нет…
А. Венедиктов ― Дочка сказала «нет».
Н. Басовская ― Везде нужен покой, а появление Марии Медичи сулит беспокойство. Будет неудобно перед Франция, Франция явно на подъеме. И вот остались там и полотна, и Люксембургский дворец, и ее бриллианты. Остановилась она в Кельне после большого пробега по Европе. Умерла в нужде, оставила немало долгов, потому что все ее драгоценные приобретения были во Франции. Как-то вычитала я где-то, но не уверена, что это надежно, что в доме, который когда-то принадлежал Рубенсу. Тут замкнулся какой-то круг. Рубенс был очень богат и умер, ох, не в нищете.
Она составила подробное завещание, и, в частности, в завещании приказала вернуть – остроумно, вот не ожидала от нее – кардиналу Ришелье, теперь первому министру Франции, который уже 14 лет главный у руля политики французской, вернуть попугая, которого он когда-то, угождая ей, ей подарил.
А. Венедиктов ― Тонко.
Н. Басовская ― Тонко, тонко, я даже от нее этого не ожидала. Но от горя чего не сделаешь. Ришелье пережил ее всего на 6 месяцев, Людовик Тринадцатый – примерно на один год. Ее останки долго… Ришелье и Людовик уплатили ее долги зеленщику, обойщику, в прачечную, скажем так. Долго и мучительно перевозили из Кельна ее останки, чтобы достаточно почетно похоронить в Сен-Дени. И Людовик Тринадцатый умер через 10 дней после того, как ее останки нашли покой в Сен-Дени. Sic transit gloria mundi.
А. Венедиктов ― Наталия Ивановна Басовская в программе «Все так».
Сообщение: 13180
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Франция, Париж
Репутация:
35
Отправлено: 07.05.15 13:39. Заголовок: Вчера я присутствова..
Вчера я присутствовал на конференции в базилике Сен-Дени, которая была посвящена 500-тию восшествия на престол Франциска I. Мероприятие носило название "Франциск I и Сен-Дени" и должно было раскрыть взаимоотношения короля и аббатства при его жизни, рассказать о погребальном церемониале и гробнице. Мсьё приехал из музея Ренессанса-замка Экуан и докладывал хорошо, но в конце конференции одна дама задала следующий вопрос: "Как изменился церемониал коронации Марии Медичи по сравнению с коронацией Клод Французской, супруги Франицска I?" Ответ докладчика меня сразил наповал: дескать, коронации Марии Медичи не было вовсе, была лишь подготовка, а затем Генриха убили и церемония так и не состоялась. А Рубенс просто додумал то, чего никогда не было и включил сцену в серию своих полотен. Тут я подумал, что схожу с ума, ведь мне всегда казалось, что как раз церемония успела состояться, а на следующий день король погиб.
Все даты в формате GMT
4 час. Хитов сегодня: 13
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет