Жорж Бизе и его произведения Биография БИЗЕ, ЖОРЖ (Bizet, Georges) Georges Bizet, 25.10.1838 - 3.6.1875.
Великий французский композитор. Александр Сезар Леопольд Бизе (при крещении получил имя Жорж) родился в Париже 25 октября 1838 в музыкальной семье: его отец и дядя по материнской линии преподавали пение. В девятилетнем возрасте поступил в Парижскую консерваторию. Блестяще учился по классу фортепиано у А.Ф.Мармонтеля и по классу композиции у П.Циммермана, Ж.Ф.Ф.Галеви и Ш.Гуно; был удостоен многих наград. В 1857 ему присудили престижную Римскую премию; к тому времени он завершил симфонию до мажор, а одноактная оперетта Бизе Доктор Миракль (Le Docteur Miracle) была отмечена первой премией на конкурсе, учрежденном Ж.Оффенбахом.
Около трех лет Бизе провел в Риме, где красота природы и изобразительное искусство подействовали на него сильней, чем итальянская музыка. В комической опере Дон Прокопио (Don Procopio), написанной в тот период, он во многом подражает Доницетти; однако из композиторов-современников наибольшее влияние на него долгое время оказывал Гуно, а из предшественников – Моцарт и Россини. На редкость одаренный пианист, Бизе заслужил признание самого Листа, который слушал его игру в мае 1861 – через несколько месяцев после возвращения Бизе из Рима в Париж.
По обыкновению, Бизе немедленно приступал к сочинению оперы, если либретто ему нравилось, но вскоре охладевал и оставлял работу незаконченной (один из его биографов насчитал около 20 таких бесплодных попыток). Первой завершенной и поставленной оперой композитора были Искатели жемчуга (Les Pecheurs de perles, 1863); несмотря на очевидное влияние Гуно и Дж.Мейербера, обаяние лиризма и экзотический восточный колорит обеспечили ей почетное место во французском оперном репертуаре. Обладая выдающимся талантом, Бизе едва сводил концы с концами и вынужден был подрабатывать в музыкальных издательствах. Поденщина отнимала у него много времени, подрывала здоровье и отвлекала от серьезного творчества. Следующая законченная опера – Пертская красавица (La jolie fille de Perth) – была написана в 1866 и поставлена в конце 1867. Слабое либретто и вынужденные уступки композитора примадонне, бесспорно, сказались на качестве партитуры, но все же в ней немало замечательного материала, который Бизе позднее использовал в других сочинениях.
Разностороннее дарование Бизе позволяло ему приступить к созданию большой оперы, однако первыми сочинениями, в которых обнаружились его творческие возможности (не считая ранней симфонии), стали пьесы для фортепианного дуэта Детские игры (Jeux d'enfants, 1871), одноактная опера Джамиле (Djamileh, 1872) и музыка к драме А.Доде Арлезианка (L'Arlsienne, 1872). Женитьба Бизе в 1869 на Женевьеве Галеви, дочери его старого учителя, упорядочила его быт и привела в равновесие чувства; в испытаниях, выпавших на его долю во время франко-прусской войны (Бизе служил в национальной гвардии) и в дни Парижской коммуны, его личность обрела подлинную глубину.
В цикле Детские игры Бизе проявил себя как мастер остроумной и лирической миниатюры; в Джамиле он продолжал совершенствовать свое оригинальное оркестровое письмо, дар воссоздания местного колорита и изображения поэтических характеров, очевидный уже в Искателях жемчуга. Музыка к Арлезианке свидетельствует о дальнейшем творческом росте композитора: в нескольких танцах, интермеццо и «мелодрамах» он сумел передать не только атмосферу Прованса, но и лирико-трагическую стихию драмы Доде.
Превосходное либретто, выбранное Бизе для следующей оперы, впервые соответствовало уникальности его таланта: это была инсценировка новеллы Проспера Мериме Кармен (Carmen), сделанная А.Мельяком и Л.Галеви. Бизе начал работу в 1872, но премьера в парижской «Опера комик» состоялась лишь 3 марта 1875. Впечатляющий успех в Венской опере (октябрь 1875) позволил представить подлинную ценность произведения. Умер Бизе 3 июня 1875 умер.
Произведения Оперы
Дом доктора (La maison du docteur, комическая опера, написана до 1856)
Дон Прокопио (опера-буффа, на итальянском языке, 1858-59, поставлена 1906, Монте-Карло)
Любовь-художница (L’Amour peintre, либретто Б., по Ж. Б. Мольеру, 1860, не окончена, не опубликована)
Гузла Эмира (комическая опера, 1861-62)
Искатели жемчуга (Les Pecheurs de perles, 1862-63, поставлена 1863, «Театр лирик», Париж)
Иван Грозный (Ivan le Terrible, 1865, поставлена, 1946, Замок Мюринген, Вюртемберг)
Никола Фламель (1866?, фрагменты)
Пертская красавица (La Jolie fille du Perth, 1866, поставлена 1867, «Театр лирик», Париж)
Кубок Фульского короля (La Coupe du roi de Thule, 1868, фрагменты)
Кларисса Гарлоу (комическая опера, 1870-71, фрагменты)
Каландаль (комическая опера, 1870), Гризельда (комическая опера, 1870-71, не окончена)
Джамиле (комическая опера, 1871, поставлена 1872, театр «Опера комик», Париж)
Дон Родриго (1873, не окончена)
Кармен (комическая опера, 1873-74, поставлена 1875, театр «Опера комик», Париж; речитативы написаны Э. Гиро, после смерти Бизе, для постановки в Вене, 1875)
Оперетты
Доктор Миракль (1856 или 1857, поставлена 1857, театр «Буфф-Паризьен», Париж)
Мальбрук в поход собрался (Malbrough s’en va-t-en guerre, 1867, театр «Атеней», Париж; Бизе принадлежит 1-е действие, другие 3 действия- И. Э. Легуи, Э. Жонасу, Л. Делибу)
Соль-си-ре-пиф-пан (1872, театр «Шато-д’о», Париж)
Кантаты
Ангел и Тобия (L’Ange et Tobia, около 1855-57)
Элоиза де Монфор (1855-57)
Очарованный рыцарь (Le Chevalier enchante, 1855-57)
Эрминия (1855—1857)
Возвращение Виргинии (Le Retour de Virginie, около 1855—1857)
Давид (1856)
Кловис и Клотильда (1857)
Песня веку (Carmen seculaire, по Горацию, 1860)
Женитьба Прометея (Les Noces de Promethee, 1867)
Оды-симфонии
Улисс и Цирцея (по Гомеру, 1859)
Васко да Гама (1859-60)
Оратории
Женевьева Парижская (1874-75)
Произведения для хора и оркестра (или фортепиано)
Хор студентов (Choeur d’etudiants, мужской хор, до 1855)
Вальс (C-dur, 1855)
Те Deum (для солистов, хора и оркестра, 1858)
Залив Байя (Le Golfe de Bahia, для сопрано или тенора, хора и фортепиано, около 1865; музыка использована в опере «Иван Грозный», имеется переработка для фортепиано)
Ave Maria (для хора и оркестра, cлова Ш. Гранмужена, после 1867)
Песня прялки (La Chanson du Rouet, для солиста, хора и фортапиано, после 1867) и др.
Для хора без сопровождения
Свыше Иоанн из Патмоса (Saint-Jean de Pathmos, для мужского хора, cлова В. Гюго, 1866)
Произведения для оркестра
Симфонии (.№ 1, C-dur, Юношеская, 1855, партитура опубликована и исполнена 1935; № 2, 1859, уничтожена Бизе),
Рим (C-dur, 1871, первоначально- Воспоминания о Риме, 1866-68, исполнена 1869)
Увертюры, в том числе Родина (Patrie, 1873, исполнена 1874)
Сюиты, в том числе Маленькая сюита (Petite suite, из фортепианных дуэтов Игры детей, 1871, исполнена 1872), сюиты из Арлезианки (№ 1, 1872; № 2, составил Э. Гиро, 1885)
Произведения для фортепиано в 2 руки
большой концертный вальс (E-dur, 1854)
Фантастическая охота (Chasse fantastique, 1865)
Рейнские песни (Chant du Rhin, цикл из 6 песен, 1865)
концертные хроматические вариации (1868)
и др
Фортепианные дуэты
Игры детей (Jeux d’enfants, 12 пьес для 2 фортепиано, 1871)
Произведения для голоса и фортепиано
в том числе циклы песен Листки из альбома (Feuilles d’album, 6 песен, 1866)
Пиренейские песни (Chants dee Pyrenees, 6 народных песен, 1867)
романсы
[править] Музыка к драматическому спектаклю
Арлезианка (драма А. Доде, 1872, театр «Водевиль», Париж)
Прочее
Переложения (фортепианные транскрипции, клавиры и др.) соч. Ш. Гуно, В. Массе, Ж. Массне, Ф. Шопена, В. А. Моцарта, К. Сен-Санса, Р. Шумана, А. Тома и др.
Пианист-певец (Le Pianiste Chanteur)
150 фортепианных пьес в 6 томах (1-2-франц. музыка, 3-4- итал. музыка, 5-6- нем. музыка; 1865)
Сборник 100 пьес разных композиторов, обработанных для фортепиано (Вебер, Бетховен, Шопен и др.).