On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
АвторСообщение
Вдохновительница Фронды




Сообщение: 230
Зарегистрирован: 02.12.08
Откуда: Чехия, Прага
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.01.09 17:37. Заголовок: Хлодвиг I (биографии и портреты)


Хлодвиг I или Клодвиг I (фр. Clovis, лат. Chlodovechus, Chlodoveus, древнегерм. Chlodowech, Chlodwig; около 466 — 27 ноября 511, Париж) — король салических франков с 481 по 511 гг. Сын короля Хильдерика I из рода Меровингов и Базины Тюрингской. Хлодвиг вступил на трон после смерти своего отца в возрасте 15 лет. Проводил активную завоевательную политику, значительно расширив территорию своего королевства. В 498 году первым из франкских королей перешёл в католическую веру, что послужило началом христианизации Галлии. Считается основателем Франкского королевства и первым официальным королём французской монархии. При Хлодвиге была составлена и записана «Салическая правда», одна из первых варварских правд. После смерти Хлодвига королевство было поделено на четыре части между его сыновьями и погрузилось в междоусобные войны.

Начало правления Хлодвига I считается началом первого, «меровингского» периода истории Франкской державы — с конца V до конца VII вв.


Имя «Хлодвиг» (франкск. Hlodowig) состоит из двух частей — корней «hlod» (то есть «прославленный», «выдающийся», «именитый») и «wig» (что переводится как «бой»). То есть «Хлодвиг» означает «Прославившийся в бою». Позже от этого имени было образовано имя Людовик, на французском языке — Louis (нем. Ludwig, лат. Ludovic), имя, которое так часто брали впоследствии французские короли. Меровинги нередко пользовались при составлении имени корнем «hlod», так, например, появились Хлотарь (фр. Clotaire), Лотарь (Lothaire), Хлодомир (Clodomir), Клотильда (Clotilde).

Хронология правления Хлодвига известна довольно плохо. Практически всё, что дошло до нас по этому поводу, извлечено из «Истории» Григория Турского (книга 2), который считает перечисленные ниже события пятилетиями: например, война с Сиагрием произошла по его сведениям через пять лет после восшествия Хлодвига на престол, война против аламаннов через пятнадцать лет после начала правления, война с вестготами — за пять лет до его смерти. В целом получается, что Хлодвиг правил в течение 30 лет после восшествия на престол в пятнадцатилетнем возрасте. Такая подача информации может быть некоторым упрощением со стороны автора. Но также вполне возможно, что эти даты близки к истине. Единственная точная дата, которой учёные располагают на сегодняшний день, — это дата смерти Хлодвига в 511 году. Это означает, что на престол он взошёл примерно в 481 или 482 году.

Примерная хронология правления Хлодвига I:

466: Рождение Хлодвига, сына Хильдерика I, короля салических франков, и королевы Базины Тюрингской.

480: Рипуарские франки взяли Трир.

481: Восшествие на престол Хлодвига I. Он унаследовал королевство, которое примерно соответствовало территории Белгики, небольшой провинции, расположенной между Северным морем, рекой Эско и провинцией Камбре. Эта территория простиралась от Реймса до Амьена и Булонь-сюр-Мер, за исключением области Суассона, которая тогда находилась под контролем Сиагрия.

484: Союз с рипуарскими и камбрейскими франками (Рагнахар, король франков Камбре, был, вероятно, одним из родственников Хлодвига). Смерть короля вестготов Эвриха, которому наследовал его сын Аларих II.

485: Хлодвиг женился на рипуарской принцессе, от которой у него родился сын Теодорих. Этот брак часто трактуется как тактический союз с восточными соседями, который позволил Хлодвигу направить свои силы на юг. Григорий Турский в своей «Истории» говорит об этой принцессе как о наложнице, поэтому долгое время Теодорих считался незаконным сыном Хлодвига.

486: Битва при Суассоне с Сиагрием. Сиагрий, сын Эгидия, объявил себя «царём римлян» (лат. rex romanorum) и держал под своим контролем галло-римский район между реками Сена и Луара, последний обломок Западной Римской империи. Победа при Суассоне позволила Хлодвигу объединить весь север Галлии. Сиагрий укрылся у вестготов в Тулузе, но те выдали его Хлодвигу. Галло-римский правитель был убит. Считается, что именно после этой битвы произошёл известный эпизод с суассонской чашей, описанный Григорием Турским.

490: Начало победоносных набегов Хлодвига на вестготов. Вероятно, Хлодвиг хотел расширить своё королевство вплоть до Средиземного моря. Он начал наступление на рейнских и зарейнских германцев.

493: Договор о ненападении с королём Лионского бургундского королевства, подкреплённый брачным союзом. Хлодвиг женился во второй раз — на принцессе Клотильде (дочери короля бургундов Хильперика II и племяннице короля Гундобада). Клотильда вместе с епископом Реймским Ремигием пыталась склонить Хлодвига к принятию католической веры.

494: Победоносный набег Хлодвига против вестготов на Сентонж.

496: Битва при Толбиаке (Тобиаке) недалеко от Кёльна с аламаннами, во время которой Хлодвиг дал обет принять крещение, если победит. Хлодвиг одержал победу и расширил границы своего королевства вплоть до верховий Рейна.

498: Победоносный набег Хлодвига против вестготов на Бордо.

498, 25 декабря (Рождество): Хлодвиг принял крещение в Реймсе вместе с более чем 3000 человек из своего войска (если верить словам Григория Турского). Крестил короля епископ Ремигий, впоследствии провозглашённый святым. Несомненно, переход Хлодвига в католическую веру увеличил его влияние на галло-римские территории, его королевский статус приобрёл там большую легитимную силу, но в то же время это было довольно опасное мероприятие: франки, также как и все германцы, верили, что король или вождь равен богам, католическая же вера утверждала, что высшая власть принадлежит Богу и папе римскому, наместнику Бога на земле. Поэтому многие крещёные германцы чаще всего были арианами, так как одним из постулатов этой ветви христианского вероучения было то, что главой Церкви становился не папа, а король.

499: Хлодвиг заключил союз с королём бургундов Женевы Годегизилом, который хотел захватить территории своего брата Гундобада.

500: Хлодвиг заключил союз с армориканцами (кельтская народность, населявшая полуостров Бретань и побережье Ла-Манша). После битвы при Дижоне и победы Хлодвига над бургундскими войсками Гундобада король франков вынудил того покинуть своё королевство и укрыться в Авиньоне. Однако король вестготов Аларих II пришёл на помощь Гундобаду и, таким образом, заставил Хлодвига отказаться от помощи Годегизилу. Но Гундобад согласился платить Хлодвигу ежегодную дань. Однако обещания своего не сдержал, смог восстановить своё королевство, а также настичь и убить во Вьенне своего брата Годегизила.
После этого Хлодвиг и Гундебад заключили мир и союз для борьбы с вестготами.

506: Церковный собор в Агде, в котором приняли участие 25 епископов, 8 священников и 2 дьякона (они присутствовали там в качестве представителей епископов своих диоцезов).

507: Битва в долине Вуйе неподалёку от Пуатье с вестготами. Хлодвиг одержал победу над Аларихом II и расширил границы своего королевства вплоть до Аквитании. Король вестготов был убит, а у самих вестготов не оставалось другого выбора, кроме как отступить в Испанию, за Пиренеи. Остготы же под предводительством Теодориха Великого не могли вступиться за своих соседей вестготов, так как они в этот момент воевали с Византией.

508: Хлодвиг получил от византийского императора Анастасия I титул «консула» и был назван «августом» во время своего торжественного въезда в Тур. Париж стал официальной резиденцией Хлодвига.

510: Хлодвиг приказал убить короля рипуарских франков Сигиберта Хромого, одного из влиятельных вождей салических франков Харариха и своего бывшего союзника короля Камбре Рагнахара и после этого завоевал их королевства. Таким образом, его королевство расширилось на зарейнские территории. Так Хлодвиг стал единственным правителем большого королевства, территория которого соответствовала бывшей римской провинции, носившей прежде имя «Нарбонская Галлия»: от среднего Рейна (устье реки ещё находилось в руках фризов) вплоть до Пиренейских гор, где жили племена басков. Однако в состав королевства Хлодвига не входил остров Британия и средиземноморские регионы.

511, июль: Общегалльский церковный Собор в Орлеане, в котором приняли участие 32 епископа (половина из них были родом из «королевства Франков»). Хлодвиг был провозглашён всеми присутствующими епископами «Rex Gloriosissimus, сыном Святой Церкви».

511, 27 ноября: Смерть Хлодвига. Он был похоронен в храме Апостолов Петра и Павла в Париже на горе Сент-Женевьев.

Впоследствии потомки Хлодвига ещё больше расширили границы королевства (завоевав Бургундию, Прованс и другие территории) и правили примерно в течение трёх веков, уступив затем (в период «ленивых королей») место династии майордомов Пипинидов, основателям королевской династии Каролингов.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 22 , стр: 1 2 All [только новые]


Вдохновительница Фронды




Сообщение: 231
Зарегистрирован: 02.12.08
Откуда: Чехия, Прага
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.01.09 17:39. Заголовок: Галлия в V веке В к..


Галлия в V веке

В конце V века Галлия была раздроблена на многочисленные и беспрестанно воевавшие друг с другом варварские королевства:

Франки, обосновавшиеся на северо-востоке, долгое время находились на службе у Римской империи в качестве вспомогательных войск на рейнской границе. Они были язычниками вплоть до крещения Хлодвига I (хотя на самом деле крещение франков происходило не сиюминутно, а растянулось примерно до VIII века).

Бургунды, обитавшие в Савойе и окрестностях Лиона, были довольно веротерпимыми арианами.
Вестготы, могущественный народ, обитал на юге Луары, в Лангедоке, в долине реки Гаронны. Они также придерживались арианского вероисповедания, но были менее веротерпимы по отношению к католическому галло-римскому населению.

Остготы не населяли территорию Галлии, но король Теодорих Великий пытался поддержать равновесие между разнообразными королевствами от Италии до Галлии

Западная Римская империя уже практически не имела реальной власти над территориями Галлии
Таким образом, многочисленные варварские вожди начали занимать свободные территории, оставленные Империей в 476 году после свержения последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула, и образовывать свои «королевства» (лат. regna). Среди них было и королевство Сиагрия, последнего римского наместника, которое располагалось в районе Суассона. Сиагрий объявил себя королём и отказался признавать Рим.

В 481 году Хлодвиг, сын Хильдерика I, и королевы Базины Тюрингской, встал во главе королевства салических франков, расположенного в районе Турне современной Бельгии. Титул «короля» (лат. rex) не являлся новым явлением в франкской истории, так назывались главы франкских войск, находившихся на службе у Рима. Франки, старинные верные слуги некогда могущественной Империи, уже не походили на других германцев, варваров-язычников. У них был иной образ жизни, после пяти веков господства и служения Римской империи они стали ближе галло-римскому населению.

Недавно взошедший на престол король Хлодвиг был совсем молод, ему было только пятнадцать лет, и ничто не предсказывало, что именно этот вождь варваров сможет вытеснить своих более могущественных соперников с их земель. В свете последующих событий его успех, неопровержимый в военном плане, являлся скорее следствием приобретённого им римского военного опыта, а не варварских обычаев ведения войны. Примером тому может послужить тот же эпизод с суассонской чашей, где наблюдается определённая дисциплина среди его солдат. Или обращение Хлодвига в католическую веру (а не в арианство), после которого он вошёл в элиту галло-римского общества.

Правление Хлодвига берётся многими историками уже не в контексте поздней Античности, но в рамках раннего Средневековья.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вдохновительница Фронды




Сообщение: 232
Зарегистрирован: 02.12.08
Откуда: Чехия, Прага
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.01.09 17:39. Заголовок: Расширение королевст..


Расширение королевства франков на восток

Всю свою жизнь Хлодвиг старался сохранить и увеличить своё королевство, а затем, в соответствии с германской традицией, передать сыновьям. Ради этого он без колебаний преодолевал все препятствия — он приказал убить всех франкских и зарейнских вождей (а многие из них были его старинными соратниками), часто та же участь постигала близких и дальних родственников его соперников. Хлодвиг даже пошёл на убийство своих собственных братьев — Рихара и Ригномера. Это гарантировало, что на завоёванные территории не будет никаких других претендентов, кроме его собственных сыновей.

В то же время он заключал многочисленные союзы и вёл активную завоевательную политику. До крещения в распоряжении Хлодвига было всего 3—5 тысяч человек, но действия франкских воинов были весьма успешны благодаря тому опыту, что они получили на службе у Римской империи в боях против других варваров.

Несмотря на тяжёлые бои, успехи Хлодвига были очень стремительны, быть может, потому, что он не считался слишком строгим правителем в отличие от других вождей. Во всяком случае, для галло-римского населения было важно, что франки приняли католичество и были частично романизированы, тогда как те же вестготы, тоже христиане, но ариане, держали Аквитанию железной рукой и не отличались большой веротерпимостью по отношению к галло-римскому населению.

В конце концов, Хлодвиг завоевал практически весь север современной Франции. В 484 г. он объединился с рипуарскими франками. Затем, с 486 г., он начал наступление на юг. Прежде всего, он сверг Сиагрия, последнего римского наместника, и присоединил его королевство, находившееся в междуречье Сены и Луары. Там он завоевал и разграбил города Санлис, Бовэ, Суассон и Париж.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вдохновительница Фронды




Сообщение: 233
Зарегистрирован: 02.12.08
Откуда: Чехия, Прага
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.01.09 17:41. Заголовок: Крещение франков Еп..


Крещение франков

Епископ Реймский, в будущем Святой Ремигий, вероятно, пытался найти могущественного защитника для своего народа, поэтому написал Хлодвигу сразу после того, как тот взошёл на престол. Епископ, прежде всего, просил Хлодвига защитить тех христиан, что жили на его землях. Ремигий, судя по всему, был харизматичной личностью и сам обладал довольно большой властью, поэтому Хлодвиг его уважал и прислушивался к его советам. Считается, что именно епископ подтолкнул Хлодвига жениться на принцессе Клотильде, дочери бургундского короля. Свадьба состоялась около 493 г., скорее всего в Суассоне. Этот политический союз оказал значительное влияние на ход истории — Клотильда была христианкой, более того, исповедовала не арианство, как её сородичи, а католическую веру.

После свадьбы, как рассказывает Григорий Турский, Клотильда делала всё для того, чтобы убедить мужа перейти в католическую веру. Но Хлодвиг долго не решался на этот шаг.

Хроника Григория Турского повествует о том, что после рождения первого сына Ингомера Клотильда попросила у мужа разрешения окрестить ребёнка. Хлодвиг согласился, однако вскоре после крещения ребёнок умер. Король разгневался — Фредегар сообщает, что король воскликнул: «Будь мальчик освящён именем моих богов, он бы остался жив» — и, когда Клотильда родила второго сына, Хлодомира, запретил проводить над ним обряд крещения. Тем временем ребёнок заболел. Клотильда принялась усердно молиться, и в конце концов Хлодомир выздоровел. Но несмотря на это чудесное исцеление и постоянные увещевания жены, Хлодвиг отказывался отринуть язычество.

Кроме того, если бы Хлодвиг перешёл в христианство, он мог потерять поддержку своего народа. Как и все германцы, франки верили, что король-военачальник может оказать победу только при поддержке языческих богов. Если они и решились бы перейти в христианство, то стали бы, скорее всего, арианами, в этом случае считалось бы, что король избран Богом и является главой Церкви.

Однако Хлодвиг нуждался в поддержке католического духовенства, так как те являлись представителями галло-римского населения. Епископы обладали всей полнотой власти в богатых городах с тех пор, как римская гражданская власть там была ликвидирована. Однако даже Церкви было трудно поддерживать связь между своими представителями: с вестготских территорий епископы изгонялись и некому было их заменить, в Риме представители духовенства боролись за папский престол, не говоря уже о ссорах, которые вспыхивали среди клириков, настроенных в пользу вестготов или франков.

Как сообщает «История франков», Хлодвиг решил принять крещение в 496 г. в разгар сражения с аламаннами. Когда противник начал брать верх над его воинами, король дал обет обратиться в христианскую веру, если Христос, в которого так истово верила его жена, дарует франкам победу (здесь прослеживается аналогия с крещением византийского императора Константина). И вот в самый разгар битвы Хлодвиг был окружён и скоро должен был погибнуть, но в этот момент вождь аламаннов был убит стрелой, а его воины обратились в бегство. Франки победили.

В соответствии с другими источниками, битва при Толбиаке была всего лишь одной из причин принятия христианства. Окончательное озарение посетило Хлодвига, когда он побывал на могиле святого Мартина Турского. Так или иначе, но Хлодвиг, его сестра Альбофледа и три тысячи франкских воинов приняли таинство крещения от Святого Ремигия в Реймсском соборе 25 декабря 498 года (эта дата условна, точнее было бы сказать, что это произошло в период между 496 и 500 гг., а некоторые историки расширяют рамки вплоть до 508 г.). Позднее в католичество перешла вторая сестра короля, Лантехильда, до того исповедовавшая арианство.

Это крещение оставило особый след в последующей истории Франции: практически все французские короли впоследствии короновались в Реймском соборе (вплоть до Карла X в 1825 г.).

Крещение Хлодвига, кроме того, является точкой отсчёта тесных взаимоотношений между духовенством и франкской (а затем французской) монархией, связи, которая прервётся только в XIX веке. Отныне король должен был короноваться во имя Господа. Переход в католическое вероисповедание позволил Хлодвигу получить влияние и власть над галло-римским населением. Тем более, что теперь у него была могущественная поддержка — католическое духовенство. С этого момента латынь становится официальным языком делопроизводства.

Сцена крещения Хлодвига не раз вдохновляла художников и скульпторов как в Средние века, так и в более позднее время.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вдохновительница Фронды




Сообщение: 234
Зарегистрирован: 02.12.08
Откуда: Чехия, Прага
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.01.09 17:42. Заголовок: Расширение королевст..


Расширение королевства на юг

При поддержке византийского императора Анастасия I, чрезвычайно обеспокоенного захватническими намерениями готов, Хлодвиг атаковал вестготов, которые в то время господствовали практически на всем иберийском полуострове и на юго-западе Галлии (в Септимании) вплоть до северных берегов Луары и Севенн на востоке.

Весной 507 года франки начали своё наступление на юг, перешли Луару в районе Тура, а бургундские союзники в это время атаковали с запада. Франки столкнулись с армией Алариха II в долине недалеко от Пуатье. Битва при Вуйе была жестокой, вестготы отступили после смерти своего короля, убитого самим Хлодвигом в личном поединке.

Эта победа позволила франкам присоединить к своему королевству все бывшие вестготские земли, находившиеся между Луарой, океанским побережьем и Пиренеями. Со стороны Италии остготы во главе с Теодорихом смогли занять территорию Прованса и Септимании (Нарбоннскую и Южно-Вьеннскую провинции), а также часть земель бургундов, но им угрожала в это время Византия, поэтому Хлодвигу удалось сохранить большую часть бывших вестготских территорий в своих руках.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вдохновительница Фронды




Сообщение: 235
Зарегистрирован: 02.12.08
Откуда: Чехия, Прага
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.01.09 17:43. Заголовок: Париж - столица коро..


Париж - столица королевства

После Турне и Суассона Хлодвиг в конце концов выбрал в качестве своей резиденции Париж. Это произошло около 508 года. По мнению многих исследователей «Салическая правда» была написана около 507—510 гг.: вполне вероятно, что обнародование этого закона связано с тем фактом, что король обосновался в Париже.

Перенос столицы франкского короля в Париж объясняется, прежде всего, стратегическими причинами:

В этом городе раньше располагался римский гарнизон, поэтому там была построена укреплённая цитадель.
Кроме того, он являлся имперской резиденцией в конце существования Римской империи, сюда приезжали в своё время императоры Юлиан (в период с 357 по 360 гг.) и Валентиниан I (в 365—366 гг.). Хлодвиг поселился во дворце бывших римских наместников.
Париж находился на перекрёстке дорог с севера на юг и с запада на восток, что облегчало организацию сношений со всеми частями королевства и завоевательных походов.
Но в то же время это был символический жест, франкское королевство по своей организации сильно отличалось от римской власти, поэтому короли, которые наследовали трон после Хлодвига, не придавали Парижу большого значения. Однако Лион, старинная «столица галлов», окончательно потерял своё политическое первенство.

При Хлодвиге и позже — в течение всего меровингского периода — Париж почти не претерпел никаких изменений, так как его развитие задерживало, прежде всего, наличие множества других столиц, появившихся после раздела королевства. Сохранились практически нетронутыми римские здания. Правда, королевская семья и представители франкской аристократии начали строить в городе церкви и другие религиозные здания. Но до наших дней дошли только более поздние постройки, сделанные уже после смерти Хлодвига.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вдохновительница Фронды




Сообщение: 236
Зарегистрирован: 02.12.08
Откуда: Чехия, Прага
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.01.09 17:45. Заголовок: Законодательство при..


Законодательство при Хлодвиге

Первоначально король Хлодвиг распространил в своих землях «Кодекс Алариха», а затем приказал составить свод законов салических франков, получивший название «Салической правды» (лат. Lex Salica). Этот правовой памятник состоял из 65 статей и в нём описывался порядок судопроизводства и заключения сделок, были перечислены преступления и соответствующие им наказания.

Благодаря «Салической правде» историки смогли сделать выводы о хозяйстве франков, социальных группах этого народа, изучить оставшиеся к концу V века пережитки родового строя, понять, что из себя представляла власть франкского короля. В отечественной историографии «Салическая правда» считается одним из древнейших памятников, который даёт представление о генезисе (возникновении) феодального строя в Западной Европе.

Слово «lex» с латинского языка переводится как «закон», довольно общее понятие, поэтому в российской историографии чаще звучит название «правда». «Правда» — это судебник, который составлялся на примере конкретных судебных случаев (казусов), превратившихся в результате многократных повторов в судебный обычай. Поэтому по «Салической правде» изучается не только правовая сторона жизни франкского государства, но и повседневный быт людей.

На основе данного источника можно сказать, что франки в конце V века были свободными крестьянами (так называемые «дофеодальные крестьяне»). Они владели землями на правах собственников, но существовало и понятие коллективной собственности (леса и луга, принадлежавшие общине). Франки пользовались определёнными политическими правами (например, самоуправлением). Большую роль в их жизни играла родовая общинная организация, которая покровительствовала и защищала крестьян (примером тому может послужить соприсяжничество или коллективная уплата судебных штрафов).

Важную роль в жизни франков играло животноводство, они занимались бортничеством, собирали грибы и ягоды, охотились, рыбачили. Но и земледелие у них было уже неплохо развито. Им были знакомы плуг и борона, в которые запрягались быки. Сеяли франки зерновые культуры, лён, на огородах выращивали бобы, горох, капусту, репу. Зарождалось виноградарство.

Несомненно, «Салическая правда» испытала на себе влияние римского права, но все же не такое большое, как появившиеся ранее в Европе «Вестготский кодекс» и «Бургундская правда». Римское влияние прослеживается, например, в порядке наследования земель только по мужской линии и её продажи лишь с согласия всех родственников.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вдохновительница Фронды




Сообщение: 237
Зарегистрирован: 02.12.08
Откуда: Чехия, Прага
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.01.09 17:46. Заголовок: Церковные соборы В ..


Церковные соборы

В период правления Хлодвига на территории Галлии состоялось два церковных собора.

В 506 г. на общегалльском Агдском соборе были приняты меры по повышению морального облика священнослужителей и ряд других постановлений. К примеру, клирикам запрещалось присутствовать на брачных пирах, напиваться, красть, строить рядом мужские и женские монастыри, продавать церковное имущество. Был ограничен произвол некоторых епископов и провозглашён принцип: «Собственность епископа — собственность Церкви».

В июле 511 г. Хлодвиг созвал общегалльский церковный собор в Орлеане, в котором приняли участие 32 епископа. Присутствовал ли сам король на этом собрании — неизвестно. Орлеанский собор принял решения, продолжавшие линию Агдского собора, хотя некоторые из них указывают на зарождение конфликта между светской и церковной властью. Вот некоторые из принятых постановлений:

Церковь объявлялась убежищем для всех, чья вина не была доказана.
Ограничивалось самовольное отшельничество (это было необходимо для того, чтобы снизить число лжесвятых).
Монахам было запрещено жениться, также как и вдовам священников и диаконов.
Был провозглашён следующий принцип подчинения: «Аббаты да будут подчинены епископам, а монахи — аббатам» (это означало, что монахи в первую очередь должны подчиняться именно аббатам, а это ограничивало произвол епископов).
Скорее всего под давлением Хлодвига было запрещено «посвящать в духовное звание мирянина без приказания короля или судьи» (кроме выкупленных рабов).
Опять же под влиянием Хлодвига было запрещено отлучать тех, кто оспаривал у Церкви какое-либо имущество, но епископские земли отчуждать не имел права никто.
Несмотря на возникшие противоречия, союз христианской Церкви и светской власти, начало которому положило крещение Хлодвига в 498 году, и который сохранялся в течение четырнадцати веков, стал важным политическим событием. Влияние католической Церкви росло, так как сельское население, состоявшее в основном из язычников, постепенно переходило в католическую веру и становилось ревностными последователями христианской Церкви.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вдохновительница Фронды




Сообщение: 238
Зарегистрирован: 02.12.08
Откуда: Чехия, Прага
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.01.09 17:47. Заголовок: Смерть Хлодвига Хло..


Смерть Хлодвига

Хлодвиг умер в Париже 27 ноября 511 года в возрасте 45 лет. Он был похоронен в соборе Апостолов Петра и Павла, в будущем получившем название церкви Сент-Женевьев, которую Хлодвиг приказал построить над могилой Святой Женевьевы, умершей в 502 г.

На самом деле, памятник над мощами святой не был закончен. Поэтому, скорее всего, Хлодвиг был похоронен, как пишет Григорий Турский, в sacrarium собора Апостолов, то есть в мавзолее, построенном наподобие гробницы, который можно сравнить с гробницей византийского императора Константина Великого в церкви Святых Апостолов в Константинополе.

Примерно через 33 года рядом со своим мужем была похоронена и Клотильда, которая в период с 511 по 544 гг. жила в монастыре Святого Мартина в Туре. Григорий Турский, поселившийся в Туре в 563 г., мог слышать рассказы тех людей, которые были знакомы в своё время с Клотильдой. Вполне вероятно, что это также послужило одним из источников, на которые он опирался при написании своей «Истории».



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вдохновительница Фронды




Сообщение: 239
Зарегистрирован: 02.12.08
Откуда: Чехия, Прага
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.01.09 17:48. Заголовок: Раздел королевства в..


Раздел королевства в 511 году

После смерти Хлодвига его сыновья Теодорих , Хлодомир, Хильдеберт и Хлотарь в соответствии с франкской традицией разделили между собой королевство. В то время большая часть земель Галлии была покорена, за исключением Прованса, Септимании и королевства бургундов.

Франкское королевство было поделено на три более или менее равные части. Четвёртая же часть между Рейном и Луарой досталась Теодориху, старшему сыну Хлодвига, который был рождён от брака короля с язычницей. Это была самая большая часть, так как в неё входило около трети территорий Галлии.

Раздел королевства происходил, как рассказывает Григорий Турский, в присутствии вельмож королевства, Теодориха и королевы Клотильды. Он был выполнен в соответствии с нормами частного права, которые были записаны Хлодвигом в «Салической правде» и по которым король считался собственником всех земель королевства.

Старший сын Хлодвига Теодорих получил северо-восточные земли: две римских провинции Германии (Верхняя и Нижняя Германия), Первую Бельгию и юго-восточную часть Второй Бельгии, а также земли по среднему течению Рейна. Хлодомир получил территорию бассейна Луары, Хильдеберт — земли, впоследствии получившие название Нормандии. И, наконец, самый младший сын Хлодвига Хлотарь наследовал северные земли салических франков: от прирейнской низменности до Суассона (в том числе город Турне).



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вдохновительница Фронды




Сообщение: 240
Зарегистрирован: 02.12.08
Откуда: Чехия, Прага
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.01.09 17:50. Заголовок: Легенды о Хлодвиге ..


Легенды о Хлодвиге

Хлодвигу, как и многим королям средневековья, посвящено немало легенд. По одной из них, Хлодвиг является потомком Энея, героя Троянской войны. Этот рассказ неоднократно повторяется и переиначивается на разные лады в средневековых источниках. По другой легенде, особенно популярной после издания «Кода Да Винчи» Д. Брауна, род Хлодвига происходит от самого Иисуса Христа, который не погиб на кресте, а бежал в Галлию вместе с Марией Магдалиной.

Крещение Хлодвига тоже окружено всевозможными необычными рассказами. По одному из них, святому Ремигию явился ангел в виде голубя и принёс сосуд с мирром (фр. sainte ampoule или "Святая Сткляница") для мирропомазания Хлодвига после крещения. Позднее, почти все короли Франции помазались на царствование именно мирром из этого флакона. По преданию, Святая Сткляница была разбита во время Французской Революции. Григорий Турский об этом чуде в «Истории франков» не упоминает. Начало легенде положил, судя по всему, архиепископ Реймса Гинкмар (фр. Hincmar, около 806—882 гг.).

В «Истории франков» о крещении Хлодвига говорится: «Когда он подошёл; готовый креститься, святитель божий <Ремигий> обратился к нему с такими красноречивыми словами: „Покорно склони выю, Сигамбр, почитай то, что сжигал, сожги то, что почитал“». Упоминая древнее название одного из германских племён — сигамбров — епископ призвал короля и его дружину сжечь свои языческие амулеты.

Существует легенда о появлении геральдической лилии французских королей: Хлодвиг будто бы выбрал этот цветок в качестве символа очищения после крещения. По другой версии Хлодвигу во время битвы при Толбиаке явился ангел с лилией и сказал, чтобы тот сделал отныне этот цветок своим символом и завещал потомкам.



Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Вдохновительница Фронды




Сообщение: 241
Зарегистрирован: 02.12.08
Откуда: Чехия, Прага
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.01.09 17:51. Заголовок: Жёны и дети Хлодвига..


Жёны и дети Хлодвига

В 485 г. жена — франкская принцесса (наложница) Амалаберга
ее сын - Теодорих I (Thierry I, 486—533/534), король Реймса

В 493 г. жена — Клотильда Бургундская (Хродехильда) (Clotilde, 474—544)
дети Клотильды и Хлодвига:
Ингомер (Ingomer, 494, умер во младенчестве)
Хлодомир (Clodomir, 495—524), король Орлеана
Хильдеберт I (Childebert I, около 496—558), король Парижа
Хлотарь I (Clotaire I, около 497—561), король Суассона
Клотильда (Clotilde, ?), жена короля вестготов Амалариха

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вдохновительница Фронды




Сообщение: 242
Зарегистрирован: 02.12.08
Откуда: Чехия, Прага
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.01.09 18:00. Заголовок: Крещение Хлодвига (и..


Крещение Хлодвига (из книги М.Баджента)

Согласно преданиям, внезапное и неожиданное обращение Хлодвига было делом рук его жены Хродехильды, ревностной католички, которая, как кажется, не успокоилась до тех пор, пока не увидела, как ее муж принял ее веру, благодаря помощи ее исповедника Ремигия - упорство, за которое она позже была канонизирована. Но за этим преданием стоит конкретная историческаядействительность. В самом деле, когда Хлодвиг обратился в римскую веру, чтобы стать первым королем-католиком франков, то он завоевал гораздо больше, нежели простое уважение своей супруги, и царство более существенное, чем небесное.

Известно, что в 496 г. между ним и св. Ремигием произошло несколько тайных встреч, после которых немедленно последовало надлежащим образом оформленное согласие между франкским королем и римской Церковью. Для Рима это была беспрецедентная политическая победа, которая обеспечивала выживание его Церкви и устанавливала ее высшую духовную власть над всей Западной Европой. Наконец-то она стала равной Константинополю - блестящей и далекой родине греческого православия; теперь она может дать волю своим мечтам о владычестве и найти неотвратимое средство положить конец различным существовавшим тогда формам ереси. Инструментом этой духовной гегемонии, мечом из плоти и крови католической Церкви, ее светской рукой, ощутимым проявлением ее власти впредь должен был стать Хлодвиг, благодаря которому все надежды были, наконец, дозволены.

Что, в свою очередь, выигрывал король франков? Что касается его, то он получал титул "Нового Константина" ("Novus Konstantinus"), а также - разрешение править объединенной империей, "священной римской империей",
предназначенной заменить империю Константина, незадолго до того разрушенную вандалами и вестготами.
Как считают некоторые современные историки, еще задолго до своего крещения Хлодвиг предусмотрел возможность сделать эту древнюю римскую империю наследственным владением Меровингов. Как бы то ни было, теперь он становится чем-то вроде императора Западной Европы, патриархом германских государств на Западе, царствуя, но не управляя, над всеми народами и королями.

Этот пакт, подписанный Хлодвигом и римской Церковью, оказался чреват тяжелыми последствиями для христианского мира VI в. и последующих веков. Действительно, крещение короля франков знаменовало рождение новой римской империи, христианской империи, основанной на самой церкви и управляемой королями-Меровингами. Теперь между духовной властью и светским государством существовала нерасторжимая связь, ибо одно приносило клятву верности другому, и оба были связаны друг с другом навсегда. Договор был скреплен
церемонией - крещением Хлодвига св. Ремигием.

Вспомним, ибо это часто забывают, что это крещение никоим образом не было коронацией. В самом деле. Церковь и не должна была объявлять Хлодвига королем, так как он уже был им, и ей ничего больше не оставалось, как признать его таковым. Таким образом, она официально связывала себя не с одним Хлодвигом, а с его последователями, не с отдельной личностью, а с династией. В этом смысле пакт по всем пунктам походил на связь Бога из Ветхого Завета с царем Давидом. Конечно, его можно было изменить - как в случае с Соломоном, - но его нельзя было ни отменить, ни порвать, ни предать. Этого Меровинги никогда не должны были забывать.
До конца своей жизни Хлодвиг старался свято исполнять надежды и честолюбивые замыслы, питаемые Римом на его счет. С сознанием и энергичностью, достойными восхищения, он силой оружия насаждал веру - предмет его договора; будучи официально одобренным и духовно поддерживаемым Церковью, он на юге и на востоке расширил границы своего королевства, которое занимало теперь большую часть Франции и значительную часть Германии.

Самыми коварными из его соперников были исповедующие арианство вестготы, чья империя простиралась от Северных Пиренеев до Тулузы; Хлодвиг начал против них ужасные штурмы и окончательно победил их в 507 г. в битве при Вуйе. После этого Тулуза и Аквитания не замедлили пасть перед ним, как, впрочем, и все остальные вражеские земли, чьи правители еще до прихода франкских войск сложили оружие. От Тулузы вестготы отступили к Каркассону, затем, будучи изгнанными из этой цитадели, они основали свою столицу и последний бастион в Разесе, в графстве Редэ, который сегодня зовется деревней Реин-ле-Шато.

После смерти Хлодвига в 511 г. созданная им империя была, согласно меровингскому обычаю, разделена среди четырех его сыновей. И в течение более ста лет меровингская династия царствовала в многочисленных разрозненных королевствах. Но так как они большую часть времени вели войны и больше запутывались в вопросах наследования, то с годами их права стали давать повод ко все возрастающим беспорядкам. Власть, так хорошо централизованная Хлодвигом, все больше и больше ослаблялась и медленно приходила в упадок.
Всякого рода смуты, интриги, похищения и убийства и плюс к этому хронический беспорядок мало-помалу докатились до самых отдаленных уголков франкского королевства.

Однако в самом центре этого хаоса родилась и быстро росла новая верховная власть, образец силы и равновесия, которые обеспечивали не официальные правители, а майордомы. В силу сложившихся обстоятельств, эти последние действительно умножали свою власть и даже внесли большой вклад в падение монархии.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 961
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.01.09 17:48. Заголовок: http://s43.radikal.r..



Битва Хлодвига с вестготами. Миниатюра XIV в.


Галлия после смерти Хлодвига


Епископ и Хлодвиг


Изображение короля в профиль

История Франции - моя страсть! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 962
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.01.09 17:50. Заголовок: http://i027.radikal...



Король Франции


Крещение Хлодвига, картина 1500 года


Крещение Хлодвига, миниатюра 14 века


Могила Хлодвига

История Франции - моя страсть! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 963
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.01.09 17:53. Заголовок: http://s55.radikal.r..



Портрет Хлодвига


Портрет Хлодвига I


Скульптура


Статуя перед Реймским собором.

История Франции - моя страсть! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 964
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.01.09 17:54. Заголовок: http://s47.radikal.r..



Франкское королевство в конце V века.


Хлодвиг I


Хлодвиг I и его семья, миниатюра из «Больших французских хроник»

История Франции - моя страсть! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 965
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.01.09 17:55. Заголовок: http://s61.radikal.r..



Хлодвиг I, злодей и святой


Хлодвиг принимает крещение. Изображение из Жития святого Дионисия (XIII в.)

История Франции - моя страсть! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вдохновительница Фронды




Сообщение: 283
Зарегистрирован: 02.12.08
Откуда: Чехия, Прага
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.01.09 11:57. Заголовок: Сыновья Хлодвига Ло..


Сыновья Хлодвига

Лотарь I (500 - 10.11.561), король Нейстрии (пр. 511 - 561), король Орлеана (пр. 526 - 558), король Австразии (пр. 555 - 558), король Бургундии (пр. 534 - 558), король всех Франков (пр. 558 - 561).
Жены: Ингунда (517 год), Арегунда, сестра Ингунды (523 год), Гонтека Бургундская (525 год), Гринсида (Хунзина) (?), Радегонда Турингская (538 год), Валдрада (558 год), бывшая жена Теодебальда I.
По настоянию церкви развелся с Валдрадой, выдав её замуж за герцога Гаривальда. Радегонда позже стала аббатисой в Пуатье. В 555 - 558 году воевал с сыном Храмном, которого поддержал Хильперик. Храмн образовал первое Аквитанское королевство, но против него выступили его братья Гунтрамн и Хариберт. В 558 году после смерти братьев стал королем всего Франкского государства (конец первого раздела). В 560 году нанес поражение Храмну. Храмн был задушен, его тело вместе с семьей сожгли по приказу отца. Умер от лихорадки, поразившей его после охоты. После его смерти произошел второй раздел империи между его сыновьями.

Теодорих I (486 - 534), король Австразии (пр. 511 - 534), женат с 511 года на Эстерии Вестготской, дочери Аларика II, короля вестготов, а с 522 года на Сувеготте Бургундской.

Хильдеберт I (498 - 23.12.558), король Парижа (пр. 511 - 558), король Орлеана (пр. 524 - 532), король Бургундии (пр. 534 - 558), женат с 522 года на Ультрготе. После его смерти королевство перешло Лотарю I, вошло в состав Нейстрии. Вместе с Лотарем I покорил Бургундию в 534 году. После его смерти Ультргота и две её дочери пребывали в изгнании.

Хлодомир (496 - 25.7.524), король Орлеана (пр.511 - 524), женат с 517 года на Гонтеке Бургундской, убит в войне с Бургундией. После его смерти Лотарь I (вместе с Хильдебертом) убил его детей (Теодобальд и Гунтар) и женился на его вдове.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вдохновительница Фронды




Сообщение: 509
Зарегистрирован: 02.12.08
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.02.09 00:30. Заголовок: Клотильда Бургундска..


Клотильда Бургундская (Хродехильда) или Клотильда Святая (фр. Clotilde, Clothilde, древнегерм. Chrochtehilde, около 475-около 545) — жена франкского короля Хлодвига с 493 года.

Клотильда почитается как святая, православные празднуют её день 3 июня, а католики - 4 июня. Она покровительствует невестам, приёмным детям, родителям, изгнанникам и вдовам.

Клотильда - дочь короля бургундов Хильперика II (около 436—491), брата короля Гундобада, и Агриппины (около 440—491). В отличие от своего дяди, исповедовала католическую веру, в то время как Гундобад придерживался арианства.

Вот что нам по этому поводу сообщает Григорий Турский в своей «Истории франков»:
«В то время у бургундов королем был Гундевех из рода короля Атанариха, гонителя христиан, о котором мы упоминали выше. У Гундевеха было четыре сына: Гундобад, Годигизил, Хильперик и Годомар. И вот Гундобад убил мечом своего брата Хильперика, а его жену утопил в реке, привязав к шее камень. Двух его дочерей он обрек на изгнание; из них старшую, ставшую монахиней, звали Хроной, младшую — Хродехильдой». (Книга 2, глава 28).

Замуж за Хлодвига Клотильда вышла в промежутке между 492 и 494 гг. Григорий Турский описывает сватовство Хлодвига следующим образом:

«…так как Хлодвиг часто посылал посольства в Бургундию, то его послы однажды увидели девушку Хродехильду. Найдя её красивой и умной и узнав, что она королевского рода, они сообщили об этом королю Хлодвигу. Тот немедленно направил послов к Гундобаду с просьбой отдать её ему в жены. Так как Гундобад побоялся отказать Хлодвигу, он передал её послам. Те приняли её и быстро доставили королю. Увидев её, король очень обрадовался и женился на ней. Но у него уже был сын, по имени Теодорих, от наложницы». (Книга 2, глава 28).

Свадьба состоялась, скорее всего, в Суассоне.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Любитель истории




Сообщение: 338
Зарегистрирован: 27.10.08
Откуда: Москва
Репутация: 11
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.12.10 02:21. Заголовок: Авдовера приходилась..


Авдовера приходилась первой женой королю Нейстрии Хильперику I (539-561-583), котому родила троих сыновей, Теодеберта, Меровея и Хлодвига. Однако супруг ее был личностью ветреной и однажды увлекся служанкой королевы, Фредегундой, особой столь же красивой и энергичной, сколь беспринципной и коварной.
Когда Хильперик находился в отъезде по делам военным, Авдовера родила очередного ребенка, Базину. Фредегунда подговорила ее самой стать крестной матерью для новорожденной принцессы. Согласно церковным законам, кума не могла быть супругой счастливого отца, что стало предлогом для изгнания опостылевшей жены. Обманутой женщине не оставалось ничего, кроме пострига. Дочь, ставшая невольной причиной подобного поворота в жизни матери, в дальнейшем также сделалась монахиней.
Однако на Фредегунде Хильперик не женился, вступив в брак с вестготской принцессой Галесвинтой, но годом спустя была задушена по приказу королевской любовницы и с молчаливого согласия Хильперика. И только тогда правитель Нейстрии повел честолюбивую Фредегунду под венец. Впоследствии она расправилась и с Авдоверой, и с пасынками, чтобы обеспечить трон своему собственному сыну Хлотарю, но это уже другая история.

Альбер Меньян (Albert Maignan) "Развод Авдоверы"



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 22 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
         
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают: гостей: 1
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  4 час. Хитов сегодня: 79
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



"К-Дизайн" - Индивидуальный дизайн для вашего сайта