On-line: гостей 2. Всего: 2 [подробнее..]
АвторСообщение
Шпионка кардинала




Сообщение: 238
Зарегистрирован: 08.10.08
Откуда: Polska, Krakow
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.08 16:28. Заголовок: Лирика XVII века (польская)


МОРШТЫН Збигнев (MORSZTYN Zbigniew)
- польский поэт, придворный и дипломат князя Богуслава Радзивилла, племянник крупнейшего поэта польского концептизма Яна Анджея Морштына. Религиозная лирика Морштына обращена не столько к догматике, сколько к идеям свободы мысли и совести, подавляемым контрреформацией. Сборник стихов “Домашняя муза”, так и оставшийся в рукописи, представляет собой монолог поэта, внутренне свободного. Это поэзия родного очага, которая естественностью звучания и идеалов близка шляхетской поэзии, воспевавшей гармонию земледельческого труда и философских раздумий на лоне природы. В поэме “Славная Виктория войск польских и Великого княжества литовского под Хотином в день святого Мартина 1673 года” (1674), запечатлевшей защиту родины от турок, и в других стихах появляется легендарный образ “мужественного Леха”, защитившего христианскую Европу. Художественный дар поэта наиболее полно проявился в лирико-философском цикле “Эмблемы”, посвященном жене литовского гетмана Катажине. Любовные стихи Морштына отражают мир великосветской жизни и высокой литературной культуры, восходящей к средневековым истокам европейской лирики – поэзии трубадуров и менестрелей. (ок. 1628-1689)
ОПАСНЫЕ ШУТКИ

Служил королю при дворе кавалер,
Такой был задира - превыше всех мер,
Он в гневе и к черту полез бы на вилы,
Но многое с рук ему гладко сходило:
Его государь отличал и любил.
Однажды король в настроении был
И вот шутки ради в собранье придворных
Того кавалера в словах самых черных
Честил, обзывая его подлецом,
Пройдохой, фигляром, бесстыжим льстецом;
Сказал, что не рыцарь он - слабая баба
И трус, а обличьем уродлив, как жаба.
Закончив, с улыбкой изрек: "А сейчас
Как хочешь ответно хулить можешь нас".
И тут возопил кавалер разъяренный:
"Хоть ты королевской увенчан короной,
Так скверен твой вид и гнусна твоя стать,
Что впору псарем тебе было бы стать!
К тому же паскудной и жалостной рожей
Весь ты со щенною сукою схожий!"
"Ну, - крикнул король, - я ж тебе пошучу!"
И выдать его повелел палачу.


"Życie pisze najbardziej oryginalne, najbardziej komiczne, a jednocześnie najbardziej dramatyczne scenariusze". Wisława Szymborska
(Жизнь пишет самые оригинальные сценарии)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]


Шпионка кардинала




Сообщение: 242
Зарегистрирован: 08.10.08
Откуда: Polska, Krakow
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.08 16:36. Заголовок: Польская лирика (некоторые элнменты фр.)


ВАЦЛАВ ПОТОЦКИЙ
(1621-1696)
НЕГЛУПЫЕ ОТВЕТЫ

Что всех старше в мире средь велика и мала?
Бог. Почему? Известно. Сей есть без начала.
Что прекрасней? Мир Божий. Где красоты пуще?
Всё, что зовем прекрасным, в мире присносуще.
Что мудрее всех? Время. Ибо все науки,
Рук дела и рассудка в вечны емлет руки.
Что поместительней? Место. Творенье любое
Или предмет вмещает, сколь нужно, собою.
Что всех быстрее? Мысль есть. Мгновенья ей хватит –
Небо, море и землю вдаль и вширь охватит.
Что всех сильней на свете? Смерть – с ней не схватиться.
Что всех страшней на свете? Смерть – всяк убоится.
Что надежней на свете? Смерть – повсюду вхожа.
Что ненадежней на свете? Смерть – в дружбу негожа.
Что желанней на свете? Смерть – утоляет муки,
На себя из-за коих налагают руки.

ПРОПОВЕДЬ О ВЕЛИКУЮ ПЯТНИЦУ
Пил в Четверток Великий викарий с плебаном,
Допились до рассвета, уж и к прихожанам
Им пора, а плебан вдруг викарию: "Отче!
Жаль Христа Иисуса мне очень и очень.
Слезы в горле мешают. Так что, милый пане,
Вы уж людям глагольте о скорбном преданье!"
А подпитый викарий в ответ: "Между прочим,
Жаль и мне – он ведь тоже, Христос, мне не отчим!"
И ксендзы, ко мирянам не явившись в пору,
Вместо Ерусалима спать пошли в камору.

ЯН АНДЖЕЙ МОРШТЫН
(ок. 1620-1693)
О СЕБЕ

Не столько зверя в Неполомской пуще,
Не столько злости в янычарской гуще,
Не столько ульев в украинских селах,
Не столько дворских дам сидит в гондолах,
Не столько в крымских ордах стрел каленых,
Не столько скрепов в грецких галеонах,
Не столько нитей на брабантских кроснах,
Не столько скрипу в жерновах соосных,
Не столько сельди во полнощном море,
Не столько красок зажигают зори,
Не столько чёток щупают в Лорето,
Не столько в Вене кова и навета,
Не столько в Гданьске хлеба в складах порта,
Не столько книжек на торгах Франкфорта,
Не столь весною птиц, колосьев летом,
Обилья в осень и числа приметам,
Звезд в ясном небе, на брегу песчинок,
В метели снегу и в дожде дождинок,
Не столько в плавнях всяческой тростины,
Сколь у меня любви для Катарины.


К ДЕВЕ

Тверд адамант, никоим не дробимый млатом,
Твердо железо, кое нареченно булатом,
Тверд и дуб вековечный, с камнем лишь сравнимый,
Тверд камень, без успеха волнами точимый.
Ты же, дева, твердее, когда неуступна,
Чем адамант, железо, дуб и камень купно.


НЕГЛУПАЯ

Врача спросила дева, тупя очи:
"Любиться лучше утром или к ночи?"
Тот вразумляет: "К ночи оно слаще.
С утра ж здоровью боле подходяще".
А панна: "Буду жить по слову мудру
Для вкуса – к ночи, для здоровья – к утру".

ТОСКА

Без тебя, волшебница, скучно день идет,
Тянется лениво, точно целый год.
А с тобою день бежит, время словно тает,
Смотришь - год мгновением быстрым пролетает.

Без тебя, любимая, и в палящий зной
Голову зима мне белит сединой.
А с тобой и в зимний день, когда волки рыщут,
У меня в душе весна, пташки звонко свищут.

Без тебя и в полдень - ночь вокруг меня,
А с тобой и полночь мне светлее дня.
О, как надо мною ты властвуешь всецело,
Если и природу всю изменить сумела!


ВЕСНА

Вот и ласточка и аист прилетели снова.
Вол готов уже пахать, и земля готова.

Вот зеленый из земли выглянул росток.
Вот повеял ласковый вешний ветерок.

Панна, лишь тебе одной незнакомо лето.
У тебя в душе зима даже в дни расцвета.

И хотя по Висле вновь челн уже плывет,
Но в сердечке у тебя не растаял лед.

Отчего ж ты гонишь нас - юность минет вскоре,
На щеках твоих весна, солнца свет во взоре.


НОВОЕ СОЛНЦЕ

Если, тревога моя, ты со мною,
Весь я горю, изнывая от зноя.
Если уходишь - зима настает,
Вся моя кровь превращается в лед.
Так ты мне даришь то зиму, то лето,
Значит, ты новое солнце поэта!


К СТАРЦУ

Когда ты, гнусный старец, к этой даме
Блудливо льнешь, то, злости не тая,
Глумлюсь я: ведь ты ворона годами
Древней, а любострастней воробья.

С ней, юной, рядом седина твоя
Так мерзостна, что не сказать словами.
Но обещаю: я не буду я,
Когда не награжу тебя рогами.

Притом послушай добрый мой совет:
Поберегись, когда ты с нею рядом, –
Ее глаза льют смертоносный свет

И гибельным зрачки налиты ядом,
А ты в гробу стоишь одной ногой,
Пойдешь на приступ – ступишь и другой.

"Życie pisze najbardziej oryginalne, najbardziej komiczne, a jednocześnie najbardziej dramatyczne scenariusze". Wisława Szymborska
(Жизнь пишет самые оригинальные сценарии)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
         
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  4 час. Хитов сегодня: 51
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



"К-Дизайн" - Индивидуальный дизайн для вашего сайта