On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
МАКСимка





Сообщение: 3883
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 21
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.10 23:35. Заголовок: Янсенизм. Яркие представители (начало)


Янсенизм и его яркие представители (продолжение-1):

http://richelieu.forum24.ru/?1-12-0-00000070-000-0-0<\/u><\/a>



Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 37 , стр: 1 2 All [только новые]


Amie du cardinal





Сообщение: 1119
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.04.10 23:08. Заголовок: Оказывается, существ..


Оказывается, существует национальный музей Пор-Рояль- де- Шан. Сайт музея



Это рисунок Филиппа де Шампаня, изображающий монастырь со стороны пруда. И фото того, что осталось от пруда сейчас.

Спасибо: 0 
Профиль
МАКСимка





Сообщение: 4506
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 25
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.04.10 22:41. Заголовок: "Пор-Рояль и сла..


Спасибо: 0 
Профиль
Amie du cardinal





Сообщение: 1258
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.04.10 16:30. Заголовок: http://jpe.ru/1/max/..




Мать Анжелика Арно. Портрет работы Филиппа де Шампеня

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Жаклин Мари Анжелика Арно ( 8 сентября 1591 — 6 августа 1661), дочь Антуана Арно, французский религиозный деятель XVII века, настоятельница монастыря Пор-Рояль.

Третий ребёнок и вторая дочь известного парижского адвоката Антуана Арно и Катрин Мерайон. В многодетной семье Арно было много дочерей: старшую, Катрин, ждало замужество и светская жизнь, двух следующих — Жаклин и Жанну родители предназначили для монастырской жизни. Арно, используя свои связи и расположение короля Генриха IV к себе и своему свёкру — адвокату Симону Мерайону, добился для дочерей духовных должностей. Семья Арно преодолела возрастные ограничения, налагаемые церковью — девочкам было чуть более семи и пяти лет. Жаклин получила место помощницы настоятельницы (коадъютриссы) Пор-Рояля, а Жанна, ставшая матерью Агнессой, — настоятельницы аббатства Сен-Сир.

На время своего послушничества Жаклин была отправлена в аббатство Мобюиссон, где в то время настоятельницей была Анжелика д’Эстре, сестра Габриэль. 29 сентября 1600 года принимает имя Анжелика. 16 июля 1602 года (девочке не исполнилось и одиннадцати лет), после смерти настоятельницы Жанны Булеар, стала аббатиссой монастыря Пор-Рояль.

Тринадцать монахинь монастыря не слишком строго исполняли обеты и даже участвовали в городских карнавалах. Исповедник был необразован, редко читал проповеди, монахини причащались лишь по большим праздникам. Через несколько лет молодая настоятельница посчитала, что неспособна управлять обителью и решила покинуть монастырь. Ей помешала болезнь, а после выздоровления, повинуясь уговорам родителей, Анжелика осталась в Пор-Рояле.

В 1608 году под влиянием проповеди бродячего монаха-францисканца, мать Анжелика решила реформировать монашескую жизнь Пор-Рояля в сторону большего аскетизма и набожности. А в 1618 году мать Анжелика была приглашена для проведения реформ в аббатство Мобюиссон. Там она познакомилась с Франсуа де Салем и хотела, оставив свою должность, вступить в Орден визитанток, основанный им и Иоанной де Шанталь. Однако сам Франсуа де Саль отговорил её от ухода в полное затворничество. В 1625 году в общине Пор-Рояль насчитывалось уже восемьдесят монахинь. В 1626 году мать аббатиссы, Катрин Мерайон, купила для «сестёр святого Причастия» (так теперь звались монахини общины) отель в парижском пригороде Сен-Жак. Сёстры переселились в Париж, так как в загородном Пор-Рояле, окружённом болотами, многие монахини болели малярией. В парижском Пор-Рояле воспитывались и светские пансионерки, в том числе будущая польская королева Мария Гонзага. Мать Анжелика, не обращая внимания на высокое положение этих пансионерок, была строга к ним.

Оплотом янсенизма и одним из важнейших духовных центров страны Пор-Рояль стал с 1636 года, когда во главе его встал Сен-Сиран, знакомый с Анжеликой Арно с 1623 года и ставший после епископа Лангра Себастьяна Заме её духовником. При загородном Пор-Рояле образовалась группа отшельников, состоявшая из дворян, военных, крестьян, учёных, оставивших свет, но не принявших монашеские обеты. Во главе отшельников Пор-Рояля стоял брат Анжелики Арно Антуан. К 1648 году, когда болота вокруг Пор-Рояля были осушены, парижский архиепископ разрешил многим монахиням вернуться в загородный Пор-Рояль.

При Пор-Рояле для детей от четырёх до восемнадцати лет были открыты янсенистские «малые школы» с рациональными методами обучения и с существенными отличиями в вопросах воспитания от иезуитских колледжей. В собственной типографии для школ печатались учебники, написанные отшельниками Пор-Рояля — Лансло и Арно. Теоретик педагогики, Лансло, был главным организатором «малых школ» и разработчиком новой методики для изучения латинского, греческого, испанского, итальянского языков. Совместно с Арно Лансло составил «Общую и систематическую грамматику». Одним из учеников пор-рояльских школ был Расин, написавший впоследствии «Историю Пор-Рояля».

Противница публичной полемики янсенистов с Орденом иезуитов, разгоревшейся во второй половине 1650-х годов, считавшая вместе с А. Сенгленом, что истина должна защищаться только смирением и послушанием, мать Анжелика проявила твёрдость характера в 1661 году, отказавшись подписать формуляр осуждения пяти положений из книги Янсения «Августин».

Посвященный матери Анжелике сайт.

Спасибо: 0 
Профиль
Amie du cardinal





Сообщение: 1259
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.04.10 16:49. Заголовок: http://jpe.ru/1/big/..




Антуан Сенглен. Портрет работы Филиппа де Шампеня. 1646 год

Антуан Сенглен (Singlin) - французский проповедник (умер в 1664 г.), духовник Пор-Рояля, пользовавшийся чрезвычайным авторитетом: Арно преклонялся перед ним, Паскаль повергал на его суд все свои сочинения до печати. Написал "Instructions chrétiennes" (1671, 2 изд., 1736, с биографией автора, написанной аббатом Гуже)

Спасибо: 0 
Профиль
МАКСимка





Сообщение: 4589
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 26
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.05.10 10:19. Заголовок: Amie du cardinal пиш..


Amie du cardinal пишет:

 цитата:
СЕН-СИРАН (Saint-Cyran) (наст. имя Дювержье де Оранн) (1581-1643) - аббат, французский католический богослов, один из основателей янсенизма. Изучая богословие в Лувене, подружился с К. Янсением и стал его последователем. В 1620 получил аббатство Сен-Сиран, жил главным образом в Париже. Завязал тесные отношения с семейством Арно и стал во главе общины Пор-Рояля. В 1638 был арестован по приказу Ришелье, после смерти которого освобожден (1642).(БЭС)



Аббат де Сен-Сиран похоронен в церкви Сен-Жак в Париже:

Экстерьер:





Интерьер:









Могила Сен-Сирана:



Плакаты в церкви, которые характеризуют её историю, связанную во многом и с янсенистами:








Спасибо: 0 
Профиль
МАКСимка





Сообщение: 4591
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 26
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.05.10 10:31. Заголовок: Amie du cardinal пиш..


Amie du cardinal пишет:

 цитата:
Блез Паскаль



Могила Блеза Паскаля в церкви Этьен дю Мон:






Бюст Блеза Баскаля в Сен Этьен дю Мон


Спасибо: 0 
Профиль
Amie du cardinal





Сообщение: 1271
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.05.10 19:15. Заголовок: В книге Монтерлана (..


В книге Монтерлана (Анри де Монтерлан Мертвая королева и др. пьесы. Гиперион, 2003) содержится много сведений о янсенистах. В частности, упоминается о баскском происхождении аббата Сен-Сирана, который был родом из южнофранцузского города Байонны, в историческом прошлом относившегося к Стране Басков.

Также рассказывается о посмертном раздроблении тела Сен-Сирана на мелкие кусочки по настоянию матери Анжелики. Сердце хранилось в Пор-Рояле -в -Полях, внутренности - в парижском монастыре, руки - у самой матери Анжелики, оставшееся тело - в церкви Св.Жака.


Спасибо: 1 
Профиль
Amie du cardinal





Сообщение: 1316
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.05.10 21:18. Заголовок: http://jpe.ru/1/big/..




Филипп де Шампень Малая трапеза (Тайная вечеря) 1648 год Лувр

Считается, что на этой картине Шампень запечатлел в виде апостолов всех видных деятелей Пор-Рояля.

Спасибо: 0 
Профиль
МАКСимка





Сообщение: 4736
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 27
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.05.10 21:28. Заголовок: Amie du cardinal пиш..


Amie du cardinal пишет:

 цитата:
Считается, что на этой картине Шампень запечатлел в виде апостолов всех видных деятелей Пор-Рояля.


А возможно ли различить, кто есть кто?


Спасибо: 0 
Профиль
Amie du cardinal





Сообщение: 1317
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.05.10 00:15. Заголовок: МАКСимка пишет: А в..


МАКСимка пишет:

 цитата:
А возможно ли различить, кто есть кто?



Мне вообще-то трудновато. Крайний справа смахивает на Сен-Сирана. Похоже, по правую руку от Христа Антуан Леметр. Не ошибусь, если предположу, что большая часть изображенных имеет фамилию Арно. Надо поискать где-нибудь расшифровку этой художественной загадки.

Спасибо: 0 
Профиль
Amie du cardinal





Сообщение: 1318
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.05.10 00:20. Заголовок: Биография Антуана Ар..

Спасибо: 0 
Профиль
Amie du cardinal





Сообщение: 1319
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.05.10 00:25. Заголовок: http://jpe.ru/1/big/..




Видный янсенист Пьер Николь

Спасибо: 0 
Профиль
Amie du cardinal





Сообщение: 1320
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.05.10 12:21. Заголовок: http://jpe.ru/1/big/..




Луи-Исаак Леметр де Саси (1613 - 1684) Портрет кисти Филиппа де Шампеня



Антуан Арно (1560-1619) Портрет кисти Филиппа де Шампеня. Тот самый адвокат, отец двадцати (!) детей, из которых выжило только десять.



Антуан Леметр (1608 - 1658) Портрет кисти Филиппа де Шампеня и гравюра Шарля Симонно по этому портрету. Помните, уходом именно этого молодого талантливого юриста от светской жизни и карьеры под влиянием янсенистов возмущался Ришелье.

Спасибо: 0 
Профиль
Amie du cardinal





Сообщение: 1321
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.05.10 19:18. Заголовок: С 1650-х годов худо..


С 1650-х годов художник все теснее сближается с монастырем Пор-Рояль, центром янсенизма - религиозно-общественного движения, возникшего во Франции на основе учения голландского богослова Корнелия Янсения. В янсенизме было много ограниченного, сектантски замкнутого, порождавшего ханжество и нетерпимость. Но янсенизм привлекал многих деятелей французской культуры как одна из своеобразных, хотя и пассивных, форм оппозиции абсолютистскому режиму, ортодоксальному католицизму и засилью иезуитов. Деятельность общины преследовалась правительством, в начале XVIII столетия монастырь был закрыт. Суровый дух Пор-Рояля с его идеалами самоусовершенствования, аскетической морали и благочестивой жизни, видимо, был внутренне близок натуре Филиппа де Шампеня. Его полные сдержанности и неприкрашенной правды портреты крупнейших представителей янсенизма и руководителей общины - членов многочисленной семьи Арно - духовно содержательны при строгой внешней простоте. Один из лучших - луврский портрет Арно д'Андильи (1650). (с сайта "История искусств")



Филипп де Шампень. Портрет Арно д'Андильи (1589-1674). 1650. Париж. Лувр

Спасибо: 0 
Профиль
Amie du cardinal





Сообщение: 1322
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.05.10 19:24. Заголовок: Семья Арно. Генеалог..

Спасибо: 0 
Профиль
Amie du cardinal





Сообщение: 1704
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 11
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.10.10 01:13. Заголовок: http://www-img.fitzm..




Один из знаменитых пор-рояльских отшельников - полководец Луи де Понти (1578(83?) - 1670), который 56 лет жизни отдал армии, служа при Генрихе IV, Людовике XIII и Людовике XIV.

Спасибо: 0 
Профиль
Amie du cardinal





Сообщение: 1705
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 11
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.10.10 01:31. Заголовок: Борис Тарасов Паскал..


Борис Тарасов Паскаль Отрывки их книги.

В Пор-Рояле

Пор-Рояль принадлежал к числу тех многочисленных монастырей Франции, которые к началу XVII века проникались духом католического «возрождения», возникшего как реакция на лютеранство и кальвинизм и отмеченные ими недостатки в католической церкви, как противодействие гуманистическому Возрождению. А недостатков, действительно, было хоть отбавляй. Как известно, вследствие больших бенифициев должности высшего духовенства зачастую считались выгодным местом, желаемой карьерой и источником благополучия. Нередко их получали люди сугубо светские, ведшие жизнь феодалов, дипломатов, элегантных куртизанов и т. п., за чисто мирские заслуги. Некоторым из них эти должности были уготованы по наследству еще с пеленок. Назначаемые такими людьми приходские священники иногда не умели читать и писать, не понимали даже смысла того, что сами проповедовали. «Если бы, – отмечал известный в это время кюре Бурдуаз, описывая плачевное состояние приходских храмов, – какой-нибудь язычник из Японии увидел одну из деревенских церквей – бедную, грязную, полуразрушенную, – она ему показалась бы более пригодной для размещения животных...»

Не лучше обстояло дело и в среде некоторых орденов черного духовенства: монахи не исполняли обетов, нередко впадали в разгул.

Все это вызвало возмущение и противодействие со стороны ревнителей католической церкви, искавших пути ее укрепления. Одним из самых известных среди них был кардинал Берюлль, основавший конгрегацию священников, которая по замыслу должна была давать пример совершенного исполнения обязанностей для белого духовенства и ничем не отличаться в этом отношении от самых суровых монашеских орденов. Капуцины подчеркивали в своей деятельности нищенствование, картезианцы – затворничество, иезуиты – повиновение и т. д., а новая конгрегация, считал Берюлль, должна выделяться особой внутренней любовью к Иисусу Христу. К середине XVII века успехи подобных начинаний были уже весьма значительны; среди прочих громких определений историки называют XVII столетие во Франции «веком святых». Перед смертью Сен-Сиран замечал, что священниками становились даже люди, питавшие ранее отвращение к духовенству.

Большие реформы производились и среди монашеских орденов. В них постепенно восстанавливался дух первоначальной строгости, к тому же в первой половине XVII века появилось большое количество новых монастырей (например, в Париже оно утроилось), неузнаваемо изменявших облик городов.
2

Основание Пор-Рояля, расположенного в шести лье от Парижа, в узкой долине, окруженной со всех сторон лесами, восходит к 1204 году. Пор-Рояль буквально означает «пристанище короля». Легенда гласит, что заблудившийся однажды на охоте Филипп-Август обрел в этой долине спасительное убежище и был там найден своими слугами и придворными. Монастырь принадлежал ордену бенедиктинцев. Его расположение отвечало правилам основателя, который согласно историческому преданию всегда устраивал свои монастыри в глухих местах, скрывавших вид мира и открывавших только вид неба. Поначалу расположение и дух Пор-Рояля вполне соответствовали друг другу: исполнение монашеских обетов было строгим и точным, дисциплина – неукоснительной.

Но с течением времени картина менялась, а к концу XVI века и вовсе стала резко отличаться от первоначальной...

Историческая судьба Пор-Рояля в XVII столетии тесно связана с семейством Антуана Арно, члены которого составили своеобразное ядро этой обители. Антуан Арно, овернец по происхождению, был прославленным парижским адвокатом. Особенно много шума наделала его защитительная речь от имени Парижского университета, связанная с покушением на жизнь Генриха IV и направленная против иезуитов. Хотя иезуиты добились того, чтобы дебаты не имели публичного характера, народ толпился у закрытых дверей здания суда, ожидая решения. Опытный адвокат блестяще обыграл все эти обстоятельства, усугублявшие злонамеренную вину иезуитов, красноречиво заклеймив их скрытность и двурушничество. Эта речь сыграла определенную роль в изгнании иезуитов за пределы Франции после нового покушения на жизнь короля в 1594 году. Они не прощали подобных выпадов и впоследствии не раз стремились тем или иным способом навредить потомкам смелого и речистого оратора...

Знаменитый адвокат породил двадцать детей, из которых в живых осталось десять. Преобладали девочки, и Антуану Арно часто приходилось задумываться об их устройстве. Старшей дочери предназначалось замужество и светская жизнь, а для двух следующих отец решил добыть духовные должности в монастырях. Несмотря на протесты детей и формальные церковные затруднения, связанные с возрастом (одной девочке было семь с половиной, а другой – пять с половиной лет), решение было осуществлено. Дочь Жаклина, ставшая матерью Анжеликой, получила место коадъютрисы(* Помощница настоятельницы) в Пор-Рояле, а через несколько лет, в 1602 году, когда ей не было еще и одиннадцати лет, стала здешней аббатисой. (Ее сестра Жанна, названная матерью Агнессой, возглавила аббатство Сен-Сир.)

В эти годы в монастыре не наблюдалось очевидного беспорядка, как иногда случалось ранее, но отсутствовали набожность и строгое исполнение обетов, царившие в старые времена: монах-исповедник плохо знал катехизис и редко произносил проповеди; тринадцать монахинь, находившиеся в монастыре, причащались лишь по большим праздникам, они с удовольствием участвовали в карнавалах, во время которых носили по светскому обычаю перчатки и маски. Такое положение вещей оставалось и при юной аббатисе. Через несколько лет мать Анжелика испытала острый душевный кризис: она считала себя неспособной к управлению Пор-Роялем и решила убежать из монастыря. Однако этому намерению не суждено было осуществиться из-за серьезной болезни, а после лечения родители уговорили ее не оставлять своих обязанностей. Анжелика смирилась. Так прошел еще один год, а в 1608 году у Анжелики под воздействием проповеди некоего бродячего капуцина созрел план реформы Пор-Рояля, который вскоре стал энергично претворяться в жизнь.

К 1625 году число монахинь увеличилось до восьмидесяти, и вся община, получившая названия «сестер св. Причастия», в 1626 году переместилась в парижское предместье Сен-Жак, где для ее членов был куплен и специально переоборудован дом (в 1648 году с разрешения парижского архиепископа многие монахини перешли снова в загородный Пор-Рояль, и оба дома представляли одно аббатство). В Париже к монастырю присоединились многие знатные дамы (в том числе Мария де Гонзаг – будущая польская королева), которые пребывали там в качестве светских пансионерок. В отличие от монахинь подобные пансионерки часто забывали о том, где они находятся, и увлекались дворцовыми интригами, политикой, развлечениями. Строгая Анжелика Арно, не смущавшаяся перед титулованными особами («короли и королевы ничто перед Богом, и суетность их состояния вызывает скорее Его отвращение, нежели любовь»), стремилась «разделить этих дам, которые вместе портят друг друга. Прически, драгоценности, наряды всегда появляются в их беседах, а это не разрешено в христианских разговорах».
3

С середины тридцатых годов, когда главой монастыря стал Сен-Сиран, Пор-Рояль превратился в основной оплот янсенизма. В это время при загородном Пор-Рояле образовалась мужская группа отшельников (здесь можно было встретить знатных дворян и судей, ученых теологов и простых крестьян, врачей и военных), возглавляемая Антуаном Арно, сыном многодетного адвоката, и его племянниками. Наиболее известные из них – Леметр, Антуан Арно, Николь, Лансло. Всех их Паскаль близко узнал в стенах Пор-Рояля. Одним из первых отшельников стал Леметр, племянник Анжелики Арно. Леметр уже в двадцать один год был знаменитым парижским адвокатом, снискавшим широкую популярность. Парламентская палата заполнялась битком, когда он произносил речи, и проповедники, боясь пустых кафедр, шли слушать его и учиться красноречию. Сегье при вступлении на должность канцлера поручил ему произнести три торжественные речи в трех разных местах (в парламенте, королевском совете и палате сборов). Эти речи, вспоминал современник, очаровывали тем более, что, несмотря на одинаковую тему, оказались совершенно непохожими. Канцлер был в восторге и в дальнейшем оказывал Леметру всемерное попечение. Слава Леметра становилась настолько громкой, что некоторые считали ее предпочтительнее славы Ришелье. Молодой адвокат собирался жениться, перед ним открывались широкие перспективы, как вдруг все разом изменилось: в его душе произошел тот же самый нравственный переворот, какой в эту эпоху переживали многие современники Блеза Паскаля. Еще месяц Леметр адвокатствовал, но уже без всякого интереса к делу. Ришелье выказал недовольство, теряя такого адвоката, Сегье посчитал его сумасшедшим, когда тот отказался и от предлагаемых церковных бенефициев. «Монсеньёр, – отвечал Леметр канцлеру, – я отказываюсь не только от моей профессии, которую вы сделали очень почетной и очень выгодной, но и от всего, на что я мог надеяться и желать в этом мире... Я отказываюсь так же абсолютно от духовных должностей, как и от гражданских; я не хочу переменять честолюбивые устремления, но хочу не иметь их вовсе». В Пор-Рояле Леметр с большим усердием отдался физическому труду, он подолгу копал землю, молотил хлеб в полуденную жару, лишал себя огня в суровые зимы. После тяжелых работ Леметр удалялся в свою келью, где изучал древние языки для лучшего понимания Библии, читал и переводил отцов церкви.

Самым значительным из отшельников, фактически идейным вождем Пор-Рояля после смерти Сен-Сирана стал Антуан Арно, или, как его называли, «великий Арно», дядя Леметра. Антуан Арно был самым младшим сыном в семье плодовитого адвоката, но в отличие от своего тезки-отца наследственный дар красноречия он посвятил теологии, написав за свою жизнь много богословских сочинений различного характера. Решающее значение для Арно имела встреча с Сен-Сираном, который отвлек преуспевающего молодого теолога от схоластических исследований и направил его внимание на творения Августина. Но он значительно отличался от Сен-Сирана и других духовных руководителей Пор-Рояля своим бойцовским характером, полемическим и публицистическим даром, а также приверженностью к рационалистической философии Декарта, к верховному авторитету разума. Доктор Сорбонны Арно слыл одним из самых образованных людей своего времени. Теоретик французского классицизма Буало считал его «наиболее ученым из всех смертных», а Лейбниц впоследствии добивался его расположения.

Наиболее близкий и верный друг Антуана Арно, Пьер Николь, бывший, по словам Анатоля Франса, самым мягким человеком на свете, как бы дополнял и умерял непокорность непримиримого полемиста. Когда усилились гонения на янсенистов со стороны правительства Людовика XIV, он сопровождал «великого Арно» в изгнание. Николь много занимался вопросами нравственности, и оставленные им «Опыты о морали» позволили говорить о нем как о «Паскале без стиля». Совместно с Арно Николь написал «Логику Пор-Р

Спасибо: 1 
Профиль
Ответов - 37 , стр: 1 2 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  4 час. Хитов сегодня: 34
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



"К-Дизайн" - Индивидуальный дизайн для вашего сайта