On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение





Сообщение: 847
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.12.08 12:04. Заголовок: Жена и дети Якова I Стюарта (биографии и портреты)


Анна Датская (14 октября 1574—4 марта 1619) — королева Англии и Шотландии, жена короля Иакова I (VI). Анна была дочерью Фредерика II, короля Дании и Норвегии из Ольденбургской династии. В 1589 г. между Данией и Шотландией был заключен договор о браке принцессы Анны и молодого шотландского короля Иакова VI. Свадьба по доверенности состоялась в Копенгагене, и невеста отплыла в Шотландию. Однако из-за штормов в Северном море корабль был вынужден вернуться в Норвегию. Нетерпеливый жених снарядил шотландский флот и прибыл к Анне в Осло, где 23 ноября состоялась свадьба. Молодожены оставались во владениях датского короля до весны следующего года. 17 мая 1590 г. в Холирудском аббатстве Анна была коронована королевой Шотландии. Брак Иакова VI с представительницей датского королевского дома, одной из лидирующих протестантских династии Европы, значительно укрепил позиции короля в пресвитерианской Шотландии.

Анна Датская была очаровательной и жизнерадостной девушкой, однако по интеллектуальному уровню она не могла соответствовать королю-философу Иакову VI. Вскоре после брака отношения между супругами стали охлаждаться и в конце-концов они почти перестали встречаться. Тем не менее в период между 1594 и 1604 гг. Анна Датская произвела на свет семерых детей, из которых, правда, смерти в младенчестве избежали лишь трое: принцы Генрих, Карл и принцесса Елизавета.

Влияние Анны на королевский двор было достаточно значительными: благодаря ей при шотландском (а с 1603 г. английском) дворе установились куртуазные порядки, стали часто организовываться балы, театральные постановки, поощрялись поэты и музыканты, двор приобрел блеск и пышность. Это вызывало недовольство пресвитерианского духовенства, которое неоднократно критиковало королеву за пренебрежение к молитвам и слову божию. Негативное отношение еще более усилилось после перехода Анны в католичество. Из свиты королевы вышло много талантливых администраторов, которые затем успешно работали в высших государственных органах Англии и Шотландии.

Анна Датская скончалась в возрасте 44 лет, в 1619 г., в Хэмптон-Кортском дворце и была погребена в Вестминстерском аббатстве.


История Франции - моя страсть! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 14 [только новые]







Сообщение: 848
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.12.08 12:07. Заголовок: http://s40.radikal.r..



Анна в трауре по умершему сыну, 1612 год


Анна Датская


Анна Датская в 1605 году


Анна Датская, королева Англии и Шотландии

История Франции - моя страсть! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вдохновительница Фронды




Сообщение: 189
Зарегистрирован: 02.12.08
Откуда: Чехия, Прага
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.12.08 12:07. Заголовок: МАКСимка пишет: 17 ..


МАКСимка пишет:

 цитата:
17 мая 1590 г. в Холирудском аббатстве Анна была коронована королевой Шотландии



А разве она не была коронована еще и королевой Англии?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 849
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.12.08 12:08. Заголовок: http://s57.radikal.r..



Анна Датская, супруга Якова I


Королева Анна


Официальный портрет королевы

История Франции - моя страсть! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 850
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.12.08 12:09. Заголовок: графиня де Мей пишет..


графиня де Мей пишет:

 цитата:
А разве она не была коронована еще и королевой Англии?


Нет. Ведь Елизавета I была ещё на престоле.

История Франции - моя страсть! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 851
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.12.08 12:11. Заголовок: Генрих Фредерик Стюа..


Генрих Фредерик Стюарт ( 19 февраля 1594—6 ноября 1612), принц Уэльский (с 1610 г.), герцог Ротсей (с 1594 г.) — старший сын короля Англии и Шотландии Якова I (VI) и королевы Анны Датской.

Рождение принца Генриха в 1594 г. с энтузиазмом было воспринято роялистами Шотландии, поскольку до этого момента король Яков VI являлся последним представителем королевского дома Стюартов и его смерть привела бы к гражданской войне между различными шотландскими аристократическими семьями, претендующими на престол. При рождении Генрих получил титулы герцога Ротсея и графа Каррика, традиционные для наследников шотландской короны. После вступления Якова VI на престол Англии в 1603 г., Генрих был возведен в достоинство герцога Корнуоллского и принца Уэльского, впервые в истории соединив английские и шотландские титулы наследников престола.

Молодой принц Генрих отличался энергией и открытостью, что контрастировало с осторожным и замкнутым характером его младшего брата Карла. На него возлагались большие надежды, однако в 1612 г. в возрасте восемнадцати лет Генрих Стюарт скончался от тифа. Наследником английского и шотландского престолов (а с 1625 г. королем) стал младший брат Карл.

Генрих Стюарт погребен в Вестминстерском аббатстве.


История Франции - моя страсть! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 852
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.12.08 12:14. Заголовок: http://s49.radikal.r..



Генрих на седле


Генрих Фредерик Стюарт, принц Уэльский


Принц на охоте


Принц Уэльский

История Франции - моя страсть! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 853
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.12.08 12:20. Заголовок: Елизавета Стюарт (19..


Елизавета Стюарт (19 августа 1596—13 февраля 1662) — шотландская принцесса из рода Стюартов, чьи прямые потомки в 1714 г. основали Ганноверскую династию на английском престоле.

Елизавета была старшей дочерью короля Шотландии (с 1603 г. Англии) Якова VI (I) и его жены Анны Датской. Младший брат принцессы, Карл I, в 1625 г. унаследовал английский и шотландский престолы.

В 1605 г. участники Порохового заговора планировали убить короля Якова I и возвести на английский престол его девятилетнюю дочь Елизавету, чтобы обеспечить реставрацию католицизма в Англии. Заговор был раскрыт, а его организаторы казнены.

В 1613 г. Елизавета Стюарт вышла замуж за курфюрста Пфальца Фридриха V, лидера Евангелической унии немецких протестантских князей. Этот брак заложил основу прочного союза между Англией и протестантскими государствами Германии, игравшего важную роль в международных отношениях в Европе в XVII—XVIII веках. В 1619 г. Фридрих Пфальцкий был избран мятежными чешскими сословиями королем Чехии, что послужило поводом к началу Тридцатилетней войны. Правление Фридриха в Чехии было недолгим, уже в 1620 г. войска императора разбили чешскую армию в битве у Белой горы и изгнали Фридриха. Недолгий период правления в Чехии принес Елизавете Стюарт прозвище «Зимняя королева». После ряда поражений от имперских войск и оккупации Пфальца Фридрих V и Елизавета перебрались в Гаагу, где бывший чешский король скончался в 1632 г. Елизавета Стюарт осталась в Голландии, даже после того, как в 1648 г. ее сын Карл I Людвиг был восстановлен на престоле курфюршества Пфальцкого. После Реставрации Стюартов на английском престоле в 1660 г. Елизавета вернулась в Лондон, где в 1662 г. скончалась.



История Франции - моя страсть! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 854
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.12.08 12:22. Заголовок: http://s43.radikal.r..



Елизавета


Елизавета в 1613 году


Елизавета с сыном, 1615 год

История Франции - моя страсть! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 855
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.12.08 12:23. Заголовок: http://s57.radikal.r..



Елизавета Стюарт


Елизавета, 1606 год


Елизавета, королева Богемии

История Франции - моя страсть! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вдохновительница Фронды




Сообщение: 190
Зарегистрирован: 02.12.08
Откуда: Чехия, Прага
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.12.08 12:35. Заголовок: МАКСимка пишет: Нет..


МАКСимка пишет:

 цитата:
Нет. Ведь Елизавета I была ещё на престоле.



А, ну понятно тогда. Я на дату не посмотрела.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 2368
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 15
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.06.09 22:24. Заголовок: Ещё изображения коро..


Ещё изображения королевы Анны Датской:


1604 год








Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 2369
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 15
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.06.09 22:25. Заголовок: http://s46.radikal.r..







Анна, 1595 год


Яков I и Анна Датская


Яков I, Анна Датская и их сын Карл I


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 2973
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 16
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.09.11 19:31. Заголовок: Размещу сюда материа..


Размещу сюда материал про внучку Якова I.


В.С. Трофимова Женский голос в картезианстве XVII века: принцесса Елизавета Богемская


Вестник истории и философии КГУ. Серия «Философия». 2008. № 2

В статье рассказывается о жизни и деятельности выдающейся женщины-философа XVII века принцессы Елизаветы Богемской. Философские взгляды Елизаветы рассматриваются в связи с ее личным опытом. Особое внимание уделяется отношениям Елизаветы с Анной-Марией ван Шурман и Рене Декартом. Делается акцент на философской переписке Елизаветы и Декарта.

Первая половина XVII века в Европе была омрачена событиями Тридцатилетней войны (1618–1648). С перипетиями этой войны самым непосредственным образом оказалась связана судьба семьи курфюрста Фридриха V Пфальцкого. Он лишился короны Богемии в самом начале Тридцатилетней войны — в битве при Белой горе близ Праги в ноябре 1620 г. Его жена и дети вынуждены были отправиться в изгнание. Старшая дочь в этой семье была едва ли не самой замечательной из детей. Это принцесса Елизавета, родившаяся в Гейдельберге в 1618 году. Она носила имя своей матери, сестры английского короля Карла I Елизаветы Стюарт, прозванной «Зимней королевой». Елизавета Богемская-старшая после битвы при Белой горе отправилась в Гаагу. Ее старшая дочь отправилась в Бранденбург, где воспитывалась под надзором своей бабушки Луизы Юлианы, вдовы курфюрста Фридриха IV Пфальцкого. Все дети «Зимней королевы» получили прекрасное образование — изучали древние и современные языки, различные науки — многие впоследствии ярко проявили себя на разных поприщах. Принц Руперт прославился в качестве сторонника Карла I в период гражданской войны в Англии, а также занимался гравированием методом меццо-тинто; принцесса Луиза Голландская стала прекрасной художницей-портретисткой. Принц Карл Людвиг готов был оказать покровительство Спинозе, а младшая дочь «Зимней королевы» принцесса София стала другом Лейбница. Однако именно принцесса Елизавета больше всех интересовалась философией, знала шесть языков, в том числе латынь, и за свою ученость получила в семье прозвище «Гречанка». В 1633 году польский король Владислав IV стал просить руки Елизаветы, но от нее потребовали перейти в католичество. Елизавета отказалась. Она осталась при дворе матери в Гааге. Всю свою жизнь Елизавета чувствовала отвращение к придворным церемониям и условностям, однако, Голландия в то время была культурным и научным центром Западной Европы, и пребывание в Гааге давало принцессе возможность общаться с выдающимися учеными и философами.
К 1630-м годам относится знакомство Елизаветы с виднейшей ученой дамой того времени Анной-Марией ван Шурман. Шурман — философ, лингвист, поэтесса и художница — имела всеевропейскую известность, ее произведения переводили на другие европейские языки. Насчет обстоятельств и точной даты их встречи у биографов нет согласия. По мнению Джойс Ирвин, их познакомил богослов Андре Риве еще в 1632 году1. По версии биографа Шурман Уны Берч, они встретились в студии художника Герарда Хонтхорста, который некоторое время держал собственную школу живописи в своем родном городе Утрехте. Ни Шурман, ни Елизавета не стали выдающимися художницами, но совместное обучение у Хонтхорста заложило основу их крепкой дружбы. Наконец, по мнению Элизабет Годфри, биографа принцессы Елизаветы, они могли познакомиться в Лейденском университете, где Шурман нередко бывала. Годфри относит эту встречу к 1633 году. Шурман, которая была на 11 лет старше Елизаветы, рекомендовала своей подруге книги по истории и философии (см. письмо 1639 г.). В 1640 году в жизни Елизаветы происходит еще одна знаменательная встреча — встреча, во многом определившая место немецкой принцессы в европейской философии XVII века. Она познакомилась с Рене Декартом. Принцессу привлекли простота и глубина картезианской философии. К тому же, Декарт высоко ценил интеллектуальные способности женщин и считал их едва ли не лучшими своими ученицами.
Знаменитая переписка Декарта и пфальцграфини Елизаветы, принцессы Богемской, началась после публикации его «Размышлений о первоначальной философии» (Meditationes de prima philosophia, 1642). В первом же своем письме от мая 1643 года Елизавета задала французскому философу вопрос, касающийся соединения души и тела и самого понятия души: «…каким образом душа человека может побуждать телесные духи (esprits du corps) к выполнению произвольных действий (хотя она — всего лишь мыслящая субстанция). Ведь представляется, что любое побуждение к движению происходит вследствие толчка, направленного на находящуюся в движении вещь… или, иначе говоря, это происходит в зависимости от характера и очертаний поверхности последней. Для первых двух условий требуется соприкосновение, для третьего — протяженность. Вы полностью исключаете эту последнюю из Вашего понятия души, и мне представляется, что она несовместима с нематериальной вещью. Поэтому-то я и прошу у Вас определения души, более подробного, нежели в Вашей «Метафизике» [«Размышлениях о первоначальной философии» — В.Т.], а именно определения ее субстанции, отделенной от ее действия, то есть от мысли». В целом принцесса принимает дуализм Декарта и его метод разделения трудностей, о чем свидетельствует конец вышеуказанного письма — «рассматривая их [душу и мысль — В.Т.] порознь, мы можем получить более совершенную их идею» — но чувствует, что этот вопрос философ недостаточно осветил в своем произведении. Именно Декарт не дал Елизавете обратиться к скептицизму: «Я отчаюсь обрести уверенность в чем-либо на свете, если ее не дадите мне Вы, единственный, кто помешал мне стать скептиком».
В 1640-е гг. Елизавете представилась возможность проверить теорию своего учителя на практике. Ее братья во главе с Рупертом воевали в Англии; в 1645 г. ее брат Эдуард женился на маркграфине Анне Гонзага и перешел в католичество. Вследствие всех этих огорчений Елизавета серьезно болеет. В письме, датированном 18-м мая 1645 года, Декарт пишет по поводу ее недомогания: «Я понял… что Ваше высочество страдали медленной лихорадкой, сопровождавшейся сухим кашлем, и что после пяти- или шестидневного перерыва болезнь возвратилась к Вам, однако за [пятнадцать-шестнадцать дней] Ваше высочество стали чувствовать себя лучше… Наиболее распространенной причиной медленной лихорадки бывает печаль». Философ считает, что Елизавета должна отрешиться «от всякого рода печальных мыслей, а также от любых серьезных размышлений на научные темы», и отдохнуть на лоне природы, внушая себе, что у нее «нет никаких мыслей». Но принцесса не может забыть о материнских долгах, о не-удачных для правителей Пфальца переговорах об окончании Тридцатилетней войны. Она называет себя не настолько разумной, как сам Декарт, но и не настолько неразумной, чтобы «находить общие радости с теми, с кем вынуждена жить». От метафизических размышлений Елизавета переходит к этике: «Познание бытия Бога и его атрибутов может дать нам утешение в тех наших бедах, что проистекают из обычного хода природы и из установленного в ней Богом порядка… однако это познание не объясняет зла, причиняемого нам людьми, чья воля представляется нам совершенно свободной, и одна только вера может нас убедить в том, что Бог озабочен руководством человеческими волеизъявлениями и что он предопределил судьбу каждого из нас еще до сотворения мира… Как соразмерить несчастья, которые мы взваливаем на себя ради общества, с долженствующим проистекать из этого благом без того, чтобы это зло казалось нам тем большим, чем отчетливей представляется нам его идея? И каким правилом должны мы руководствоваться для сравнения столь по-разному известных нам вещей, как наши собственные заслуги и заслуги тех, с кем мы живем? Заносчивая натура всегда перетянет чашу весов, тогда как скромный человек оценит себя ниже своих заслуг». Елизавета снова обращается к картезианскому методу, в частности, к его энумерации или индукции: «Дабы извлечь пользу из частных истин, о которых Вы пишете, необходимо точно знать все страсти и интересы, большинство из которых неощутимы». Ее главной проблемой остается — как со-вместить неразумные придворные обязанности и разумную добродетельную жизнь: «Наблюдая обычаи страны, в коей мы обитаем, мы обнаруживаем иногда весьма неразумные нравы, которым, однако, необходимо следовать, дабы избежать еще больших неполадок… С тех пор как я здесь нахожусь, я набралась довольно горького опыта… я связана необходимостью уступать бесцеремонным законам вежливости, заведенным для того, чтобы я не наживала врагов».
Утешение и поддержка Декарта, который подчеркивал, что Елизавете удается совмещать и нехарактерную для представительниц ее пола научную деятельность, и помощь родным и близким, не могли быть защитой от несчастий, то и дело обрушивавшихся на ее семью. В июне 1646 года брат Елизаветы Филипп убивает прямо на улице французского дворянина маркиза д’Эпине. Ходили слухи, что этот француз волочился за Елизаветой Богемской-старшей и за принцессой Луизой. Известный историк и собиратель анекдотов Таллеман де Рео приписывал идею напасть на д’Эпине принцессе Елизавете: «Ходит слух, будто девица [Луиза] забеременела и отправилась рожать в Лейден, ибо иначе об этом пошли бы толки. Принцесса Елизавета, девушка добродетельная, обладавшая весьма незаурядными познаниями и гораздо более миловидная, чем Луиза, не могла стерпеть, что ее мать, королева Богемии, относится благосклонно к человеку, нанесшему такое оскорбление их дому. Она подстрекнула своих братьев напасть на него; но Курфюрст ограничился тем, что сбил с головы л’Эпине шляпу, когда тот, прогуливаясь как-то пешком, накрылся по приказу королевы, поскольку накрапывал дождь. А самый млаший из братьев, по имени Филипп, воспринял это оскорбление острее других и однажды вечером… напал на л’Эпине»; затем Таллеман сообщает, что в тот раз их удалось разнять, однако, спустя некоторое время Филипп вместе с восемью или десятью англичанами снова напал на д’Эпине среди бела дня, и на сей раз тот был убит.
Принца Филиппа изгнали из Гааги, а Елизавета, заподозренная в соучастии (хотя, судя по версии Таллемана де Рео, она не имела целью убить д’Эпине), уехала в Германию. Родственники приняли ее очень тепло, она радовалась их любви к ней. Осенью того же года Елизавета посылает Декарту «Государя» Н. Макиавелли — интересно, что именно благодаря своей молодой ученице французский философ впервые познакомился с этой знаменитой книгой. Вскоре пребывание в Германии утомило Елизавету. В одном из писем Декарту она жаловалась, что только книги не дают ей отупеть.
Переписка Елизаветы с Декартом касалась не только метафизических, физиологических и этических вопросов, но и математических задач. Декарт высоко оценивал способности принцессы к геометрии и говорил, что «единственный ум», которому доступны и математические, и метафизические истины — это ее собственный6.
В отношениях Елизаветы и ее старой подруги Анны-Марии ван Шурман к середине 1640-х годов произошло охлаждение. Как показывает письмо Шурман Елизавете от января 1644 года, голландская мыслительница выше всех философов ставит Св. Августина и Аристотеля и придерживается системы схоластиков, а к новым системам — в том числе и к картезианству — относится с подозрением. Елизавета, в свою очередь, хотя и написала в одном из писем Декарту весной 1646 года, что опыт в ее придворной жизни помогает ей лучше разума, твердо держалась картезианства.
К 1649 году у Декарта появилась идея познакомить принцессу Елизавету с другой своей ученицей и покровительницей — королевой Кристиной Шведской. По мнению Куно Фишера, французский философ надеялся «использовать могущественное влияние Швеции к выгоде Елизаветы и ее дома». Тем не менее, встреча двух царственных особ так и не состоялась. Осенью Декарт отправился в Швецию. Елизавета надеялась, что он не задержится там надолго, и выражала свое удовлетворение его лестным отзывом о шведской королеве: «Такое описание… заставляет меня ценить себя более, чем я делала это раньше… Образ столь одаренной женщины… избавляет наш пол от обвинений в глупости и слабости, которые налагают на нас господа педанты». Это нечастое в письмах принцессы Елизаветы высказывание в защиту женского пола свидетельствует о ее озабоченности тем, какое место предназначалось женщинам в интеллектуальном пространстве Европы XVII века. По Вестфальскому миру 1648 года старший брат Елизаветы Карл Людвиг был восстановлен в своих наследственных правах и стал правителем Пфальца. В феврале 1650 года в Швеции скончался Рене Декарт.
В начале 1650-х годов принцесса Елизавета вернулась в свой родной город Гейдельберг и поселилась при дворе Карла Людвига. К концу 1651 года вновь открылся Гейдельбергский университет. После смерти Декарта принцесса Елизавета находила утешение в общении с учеными и в философских диспутах. По мнению Куно Фишера, «Елизавета первая посеяла семена картезианской философии как в Берлине, так и в Гейдельберге, и если Карл Людвиг много лет спустя хотел пригласить философа Спинозу в Гейдельберг (1673), то только потому, что знал, что Спинозе принадлежит лучшее изложение учения о принципах Декарта». Помимо философии принцесса продолжала играть роль старшей сестры, устраивала будущее своих младших сестер, принимала участие в государственных делах. 1650-е годы, по всей видимости, были довольно счастливыми для нее. В 1658 году сестра Елизаветы Луиза переходит в католичество и становится аббатисой Мобюиссонского монастыря. Решение Луизы путает планы ее старшей сестры, которая хотела, чтобы та отправилась в качестве помощницы настоятельницы в протестантский монастырь в Герфорде. Герфордское аббатство в Вестфалии — интересное явление в религиозной жизни Германии. Оно было основано Людовиком Благочестивым в 939 году, а с 1565 года его аббатисы избирались только из числа лютеранок. Аббатиса Герфордского монастыря имела право голоса в рейхстаге и управляла не только аббатством, но и прилежащими территориями с населением около 7000 человек.
После обращения Луизы Елизавета стала подумывать о месте помощницы настоятельницы для самой себя. В то время аббатисой была ее кузина, которая, по-видимому, опасалась появления Елизаветы в Герфорде — боялась, что та будет проводить нежелательные реформы. Принцесса уверяла ее, что не собирается делать ничего подобного. Наученная горьким опытом своей семьи, она считала, что «восстановление мира и порядка является самым мудрым деянием».
В 1662 году Елизавета становится помощницей настоятельницы, а в 1667 году — аббатисой Герфордского монастыря. Исследователи расходятся в оценке той роли, которую сыграла принцесса в жизни обители. Одни считают, что «она превратила его не в суровый монастырь, а в свободную философскую академию и в убежище для ученых людей всех наций, всякого вероисповедания и всякой секты». Куно Фишер называет подобное мнение «выдумкой» и утверждает, что философские интересы принцессы «были отодвинуты на задний план религиозными интересами, постепенно овладевшими ее душою после стольких тяжелых ударов судьбы и стольких потрясений». Елизавета, действительно, искала опору в религии, но, по-видимому, так и не нашла ее. Совсем незадолго до смерти она признавалась своему новому другу, знаменитому квакеру Уильяму Пенну: «Я совершенно неспособна учить других, ведь меня саму не наставляет Господь». Елизавета испытывала живой интерес к религиозным сектам, в частности, к лабадистам и квакерам. В 1670 году она дала при-ют своей старой подруге Анне-Марии ван Шурман, которая попросила для себя и своих собратьев-лабадистов убежища в Герфорде. Елизавета проявила свойственную ей самостоятельность в принятии решений и пригласила Шурман и ее сподвижников к себе. Она считала, что столь ревностные христиане, как лабадисты, будут служить прекрасным примером для жителей Герфорда. Елизавета старалась развеять неблагоприятные для лабадистов слухи, подчеркивая, что их образ жизни «благочестивый и образцовый», а сами они «люди честные и достойные, обладающие здравым смыслом и рассудительностью»; к тому же, они вносят полезный вклад в экономику города. Тем не менее, герфордцы не согласились с мнением аббатисы и начались раздоры. В 1672 году Шурман и ее товарищи покинули Герфорд.
Однако интерес принцессы Елизаветы к религии не означал отсутствия интереса к науке и философии. Из письма к Т. Хааку от мая 1665 года следует, что она продолжала популяризировать учение Декарта, передавая письма покойного учителя, касающиеся геометрии, кембриджскому платонику Генри Мору. В своем послании Елизавета просит Хаака прислать ей экземпляр «Философских записок» — журнала Лондонского Королевского Общества, который только в том году начал выходить в свет, и проявляет живой интерес к опытам Роберта Бойля и новому микроскопу. Хотя письмо Хааку отправлено из Берлина, к 1665 году Елизавета уже выбрала Герфордское аббатство в качестве своего постоянного местопребывания. Ученице Декарта удавалось совмещать и религиозность, и увлечение философией.
Пфальцграфиня Елизавета, принцесса Богемская, умерла в Герфорде в 1680 году. Люди, знакомые с ней, неизменно отзывались о ней с восхищением и симпатией. В конце жизни он произвела сильное впечатление на Уильяма Пенна. Лейбниц говорил, что принцесса Елизавета «столь же высока по своему уму, как и по рождению». Старинная подруга Елизаветы Анна-Мария ван Шурман отозвалась о ней в своей автобиографии «Правильный выбор»: «Должно быть, сорок лет прошло с тех пор, как, презрев фривольности и суетность других принцесс, она обратила свой разум к благородному изучению самой возвышенной науки; ее привлекла во мне общность вкусов и интересов, и она выказывала свою приязнь как во время своих визитов, так и в своих письмах… Воспоминания о моей прошлой жизни пробудили в ней старую дружбу… она написала мне, предложив убежище».
Наконец, сам Декарт в посвящении к «Первоначалам философии» сказал, обращаясь к своей ученице, такие слова: «Сиятельная государыня, я извлек величайший плод из сочинений, выпущенных много ранее в свет, благодаря тому, что Ты изволила их просмотреть и они обеспечили мне доступ к Тебе и знакомство с Тобою; при этом мне открылись такие Твои дарования, что я считаю своим человеческим долгом явить их векам в качестве образца… ни требования придворной жизни, ни привычное воспитание, обыкновенно обрекающее девушек на невежество, не смогли воспрепятствовать Твоим занятиям всеми благородными науками и искусствами. Далее, высокая и несравненная проницательность Твоего ума очевидна из того, что Ты глубоко заглянула в тайны этих наук и в кратчайший срок тщательно во всем этом разобралась… Когда я наблюдаю столь многообразное и совершенное знание всех вещей не у гимнософиста, старика, имевшего в распоряжении многие годы для созерцания, а у девушки-правительницы, своим обликом и летами напоминающей не столько воительницу Минерву или какую-либо из Муз, сколько Хариту, я не могу не отдаться во власть величайшего восхищения. Наконец, как я замечаю, не только в отношении любознательности, но и с точки зрения силы воли не остается ни одного качества, требуемого для абсолютного и высокого знания, которое не сияло бы в Твоем нравственном облике. Ведь в нем явно проступает выдающаяся, величественная доброта и кротость, кою несправедливости судьбы постоянно ранят, но никогда не выводят из терпения и не ломают». Принцесса Елизавета Богемская — одна из самых известных и самых ярких женских фигур в европейской философии и культуре XVII века. Ее роль в распространении картезианства в Европе, религиозная терпимость выделяют ее на фоне других ученых женщин этого времени. Однако долгое время Елизавета оставалась в тени своего знаменитого учителя. Ее письма до недавнего времени оставались неопубликованными, да и сейчас значительная часть ее корреспонденции разбросана по европейским библиотекам и архивам. Между тем, пфальцграфиня Елизавета, принцесса Богемская, является одной из самых значительных женщин-философов XVII века.







Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 3629
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 18
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.02.12 23:17. Заголовок: Генеалогическое древо Якова I

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
         
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  4 час. Хитов сегодня: 34
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



"К-Дизайн" - Индивидуальный дизайн для вашего сайта