On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
АвторСообщение
Любитель истории




Сообщение: 231
Зарегистрирован: 27.10.08
Откуда: Москва
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.03.10 01:18. Заголовок: Beauregard


Борегар (Beauregard), 2009



На днях довелось ознакомиться с художественным фильмом "Борегар", очередным галльским киноэкзерсисом на тему "ученики VS учителя". Когда я только узнала о его съемках, на ум пришел фильм "Хористы", где также обыгрывалась тема школы в послевоенной Франции, различные подходы к преподаванию и противостояние учителя и директора. Однако на этом сходство заканчивается. Но обо всем по порядку.

1961 год, Савойя, расположенный в горах пансион для мальчиков Борегар. Директором и, по совместительству, преподавателем классических языков и французской литературы в ней уже несколько десятков лет трудится гражданин Пьер Отфор. Едва ли не в каждой рецензии говорится о том, как он суров и непреклонен, прямо-таки тиран и деспот. Не утратив юннатскую тягу к исследованию живой природы, я решила выяснить, так ли это. Особый стимул к просмотру придавал тот факт, что эту роль доверили человеку, успевшему побывать в образе кровавого абсолютиста Людовика XVI ("Французская революция") и Андрэ де Сартина, генерал-лейтенанта полиции в правление Людовика XV ("Бомарше"), т.е. верного пса режима и репрессивной длани проклятого тоталитарного прошлого. Сей выбор уже заставлял крепко задуматься об ужасах, что предстояло увидеть на экране.

Действительно, склонность к авторитарным методам руководства у Отфора зашкаливает: этот ретроград требует от учащихся соблюдения дисциплины, за нарушение которой жестоко карает мытьем полов в коридоре; запрещает самостоятельные вылазки в горы и ночные прогулки; навязывает им чтение Корнеля, этого прихвостня деспотических руководителей государства, останки которых еще в 1793 году были демократично выкинуты из своих могил. То, что директор принуждает и учеников, и учителей ходить к мессе, тем самым посягая на их свободу совести, заставит любую толерантную душу содрогнуться в праведном негодовании. Роль кровавой гэбни при директоре исполняет завхоз Брюно по прозвищу Железная Рука (свою собственную он потерял во время войны), солдафон и еще больший ретроград, чем его патрон.

Поборов первоначальный шок, мы с узнаем, что Отфор, этот Саурон местного масштаба, распространяет свое тлетворное влияние не только на неокрепшие умы учеников, но и вовне, выражая свое "фе" строительству горнолыжной станции. Проектом, что примечательно, руководит сочная дамочка бальзаковского возраста по имени Жанна Граммон. И здесь Железный Пьер дает слабину: рычать и отбрыкиваться от бодрой поступи прогресса ему становится крайне непросто, когда так и тянет лишний раз причесаться или втянуть животик перед встречей с этой Галадриелью. Мадам же строит ему глазки, катает на автомобиле, приглашает на обед - одним словом, пускает в ход весь арсенал коварной соблазнительницы, однако директор-кремень вполне соответствует своему имени и не позволяет личным симпатиям взять верх в идеологической войне.

И вот, наступает момент истины. По рекомендации одной из учительниц, на должность преподавателя естественных дисциплин Отфор нанимает Жюльена Феррера, выпускника Политехнического института. Совсем мальчишка, он быстро находит общий язык с учениками. Этот луч света в темном царстве способствует демократическим подвижкам в Борегаре: дисциплина начинает падать, ученики курят на чердаке, грубят завхозу и недобро его разыгрывают, осмелевшие учителя-опричники требуют от Отфора создания профсоюза и повышения зарплаты. Одним словом, деспотическому режиму нанесен первый удар.

До конца учебного года остается несколько месяцев, и к сему счастливому событию предполагается поставить корнелевского "Сида", воспевающего старорежимные добродетели, которые столь высоко ценит Отфор. На роль Родриго претендуют сразу трое учеников, причем, двое из них - заклятые друзья Даниель и Артюр, влюбленные в официантку из близлежащего городка. Разумеется, месье директор, этот душитель молодости и таланта, отдает предпочтение третьему соискателю компеадорских лавров, еще сильнее разжигая соперничество между учениками.

Следует сказать несколько слов об Артюре Эрланже, третьем главном герое фильма. Его мать умерла, а отец отправился работать в Аргентину, определив Артюра и его младшего брата Жюля в Борегар. Маленькому Жюлю сказали, что его мама уехала очень далеко, однако тот, к удивлению брата, догадался, что случилось на самом деле, и отнесся к этому стоически, лишь уточнив, правда ли мама на небе. Эрланже-старший так занят работой, что почти не вспоминает о детях, тем самым особенно сильно заставляя переживать старшего сына.

Но вернемся к борьбе двух цивилизационных подходов, а именно преподавательских методов Отфора и Феррера. На педсовете последний не высказывает достаточно энтузиазма ввиду грядущей инсценировки "Сида" и предлагает заняться с учениками сборкой простейшего летательного аппарата, чем, в свою очередь, повергает в мрачность директора. Размякший от близости мадам Граммон, Отфор, в конце концов, дает свое согласие на проект "Леонардо", как окрестили создание дельтаплана из подручного мусора. К вящему удовольствию старого тирана, дельтаплан так и не удалось поднять в небо, так как у него вечно что-либо отваливалось при запуске двигателя.

Но борцы за свободу и высокие устремления не сдавались. Во время одной из научных дискуссий на открытом воздухе Феррер так увлекается, что оставляет аппарат без присмотра. К машине пробирается малолетний Жюль Эрланже, заводит мотор - и разбивается в попытке полететь на небо к маме. К счастью, разбивается не насмерть и без тяжелых последствий. Деспот директор отвозит мальчика в больницу, вызванивает из Буэнос-Айреса его отца, а когда тот приезжает, имеет с ним доверительную беседу касательно необходимости уделять детям внимание. В ходе беседы выясняется, что сам Железный Пьер рано овдовел и в одиночку растил сына, который нынче трудится инженером на мысе Канаверал.

Что примечательно, после инцидента Феррер сохраняет свою должность. Более того, кровожадный Отфор не выгоняет ни его, ни Аньес, ту самую протежировавшую молодому человеку учительницу, когда из Политехнического института приходит ответ на его запрос: никакого Жюльена Феррера у них не училось. Сам молодой самозванец во всем отважно сознается директору.

Не теряя времени, сей новоявленный Макаренко налаживает личную жизнь с Мари, учительницей из городской школы, чем вызывает страдания Аньес. Доведенная до отчаянья неразделенностью своего чувства, она во всем признается Ферреру. Прелести Аньес его не прельщают, та в слезах убегает в свою комнату, намереваясь собрать вещи и сказать Борегару надрывное adieu, однако неожиданно обнаруживает среди вещей небольшой чемоданчик, доверху набитый деньгами.

Как известно, в то время Алжир был колонией Франции. Гордый алжирский народ решил побороться за независимость, в ответ на это французские империалисты поставили под ружье молодую поросль и велели им подавлять свободолюбивые порывы аборигенов. В число призывников попал и Феррер, который настолько проникся отвращением к лживой французской системе, что дезертировал и уже на родине вступил в тайные ряды борцов за право Алжира на самоопределение. Ему была доверена касса одного из подразделений организации, которую он и спрятал в комнате Аньес - что, безусловно, свидетельствует о его невероятной осторожности и прозорливости.

Тем временем товарищи по партии требуют от Жюльена деньги. Движимая чувством мести Аньес забирает франки и намеревается прокутить их. Она снова предлагает отдаться Ферреру, и когда тот говорит свое высокоморальное нет, высказывает все, что думает о нем и его политических устремлениях и сжигает деньги. Разговор же был случайно подслушан Отфором, который просит нашего юного героя тихо и без шума покинуть школу, отчего-то отказываясь выдавать его полиции - что, безусловно, свидетельствует о лицемерности этого ужасного человека.

Слухи о политических пристрастиях Феррера распространяются по Борегару. От него отворачиваются даже его ученики: всеми любимый помощник завхоза Рене был незадолго до этого призван в Алжир, рискуя каждый день получить пулю от столь милых сердцу их учителя повстанцев. И вот, сидя в пустом классе, непонятый Жюльен слышит звук полицейской сирены. Флики уже готовы были заарестовать дезертира, как внезапно появляется Отфор и прячет Феррера в своем кабинете. Когда же этот монстр предлагает своему идеологическому противнику отсидеться в его апартаментах, гордый молодой герой отказывается от этой позорной заботы и уходит в горы, не зная местности, без денег, еды и теплой одежды, в первые же сутки испытав всю прелесть ночевки под проливным дождем.

И тут на помощь приходит мадам Граммон. Дело в том, что вышеупомянутый рядовой Рене успел до призыва по чертежам собрать дельтаплан, и, в отличие от ферреровского, аппарат этот был вполне пригодным к использованию. Вместе с Даниелем, примирившимся с Артюром Эрланже, они перегоняют дельтаплан на одну из не оцепленных полицией площадок, туда же прибывает Феррер. Как ни удивительно, он благодарит директора, с благословения которого все это осуществлялось, обнимает возлюбленную и взмывает в небо, чтобы преодолеть достаточное расстояние и стать временно не досягаемым для полиции.

Отфор, зажатый демократическими тисками и объятиями мадам Граммон, слагает с себя директорские полномочия и передает управление школой раскаявшейся Аньес, а сам, в обнимку со своим горнолыжным суккубом, едет греть кости во Флориду.

Из эпилога мы узнаем, что после объявленной женералем де Голлем амнистии Феррер смог вернуться во Францию, где женился на своей возлюбленной и отправился нести светлое-доброе-вечное в Париж.

Вот такая вот поучительная история.


P.S. Отличная стилизация под 1960-е гг., приятная музыка, очень красивые пейзажи. Никаких длиннот, тягомотных рассуждений "прапалитеку", несмотря на спорный алжирский вопрос.

P.P.S. Жаль, жаль, что Пьер дал слабину. Хотя и проявил свое человеколюбие - не хотел, чтобы парень сломал себе жизнь.
О том, что стало после ухода Отфора, см. х/ф "Класс" и "Последний урок".

P.P.P.S. Здесь можно посмотреть небольшое видео о съемках фильма.


Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]







Сообщение: 1045
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.03.10 07:23. Заголовок: Snorri пишет: этот..



Snorri пишет:

 цитата:
этот ретроград требует от учащихся соблюдения дисциплины, за нарушение которой жестоко карает мытьем полов в коридоре;



 цитата:
навязывает им чтение Корнеля, этого прихвостня деспотических руководителей государства



 цитата:
Роль кровавой гэбни при директоре исполняет завхоз Брюно



 цитата:
отчего-то отказываясь выдавать его полиции - что, безусловно, свидетельствует о лицемерности этого ужасного человека.



 цитата:
О том, что стало после ухода Отфора, см. х/ф "Класс" и "Последний урок".







Браво! Очень остроумная рецензия.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Любитель истории




Сообщение: 233
Зарегистрирован: 27.10.08
Откуда: Москва
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.03.10 01:09. Заголовок: Amie du cardinal Спа..


Amie du cardinal
Спасибо :-)


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
         
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  4 час. Хитов сегодня: 63
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



"К-Дизайн" - Индивидуальный дизайн для вашего сайта