On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
АвторСообщение





Сообщение: 2866
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 18
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.10.09 22:17. Заголовок: Франсуа Мансар (François Mansart)


Франсуа Мансар родился в январе 1598 года в Париже. Его дед был каменщиком, а отец - плотником. Он умер, когда Франсуа было лишь двенадцать лет. В своем творческом развитии Мансар испытал некоторое влияние архитектора Саломона де Броса, с которым судьбе было угодно его свести.

Основными заказчиками Мансара были поначалу достаточно обеспеченные люди из окружения короля. Молодой архитектор не только создавал проекты построек или их перестройки, но и следил за ходом строительных работ. Современники передавали слова Мансара об одном из его первых заказчиков - «у него денег больше, чем у турецкого султана».

Карьеру архитектора Мансар начал в 1623 году. Он начинал с произведений «нестрогих», прихотливых и не особенно самостоятельных, таких как его первая работа - фасад церкви ордена фельянов в Париже. Другая его ранняя работа, дворец в Баллеруа в департаменте Кальвадос, начата в 1626 году.

Однако мастер постепенно движется к ясности компоновки, прозрачности концепции, строгости пластики и деталировки. Мансар достигает творческой зрелости в тридцатые годы. Несмотря на свои сравнительно небольшие размеры, парижская церковь ордена визитандинок (1633) представляет собой заметную веху в процессе обретения зрелости. Самая впечатляющая черта в ней - это оголенность стенных поверхностей, не скрытых убранством и расчлененных крайне скупо. Применяя драматичные, до гротеска заостренные отдельные приемы, зодчий вводит их в уравновешенный, четкий контекст. Здесь нет «знаковых» признаков классики вроде портиков, но объемная композиция в целом чрезвычайно рациональна, уравновешена и строга.

Однако не церковные постройки Мансара сыграли по разным причинам роль ключевых памятников эпохи и национальной школы. Его творческий потенциал получил наиболее яркое воплощение в иных произведениях.

В дворцовом комплексе Блуа Мансар построил в 1635-1638 годах корпус для герцога Орлеанского - брата короля Людовика XIII. Это здание представляет собой лишь одну сторону блока-каре, который был задуман зодчим. Увы, по причинам, от него не зависящим, масштабный проект оказался выполненным лишь частично. Но и в таком варианте архитектурный образ оказался достаточно цельным.

Тот или иной ордер одного фасада строго соответствует по уровню тому же ордеру противоположного фасада. До Мансара даже столь значительный мастер, как С. де Брос, допускает разницу в уровне этажей разных фасадов дворца и применяет разные ордера на одном и том же этаже разных фасадов.

Выравнивание системы ордеров по горизонтальным уровням, проходящим через весь объем здания, свидетельствует не только о продолжающемся упорядочивании архитектурного мышления вообще, но и о специфике таланта мастера. Зодчий определенно мыслит свое здание как строго целостный архитектурный объем, обладающий единой внутренней структурой, зримо запечатленной в членениях фасадов. Таким образом, в пределах архитектуры, которая никак не может считаться классицистической, вызревает определенный принцип мышления, который можно назвать рационалистической образностью, выраженной через архитектонику.

В Орлеанском корпусе замка Блуа присутствует еще один признак приближения качественно новой стадии развития французской архитектуры. Известно, какую роль в этом развитии играет переход от острых «готических» кровель к единой горизонтальной линии крыши. Именно в Блуа Мансар радикально отказывается от традиционной кровли, многочастной и заостренной, и делает одну общую кровлю для всего здания, устраняя тем самым зубчатость силуэта. Архитектор прибегает к мансардному перекрытию. Оно так и было названо в честь Мансара, хотя сейчас установлено, что автор здания в Блуа не был изобретателем этого типа крыши, а был одним из первых, кто обратился к нему после Пьера Леско. Не говоря о том, что с практической точки зрения мансарда превосходит и островерхую крышу и плоскую «итальянскую» крышу, она еще вводит в облик здания дополнительное горизонтальное членение. Помимо конька крыши роль такого членения исполняет и перелом крыши. В таком разрешении разных задач - практических и художественных - посредством одного приема тоже чувствуется изобретательный рационализм мышления.

Безусловно, в стилевом и образно-художественном отношениях ни одно произведение Мансара ни в коем случае не исчерпывается тенденциями, направленными в сторону классических ценностей. Структура его образов сложна. Он соединяет с рациональной архитектоникой и уравновешенной целостностью своих решений еще и такие качества, которые нельзя не признать иррациональными, антиклассическими.
Великолепная лестница Блуа перекрыта парящим двойным сводом, и там использован таинственный, «магический» эффект скрытого освещения.

В тот же период Мансар строит в Париже отель для Филиппа Лаврильера, королевского чиновника. Архитектор постоянно стремится раскрыть лестницу в свободное пространство. В этом отеле им была создана открытая лестничная клетка. Идея прикрепить пролеты лестницы к стенам высокого и ничем внутри не расчлененного помещения осуществилась также в замке Баллеруа.

Мансар подытожил и полностью воплотил принципы своего зрелого искусства во дворце Мезон (1642-1651). Его начали называть Мезон-Лаффит в XIX веке, по имени нового владельца.

Целостный архитектурный объем, организованный вокруг стержневого центрального павильона, представляет собой продолжение одной из основных типологических идей мастера, намеченных, например, уже в приписываемом Мансару замке Баллеруа.

Зодчий превратил дворец Мезон в центр обширного ансамбля. Дворец буквально царил над окружающей равниной, свободной от застройки. Что касается архитектуры дворца Мезон, то бросается в глаза строгая регулярность в решении архитектурных задач. Не менее важно и то, что архитектурный образ проникнут своего рода дружелюбием и открытостью при всей своей монументальной силе. Даже ров, окружающий Мезон-Лаффит с трех сторон, не мешает этому. Он никогда не заполнялся и не мог заполняться водой, потому что в него выходят окна цокольного этажа и ров, таким образом, переосмыслен как элемент террасирования почвы.

Оформление порталов, входных вестибюлей и лестниц и выражает главным образом «радушие» этой архитектуры, ее готовность принять человека, входящего в здание. Одним из достижений Мансара была разработка нового типа лестницы. Свободная от внутренних перегородок лестничная клетка позволяет без помех осветить ступени ровным и ярким светом из окон всех этажей.

Отсюда и выведена структура лестницы дворца Мезон. Ее пролеты поднимаются вверх вдоль стен высокой, просторной и светлой лестничной клетки. Пролеты ничем не поддерживаются с правой стороны и ограждены здесь только сквозной балюстрадой сложного рисунка. Они щедро освещены как из окон, так и из верхнего фонаря.

Искусство Мансара основывается на изощренном интеллектуализме и на глубоком внимании к человеческому восприятию, к самочувствию человека перед лицом архитектуры. Основываясь на таких принципах, зодчий мог сколько угодно прибегать к любым криволинейным поверхностям, иррациональным световым эффектам. Пока они служат главной задаче, подчиняются главным принципам, они остаются, так сказать, частными порождениями барокко, состоящими на службе классического подхода к творчеству.

Мансар не стесняется использовать изогнутые сквозные колоннады во дворе замка Блуа или те вогнутые участки стен, которые, казалось бы, неожиданно и без видимых причин появляются на боковых сторонах одноэтажных «террас» дворца Мезон. Архитектор как бы играет с формами, но эта игра зиждется на сознании незыблемой структурной четкости и связности архитектурного тела в целом. Уверенность в этих принципах архитектуры и помогает мастеру, вероятно, избегать педантизма и догматизма. Он не боится деформировать отдельные части целого, и это позволяет еще острее ощутить общую ясность и стройность образа.

Искусство Мансара, с его развитыми структурно-пластическими качествами и образной содержательностью оказалось в свое время явлением несколько обособленным. Прямого и непосредственного продолжения оно не имело, но принципы и основы его художественного мышления сыграли во многом основополагающую роль для мастеров, работавших в иных стилевых ключах и обладавших иными индивидуальными особенностями.

Благодаря своим успехам Мансар нажил себе немало завистников и врагов. Они обвиняли проекты архитектора в чрезмерной экстравагантности и недобросовестности. В 1651 году появился злобный памфлет «Мансар»;. Говорили, что его написали враги премьер-министра кардинала Мазарини, для которого Мансар также работал. Но нападки не повлияли на творческую активность зодчего.

В 1661 году на французский трон взошел новый король Людовик XIV. В 1664 году Людовик решает перестроить Лувр. Министр и суперинтендант строительства Жан-Баптист Кольбер поручает разработать Мансару проект перестройки восточного крыла. Архитектор много работает над проектом, однако в итоге тот не был утвержден.

В 1665 году Кольбер дает Мансару новое поручение перестроить фамильную часовню Бурбонов в Сен-Дени. Но и здесь Мансару не удалось осуществить свои планы. Работы завершал его родственник - внучатый племянник Жюль Ардуэн-Мансар.

Искусство Мансара представляет собой глубоко индивидуальный вариант творчества, не укладывающийся в рамки стилей и эпох и соединяющий их в себе свободно и расчетливо, остроумно и логично. Эти качества воплотились помимо построек в архитектурной графике мастера, прежде всего в его поздних проектах, сделанных незадолго до смерти - Национальной библиотеке в Париже и Национальном музее в Стокгольме.

Франсуа Мансар скончался в сентябре 1666 года.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 24 , стр: 1 2 All [только новые]







Сообщение: 11713
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 35
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.11.13 17:01. Заголовок: К сожалению, до наши..


К сожалению, до наших дней практически ничего не дошло от замка Берни (Château de Berny), который находился к югу от Парижа по дороге на Орлеан (сегодня коммуна Френь (Fresnes). Он принадлежал Николя Брюлару, маркизу де Сийери, канцлеру Франции. Сийери начал увеличивать и расширять существующее строение в 1598-м году.

На гравюре Клода Шатийона (между 1608-1616) мы видим перестроенный замок с главным корпусом и двумя павильонами:



В 1616-м году канцлер был удален от дел вместе со своим сыном Пьером IV, виконтом де Пюизьё. Работы возобновились в 1620-ых, когда они вернули себе королевскую милость. 26 июля 1620-го года Сийери заключил контракт на возведение заднего двора, зверинца и мельницы. 10 мая 1621-го года каменщик Пьер Юро (Hureau) должен был построить ограждение для фруктового сада. В этом акте имя канцлера заменено именем его сына. Виконт управлял иностранными делами Франции с января 1623-го по январь 1624-го года. Его вторая супруга Шарлотта д'Эстамп де Валансэ занималась продолжением работ в Берни, заключала контракты на создание канализации и водоемов в саду. Автором рисунков и планов выступал Клемен II Метезо, работавший уже в 1619-м году для канцлера в фамильной капелле Якобинцев в Париже.

27 ноября 1623-го года Шарлотта подписала с каменщиком Франсуа Булле новый контракт на перестройку замка. Удивительно, но архитектором на этот раз выступил Франсуа Мансар. Он модернизировал здание, сохранив часть существующего строения. Главный корпус был заменен новым, над которым возвышался павильон. Еще один купольный павильон связал главное здание с общественными помещениями. Работы завершились в 1626-м году.







К большому сожалению, этот шедевр Мансара был разделен на части во времена революции и постепенно разрушен. Остался лишь один из павильонов:



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 11716
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 35
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.11.13 17:26. Заголовок: Франсуа Мансар пораб..


Франсуа Мансар поработал также над алтарем приорства Сен-Мартен-де-Шан в Париже.

Клюнийцы решил заменить старый алтарь на заседании капитула 19 марта 1624-го года. Для начала работ приготовили первую сумму в 400 ливров, которая ушла на разработку рисунка и плана. 20 ноября был заложен первый камень, а на следующий день выделена новая сумма в 1 495 ливров. 28 января 1625-го года был подписан контракт с каменщиком Жаном Тевеноном (Thevenon) на возведение заалтарного украшения. Мансар желал использовать 4 колонны из черного мрамора, 4 статуи ангелов и святых (скульпторы Барталеми Трамбэ и Пьер Мансар, двоюродный брат архитектора). 6 января 1628-го года состоялось торжественное освящение нового алтаря архиепископом Буржа. Позолоту и дарохранительницу добавили позднее. Ансамбль обошелся братии в 22 000 ливров и просуществовал до революции. От этого произведения Мансара ничего не сохранилось, кроме рисунка, хранящегося в Стокгольме.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 11749
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 35
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.11.13 15:12. Заголовок: МАКСимка пишет: Апо..


МАКСимка пишет:

 цитата:
Апогеем стиля Людовика XIII и одним из первых творений Франсуа Мансара является замок Баллеруа в Нормандии. Архитектор приступил к работам в 1631-м году. Сейчас в замке размещается музей воздушных шаров



Замок был выстроен для Жана де Шуази, советника короля, который приобрел эту маленькую сеньорию 16 апреля 1600-го года. Прогамма предполагала не только перестройку замка, но и создание рядом небольшого городка. Возможно, Мансар начертил лишь план. В 1650-51 годах Шуази выстроил церковь между замком и небольшим поселением, чтобы она служила одновременно и приходской, и сеньориальной.




Франсуа Мансар поработал и для маркиза де Шатонёфа, которого 14 ноября 1630-го года король назначил хранителем печатей. Тогда Шатонёф поручил архитектору украсить свое фамильное поместье к югу от Парижа, которое он наследовал после смерти отца в 1629-м году. Замок носит название Монруж (Montrouge). С 1631-го года Шатонёф начал увеличивать свой домен, приобретать новые земли и расширять парк. 3 сентября 1631-го года был заключен договор с инженером Этьенном Ришо об улучшении канализации. После хранитель печатей занялся замком. Был возведен новый павильон по проекту Франсуа Мансара. После опалы Шатонёфа в 1633-м году работы в замке, естественно, прекратились. 14 июля 1640-го года строение было продано Франсуа Сабатье. В 1644-м Шатонёф обжаловал сделку продажи и вновь стал владельцем Монружа, где пребывал до 1650-го. После возвращения печатей в 1650-м он обосновался в Париже на rue Coquilliereю После второй опалы в апреле 1651-го Шатонёф удалился в Лёвилль, где и скончался 26 сентября 1653-го года. По завещанию он передал замок президенту Помпонну II де Белльевру. Монруж был снесен почти сразу после революции.

К сожалению, мне удалось найти лишь такое маленькое изображение замка Монруж:


Гравюра Фламена, до 1660-го года.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 11815
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 35
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.11.13 14:01. Заголовок: МАКСимка пишет: Фра..


МАКСимка пишет:

 цитата:
Франсуа Мансар был похоронен либо в церкви Сен-Поль-де-Шан, либо на церковном кладбище в квартале Маре. Сегодня от гробницы архитектора не осталось ничего.



Архитектор скончался 23 сентября в своем особняке по адресу 5 rue Payenne. Он был погребен 25 сентября в церкви Сен-Поль. Похороны оплачивала племянница Мари Готье.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 24 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
         
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  4 час. Хитов сегодня: 16
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



"К-Дизайн" - Индивидуальный дизайн для вашего сайта