On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение





Сообщение: 4815
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 27
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.06.10 12:28. Заголовок: Балет, музыка, театр, дворцовые развлечения, праздники во Франции первой половины XVII века


Балет, музыка, театр, дворцовые развлечения, праздники во Франции первой половины XVII века




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 24 , стр: 1 2 All [только новые]







Сообщение: 4816
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 27
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.06.10 12:32. Заголовок: Потрясающие гравюры ..


Потрясающие гравюры Пьера Баллара. 1617 год. Репетиция балета "Освобождение Персея"










Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 4817
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 27
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.06.10 12:32. Заголовок: http://i024.radikal...











Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 4818
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 27
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.06.10 12:32. Заголовок: http://s49.radikal.r..









Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 352
Настроение: va bene
Зарегистрирован: 31.03.09
Откуда: Россия, Екатеринбург
Репутация: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.06.10 17:38. Заголовок: Гравюры и вправду по..


Гравюры и вправду потрясающие. Спасибо, Максим!

Ладно, ладно, я не глупее тебя (С) (мой сын) Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 4820
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 27
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.06.10 17:55. Заголовок: Ёшика, не за что. На..


Ёшика, не за что. Наслаждайтесь;)


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1385
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 11
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.06.10 19:27. Заголовок: Мерлезо́нский б..

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1386
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 11
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.06.10 19:44. Заголовок: http://www.youtube.c..










Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1387
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 11
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.06.10 19:52. Заголовок: http://jpe.ru/1/big/..




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1388
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 11
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.06.10 20:13. Заголовок: Французское слово «b..


Французское слово «ballet» произошло от итальянского baletto - танец. Вот уже три века этим словом называют спектакль, в котором соединились музыка и танец, драматическое и изобразительное искусство. Французское название и его итальянские корни не случайны. Балет возник в эпоху Возрождения в Италии. Издавна любили там веселые танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавале. Постепенно они и превратились в самостоятельные танцевальные спектакли. Во Франции эпохи абсолютизма расцвел придворный балет - пышное и торжественное зрелище, в котором принимали участие король, королева и придворные. Конечно, до балета в нашем понимании было еще очень далеко: ведь танцоров никак нельзя было назвать профессионалами! Во второй половине XVII века великий французский комедиограф Мольер написал несколько комедий-балетов - «Брак поневоле», «Мещанин во дворянстве» и др., - музыку к которым создал замечательный композитор Люлли. Он же был и балетмейстером. А исполняли комедии-балеты актеры труппы Мольера. Правда, профессиональными танцовщиками они еще не были, но уж актерами-то были вполне профессиональными. В дальнейшем французские балетмейстеры, среди которых появились выдающиеся мастера, создали специальный «хореографический язык», которым классический балет пользуется до сих пор.(Музыкальный словарь)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1389
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 11
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.06.10 20:20. Заголовок: Танцы стали играть б..


Танцы стали играть беспрецендентно важную роль - как социальную, так и политическую - на протяжении всей второй половины семнадцатого века. Будучи искусством социальным, танцы лучшим образом иллюстрировали повсеместное распространение принятых правил поведения. Танец был призван показать человеческое тело, полностью контролируемое танцором. Но кроме этого, танцор теперь представлялся не только как отдельная личность, а как часть группы, присоединяясь к общепринятому, "кодифицированному" языку жестов. Среди аристократии было принято постоянно контролировать позиции своего тела и осанку. Позы и поклоны являлись знаками уважения и одновременно - хорошего происхождения. На балах той эпохи стремились прежде всего блеснуть манерами, хорошим вкусом и связями. Кавалеры не выбирали дам самостоятельно; пары подбирались церемониймейстером. Каждая пара танцевала каждый танец по отдельности, выполняя шаги как можно более аккуратно под пристальными взглядами остальных гостей. Первым общим танцем стала куранта (courant), в исполнении которой принимали участие двенадцать пар танцоров, и которая была любимым танцем Луи XIV. В 1663 году в моду вошел менуэт (minuet), получивший имя "короля танцев". Менуэт требовал трехмесячной подготовки из-за достаточно сложной схемы шагов. «Кто хорошо танцует менуэт, тот все делает хорошо» — так резюмирует буржуазное общество свое отношение к менуэту на рубеже XVIII века.

Пожалуй, нигде так не увлекались танцем, так тщательно его не изучали, как во Франции в конце XVII века. При Людовике XIV балы достигли необыкновенного блеска. Они поражали роскошью костюмов и парадностью обстановки. Здесь правила придворного этикета соблюдались особенно строго.

Луи XIV самолично брал уроки танцев на протяжении двадцати лет, и обычно принимал участие во многих придворных балетных постановках, часто в роли Аполлона или Юпитера. Фактически, любой человек, от принца до уличного музыканта мог принять участие в подобном костюмированном представлении-маскараде. В них участвовал даже кардинал Мазарини. Поначалу они имели довольно несвязную структуру, где каждый исполнитель вел свою роль так, как сам желал; но вскоре эти балетные постановки стали поручать профессиональным деятелям искусств, таким как композитор Жан-Батист Люлли (1633-1687).

В 1661 году Людовик XIV издает указ об организации Парижской Академии танца. В специальном королевском документе говорится, что Академия призвана способствовать воспитанию хорошей манеры у привилегированных классов, хорошей выправке у военных. Возглавили это учреждение тринадцать лучших учителей, назначенных Людовиком. В задачу Академии входило установить строгие формы отдельных танцев, выработать и узаконить общую для всех методику преподавания, совершенствовать существующие танцы и изобретать новые.

Академия проверяла знания учителей танцев, выдавала дипломы, устраивала вечера и всячески способствовала популяризации хореографического искусства. Новые танцы, новые движения деятели Академии часто заимствовали у народной хореографии, которая продолжала развиваться своими путями. Члены Академии пользовались рядом привилегий, которые были недоступны другим учителям танцев. И хотя многие из академиков использовали свой высокий пост для личной выгоды, Академия сыграла огромную роль в развитии танцевальной культуры Франции. Особенного расцвета она достигла в период, когда во главе ее стал Луи Бошан — знаменитый балетмейстер и учитель танцев короля. Многие из членов Академии положили начало современной теории танца. К ним относятся Фёлье, Пекур, Маньи, Рамо.

На балах Людовика XV, богатых и красочных, придворный этикет был уже менее строгим. От убранства залов и гостиных, от элегантно-изысканных нарядов и легких танцев веяло утонченной грацией и подчеркнутой манерностью.

По указу Людовика XV вводятся платные общественные балы в здании оперного театра. Первый такой многолюдный публичный бал состоялся в 1715 году.

Народный и бытовой танец Франции XVI—XVII веков сыграл исключительно большую роль в развитии балетного театра и сценического танца. Хореография оперно-балетных представлений XVI, XVII и начала XVIII века состояла из тех же танцев, которые придворное общество исполняло на балах и празднествах. Только в конце XVIII века происходит окончательное разграничение бытового и сценического танцев. Ряд движений, на которых построены гавот, гальярда и особенно менуэт, лег в основу лексики классического танца [3].

Cемнадцатый век явился родоначальником следующих танцев: ригодон, менуэт, гавот, англез, экосез, контрданс, бурре, канари, сарабанда. Кроме них, в обиходе остаются и танцы, ставшие популярными в прошлом веке: аллеманда, пассакалья, чакона, куранта, жига (или джига). В конце семнадцатого столетия появляются также паспье и кадриль.

Но прежде, чем рассмотреть каждый из этих танцев, следует ознакомиться с понятием сюиты, которое во многом определяло музыкально-танцевальные вкусы рассматриваемой эпохи.

Сюита (франц. suite, бкувально - ряд, последовательность) -

1) циклическое инструментальное произведение из нескольких самостьятельных пьес, для которого характерны относительная свобода в количестве, порядке и способе объединения частей, наличие жанрово-бытовой основы или программного замысла. Термин "сюита" возник в 16 веке во Франции, изначально обозначая цикл из нескольких разнохарактерных бранлей, исполняемый на лютне, и проник в другие страны в 17-18 веках, но до 2-й половины 19 века большого распространения не получил. Ныне термин является родовым жанровым понятием, имеющим исторически различное содержание, и используется для выделения сюиты среди других циклических жанров (сонаты, концерта, симфонии и др.).

Старинной сюитой 17-18 вв. называются циклы лютневых, а позднее клавирных и оркестровых танцевальных пьес, которые контрастировали по темпу, метру, ритмическому рисунку и объединялись общей тональностью, реже - интонационным родством. В 15-16 вв. прообразом сюиты послужили серии из трех и более танцев (для различных инструментов), сопровождавших придворные процессии и церемонии, а также парные объединения контрастных танцев (павана - гальярда, пассамеццо - сальтарелло и др.). С середины 17 века танцевальная сюита, утратив прикладное назначение, бытует преимущественно под названиями партита (нем.), lessons (англ.), balletto, sonata da camera, ordre (франц.), а иногда как "собрание клавирных пьес" (Г.Ф.Гендель). В различных национальных школах и у разных композиторов складывается свой типизированный набор и порядок пьес. Наиболее типичной основой для танцевальной сюиты послужил набор танцев, сложившийся в сюитах И.Я.Фробергера: аллеманда - куранта - сарабанда - жига.

Художественных вершин в этом жанре достигли И.С.Бах (французские и английские сюиты, партиты для клавира, для скрипки и виолончели соло) и Г.Ф.Гендель (17 клавирных сюит). В их время сюита уже содержит много частей. Аллеманда предварялась прелюдией, увертюрой, преамбулой, фантазией, токкатой и др. Между курантой, сарабандой, жигой включались другие танцы (иногда по два или с дублем - орнаментальной вариацией) в соответствии с национальными традициями (менуэт, бурре, гавот, паспье, ригодон, мюзет, лур, полонез, форлана, сицилиана, тамбурин, англез, хорнпайп). Также вводились пьесы нетанцевальные (ария, рондо, скерцо, бурлеска, каприччо, чакона, пассакалья), с программными подзаголовками или только обозначениями характера и темпа. В творчестве Ж.Б.Люлли, Г.Муффата, И.С.Баха, Г.Ф.Генделя, Г.Ф.Телемана распространены оркестровые сюиты, чаще называвшиеся увертюрами. Сюиты для клавесина французских композиторов (Ж.Шамбоньер, Ж.А.д'Англебер, Л.К.Дакен, Ж.Ф.Дандриё, Л. и Ф.Куперены, Ж.Ф.Рамо) представляют собо собрания жанрово-пейзажных музыкальных зарисовок (до 20 пьес и больше в сюите). Со второй половины 18 века старинная сюита вытесняется другими жанрами, и попытки ее возрождения в прежнем виде широкого распространения не получили, однако к сюите обращались с целью стилизации, переосмысливая жанр в соответствии с современными традициями.

Рассмотрим теперь каждый из танцев в отдельности.

Ригодон (франц. rigaudon, rigodon) - французский танец. Музыкальный размер 2/2, alla breve. Включает 3-4 повторяющихся раздела с неравным количеством тактов. Получил распространение в 17 веке. Название, согласно Ж.Ж.Руссо, происходит от имени его предполагаемого создателя Риго (Rigaud). Ригодон - видоизменение старинного южнофранцузского народного хороводного танца. Входил в состав танцевальной сюиты. Использовался французскими композиторами в балетах и балетных дивертисментах опер.

Аллеманда (франц. allemande, букв. - немецкая; danse allemande - немецкий танец) - старинный танец немецкого происхождения. Как бытовой и придворный танец аллеманда появилась в Англии, Франции и Нидерландах в середине 16 века. Размер двудольный, темп умеренный, мелодика плавная. Обычно состояла из двух, иногда трех-четырех частей. В 17 веке аллеманда вошла в сольную (лютневую, клавесинную и др.) и оркестровую сюиту в качестве 1-й части, став торжественной вступительной пьесой. Во второй половине 18 в. под названием "аллеманда" распространился новый немецкий танец в быстром темпе, трехдольного размера.

Менуэт (франц. menuet, от menu - маленький, мелкий; menu pas - маленький шаг) - старинный французский народный танец. Пережив на несколько столетий одновременно с ним возникшие хореографические формы, он сыграл большую роль в развитии не только бальною, но и сценического танца. Родиной его считают Бретань, где его исполняли непосредственно и просто. Свое название он получил от pas menus, маленьких шагов, характерных для менуэта. Как и большинство танцев, он возник из французского крестьянского бранля - т.наз. бранля Пуату (из одноименной французской провинции). При Людовике XIV стал придворным танцем (ок. 1660-1670). Музыкальный размер 3/4. Музыку менуэтов создавали многие композиторы (Ж.Б.Люлли, К.В.Глюк). В России менуэт появился в начале 18 века (менуэты танцевали на ассамблеях Петра I). Первоначально менуэт складывался из 2-х частей по 8 тактов с повторениями каждой части. Позднее возникли усложненные трехчастные формы. Менуэт появлялся в симфониях, в сонатах, квартетах и других произведениях циклических форм [4].

Как и многие другие танцы, возникшие в народе, менуэт в своей первоначальной форме был связан с песнями и бытовым укладом данной местности. Исполнение менуэта отличалось изяществом и грацией, что немало способствовало его быстрому распространению и популярности в придворном обществе.

Любимым танцем королевского двора менуэт становится при Людовике XIV. Здесь он теряет народный характер, свою непосредственность и простоту, становится величественным и торжественным. Придворный этикет наложил свой отпечаток на фигуры и позы танца. В менуэте стремились показать красоту манер, изысканность и грациозность движений.

Аристократическое общество тщательно изучало поклоны и реверансы, часто встречающиеся по ходу танца. Пышная одежда исполнителей обязывала к медленным движениям.

Менуэт все больше и больше обретал черты танцевального диалога.

Движения кавалера носили галантно-почтительный характер и выражали преклонение перед дамой.

Исполнители менуэта двигались по определенной схеме, придерживаясь строгого композиционного рисунка. Схем существовало много, хотя между ними нетрудно найти общие черты.

Президент Парижской Академии танца Луи Бошан — учитель Людовика XIV — предложил схему в виде буквы S.

Тауберт в своем труде описывает схемы в виде восьмерки, двойки, букв S и Z. Известный танцовщик Пекур, став президентом Академии танцев, настаивает на схеме в виде буквы Z. Постепенно она становится каноничной.

При французском дворе менуэт очень скоро стал ведущим танцем. Его называли «королем танцев и танцем королей». Исполнители располагались строго по рангам. В первой паре шли король и королева, после них — дофин с одной из знатных дам. Отсюда возникли названия: менуэт de la Reine и менуэт de Dauphin.

Долгое время менуэт исполнялся одной парой, затем число пар стало возрастать.

Менуэту обучались долго, посмотри па его незамысловатый основной шаг. Это объясняется тем, что очень трудно давалась манера исполнения.

Переход от одного движения к другому должен был совершаться без рывков и в точном ритме, плавно, красиво. Особенно сложной была мужская партия, в которой большую роль играли движения со шляпой. Ее следовало элегантно снять во время реверанса, красиво держать попеременно то в одной, то в другой руне и непринужденно надеть.

Руки танцующих, мягкие, пластичные, с красивым изгибом кистей, дорисовывали позы менуэта.

В менуэтах XVII века они имели своеобразную позировку: их не полагалось поднимать высоко, соединение рук танцующих должно было происходить мягко, плавно.

Медленный менуэт в XVIII веке сменил скорый. Если при исполнении медленного менуэта главным было точное выполнение заранее предусмотренной схемы, то для скорого свойственно ускорение темпа, введение ряда сложных движений; руки разрешалось поднимать высоко в различных позах.

В менуэте XIX века изменяются не только движения рук. Музыкальный размер, определяющий характер основного па менуэта, который в XVII веке занимал два полных такта по 3/4, стал занимать один такт [3].

Гавот (франц. gavotte, от провансальского gavoto, букв. - танец гавотов, жителей провинции Овернь во Франции) - старинный французский крестьянский хороводный танец. Музыкальный размер - 4/4 или 2/2, темп умеренный. В 16 веке термином "гавот" обозначали последовательность нескольких двойных бранлей, а также заключительную часть некоторых сюитных бранлей [4]. Французские крестьяне исполняли его легко, плавно, грациозно, под народные песни и волынку. Схема танца — открытый пли закрытый круг, участники которого проделывали одни и те же движения. Каждый круг имел ведущую пару из числа лучших танцоров. Кавалер этой пары по своему вкусу варьировал движения, которые затем исполнялись остальными. В конце танца из круга выходила пара, которая продолжала танец. II когда это соло заканчивалось, молодой человек дарил своей партнерше букет цветов. Но гавот XVI века не получил широкого распространения и вскоре был забыт.

В 17 веке гавот стал придворным танцем, приобрел грациозный и жеманный характер. Его пропагандируют не только учителя танцев, но и самые известные художники: пары, исполняющие гавот, переходят на полотна Ланкре, Ватто, изящные позы танца запечатлеваются в фарфоровых статуэтках.

Но решающая роль в возрождении этого танца принадлежит композиторам, которые создают очаровательные мелодии гавота и вводят их в самые различные музыкальные произведения [3]. Вышел из употребления ок. 1830 года, хотя и сохранился в провинции, особенно в Бретани. Типичная форма - 3-частная da capo; иногда средней частью гавота является мюзет. Является постоянной частью танцевально-инструментальной сюиты [4].

Мюзет ( франц. musette, осн.значение - волынка, от старофранц. muse - дудка) - 1) разновидность французской волынки; 2) гобой-пикколо; 3) органный регистр; 4) французский старинный народный танец. Размер - 2/4, 6/4 или 6/8. Темп быстрый. Исполнялся под аккомпанемент волынки (отсюда и название). В 18 веке вошел в придворные оперно-балетные дивертисменты.

Англез (франц. anglaise; danse anglaise - английский танец) - общее название различных народных танцев английского происхождения в Европе (17-19 вв.). По музыке близок к экосезу, по форме - ригодону. Многие композиторы (И.Фишер, Ф.Филидор, И.С.Бах) включали танцы типа англеза в инструментальные сюиты.

Экосез, экоссез (франц. ecossaise, danse ecossaise - шотландский танец) - старинный шотландский народный танец. Первоначально музыкальный размер - 3/2, 3/4, темп умеренный, сопровождался волынкой. В конце 17 века появился во Франции, затем под общим названием "англез" распространился по всей Европе. Позднее стал веселым парно-групповым танцем быстрого темпа, в 2-дольном размере. Особенную популярность приобрел в 1-й трети 19 века (как разновидность контрданса). Музыкальная форма экосеза представляет собой две повторяющиеся 8- или 16-тактовые части.

Контрданс (франц. contredanse, от англ. country-dance, букв. - деревенский танец) - старинный английский танец. Впервые упоминается в литературе в 1579 г. Возможно участие в контрдансе любого количества пар, образующих круг (round) или две противоположные линии (longways) танцующих. Музыкальные размеры - 2/4 и 6/8. В 17 веке контрданс появился в Нидерландах и Франции, получив наибольшее распространение в середине этого века, оттеснив менуэт. Общедоступность, живость и универсальность контрданса сделали его в последующих столетиях популярным в Европе. Многочисленными разновидностями контрданса стали кадриль, гросфатер, экосез, англез, тампет, лансье, котильон, матредур и другие танцы. Многие мелодии контрдансов впоследствии подтекстовывались, превращаясь в массовые песни; становились основой водевильных куплетов, песен в балладных операх. К середине 19 века контрданс утрачивает популярность, но сохраняется в народном быту (Англия, Шотландия). Возрождается в 20 веке.

Бурре (франц. bourree, от bourrer - делать неожиданные скачки) - старинный французский народный танец. Возник около середины 16 века. В различных районах Франции бытовали бурре 2-дольного и 3-дольного размеров с острым, часто синкопированным ритмом. С 17 века бурре - придворный танец с характерным чётным размером (alla breve), быстрым темпом, четким ритмом, затактом в одну тактовую долю. В середине 17 века бурре вошел в инструментальную сюиту в качестве предпоследней части. Люлли включал бурре в оперы и балеты. В 1-й половине 18 века бурре - один из популярных европейских танцев.

Канари (франц. canarie; итал. и испан. canario) - бальный и сценический танец. Пользовался популярностью во Франции и Италии в 16-17 вв. Происхождение названия не вполне ясно; одна из версий - от народного танца Канарских островов, проникшего во Францию через Испанию [4]. Описания его весьма противоречивы, т.к. он постоянно претерпевал видоизменения, превратившись, в конце концов, в "шакон" - один из любимых танцев Луи XIII [5]. Темп быстрый, музыкальный размер 3/8, 6/8 или 3/4, первая доля такта почти всегда пунктированная. Состоит из двух повторяющихся периодов по 8 тактов. В 17 веке вошел в профессиональную музыку, сблизившись с жигой. Канари использован в операх Люлли, Перселла, в оркестровых сюитах, в клавирной музыке Шамбоньера и Куперена.

Сарабанда (испан. zarabanda) - старинный испанский танец. Упоминается с 1569 года. В 1583 году запрещен в Испании. В эпоху Возрождения исполнялся озорно, темпераментно, под аккомпанемент барабана, кастаньет, гитары, сопровождался пением. Муз.размер 3/4. Первый печатный образец образец сарабанды содержится в "Nuova inventione d'intavolatura" Дж.Монтесардо (1606, Флоренция). С 1618 в Испании - придворный танец, приобретший торжественный, величественный характер. Во Франции с сер. 17 в. сарабанда уподобилась менуэту; получила распространение также как инструментальная пьеса. В 17 веке в европейских странах сосуществовали различные виды сарабанды (в характере торжественного шествия и более подвижный). Для жанра сарабанды характерен трехдольный метр (3/4 или 3/2) с акцентом на 2-й доле такта, медленный темп.

Пассакалья (итал. passacaglia; испан. pasacalle, от испан. pasar - проходить и calle - улица) - песня, позднее танец испанского происхождения, первоначально исполнявшийся на улице в сопровождении гитары при отъезде гостей с праздненства (отсюда и название). В 17 веке пассакалья получила распространение во многих европейских странах и, исчезнув из хореографической практики, стала одним из ведущих жанров инструментальной музыки. Её определяющие черты: торжественно-траурный характер, медленный темп, 3-дольный метр, минорный лад.

Чакона (испан. chacona; итал. ciaccona; возможно, звукоподражательное происхождение) - первоначально народный танец, известный в Испании с конца 16 в. Муз. размер 3/4 или 3/2, темп живой. Сопровождался пением и игрой на кастаньетах. Со временем чакона распространилась по Европе, стала медленным танцем величавого характера, как правило в миноре, с акцентом на 2-й доле. В Италии чакона сближается с пассакальей, обогащаясь вариациями. Во Франции чакона становится балетным танцем. Люлли ввел чакону в качестве заключительного номера в финал сценических произведений. В 17-18 вв. чакона включается в сюиты и партиты. Во многих случаях композиторы не делали различий между чаконой и пассакальей. Во Франции оба названия использовались для обозначения произведений типа куплетного рондо. Чакона имеет много общего также с сарабандой, фолией, английским граундом. В 20 в. практически перестала отличаться от пассакальи [4] .

Куранта (франц. courante, букв. - бегущая) - придворный танец итальянского происхождения. Получил распространение на рубеже 16-17 вв. Первоначально имел музыкальный размер 2/4, ритм пунктирный, танцевали ее вдвоем с легкой припрыжкой при прохождении вокруг залы, кавалер держал даму за руку. Казалось бы это совсем просто, требовалась достаточно серьезная подготовка, чтобы куранта была благородным танцем с красивыми жестами и правильными соразмеренными движениями ног, а не простым заурядным образцом пешего хождения по зале. В этом умении "ходить" (древние греки употребляли глагол "шествовать") заключался секрет куранты, которая явилась родоначальницей многих других танцев. Кто хорошо танцевал куранту, тому казались легкими и все остальные танцы – ее можно назвать грамматической основой танцевального искусства. В другой форме куранты кавалер и дама двигались самостоятельно. Отсюда возникла куранта с фигурами – Courante figuree. Любимая из фигурных курант выглядела так: три кавалера брали за руки трех дам и вели их под музыку на другой конец залы, оставив дам, один из кавалеров припрыгивал, делал разные жеманные жесты с грациозными движениями и снова подходил к одной из дам с предложением следовать за ним, то же делали и другие кавалеры, получив отказ, они становились на колени перед дамами, которые, поколебавшись подавали руки, и тут начиналась настоящая куранта, то есть хождение вокруг залы. Шествие вскоре временно прекращалось, чтобы кавалеры и дамы могли блеснуть красотою движений и изяществом манер. В XVII веке в Париже в танцевальной академии разработали куранту, которая стала прототипом менуэта, впоследствии вытеснившего свою прародительницу. Изначально, как уже говорилось, куранта исполнялась с припрыжкой, позднее – мало отделяясь от земли (terre a terre). По своему происхождению, по одной версии, куранта чисто французский танец, по другой, принесен в Париж из Италии, где он был известен под именем Corrente ("течение воды"), вследствие того, что при его исполении наблюдалось плавное колебание колен, при медленных скользящих движениях ног, напоминавших рыбу, нежно опускающуюся в воду и затем снова поднимающуюся на поверхность [5]. Отличительными чертами французского вида куранты являются умеренный темп, размер 3/2 или 6/4, частая смена ритмических группировок, характер торжественный, плавный; итальянская же куранта имеет быстрый темп, постоянный муз.размер 3/4 или 3/8. В профессиональной музыке куранта сохранялась до 1-й половины 18 в. (инструментальные сюиты Баха, Генделя). Обычно куранта начинала все танцевальные вечера, впоследствии ее место занял "польский" танец [4].

Жига (франц. gigue; англ. jig; нем. Gigue) - быстрый старинный народный танец кельтского происхождения, сохранившийся в Ирландии. Первоначально жига была парным танцем. Пьесы под этим названием встречаются уже в 16 в. В 17 в. танец стал популярным в странах Западной Европы. В лютневой музыке Франции 17 в. получила распространение жига в 4-дольном размере. В различных странах, в творчестве разных композиторов жига приобретала разнообразные формы и размеры - 2-дольные 3-дольные, 4-дольные [4].

Паспье (франц. passe-pied) - старинный французский танец, возникший, по-видимому, в Северной Бретани. В народном быту музыка танца исполнялась на волынке или пелась. Крестьяне Верхней Бретани издавна знали этот темпераментный танец. В конце XVI века пасспье становится очень популярным. В праздничные дни экспансивные парижане охотно отплясывают его на улице. На французских придворных балах пасспье появляется в самом конце XVI столетия. В первой половине XVII века его начинают танцевать в различных салонах Парижа. Муз.размер придворного пасспье 3/4 или 3/8, начинается с затакта. Пасспье близок к менуэту, но исполнялся в более быстром темпе. Теперь этот танец включал множество мелких, подчеркнуто ритмичных движений. Во время танца кавалер должен был с необыкновенной легкостью снимать и надевать шляпу в такт музыке. Паспье включался в инструментальную сюиту между ее основными танцевальными частями (обычно между сарабандой и жигой). В балетных номерах опер пасспье использовали композиторы Кампра, Рамо, Глюк и др.

В 1890 году Жорж Дера опубликовал композицию «Пасспье de la Reine». Она состояла из восьми фигур, включающих большое количество трудных, часто повторяющихся движений [3].

Кадриль (франц. quadrille, от испан. cuadrilla, букв. - группа их четырёх человек, от лат. quadrum - четырехугольник). Танец, распространенный у многих европейских народов. Строится из расчета 4 пар, расположенных квадратом. Муз. размер, как правило, 2/4; состоит из 5-6 фигур, каждая имеет свое название и сопровождается особой музыкой. С конца 17 до конца 19 в. кадриль была одним из наиболее популярных салонных танцев [4].

[1] отрывок "Роскошь и Разум; костюм и общество времен Луи XIV, "Короля-Солнца" (1654-1715)" Эрики Хельшер, перевод Юлии Блонской.

[2] Ивановский Н. П. "Бальный танец XVI – XIX веков", М.: "Янтарный сказ", 2004.

[3] Васильева-Рождественская М. В. Историко-бытовой танец, М.: "Искусство", 1987.

[4] "Музыкальный энциклопедический словарь", М., 1990.
[5] Худеков С.Н. История танцев. Ч.2. СПб., 1914.
( с сайта Dancelovers )

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1396
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 11
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.06.10 21:30. Заголовок: Уважение, которое пи..


Уважение, которое питали еще в XVII веке к азартным играм, позволяет нам судить о степени безразличия к нравственным проблемам. Сегодня мы относим азартные игры к подозрительным и опасным занятиям, выигрыш — к самому постыдному источнику доходов. Мы продолжаем в них играть, но с неким чувством вины. Иначе обстояло дело в XVII веке — присущее нам чувство вины явилось результатом глубокого обновления морали, которое превратило общество XIX века в общество «благонамеренных людей».
«Фортуна знатных людей и благородных частных лиц» — это сборник советов о том, как молодому дворянину сделать карьеру. Конечно, автор его, маршал де Кайе, не какой-нибудь авантюрист, ему мы обязаны назидательной биографией Анжа де Жуаеза, святого, монаха и легиста; кроме того, маршал очень набожен, почти фанатик, и начисто лишен оригинальности. Его высказывания отражают общее мнение благовоспитанных людей в 1661 году (дата выхода книги). Он постоянно предупреждает молодых людей об опасности разврата: если разврат враг добродетели, он еще и враг успеха, так как без добродетели успех невозможен. «Развращенный молодой человек всякий раз упускает возможность понравиться своему наставнику — счастливый случай ускользает от него через окно борделя или кабака». Читатель XX века, пробегая усталым взглядом общие места, будет очень удивлен, наткнувшись на рассуждения этого дотошного поборника нравственности об общественной пользе азартных игр. «Должно ли частное лицо (имеется в виду „благородное частное лицо", то есть мелкий дворянин, постоянно нуждающийся, в противоположность „знатному человеку") играть в карты, а если да — то как?» — так называется одна из глав. Ответ не прост. Маршал признает, что профессиональные моралисты и церковные деятели строго-настрого запрещают игры вообще. Этот факт. по-видимому, несколько смутил нашего автора и, во всяком случае, вынудил его к пространным объяснениям. Он придерживается иных взглядов, оставаясь верным старым светским представлениям, которые и пытается оправдать: «Будет нетрудно доказать, что игра в определенных обстоятельствах может принести больше пользы, нежели вреда. Я хочу сказать, что насколько она опасна для знатного человека (то есть для знатного дворянина), настолько она полезна для частного лица (то есть бедного дворянина). Один рискует многим, потому что богат, а другой не рискует ничем, потому что беден, и в то же время частное лицо может рассчитывать на удачу в игре в той же степени, что и богатый сеньор». Один может все потерять, а другой все выиграть. Странная мораль!
Однако игра, по Кайе, имеет ряд иных преимуществ, кроме выигрыша: «Я всегда полагал, что любовь к игре — это дар природы, полезность которого я признаю... Я основываюсь на том, что наша любовь к игре естественна... Игры, где требуется сноровка, которые мы сегодня больше склонны советовать, красиво смотрятся, но в них нельзя выиграть деньги». И он уточняет: «Прежде всего я подразумеваю карты и кости... Один мудрый игрок, выигравший значительное состояние, поделился со мной секретом, как превратить игру в искусство,— надо научиться управлять своими страстями и относиться к игре, как к средству заработать... Настоящему игроку не надо беспокоиться о своих ставках — ему одолжат быстрее, чем удачливому торговцу... Кроме того, игра позволяет войти в общество, и сообразительный человек сможет извлечь из этого выгоду, главное — знать как это сделать... Я лично знаком с людьми, живущими на доходы от карточной игры, и по меньшей мере трое из них живут в большем великолепии, чем господа, обладающие огромными владениями в провинциях, но не наличными деньгами».
И неподражаемый маршал заключает так свои рассуждения о пользе игры: «Я советую рискнуть человеку, любящему и умеющему играть, так как он рискует малым, а выиграть может много». Для биографа отца Анжа игра становится не только развлечением, но образом жизни, способом приумножать состояние и средством поддерживать связи,— заметим, средством вполне достойным.
Кайе не одинок в своем мнении. Шевалье де Мере, которого часто называют типичным представителем высшего света и притом достойным человеком, согласно системе ценностей того времени, выражает точно такую же мысль в своем труде «Как преуспеть в свете»: «Я все больше убеждаюсь в том, что игра приносит хорошие плоды, если играет опытный и честный человек. Именно так можно получить доступ всюду, где играют,—скучающим принцам было бы с таким человеком интересно». Он приводит в пример августейших особ: Людовика XIII (который выиграл однажды в кости, будучи еще ребенком), Ришелье, «который отдыхал за партией в приму», Мазарини, Людовика XIV и его королеву-мать, «которую занимали лишь карты да молитвы». «Какими бы достоинствами ни обладал человек, ему было бы непросто приобрести хорошую репутацию, не выходя в большой свет, а игра легко открывает туда все двери. Можно даже сказать, что это верный способ быть всегда в подобающем окружении, не произнося ни слова, особенно если вести себя с достоинством, то есть избегая „странностей", „причуд" и суеверий. Нужно играть честным образом и быть готовым как к выигрышу, так и к проигрышу, и чтобы один соперник не мог ничего прочесть на лице у другого, и не выдал бы при этом свою манеру игры». Но остерегайтесь по-крупному выигрывать у друзей, можно найти какое угодно оправдание, но «у нас всегда остается на сердце что-то необъяснимое против тех, кто нас разорил».
Итак, если азартные игры не противоречили морали, не было причин запрещать их детям. Отсюда множество сцен, донесенных до нас живописцами, где дети играют в карты, кости, трик-трак и т. д. В учебных диалогах, которые служили для школяров одновременно и пособием по правилам поведения в свете, и латинским словарем, об азартных играх говорится порой если не с воодушевлением, то, по крайней мере, как о весьма распространенной практике. Испанец Вивес ограничивается тем, что дает несколько правил, как избежать эксцессов. Он рекомендует, с кем и когда нужно играть (следует сторониться сомнительных личностей), какой игре отдать предпочтение и при каких ставках: «Ставка не должна быть слишком маленькой — это глупо и пьянит игрока, она также не должна быть слишком высокой — во всяком случае, не настолько, чтобы можно было потерять рассудок». Он дает советы и о том, какой должна быть манера игры и ее продолжительность. (Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999)

Свой пост решила проиллюстрировать картинами французского художника 17 века Валантена де Булоня (1591 - 1632 )




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1397
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 11
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.06.10 21:55. Заголовок: Прима


Заинтересовалась, какой же карточной игрой был увлечен монсеньор (де Мере был лично с ним знаком), что это за прима. Вот что я нашла.

«Пока Новый Свет только начинал входить в поле зрения европейцев, игра, ещё больше напоминающая покер, захватила умы и сердца жителей эпохи Возрождения. Называемая приме (prime) во Франции, примера (primera) в Испании, примиэра (primiera) в Италии и примеро (primero) в Англии, эта сложная игра со ставками пользовалась огромнейшей популярностью как у простого народа, так и у аристократии, драматургов и поэтов. В заключительном действии пьесы «Генрих Восьмой» (King Henry VIII) описывается сцена игры женатого много раз короля с графом Саффолкским вечером 7 сентября 1533 года. В это же самое время последняя жена Генриха Анна Болейн (Anne Boleyn) в муках рожала Елизавету (здесь также можно отметить, что некая надменность во внешности короля Генриха, его седая борода, крупная фигура, богато вышитое платье и накидка из меха горностая могли послужить основой для создания образа современного червового короля). За столетие до этой игры шекспировский Фальстаф восклицает: «Я никогда бы не почил в богатстве, не будь я знатоком примеро».

В Италии в игру примиэра играли колодой карт, из которой убирали восьмёрки, девятки и десятки. После того, как платилось анте, игроки (от четырёх до шести человек) получали по две карты лицевой стороной вниз. Игра начиналась с левой стороны от дилера, и игроки могли делать ставку или пасовать. Те, кто не пасовал, получали ещё по две карты, после чего начинался второй круг ставок. Примиэра отдалённо напоминала бридж тем, что ставки зависели от общего количества очков руки, комбинации. Комбинация должна была быть выше заявленной. Если они были равны, общее количество очков должно было быть больше. Высшей в иерархии рук была комбинация из четырёх карт. Другими сильными руками были флуксус (fluxus) – четырёхкарточный флеш, супремус (supremus) – самый высший трёхкарточный флеш, приме (prime) – одна карта от каждой масти (кстати, эта комбинация дала название и самой игре), и так далее по нисходящей, до самой малостоящей комбинации нумерус (numerus) – две или три одномастные карты. Примиэра даёт начало игре бадуги (badugi) – варианту лоуболл покера, в котором игроки получают по четыре карты, и могут совершать обмен до трёх раз для того, чтобы улучшить свою руку. Лучшей рукой в этой игре являются разномастные Т-2-3-4.

Мы снова обращаемся к Дэвиду Парлетту за разъяснением: «Примиэру принято считать основной прародительницей покера. В определённом смысле это упрощение правильно, по крайней мере, потому, что в игре присутствует иерархический принцип, согласно которому различные комбинации карт соперничают друг с другом на основании своей относительной ценности». Семейное сходство этих игр прослеживается ещё и в том, что игроки соревнуются друг с другом, делая ставки необязательно соразмерные по своей величине с действительной ценностью »(CasinoBloG)

Хм, сложная игра...



Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1439
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 11
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.06.10 16:42. Заголовок: Балет. 11 февраля 16..

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1786
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 11
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.10.10 20:46. Заголовок: http://www.culture.g..




В Дижоне, музее Маньен, хранится картина Клода Деруэ (лотарингца по происхождению): «Танцы и маскарад во дворце герцога в Нанси». Изображена ночная сцена, дворец слабо освещён, дамы и кавалеры танцуют и беседуют. Кстати, дворец не сохранился до наших дней, сгорел.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 5442
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 28
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.11.10 14:47. Заголовок: http://s009.radikal...



Отель де Вилль в 1645-м году во время праздника Святого Жана. Автор эстампа Матьё Мериан.

<\/u><\/a> Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Сhevalier de Castorville




Сообщение: 140
Зарегистрирован: 11.04.10
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.11.10 18:56. Заголовок: Еще одна сцена приво..


Еще одна сцена придворного бала на этот период...

<\/u><\/a>

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 2401
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 15
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.05.11 12:10. Заголовок: http://s15.radikal...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 2403
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 15
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.05.11 12:26. Заголовок: http://s014.radikal...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 2404
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 15
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.05.11 12:36. Заголовок: http://i040.radikal..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 2446
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 15
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.05.11 21:22. Заголовок: http://s52.radikal.r..




Это бал при дворе эрцгерцогини Клары Эухении и эрцгерцога Альберта. Франс Франкен Около 1610 года Галерея Мауритциус Гаага




Здесь в крупном формате.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 2457
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 15
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.05.11 15:33. Заголовок: http://nicepaintings..




Паламедес Паламедес Старший Сельский праздник Музей Боуз Барнард Кастл Англия

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 2471
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 15
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.06.11 00:36. Заголовок: http://www.culture.g..




Мастерская Абраама Босса Благородная игра биллиард Музей изящных искусств Ренн

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 9733
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 34
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.10.12 13:49. Заголовок: 6 октября 1600 года ..


6 октября 1600 года в палаццо Питти во Флоренции на придворных торжествах по случаю бракосочетания Генриха IV с Марией Медичи была исполнена первая опера - «Эвридика». Музыку написал Якопо Пери (он сам сыграл роль Орфея), либретто Оттавио Ринуччини по мотивам книг X и XI «Метаморфоз» Овидия. Представление произвело настоящую сенсацию.







Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 41
Зарегистрирован: 23.12.12
Откуда: Россия, Тольятти
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.01.13 20:05. Заголовок: Балет Фей Сен-Жермен..


Балет Фей Сен-Жерменского леса. Привожу отрывок из книги Красовской

Одним из первых и наглядных образцов балета с выходами был "Балет фей Сен-Жерменского леса", который в наши дни описал и развернуто комментировал Джон Барон. Это "собрание аллегорических эпизодов, пользующихся танцем, поэзией, песней, костюмами, масками, актерами-профессионалами и любителями, а также некоторыми машинами и другой бутафорией", было разделено на пять условных актов. "Каждый из этих "актов", - сообщает Барон - проводил собственную тему в следующем порядке: музыка, игры, причуды, война и танец. Акты шли без перерывов и включали в себя по несколько антре, то есть выходов одного или более танцовщиков, которые представляли какой-нибудь из аспектов темы. Танцы были одновременно элегантны и репрезентативны . Исполнители одевались и маскировались в эксцентричной, но связанной с темой манере . Музыку танцев исполнял оркестр скрипок( которые были пяти разных размеров)".
Акт начинался выходом феи; о ней объявлял глашатай - профессиональный певец, аккомпанирующий себе на лютне. Сама фея танцевала, как и несущий ее шлейф слуга, в личине животного. Своенравная Гиллемина с лакеем-лягушкой руководила музыкой. Отважная Жиллета, сопровождаемая кошкой, заправляла играми. Искусная Жаклин с совой возглавила причуды, угрюмая Ализон с драконом - войну. Попрыгунья Масетт, за которой следовал ребенок, ведала танцами. Каждая фея, проплясав вокруг зала, оставалась до конца своего акта, возвещая и приветствуя взмахами волшебного жезла все его выходы, включавшие от одного до дюжины танцовщиков. К исходу акта фея уводила за собой всех участников.

Музыка выходов, пишет Барон, являла собой "типичную двойную форму: первая половина повторяется несколько раз до начала второй,которая тоже повторяется (по схеме ААВВ). Повторы содержат вариации, число которых диктует хореография. Возможно в некоторых антре первая мелодия предназначалась для появления и ухода танцовщиков, а вторая для танцев в центре зала. Темпы могли изменятся согласно характеру, предложенному темой данного акта, хотя хорошо знакомые мотивы светских танцев должны были формировать основу всей хореографии. В некоторых случаях танцовщики декламировали стихи, а в одном месте четверо их исполняли полифоническую арию".

Барон описывает обстановку спектакля, сообщает биографии вельможных актеров, поясняет символику названия, связанную с историей Сен-Жерменского леса - охотничьей резиденцией королей, разбирает правила представленных в балете игр, давно утраченных или сохранившихся (кости, теннис, карты). Однако, чем тщательнее исследователь вдается в подробности, тем нагляднее проступает узость темы и ограниченность содержания балета, нацеленного только на буффонаду и гротеск.

В. М. Красовская - Запдано-Европейский балетный театр. От истоков до середины XVIII века. Глава третья - Французский балет первой половины XVII века. стр 110 по стр 112.

Конечно хотелось бы по балету 17-18века отдельную тему....

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 24 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
         
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  4 час. Хитов сегодня: 16
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



"К-Дизайн" - Индивидуальный дизайн для вашего сайта