On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение





Сообщение: 7735
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 31
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.01.12 19:18. Заголовок: Братья кардинала Ришелье - Анри и Альфонс дю Плесси


Братья кардинала Ришелье - Анри и Альфонс дю Плесси

Анри, второй из детей главного прево, родился в 1580 г. Импульсивный и склонный к риску, он изобретательно, смело и успешно, хотя и не без помощи отцовских связей и некоторой доли везения, занимался восстановлением семейного благосостояния и выкупал имущество из разоренного поместья отца. Он имел сильную волю, независимый ум и во всем полагался только на себя. Финансовый крах семьи явно повлиял на ранний выбор его карьеры и на запоздалую женитьбу на богатой вдове, Маргарите Гюйо, в 1615 г. Он погиб на дуэли в 1619 г., уже после смерти жены (15 октября 1618 г.) и малолетнего сына (8 декабря того же года).
Анри, родившийся в 1580 г., стремился достичь официальной, законной независимости, и к 1595 г., по-видимому, уже на протяжении нескольких лет был пажом при дворе Генриха IV. Когда бы это ни произошло, его вхождение в состав королевской свиты стало возможным благодаря содействию влиятельных друзей его отца, а может, даже милости самого короля. Анри получил придворный чин (gentilhomme ordinaire) с жалованьем в 3000 ливров в год, затем стал командиром (mestre de camp) Пьемонтского полка, а с 1617 г. — генералом (marechal de camp).
В середине 1598 г. он отказался от своих притязаний на наследование отцовского поместья и получил королевские грамоты, освобождавшие его из-под родительской опеки и; дававшие ему право действовать от собственного имени, без посредничества взрослых, которое обычно требовалось до двадцатишестилетнего возраста. Это разрешение было зарегистрировано в Сомюрском сенешальстве (senechausse) вопреки засвидетельствованному письменно возражению матери, которую Анри также вынудил в 1610 г. передать ему унаследованное поместье Шатонёф. Как глава семьи, преуспевший в восстановлении ее благосостояния, он, по-видимому, хотел, чтобы все дела родственников находились под его контролем, но возможно также, что это была попытка законным способом не допускать мать до наследства Рошешуаров и таким образом оградить его от отцовских кредиторов.
Освобождение от опеки дало Анри возможность действовать как основному кредитору своего отца, а не как наследнику его долгов, — и это был лишь один из нескольких удачных способов, свидетельствующих о наличии умного советчика и неизменной королевской благосклонности. Расположение со стороны короля, возможно, потребовалось и для того, чтобы передать дело о ликвидации имущества его отца большому совету (grand conseil), который был более подвержен королевскому влиянию, нежели обычные гражданские суды. Известно, что Анри в целом выкупил иски к отцовскому имуществу на сумму 192 000 ливров или более.
Ещё в 1598 году он приобрел одну из закладных на конфискованное имущество Ла Верволье, а в 1606 году завершил эту сделку, заплатив всего 1780 ливров наличными. Остальные 15340 ливров были прощены на том основании, что являлись неуплаченным приданым его бабушки, Франсуазы да Рошешуар, чьи основным наследником он оставался. К 1605 году он стал одним из двух директоров синдиката отцовских кредиторов. Это положение означало, что его позиции как кредитора начинают рассматриваться как предпочтительные, а к 1602 году Анри неизменно предлагал самую высокую цену на аукционах, где выставлялись на продажу бывшие семейные земли или права на доход от них. Когда однажды его обошли, он применил право родственников покупать в установленный срок завещанное для продажи имущество. О финансовой деятельности Анри, благодаря которой он предстаёт в совсем ином свете – как спаситель семейного состояния, а не как эгоистичный расточитель, смотреть впечатляющую документацию, приведенную в: Joseph Bergin “Cardinal Richelieu. Power and pursuit of wealth ”.
Он приобрел только одно поместье, не принадлежавшее до этого его отцу, и с 1602 по 1615г. умудрился, потратив около 73 000 ливров на землю, выкупить все семейные владения, за исключением самого поместья Ришелье, которое до смерти Анри так и не выставлялось на торги. Его купит Ришелье в 1621 г. за 76 000 ливров. Труды Анри были завершены, когда, за два дня до свадьбы с Маргаритой Гюйо в 1615 г., они подписали документ о взаимном дарении земель. Поскольку его жена умерла раньше, 15 октября 1618г., собственность, которую он передал ей, вернулась к нему, и в то же время он сохранил то, что получил в дар от нее. Стоимость земель Анри к моменту его смерти в 1619 г. составляла более 200 000 ливров; капитал, увеличенный благодаря его покупкам, заметно возрос еще и вследствие благосклонности двора.

Третьим из детей главного прево был Альфонс, родившийся в 1582 г. Семья предназначала его для епископства Люсонского — единственного источника дохода, оставшегося после смерти Франсуа и неожиданно оказавшегося весьма ценным.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 75 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]







Сообщение: 47
Зарегистрирован: 03.11.08
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.11.08 22:47. Заголовок: Небольшая, но весьм..


Небольшая, но весьма информативная статья о кардинале Лионском, Альфонсе -Луи де Ришелье :

http://snorri-di.livejournal.com/129027.html


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Любитель истории




Сообщение: 40
Зарегистрирован: 27.10.08
Откуда: Москва
Репутация: -1
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.11.08 22:17. Заголовок: Все более или менее ..


Альфонс Луи дю Плесси де Ришелье

Все более или менее заинтересованные в истории Франции первой половины XVII века знают имя этого человека, хотя никакого очевидного вклада в политику, военное дело, литературу или искусство он не внес. Однако одного его поступка было достаточно, чтобы в корне изменить судьбу его близкого родственника, ставшего, по словам многих историков, одним из отцов-основателей современной Европы.

Альфонс Луи дю Плесси де Ришелье родился предположительно в Париже то ли в 1582, то ли в 1583 году. Второй сын главного прево королевского дома Франсуа де Ришелье и его жены, урожденной Сюзанны де ла Порт, в канун беспорядков, охвативших французскую столицу в ходе противостояния Генриха III и Лиги, он вместе с матерью, братьями и сестрами (всего в семье было пятеро детей) покидает Париж. Последующие несколько лет они проводят в своем родовом поместье Ришелье, где их настигает известие о смерти 42-летнего Франсуа. Кроме доброго имени, он оставил своей вдове множество долгов и незначительное состояние, которое та, под бдительным оком старой свекрови, пыталась немного увеличить.

Начальное образование все дети получили, как и было заведено, дома, под руководством местного священника, а в знаменательном 1594 году, когда Генрих Наваррский в последний раз за свою бурную жизнь сменил веру, сказав знаменитое: "Париж стоит мессы", все три брата, Анри, Альфонс и Арман, вернулись в Париж, где, после нескольких лет гражданской войны, вновь открывались учебные заведения. Среди прочих, и знаменитый Наваррский коллеж, основанный еще Жанной Наваррской, супругой Филиппа Красивого. Именно туда определил двух младших племянников Амадор де ла Порт, единокровный брат мадам де Ришелье и командор Мальтийского Ордена.

Именно этот родственник выдвинул сперва идею о том, чтобы Альфонс, по его примеру, сделался рыцарем-иоаннитом, но тот, не испытывая ни малейшей тяги к подобному служению, требовавшему, помимо прочего, умения плавать, попытался весьма оригинальным способом доказать свою непригодность: он залез в реку и едва не утонул, демонстрируя таким образом полное отсутствие навыков держаться на воде. После этого случая вопрос о Мальтийском Ордене отпал сам собой.

Впрочем, сложностей с выбором поприща для среднего сына перед матерью, по мере сил боровшейся с материальными трудностями, не возникало. Как известно, последний Валуа даровал семье своего прево право распоряжаться доходами с пуатевинской епархии Люсон. Подобная практика, когда монарх фактически назначал аббатов и епископов (тогда как эта прерогатива формально принадлежала Папе Римскому) повелась с 1516 года, когда между Франциском I и Святым Престолом был заключен Болонский конкордат, позволявший французским монархам по собственному усмотрению формировать верхушку галликанской церкви. Таким образом, на семейном совете было решено, что Альфонс, по достижении канонического возраста, возглавит Люсонский диоцез.

Дальнейшее образование будущего епископа проходило в традиционном ключе: обязательный третий этап в коллеже, включавший в себя курс философии, усиленные богословские занятия и, в конце концов, докторская степень. Все, казалось бы, шло по намеченному плану, однако в 1602 году случается нечто, едва не приведшее семью к финансовой катастрофе. Альфонс, тихий и замкнутый юноша, которому церковная карьера подходила как нельзя лучше, внезапно заявляет, что отказывается от митры и уходит в монастырь. Никакие уговоры не смогли его переубедить. Что повлияло на подобное решение, остается лишь догадываться...

Отсутствие кандидата от семьи на должность епископа означало потерю доходного места. Причем церковные бенефиции (сумма не самая большая по тем временам - 16000 ливров в год) были существенным дополнением к семейному бюджету, потому как традиционный источник доходов для дворян - земельная аренда - приносила не слишком много денег в провинциях, по которым разорительным маршем прошлись религиозные войны. На придворной службе состоял только старший брат, наследник родового имени и поместий, младший же готовился завершить обучение в военной Академии. Именно последнему выпала участь заменить Альфонса. 17-летний кадет безропотно меняет возможность получить офицерский патент на учебники по богословию и уже через неполные пять лет становится епископом Люсонским.

Альфонс же, пройдя через послушание, через три года, в 1605, принимает постриг и последующие двадцать лет ведет тихую жизнь в картезианском монастыре Бомпа, где становится настоятелем. Об этом периоде его жизни известно совсем немного, в отличие от биографии его младшего брата, поэтапно восстанавливаемой во всех деталях историками и любителями. Именно младший брат заставит отца Ансельма, как стал зваться в монашестве этот сын главного прево, резко изменить свою жизнь.

В 1624 году, уже будучи кардиналом, Арман де Ришелье назначается королем Людовиком XIII на должность государственного министра. Как это нередко происходит, возвышаясь сам, человек помогает возвышаться своим близким. В 1626 году освобождается кафедра архиепископа в Экс-ан-Провансе. То, от чего в двадцать лет он пытался убежать, настигло его на пятом десятке: Альфонс де Ришелье становится епископом. Впрочем, в Эксе он надолго не задержался. Два года спустя младший брат, чье влияние на дела государства постепенно усиливалось, добивается для старшего брата места архиепископа Лионского.

В Лионе же новоявленный прелат пользовался всеобщим уважением и любовью: очень благочестивый, скромный и доброжелательный, даже в моменты, когда ропот в адрес его брата усиливался до предела, для всех он оставался образцом добродетели, а его помощь бедному люду вошла в легенду.

Через год следует очередное повышение: его избирают в Священную коллегию. Таким быстрым продвижением он вновь был обязан младшему брату. Дабы их, носящих одну фамилию, не путали, Альфонс стал с тех пор называться кардиналом Лионским.

В сентябре 1630 года Людовик XIII, направлявшийся к месту ведения операций, названных впоследствии войной за Мантуанское наследство, был вынужден остановиться в Лионе: гнойный абсцесс в кишечнике едва не свел в могилу 29-летнего короля. Во время его болезни кардинал Лионский, пользовавшийся безграничным доверием сына Генриха Великого, неотлучно находился при нем. К счастью, недуг отступил.

Кардинал Ришелье, в то время находившийся на границе с Савойей, лишь позднее узнал о том, что королева-мать Мария Медичи, некогда его покровительница, а ныне яростная противница, пыталась добиться от сына согласия на отставку первого министра, уже усмирившего французских протестантов и начавшего проводить анти-испанскую политику. Людовик ответил неопределенно, однако, вернувшись в Париж, словно позабыл о своем обещании подумать над просьбой матери. Кризис наступил 10-11 ноября того же года, закончившись победой Ришелье. "Мы более обязаны государству, чем матери", - эти слова короля, не являвшегося, как это нередко утверждается, жестокосердным сыном, расставил все точки на i. В мае 1631 года, в знак протеста против пребывания кардинала в Совете, Мария Медичи покидает Францию, по выражению Мишле, уйдя навсегда с политической сцены.

Дождь благодеяний немедленно пролился на голову первого министра. Среди прочего, Альфонс де Ришелье получил должность Главного раздатчика милостыни короля (Grand Almonier). Через два года оба брата стали командорами Ордена Святого Духа, высшей награды во французском королевстве.

В 1638 году в Лионе разразилась эпидемия чумы. Кардинал в то время не отходил от заболевших, помогая врачам ухаживать за больными и отведя часть своей резиденции под лазарет. Как ни удивительно, зараза его не тронула. Такое поведение еще сильнее укрепило его репутацию среди прихожан, как простых, так и высокопоставленных. Говорили, что у него не было иных недостатков, кроме пристрастия к шоколаду, завезенному из Испании королевой Анной Австрийской.

По свидетельствам очевидцев, Альфонс очень сильно переживал смерть младшего брата (4 декабря 1642). Несмотря на некоторые противоречия - он скептично относился к тому, что знаменитый министр не проводил гонений на протестантов, - отношения между ними были очень теплыми.

После смерти Армана де Ришелье Альфонс "унаследовал" его должность попечителя Сорбонны, в реконструкцию которой его брат, выпускник знаменитого университета, вложил немало собственных средств. Занимая высокое положение во французской церкви, кардинал Лионский возглавлял похороны короля Людовика XIII, скончавшегося через пять месяцев после Ришелье. В 1644 году он принял участие в конклаве, в ходе которого на папский престол был избран Иннокентий X, и некоторое время выполнял роль французского посланника в Ватикане.

Альфонс де Ришелье, уже долгое время страдавший от водянки, скончался 23 марта 1653 года в Лионе и был похоронен в церкви Ла-Шарите при госпитале для бедняков.

Кто знает, как сложилась бы история Франции, не последуй он в юности велению своего сердца и не откажись от места Люсонского предстоятеля. Возможно, в королевстве появился бы хороший генерал или маршал, но, как известно, сослагательного наклонения история не знает...





http://snorri-di.livejournal.com/129027.html

Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 770
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.01.10 21:21. Заголовок: Альфонс де Ришелье




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 4199
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 23
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.03.10 12:42. Заголовок: Вот гравюра с изобра..


Вот гравюра с изображением брата кардинала - Альфонса дю Плесси де Ришелье:




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Лучший друг кардинала




Сообщение: 995
Настроение: Прекрасное
Зарегистрирован: 27.06.09
Откуда: Турция, Конья
Репутация: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.01.11 14:19. Заголовок: http://i010.radikal...

<\/u><\/a> Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 6103
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 31
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.03.11 01:14. Заголовок: Исторьетка Таллемана..


Исторьетка Таллемана де Рео о брате кардинала Ришелье, Альфонсе, кардинале Лионском:

"Альфонс-Луи дю Плесси был старшим братом кардинала Ришелье. Он должен был стать рыцарем Мальтийского Ордена, но он так и не смог научиться плавать. Родители упрекали мальчика и говорили, что он будет бесполезным. В один прекрасный день он прыгнул в воду так дико, что если бы не рыбак, то Альфонс утонул бы. Было необходимо, чтобы он стал церковником. Как я уже говорил, он оставил Люсонскую епархию своему брату, чтобы стать монахом картезианского ордена.
У этого человека была склонность к безумию, закончившаяся уединением. Находясь в монастыре, после очень жестокого спора, будучи избитым палками, Альфонс стал управляющим общины картезианцев. Он нес свою ношу терпеливо и никогда не мстил. Говорят, что один астролог ему предсказал, перед тем как он стал управляющим, что он будет в большой опасности сильного ранения железом в голову. Ну и когда он стал управляющим делами монастыря, при въезде в Авиньон цепь подъемного моста упала ему на голову, и думали, что он от этого умрёт. Кардинал Ришелье повелел ему оставить монастырь и сделал его архиепископом Экса, затем архиепископом Лионским, кардиналом и великими капелланом Франции, что давало ему огромные преимущества. В Эксе, как в Лионе, он был хорошим епископом. Кардинал де Ришелье отправил брата в Рим, чтобы тот добился расторжения брака Гастона Орлеанского. Альфонс дю Плесси приобрел репутацию крайне милосердного человека. В Лионе, во время чумы, он находился повсюду, как будто не испытывал любви к жизни. Я полагаю, что в те дни он страдал от безумия. Прибыв в Марсель, в аббатство Сен-Виктор, он отправился на галеры. Кардинал собрался, побрился и налег на весло. Поговаривали, что у него были видения, где он воображал себя Богом-Отцом. Однажды он ночевал в одном доме на кровати, где были вышиты головы ангелов и херувимов. «Действительно, - говорили люди, - некоторые почитают его за Бога-Отца». Альфонс любил непринужденно вести разговоры с дамами. Он любил шутить. Бывало, Альфонс наряжался пастухом, а дамы становились пастушками. Он не переставал быть остроумным, но практически всегда казался ошалевшим.
Кардинал Лионский никогда не хотел пострига, смеясь над тем, кто хотел подарить такую негодную вещь Богу. Аббат Кадерусса, дю Комта, обратился к кардиналу: «Монсеньор, я аббат, но только по необходимости. Что мне делать?» «Ты пришел ко мне с почтением. Неси свою службу также», - ответил Альфонс дю Плесси.
Кардинал де Ришелье, который хорошо знал своего брата, не желал, чтобы тот отправлялся в Нарбонну; однако, Альфонс не желал находиться в Лионе в то время, пока там осуждали Сен-Мара. Кардинал Мазарини не выказывал поддержку кардиналу Лионскому во время его процесса против Деслан-Пайена, (*канцлера Парижского Парламента) в отношении монастыря (*Шарите-сюр-Луар), который брат кардинала Ришелье хотел удержать за собой. Но ему было предложено аббатство Муассак, владельцем которого он стал. Подобная неблагодарность очень злила. К тому же, последние годы жизни кардинала Лионского отравляли браки его внучатых племянников и заключение в тюрьму кардинал де Реца, к чему он относился неодобрительно".


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 2028
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 13
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.03.11 17:46. Заголовок: Из примечаний Мари-К..


Из примечаний Мари-Катрин Виньяль Сулейро.

Альфонс дю Плесси де Ришелье (около 1582-1653): второй сын Франсуа IV дю Плесси и Сюзанны де Ла Порт, старший брат кардинала герцога Армана-Жана дю Плесси де Ришелье. Подготовляемый для епископата, с целью удержать в руках семьи доходы от Люсонского епископства, он предпочитает отказаться, около 1602 года, от предназначенного для него сана ради поступления в Главный картезианский монастырь. Однако он возвращается к мирскому духовенству, чтобы стать архиепископом Экса в 1626 году, затем архиепископом Лиона в 1629 году. В том же году он сделан кардиналом. Он наследует у кардинала де Ла Рошфуко должность главного капеллана Франции в 1632 году, потом он удостоен Ордена Святого Духа. В 1634 году, в то время, как маршал де Креки, а затем граф Ноай потерпели поочередно неудачу в переговорах, он находится в Риме, представляя чрезвычайное посольство, цель которого - добиться расторжения брака Гастона Орлеанского. Не без колебаний, по причине финансовых затруднений, которые не прекращают стеснять его (пребывание в Риме оставляет его без важных доходов и мешает совершать необходимые, в соответствии с постановлениями Тридентского Собора, инспекционные поездки по епархии), он принимает поручение. В течение 1635 года он постоянно контактирует с Селио Бичи, доверенным лицом кардинала Франческо Барберини, но добивается не больше результатов, чем французские послы из обыкновенной миссии. Его же миссия официально заканчивается в сентябре 1636 года, когда Луи XIII назначает его полномочным представителем на намечаемом в Кёльне конгрессе для заключения мира. Но так как Император не соглашается, чтобы Францию представлял кардинал, он продлевает свое пребывание в Вечном городе, потом возвращается в свой диоцез в 1637 году. Очень дорожащий своим пастырским служением, он прославляется преданностью населению Лиона в течение эпидемии чумы 1638 года. Большое количество писем, которые кардинал Альфонс де Ришелье отправляет своему брату, отцу Жозефу либо Леону Бутийе де Шавиньи во время своей римской командировки, сохранено в муниципальной библиотеке Лиона, коллекция французских рукописей, том 864.

Кстати, вычитала в том же источнике, что папа Урбан VIII пошел на нарушение, сделав Альфонса кардиналом, так как, оказывается, постановление папы Сикста V запрещало двум братьям принимать участие в Священной Коллегии.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 423
Настроение: va bene
Зарегистрирован: 31.03.09
Откуда: Россия, Екатеринбург
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.03.11 08:26. Заголовок: Amie du cardinal пиш..


Amie du cardinal пишет:

 цитата:
Кстати, вычитала в том же источнике, что папа Урбан VIII пошел на нарушение, сделав Альфонса кардиналом, так как, оказывается, постановление папы Сикста V запрещало двум братьям принимать участие в Священной Коллегии.


Вот что пишет по этому поводу Мадлен Лорен-Портмэ:
"Поскольку кардиналат представляют «наиболее высокий сан в церкви», то выбор персоны, церемониал, должностные обязанности – все это для законодателя представляет собой массу возможностей для того, чтобы вмешиваться и издавать предписания. Равно и во времена Урбана VIII фундаментальным законом еще оставалась конституция от 3 декабря 1586 года, обнародованная Сикстом Пятым. В своей обширной реформаторской программе Сикст Пятый не забыл и о коллегии кардиналов. Он обосновал свои решения в напоминание о тройной роли кардиналов: как советников наместника Христа, светочей церкви и выборщиков папы. Он использовал в них избыточное количество терминов и многословных выражений, не лишенных некоторого лиризма.
«Советники и коадъюторы [помощники]» суверенного понтифика, кардиналы помогают ему «как глаза, уши, самые благородные сторонники ». «Опоры, наиболее яркие светочи, основание храма Господня, защита и поддержка Христианского сообщества», они есть «соль земли, факела, установленые в светильник», чтобы освещать тех, кто живет в доме Господа, служащие христианству в целом и ведущие наиболее важные дела во главе провинций, наряду с королями и императорами. И, главным образом, как выборщиков папы, их следует рассматривать как «интерпретаторов и проводников божественной воли Святого Духа и управляющих всемирным телом Церкви».
По этим причинам предписывалось придать надлежащий блеск в коллегии, которая собиралась из людей этого звания «для славы Господа и чести управления понтификатом». Без акцента на детали, эти статьи [конституции] касаются количества, разделения, титулов членов Священной коллегии, времени их повышения и так далее; задерживаясь в основном на правилах или запретах, которые регламентировали или закрывали доступ в кардиналат, то, на чем останавливаются параграфы 15 и 6. По первому положению никто не мог быть принят в кардиналы, если его статус не носил клерикального характера, если он не носил сутаны и тонзуры по меньшей мере год и не обладал четырьмя младшими церковными чинами. По второму предписанию для назначения в кардинал-дьяконы каждый кандидат должен был достигнуть возраста по меньшей мере в двадцать один год и получить в ближайшем году дьяконское звание. Правда, нарушение этого правила влекло за собой не потерю кардиналата, а только лишало нарушившего права голоса в консистории и на конклавах.
Таким образом, в соответствии с конституцией Сикста Пятого, для того, чтобы попасть в Священную коллегию, было необходимо обладать младшим церковным чином, и, в течение года, для кардинала-дьякона, иметь дьяконское звание (второй высший чин церкви), если он желал участвовать в деятельности высших инстанций церкви.
Отметим, помимо этого, среди других положений Сикста Пятого, запрещение на допуск в среду Священной коллегии потомства, «даже узаконенного», самого папы (то, что, следовательно, исключало и его племянников) и ближайших родственников здравствующих кардиналов (братьев, племянников, кузенов). И наконец, он обязывал каждого вновь принятого в кардиналы и находившегося за пределами Рима, принести клятву явиться «ad limina» [к порогу] в году, следующем за принесением клятвы для того, чтобы получить из рук папы титул, шляпу и кардинальское кольцо, чтобы «быть наставленным в законах, нравах, обычаях и всех делах Святого престола и обрести новые силы в спасительных советах, которые понтифик дает по своему милосердию, мудрости и отеческой заботе».
Комментируя в своем труде II Cardinale... pratico этот основной закон, все еще действовавший в его времена, де Лука резюмирует в нем девять пунктов. Тем не менее, он туда добавляет предварительное условие, которое Сикст Пятый, не смотря на конъюнктуру, не счел полезным сформулировать: это требование католической профессии «несущей абсолютную необходимость и обязательную, пишет он, на вход во все ступени или звания в церкви, таким образом, чтобы не было нужды делать из этого специального условия для кардиналов». Тем не менее, де Лука счел нужным это сформулировать.
Со временем конституция, которая согласно воле Сикста Пятого должна была быть сдерживающей и незыблемой, претерпела серьезные посягательства на некоторые свои положения, такие, как например, срок для повышения в чине, или, особенно, исключение ближайших родственников, поскольку случаи присутствия в Священной коллегии братьев были многочисленны. Также необходимо констатировать некоторые послабления для допуска к кардиналату, касавшиеся получения предварительных низших церковных чинов как обязательства и кардиналам-дьяконам разрешалось получать дьяконство в год пожалования кардинальства."
Т.е. конечно, конституция Сикста Пятого, конечно запрещала непотизм, но, поскольку в Риме не существовало власти выше власти папы, то последний в сущности имел право издать добровольно или за определенную плату бреве, дававшее его владельцу исключение из общего права. То же самое касается и невозможности духовных лиц, в соответствии с каноническим правом, принимать участие в судебных процессах, исходом которых возможно любое телесное наказание обвиняемого, а уж тем более выносить по таким процессам обвинительные приговоры. Тем не менее, положение уже самого папы противоречит этому положению, поскольку он вынужден совмещать в своем лице как власть духовную, так и светскую. А потому, как обычно, все легаты и прочие духовные лица, вынужденные исполнять светские судебные функции, получали от папы соответствующее "освобождение" от действия канонического права. Как правило, по таким бреве допускалось очень многое, за исключением одного: никогда не дозволялось выносить единолично и зачитывать приговоры, связанные с телесными наказаниями, как правило, это возлагалось целиком и полностью на светских лиц.

Tre donni fatto un mercato e quatro - una fiera. Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 2034
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 13
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.03.11 13:17. Заголовок: Интересно. Однако вс..


Интересно, спасибо. Однако все эти правила, как я смотрю, нарушались. Ришелье и не подумал отправляться «ad limina».

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 6136
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 31
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.03.11 15:22. Заголовок: Ёшика, спасибо, очен..


Ёшика, спасибо, очень интересно. Только к чему эта конституция Сикста, если ничего не соблюдалось? Мы ведь все знаем о непотизме Урбана VIII. А Мазарини меньше всего заслуживал кардинальский сан, получается ;)

Amie du cardinal пишет:

 цитата:
Кстати, вычитала в том же источнике, что папа Урбан VIII пошел на нарушение, сделав Альфонса кардиналом, так как, оказывается, постановление папы Сикста V запрещало двум братьям принимать участие в Священной Коллегии.



А про это вроде ничего не сказано в статье.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 424
Настроение: va bene
Зарегистрирован: 31.03.09
Откуда: Россия, Екатеринбург
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.03.11 16:48. Заголовок: Amie du cardinal пиш..


Amie du cardinal пишет:

 цитата:
Однако все эти правила, как я смотрю, нарушались.


Как пишет Лорен-Портмэ "Верховенство наместников Св. Петра и могло где угодно подвергаться сомнению, но только не в самом сердце папства. Суверенный понтифик сохранял там полную и абсолютную власть, в силу которой он мог выносить решения «supra jus, contra jus, extra jus [выше права, вопреки праву и вне права]». Расположение и милости здесь зависели единственно от его желания. Даже если некоторые "права" были признаны письменно, только папа имел право предоставить каждому их в частное пользование.
... Изъятия из общего правила на самом деле играют значительную роль в церкви. Это одна из наиболее оригинальных черт канонического права, которые оставили наиболее глубокий след сначала на суде, а затем и на церковном законодательстве. Постепенно они стали рассматривать закон как правило, включающее в себя исключения. В данном случае они освобождали от его действия определенную личность, не допуская того, чтобы закон потерял свою общие власть и силу. Озабоченная и обязанная реализовывать в те времена такое общественное благо как духовная благодать, Церковь не хотела никому навязывать принуждения или жертвы, которые бы мешали или затрудняли спасение. Все исключения из правила возможны, если не задеваются ни естественное право, ни божественное, от действия которого не может избавить никакая власть. Власть может и даже должна прекращать применение законов, которые она утвердила, всякий раз, когда, по ее мнению, на кон ставится судьба души. Таким образом, папа может не соблюдать предписания, которые его предшественники или он сам сочли нужными принять. Поэтому он создает "освобождение" или частное отступление от общего закона. Он только обязан, в случае, если он делает исключение из буллы, недвусмысленно сообщить об этом и назвать имя предшественника, издавшего закон, чье действие он прекращает."
Amie du cardinal пишет:

 цитата:
Ришелье и не подумал отправляться «ad limina».


А вот про визит ad limina мадам Лорен-Портмэ пишет еще более интересные вещи:
"...одной из главнейших обязанностей нового кардинала, отсутствовавшего в Риме во время своего назначения, было совершение в течение года, перед тем, как получить баретту, визита «ad limina». Обязанность была такой, что освобождение от нее было исключительным, оно согласовывалось только в отношении значительных персон, по настоятельным причинам, таким как преклонный возраст, болезнь или служба Святому престолу, при этом, разумеется, степень важности этих причин целиком и полностью определялась только папой. Соответственно, большинство отсутствовавших при своем назначении кардиналов подчинялись этому правилу и приносили в жертву время, необходимое для того, чтобы совершить путешествие и соблюсти церемонии, к которым давал повод этот визит: официальному въезду в сопровождении кортежа, составленного из членов Священной коллегии и папского двора, встречавшего новоприбывшего кардинала за воротами города при прибытии и отъезде, вручении папой кардинальской шляпы, титула и кардинальского кольца, а также церемоний «occlusio oris» [закрытие рта] и «apertio oris» [открытие рта]."
Для того, чтобы законно не совершить визита "ad limina", необходимо было испрашивать у папы разрешения. Разрешения обычно давались на срок от одного до трех лет (три года - срок высшей благосклонности от папы), затем следовало либо совершить визит, либо испросить новое освобождение. Смерть папы и избрание нового автоматически аннулировали прежнее "освобождение".
МАКСимка пишет:

 цитата:
Только к чему эта конституция Сикста, если ничего не соблюдалось?


Конституция на самом деле касалась гораздо большего количества вещей, правила, принятые относительно кардиналов - это только ее малая часть, как сама конституция Сикста Пятого является частью большой Тридентской контрреформации.
МАКСимка пишет:

 цитата:
Мы ведь все знаем о непотизме Урбана VIII.


Не он один. Непотизм пап и до него, и после него процветал в не меньших размерах. Просто на правление Урбана 8 приходится очень большой промежуток времени.
МАКСимка пишет:

 цитата:
А Мазарини меньше всего заслуживал кардинальский сан, получается ;)


Как ни странно, это не так. Цитируя ту же Лорен-Портмэ: "С канонической точки зрения облачение в пурпур кандидата, имеющего только тонзуру не представляло особой трудности, так как речь шла о неженатом клирике. Мазарини был назван кардиналом в соответствии с правилами."
МАКСимка пишет:

 цитата:

А про это вроде ничего не сказано в статье.


какой?

Tre donni fatto un mercato e quatro - una fiera. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 6138
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 31
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.03.11 17:28. Заголовок: Ёшика пишет: Не он ..


Ёшика пишет:

 цитата:
Не он один. Непотизм пап и до него, и после него процветал в не меньших размерах. Просто на правление Урбана 8 приходится очень большой промежуток времени.



Я понимаю. Я привел в пример Урбана VIII, непотизм при котором процветал после конституции Сикста.

Ёшика пишет:

 цитата:
какой?



В статье Лорен-Портмэ. Или всё же автор что-то об этом пишет? ;) Было ли в конституции Сикста прописано, что двум братьям запрещено принимать участие в Священной Коллегии?

Ёшика пишет:

 цитата:
а также церемоний «occlusio oris» [закрытие рта] и «apertio oris» [открытие рта]."



А что это за церемонии?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 2036
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 13
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.03.11 17:33. Заголовок: МАКСимка пишет: А п..


МАКСимка пишет:

 цитата:
А про это вроде ничего не сказано в статье.



Немного сказано, в предпоследнем абзаце.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 6139
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 31
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.03.11 17:48. Заголовок: Ёшика пишет: Со вре..


Ёшика пишет:

 цитата:
Со временем конституция, которая согласно воле Сикста Пятого должна была быть сдерживающей и незыблемой, претерпела серьезные посягательства на некоторые свои положения, такие, как например, срок для повышения в чине, или, особенно, исключение ближайших родственников, поскольку случаи присутствия в Священной коллегии братьев были многочисленны.



Да, это я видел. Получается, что всё относительно. Официально, согласно конституции, Урбан VIII пошел на нарушение, но с другой стороны, слово Папы - закон, он мог изменять всё по своему усмотрению. Только зачем Папа всё-таки дал сан и Альфонсу? Не мог отказать такому влиятельному и могущественному человеку, как Ришелье?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 2037
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 13
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.03.11 17:57. Заголовок: МАКСимка пишет: Тол..


МАКСимка пишет:

 цитата:
Только зачем Папа всё-таки дал сан и Альфонсу?



А ведь Папа Урбан VIII неплохо относился к Ришелье. Несмотря ни на что, его раздражали притязания испанцев. Ришелье воспринимался им как противовес чрезмерному могуществу Габсбургов. Взбесятся испанцы, что брат Ришелье стал в свой черед кардиналом - так им и надо.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 425
Настроение: va bene
Зарегистрирован: 31.03.09
Откуда: Россия, Екатеринбург
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.03.11 08:13. Заголовок: Ёшика пишет: «occlu..


Оффтоп: Ёшика пишет:

 цитата:
«occlusio oris» [закрытие рта] и «apertio oris» [открытие рта]


«закрывая рот, Папа делает две вещи: прежде всего, этим он показывает кардиналам, что они обязаны полностью ему повиноваться, равно как и хранить такое же полное молчание о делах Церкви, которые будут им поручены в различных конгрегациях, которые он им назначит; также этим он запрещает им говорить для того, чтобы свидетельствовать, показывая этим, что право голоса проистекает только от его собственной воли: это то, что называется пассивным голосом. Открывая им рот, он дает им активный голос для того, чтобы они могли высказывать свое мнение в консисториях, конгрегациях и других кардинальских должностях». (Dictionnaire de droit canonique, t. II )

МАКСимка пишет:

 цитата:
Только зачем Папа всё-таки дал сан и Альфонсу? Не мог отказать такому влиятельному и могущественному человеку, как Ришелье?


Я думаю, причина скорее лежала в благоприятной для давления на папу обстановке: ко времени обращения за кардинальским саном для Альфонса (1627) Франция стараниями его брата Армана заключила мирный договор с Испанией (1626). В надежде на то, что французское правительство продолжит политику преследования гугенотов, испанцы и поддержали претензию еще одного Ришелье на кардинальский сан. Конечно, как оказалось много позже, испанцы ошиблись, но это уже выяснилось гораздо позже, а на момент прошения стечение обстоятельств было очень благоприятным.


Tre donni fatto un mercato e quatro - una fiera. Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 6335
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 31
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.11 11:08. Заголовок: Мария Терезия пишет:..


Мария Терезия пишет:

 цитата:
Он приобрел только одно поместье, не принадлежавшее до этого его отцу, и с 1602 по 1615г. умудрился, потратив около 73 000 ливров на землю, выкупить все семейные владения, за исключением самого поместья Ришелье, которое до смерти Анри так и не выставлялось на торги. Его купит Ришелье в 1621 г. за 76 000 ливров. Труды Анри были завершены, когда, за два дня до свадьбы с Маргаритой Гюйо в 1615 г., они подписали документ о взаимном дарении земель. Поскольку его жена умерла раньше, 15 октября 1618г., собственность, которую он передал ей, вернулась к нему, и в то же время он сохранил то, что получил в дар от нее. Стоимость земель Анри к моменту его смерти в 1619 г. составляла более 200 000 ливров; капитал, увеличенный благодаря его покупкам, заметно возрос еще и вследствие благосклонности двора.



Ролан Мунье пишет, что после смерти жены и ребенка Анри дю Плесси завещал огромную часть своего состояния религиозным орденам - Фельянтинцам, Минимам, Картезианцам - 110 000 ливров серебром, из который 42 000 - это задолжности отца. Своим естественным наследникам Анри завещал лишь маленькую сеньорию де Премери. Выйдя из своего депрессивного и болезненного состояния, он аннулировал завещание 6 июля 1619-го года. Минимы, претендовавшие на 6 000 ливров и на сеньорию Д'Ансак, обратились с жалобой в Палату прошений (Requêtes du Palais) в декабре 1629-го года. В тоже время Мадлена Гюйо стала притендавать на часть наследства жены Анри Маргариты через их отца, президента счетной палаты. Он владел шестью сеньориями, одной резиденцией в Париже, сверх того 107 000 ливрами движимого имущества, из которых, по свадебному контракту, 57 000 оставалось за Маргаритой, а 50 000 ливров становились общими между Маргаритой и Анри. Мадлена стала оспаривать законность дарения. Но пока Минимы нападали на порядочность и репутацию Ришелье, претензии Мадлен спровоцировала отмена завещания брата кардиналом и его сонаследниками. В декабре 1619-го года Ришелье погасил долги брата. В сентябре 1620-го началась инвентаризация бумаг Анри, 4 марта 1621-го года Палата прошений провозгласила естественных наследников Анри, т.е. Ришелье, Пон-Курле и его потомство, Николь, которая также желала получить часть своего наследства. Минимам ничего не досталось.

Затем Ришелье столкнулся с Пьером и Мишелем Адюмо, они занимались ведением торговых и финансовых дел Анри. Он не может удовлетворить их долговые претензии на сумму 8 750 ливров, которые оставил его брат. Ришелье обвинял семью Адюмо в подделки печати и подписи Анри, велел их арестовать, заключил в тюрьму и допросил в Париже. Адюмо, в свою очередь, обвиняли Ришелье в том, что тот изобрел ложных кредиторов своего брата, дабы скрыть правду. Тяжба длилась с марта 1621 по сентябрь 1622 и попортила Ришелье достаточно нервов. 6 сентября магистраты полностью встали на сторону Ришелье, ведь за день до этого Григорий XV даровал ему кардинальский сан. Затем Ришелье завел дело против все тех же Адюмо в парламенте Дижона, обвиняя их в клевете. Что интересно, когда все закончилось, кардинал уничтожил все бумаги, относящиеся к спорам по поводу наследства его брата. В конце концов, все наследство Анри Ришелье прибрал к рукам, а в 1633-м году все его родственники официально отказались от прав на наследство в пользу кардинала.

Вот такие интересные сведения сообщает нам Ролан Мунье по поводу наследства Анри дю Плесси.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 6756
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 30
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.08.11 15:49. Заголовок: Мария Терезия пишет:..


Мишель Кармона в книге "Франция времен Ришелье" говорит об Альфонсе, брате кардинала:

Альфонс был на два года старше Армана. Как и его младший брат, Альфонс имел очень цельный, категорический характер и был не лишен определенного причудливого нрава. Он всегда горевал по мраку картезианского монастыря, но когда стал архиепископом Экс-ан-Прованса, а затем кардиналом Лионским, то принял свои высокие обязанности со смирением.

В Альфонсе очень ярко проявлялись черты Ришелье, например, в манере, с которой он давал советы своему брату по поводу мятежников Ля-Рошели. В момент осады кардинал в самом деле принял сторону брата, который тогда был архиепископом Экса. Бывший картезианец, поклонник философа Сенеки, Альфонс отправил Ришелье письмо:
"Достоинство и слава сопровождают только трудные и тяжкие предприятия" и "Великие люди являются только примерами: лишь для того, чтобы служить". 13 января 1628-го года всадник прибыл в Экс, привезя с собой огромную корреспонденцию Ришелье своему брату архиепископу. Это был свиток бумаги, в котором содержался план окружения Ля-Рошели.

Кармона пишет, что когда Альфонс получил должность Главного раздатчика милостыни короля, он был очень уважаем в Лионе, король засыпал его бенефициями, а кардинал Ришелье брату завидовал. А затем король, против желания Ришелье, назначил Альфонса послом в Рим. Ришелье одолевали сомнения насчет способностей своего брата. Отец Жозеф, который не любил Альфонса, усугублял положение вещей. Сохранились письма, которым обменивались кардинал Лионский и серый кардинал.

Рассмотрим тон письма Альфонса капуцину по поводу заключения мирного договора:

"Говоря вам правду, Вы позволяете нам играть с иностранцами; вы соглашаетесь не только с назначением легата, но также и двух курьеров, людей совсем разных. Затем вы жалуетесь на стремительность папы в этих делах. Вы сделали предложение городам Льежу и Кёльну, но тотчас ограничились лишь первым городом. Но 20-го апреля вы вновь согласились с Кёльном".

Во время заговора Сен-Мара, отношения кардинала Ришелье и кардинала Лионского вновь стали теплыми, ведь Альфонс поддержал брата и был назначен исповедником Сен-Мара и де Ту.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 2889
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 15
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.08.11 16:55. Заголовок: МАКСимка пишет: кар..


МАКСимка пишет:

 цитата:
кардинал Ришелье брату завидовал



Ой, не думаю. Чему завидовать-то? Кармона здесь намудрил, на мой взгляд.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 6762
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 30
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.08.11 19:16. Заголовок: Amie du cardinal пиш..


Amie du cardinal пишет:

 цитата:
Ой, не думаю. Чему завидовать-то? Кармона здесь намудрил, на мой взгляд.



Кармона пишет, что когда Людовик назначил Альфонса на должность Главного раздатчика милостыни короля, отправив кардинала де Ларошфуко в отставку, то Ришелье был против этого (не объясняет только Кармона почему), но король его не послушал. Чем не повод для раздражения? Мы ведь прекрасно знаем отрицательные черты характера кардинала, не раз подчеркнутые в многочисленных исторических трудах. Назначение Альфонса послом в Рим также совершилось против воли всемогущего Ришелье. Еще Кармона ведет речь о более мелких делах, таких как отправка Альфонса в Луден по делу о канонике Баррэ. По словам историка, Ришелье сам хотел взяться за расследование дела и предоставить королю доклад. Это все не говоря о внимании к персоне Альфонса со стороны короля (пусть и не слишком повышенное, но все же), к его смирению, ведь он даже отказался от официального въезда в Лион. Были, видимо, у кардинала Лионского черты, которые вызывали у Людовика симпатию.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 75 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]
Ответ:
         
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  4 час. Хитов сегодня: 39
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



"К-Дизайн" - Индивидуальный дизайн для вашего сайта