Карл II: Власть и страсть. Впервые я посмотрела его около трех лет назад, правда, тогда мне попалась американская редакция, откуда был изъят ряд сцен, а общий хронометраж фильма сокращен до трех часов. Как нарочно, диск (пиратский, разумеется) заело на второй серии. Полгода спустя я таки купила лицензионную версию, оказавшуюся не такой куцей, а главное, без ужасного гнусавого перевода. Почти сразу же после просмотра мне в руки попалась книга Стивена Кута "Августейший мастер выживания. Жизнь Карла II", после которой я лишь больше прониклась "Властью и страстью".
А фильм и в самом деле замечательный. Мало того, что в четыре часа экранного времени умудрились уложить основные события царствования Веселого Монарха, так еще - что, на мой взгляд, очень важно - режиссеру удалось передать сам дух эпохи - распутной, циничной, беззаботной и, в то же время, полной жестокой борьбы, как политической, так и межличностной.
Фильм начинается с казни Карла I, вернее, со сна, в котором его наследник видит эту печальную сцену из жизни отца. Будучи изгнанником в Антверпене, жестоко нуждаясь в средствах и как никогда далекий от трона, Карл узнает о смерти Оливера Кромвеля, а в течение последующих двух лет Фортуна вновь поворачивается к нему лицом - и вот он уже торжественно въезжает в Лондон. После долгих лет пуританского засилья начинается новая эпоха, отмеченная небывалым разгулом нравов. Однако за видимой беззаботностью молодого монарха скрывается желание утвердить в Англии полноценную королевскую власть, не ограниченную парламентом, битву с которым проиграл его отец. Постепенно это противостояние будет усиливаться, лидеры оппозиции станут проводить массовую пропаганду среди жителей, пугая их ужасами католического засилья, которое, по их словам, обязательно случится, когда королем станет герцог Йоркский, а закончится эта война между Стюартами и парламентом Славной Революцией, когда первенство окончательно перейдет в руки Палаты Общин. Возможно, именно поэтому второе название фильма, под которым его выпустили в России, звучит как "Последний король".
На фоне этих и прочих политических перипетий, как то Англо-Голландские войны, эпидемия чумы 1665 года и Большой Пожар, год спустя уничтоживший две трети Лондона, министерство Кларендона и некрасивая история, приведшая к его опале, союзный договор с Францией, т.н. папистский заговор и т.д., показывается личная жизнь Карла и его окружения, упоминаются наиболее выдающиеся люди и события, составившие портрет эпохи Реставрации.
Необходимо отдать должное актерам, удачно подобранным и создавшим полнокровные, интересные и очень точные образы. И пусть Хелен Макрори значительно старше леди Каслмейн, Иэн Макдиармид недостаточно полный для Эдварда Гайда (зато какой это Гайд!..), Иаков II не красавец блондин, а небритый шатен, а Вильгельм Оранский, унаследовавший черты своего прадеда Генриха Наваррского, показан типичным круглолицым рыжеволосым голландцем, да и сам Руфус Сьюэлл гораздо привлекательнее, чем Карл II, который говорил про себя: "Какой же я урод!" ("What an ugly fellow I am!"). Все это мелочи, не стоящие внимания, тем более что ни один исторический фильм не может обойтись без недочетов. Главное, что мы видим живых людей, обуреваемых теми или иными страстями, мыслящих (или полностью лишенных разума :-)), действующих или плывущих по течению - в зависимости от тех или иных обстоятельств.
Очень приятно, что в сюжете нашлось место и для небольших анекдотических эпизодов, вроде чтения Рочестером его эпиграммы на короля (в присутствии самого Карла II), Нелл Гвин, которая, чтобы успокоить разбушевавшуюся толпу, принявшую ее за другую королевскую любовницу, француженку Луизу де Керуаль, забралась на карету и довольно оригинально переубедила ее, сорвав аплодисменты. В сцене представления Екатерины де Браганца мужу принцесса просит чай, на что Гайд отвечает: "В Англии этот напиток непопулярен, с дороги лучше освежает пиво" (переводчик даже не стал передавать это предложение своей госпоже, сочтя его неприличным :-)). Очень забавно смотрится эпизод, в котором молодая королева врывается в зал заседаний Тайного Совета и кричит по-португальски, что никогда не примет в свой штат любовницу Карла, Барбару Палмер.
Единственное, что не вызвало у меня восторга, так это то, как представлены французы. В этом вопросе англичане остаются англичанами, со всей их "пылкой" любовью к соседям. Вместо молодого мужественного красавца Людовика XIV мы видим старого страшилу с маккиавелиевскими замашками, по степени любви к белилам и помаде не уступающего своему братцу Филиппу. Герцог Орлеанский, несмотря на смазливость, вызывает одно лишь отвращение. Не пощадили и Генриетту-Марию, превратив ее в фанатичную католичку и отказав ей в самом малом намеке на материнские чувства (в фильме она отказалась прийти к постели умирающего Генри, который когда-то заявил ей, что не примет католичество; на самом же деле, ее тогда даже не было в Англии).
Художники по костюмам и декораторы потрудились на славу, а музыка просто чудесна. Жаль, что не выпустили саундтрек.
P.S. Канал "Культура" неоднократно показывал "Власть и страсть", правда, был вырезан ряд сцен - и не только любовного содержания, отчего фильм становится похож на неровно сшитое лоскутное одеяло (не совсем понимаю, какие непристойности обнаружили редакторы, например, в разговоре Карла и генерала Монка или же в сцене спора короля и герцога Йоркского, которому взбрело в голову развестись с первой женой). Впечатление портит также убийственный перевод, вернее, монотоннейшее чтение текста.
P.P.S. На диске среди бонусов наличествует часовой документальный фильм о жизни Карла II, охватывающий период с 1630 по 1660 гг., т.е. часть биографии "старого Раули", не показанную в сериале. В частности, рассказывалось о скитаниях Карла по Англии после поражения при Вустере (1651). Среди роялистов, приютивших молодого короля, было и католическое семейство Пэйлинов, одним из потомков которого является Майкл Пэйлин, бывший участник "Монти Пайтон", а ныне известный телеведущий.
P.P.P.S. Официальный сайт фильма:
http://www.bbc.co.uk/drama/charles/