On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение





Сообщение: 948
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.01.09 16:04. Заголовок: Роль Луи 14 в истории Франции


Хотелось бы обсудить с форумчанами роль этого короля в истории Франции. Давайте выявим положительные и отрицательные моменты его царствования.
Он Великий или тиран, разваливший страну?


История Франции - моя страсть! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 13 [только новые]







Сообщение: 34
Зарегистрирован: 03.12.08
Откуда: Россия, Тверь
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.09 17:47. Заголовок: ну, имхо я считаю, ч..


ну, имхо
я считаю, что он имел достаточно ума использовать таланты окружавших его людей.
в большей степени все, что происходило в период его правления,
заслуга его правительственного кабинета.

прежде всего - переход к постоянной государственной армии, которая началась еще во времена Ришелье и правление Мазарини. (вспомним о преемственности и о том, что Луи 14 воспитывался Мазарини).
В середине XVII века Франция являлась экономически наиболее развитым государством Европы, Кольбер энергично вел ее по пути меркантилизма. Это позволило выделять огромные средства на преобразование армии.
Главная работа по реформе была выполнена отцом и сыном Летелье: Мишель Летелье, из скромной недворянской семьи, был выдвинут Мазарини на пост статс-секретаря по военным делам, занимал его 25 лет (1643-1668) и получил разрешение передать эту должность сыну. Франсуа Летелье, получивший титул маркиза Лувуа, с 22 лет был помощником своего отца, а 28 лет вступил в управление военным ведомством и 24 года, до смерти, твердой рукой вел преобразование французской армии (1668 — 1691 г.). Таким образом, почти полвека военное ведомство находилось в руках семьи Летелье, и преобразования шли настойчиво и планомерно. Людовик XIV, провозгласивший, что "государство — это я", был, главным образом, подписывающий король.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1521
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.02.09 10:59. Заголовок: mcroi А что вы може..


mcroi
А что вы можете сказать по поводу экономического упадка в начале 18 века?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 35
Зарегистрирован: 03.12.08
Откуда: Россия, Тверь
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.02.09 13:55. Заголовок: экономический кризис..


экономический кризис, начавшийся с 60х годов 17в это последствия военных кампаний - войны Франции с Австрийской династией за испанское наследство. На эту войну Луи потратил около 700 млн ливров. Конечно, это подкосило страну. Последствия этих войн оказались катастрофическими.




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 36
Зарегистрирован: 03.12.08
Откуда: Россия, Тверь
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.02.09 14:06. Заголовок: мне трудно судить с..


мне трудно судить

с одной стороны,
да. война, в которую король вовлек страну, привела в итоге к ее в полному разорению.

с другой,
во времена его правления Франция дала Европе и миру новые принципы государственности, развитие дипломатии вышло на новый уровень, была пересмотрена экономическая система, преобразована армия, развитие торговли и колоний...

я склоняюсь к тому, что пользы было больше
для развития в мировом масштабе

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1689
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.02.09 00:14. Заголовок: Хочу рассказать о ре..


Хочу рассказать о реформах в армии, благодаря которым Франция практически не знала поражений до Войны за Испанское наследство.

Реформы Людовика XIV были призваны усовершенствовать систему военной администрации, учучшить контроль над расходованием средств, сократить дезертирство.

- были созданы бюро для разделения функций военного ведомства
- 1688 год - создание архива, что помогло усовершенствовать отчёт в военном ведомстве, наладить контроль над чиновниками.
- Людовик активно привлекал учёных и специалистов к военным работам
- для укрепления дисциплины, борьбы с дезертирством и насилием по отношению к местному населению Людовик приказал перевести армию на казарменное размещение.
- в армии появилась служба полковых священников
- солдатам запрещалось иметь семьи и из армии изгонялись проститутки - результат - меньше инфекционных заболеваний и эпидемий.
- стали заботиться о ветеранах и инвалидах. Пример, открытие в 1670 году в Париже Дома Инвалидов
- и конечно не мало важно, что до начала 18 века Людовик очень мастерски и талантилbво подходил в подбору командиров (Виллар, Котина, Вандом).

Завидная роль Людовика в истории Франции налицо.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 312
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.08.09 21:33. Заголовок: ЛЮДОВИК XIV И ОППО..




ЛЮДОВИК XIV И ОППОЗИЦИЯ: БОРЬБА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ

М.А. Кущева ("Новый исторический вестник" 2001 №2(4) )


Теоретические проблемы королевской власти - ее сущность, происхождение и функции в государстве - всегда являлись актуальными для французского общества. Множество трактатов, мемуаров и писем посвящено этим вопросам. Некоторые из источников до сих пор недостаточно хорошо изучены. Другие не исследовались на предмет представлений автора о королевской власти. Период второй половины XVII - начала XVIII вв. не является исключением. Представления о королевской власти, бытовавшие в разных слоях общества и нашедшие отражение в политических произведениях, и их сравнение с официальной доктриной абсолютной монархии никогда не становились темой специального исследования.

Самой известной современной работой, близкой по тематике к этой проблеме, является монография Ж. Тиро «Политические идеи Людовика XIV».[1] Автор использовал, в основном, мемуары короля, а также менее значительные его произведения, включая письма. Некоторые сведения о религиозной оппозиции и взглядах ее отдельных представителей содержатся в исследовании американского историка Дж. Меррика «Политики и религия во Франции XVII в.»[2].

В сфере политических представлений шла настоящая борьба между официальными и оппозиционными взглядами. Поскольку до сих пор самым распространенным среди историков является мнение, что оппозиция в период единовластного правления Людовика XIV была подавлена, исследование противостояния в сфере представлений могло бы изменить его. В настоящей статье делается попытка, опираясь на произведения общественно-политической мысли и мемуары, показать, сколь различны были взгляды и мнения о королевской власти во французском обществе второй половины XVII - начала XVIII вв.

Представления о королевской власти формировались много веков на основе традиции французской государственности и приобрели новые черты, благодаря знакомству с политической теорией и практикой других стран. Две английские революции, произошедшие в XVII в., пошатнули основы монархии, основанной на божественном праве, но идея государственности осталась непоколебимой. Философско-политические теории, возникшие в ответ на революционные потрясения, только укрепили эту идею, придав ей новые черты. Во французской политической мысли этого периода, испытавшей влияние Гоббса и других английских философов, сильное суверенное государство, воплощенное в абсолютную монархию, стало символом порядка, преградой для анархии и хаоса.

Возможно, еще большее влияние на представления французских политических писателей второй половины XVII в. о власти оказали события в собственной стране. Главное из них - Фронда 1648 - 1653 гг. В период Фронды были выдвинуты различные оппозиционные идеи, в частности, идея смешанной монархии и подчинения государства общественному благу. Кроме того, Фронда, как и Английская революция, разрушившая представления о незыблемости королевской власти, стимулировали развитие общественной мысли. Вопросы, связанные с природой власти, взаимоотношениями монарха и подданных стали особенно актуальными. Однако значение Фронды и Английской революции для Франции не ограничивалось этим. Последний этап революции и разгром Фронды дискредитировали оппозицию и содействовали усилению монархии перед лицом опасности уничтожения. Людовик XIV хорошо усвоил урок, преподанный ему этими событиями, хотя в те годы он был еще ребенком.

Столь же существенным для общественно-политической мысли во Франции второй половины XVII в. стало воздействие английской традиции в идейной сфере. Оно было двояким: с одной стороны, события двух английских революций убедили французов в преимуществе монархической системы над республиканской, с другой - такие крупные мыслители, как Т. Гоббс и Р. Филмер, были хорошо известны французам, заимствовавшим у них аргументы в пользу единоличного правления. Но это влияние не было столь однозначным: теории народного суверенитета, договорного происхождения власти и смешанной формы правления, хотя и были известны еще в средневековой Франции, достаточно прочно утвердились в политической мысли конца XVII, а затем и XVIII вв. также благодаря британцам. Многие французские писатели-оппозиционеры развивали мысли о народном суверенитете, обоснованные в трудах Р. Бьюканена, О. Сиднея, Дж. Гаррингтона и У. Петти.

Не менее существенной является еще одна сторона проблемы: историческое противостояние Англии и Франции не ослабили в XVII в. ни династические браки, ни многочисленные соглашения, ни прочие проявления добрососедских отношений. В представлении большинства французов, Англия оставалась одним из главных политических соперников. В общественной мысли это проявилось, в частности, в стремлении противопоставить свой политический опыт и традиции английскому пути. Многие писатели отвергали не только неудавшуюся республику, но и вполне стабильную ограниченную монархию как типично английскую, не присущую французам.

Несмотря на значительные успехи в централизации и усилении королевской власти, французская монархия в середине XVII в. сохраняла традиционные черты, доставшиеся в наследство от Средневековья.[3]

Идея перестройки общества в интересах государства, выдвинутая Ришелье и подхваченная его приемником Мазарини, нашла своего горячего сторонника в лице их ученика - молодого короля Людовика XIV. Его политика в области государственного строительства, экономики, религии, культуры и внешних отношений продвинула французское государство по пути этой перестройки, но она также породила оппозицию, с которой король неустанно боролся, но так и не победил окончательно. Эта борьба шла в первую очередь в области политических идей, но часто она оборачивалась и серьезными репрессиями против инакомыслящих.

В 1661 г., сразу после смерти кардинала Мазарини, спустя восемь лет после Фронды, Людовик XIV, воспользовавшись настроениями, царившими в обществе, начал править единолично. В том же году король начал составлять записки, послужившие основой для его «Журнала» и «Мемуаров», предназначенных для образования и наставления дофина.[4]

Представления о королевском абсолютизме, отразившиеся в «Мемуарах» Людовика XIV, - чисто практические. Там почти нет абстрактных рассуждений на философско-политические темы, хотя они были написаны как наставление дофину. Только отдельные отрывки дают нам возможность судить о его взглядах на происхождение и природу власти.

Практическая направленность «Мемуаров» отразилась, естественно, на теоретических положениях. У автора встречаются философские пассажи о приоритете «bien public» над частными интересами в политике, но, возможно, это лишь дань традиции, символизирующей неразрывность с классической политической мыслью: «Общественное благо нужно предпочитать удовлетворению частных».[5] Намного чаще, настойчивее и убедительнее звучат у него слова о государственных интересах: «Интересы Государства должны идти первыми».[6] Главным критерием и смыслом политики у него выступает уже не традиционное «общественное благо», а «нужды Государства», государственная необходимость. Обосновывая свои действия, Людовик XIV обычно писал: «Это соответствует нуждам Государства».[7] И это было последним, самым веским аргументом.

Людовик XIV в теории и на практике боролся с попытками разделить властные полномочия, с политическими претензиями дворянства и религиозными разногласиями. Он выступал за особые налоговые права короля, против взяточничества или некомпетентности чиновников, потому что этого требуют государственные нужды. Подобная философия, породившая меркантилизм в экономике и абсолютизм в политике, явно проглядывала еще у Ришелье и приобрела горячего приверженца в лице Людовика XIV.

В соответствии с традицией французской власти, государство и персона короля были различны: монарх представлял государство, но не являлся им. Классическая формула «Что хорошо для государства - хорошо для короля» констатировала совпадение интересов, но не сущностей. Многие авторы считают, что Людовик XIV разрушил эту традицию. Основанием для такой точки зрения является, в частности, то, что в «Мемуарах» он, как правило, употребляет выражение «мое Государство». Однако это может обозначать всего лишь осознание принадлежности к нему.

Конечно, роль короля в государстве у Людовика XIV очень значительна. Обосновывая необходимость режима королевской монархии, он заявляет: «Только государь заботится о благосостоянии своего государства, делает все для возвеличивания монархии».[8] Однако и здесь мы видим только лишь совпадение интересов. С одной стороны, Людовик достаточно ясно высказал свои представления о государстве, которое состоит из частных лиц с их собственными интересами, а король только лишь занимает подобающее ему руководящее место: «Дела, будучи общественными и частными, могут поддерживаться только через общее подчинение различных людей, которые составляют Государство».[9] С другой стороны, место короля - особое, ибо оно связано с обладанием всей полнотой верховной власти, а, значит, и с владением всем государством: «Только принц может обладать суверенным руководством, потому что он единственный не располагает никаким иным достоянием, кроме самого Государства…»[10]

Итак, по мнению Людовика, государство составляют различные люди, но оно - собственность короля. Тем не менее, в «Мемуарах» можно встретить и другие определения, в которых совпадение между ними - королем и государством - почти полное. Особое понимание государства в доктрине абсолютной монархии XVII в., ярче всего выраженной у Гоббса, предполагало, что государство - это, с одной стороны, «множество людей, объединенных (согласно договору) в одном лице», с другой – «в этом человеке или собрании лиц состоит сущность государства».[11] Людовик XIV находился под влиянием этой доктрины, на что указывают многочисленные параллели в образах и даже в определениях. Поэтому, даже если король никогда не поизносил слов «Государство - это я», он не мог думать иначе.

Подобные представления были рождены теорией абсолютной монархии, и об их распространенности свидетельствуют многочисленные источники. Вся теория абсолютной власти, начиная, по крайней мере, с Бодена, вращалась вокруг этого тезиса: король один заключает в себе всю верховную власть, то есть государство. Но верно и то, что доказательство этой мысли не занимает много места в представлениях Людовика XIV. Его намного больше интересовали независимость и неделимость королевской власти, потому что это вопрос не только теории, но и конкретной практики управления.

В традиции французской политической мысли Раннего Нового времени вопрос о суверенитете был напрямую связан с обладанием определенной суммой прав. Король был эксклюзивным обладателем основных прав, дающих реальную власть, и источником прав своих подданных, поэтому единолично обладал суверенитетом. Людовик XIV закрепляет эту традицию на практике и в теории: «Ибо вы должны знать, что суверенитет, на котором я так настаиваю, как нечто иное, исходит от господина и лишь свидетельствует о том, что он в действительности управляет ими (подданными), а не они им».[12] Поскольку суверенитет принадлежал исключительно королю, он не мог быть разделен с другими подданными или их объединениями.

Этот вопрос не был для Людовика XIV абстрактным, поскольку государственная структура Франции даже во второй половине XVII в. сохраняла черты средневекового государства. Корпорациям принадлежали определенные привилегии, которые король в силу традиции не мог отменить. Таким образом, его власть в некоторых вопросах наталкивалась на реальные ограничения. Поэтому Людовик XIV так настаивал на том, что именно король - источник всех благ и привилегий своих подданных: «Для меня важно, чтобы люди высокого происхождения не размышляли ни о чем таком, чего я не пожелал бы им дать, хотя это и трудно для них».[13]

Борьба против самой идеи разделения властных полномочий особенно ярко проявилась в высказываниях Людовика XIV против созыва Генеральных штатов и усиления парламентов. По мнению короля, их авторитет в обществе поддерживается за счет оппозиционности правительству и покушению на единство законодательных прав.

Можно заметить еще одну особенность представлений Людовика XIV о целях королевской власти, характерную для политической мысли второй половины XVII в. Вопросы о неделимом суверенитете власти короля и правах подданных были неразрывно связанны между собой. Политико-правовой принцип, лежавший в основе французской абсолютной монархии вплоть до революции, гласил: король должен обладать всей полнотой суверенитета, чтобы обеспечить привилегии своих подданных.

В «Мемуарах» короля отражены его представления о неделимости и единстве, но не безграничности и безнаказанности королевской власти. Эти границы Людовик XIV в соответствии с традиционными представлениями видел прежде всего в божественной воле: власть короля не может быть полной, потому что она происходит от божественной власти. В ней заключено сдерживающее начало, отделяющее любой королевский абсолютизм от деспотии. Но в ней же - источник ее могущества и величия. «Тот, кто дал человечеству королей, хотел, чтобы их почитали как своих командиров» («comme ses lieutenants» - буквально: «как лейтенантов»).[14]

Интересно, что Людовик XIV достаточно часто обращался к образу короля как военного командира (лейтенанта). Такая трактовка королевской власти не была характерной для XVII в., когда король воспринимался прежде всего как отец своего народа. Новый образ, предложенный Людовиком XIV, был связан, конечно, с его агрессивной внешней политикой, но он знаменовал изменения в представлениях на природу королевского авторитета.

В отличие от «Мемуаров» Людовика XIV, произведения другого писателя и политического деятеля - Ж.Б. Боссюэ - являются чисто теоретическими. В его трактатах нет описаний механизма власти или рассуждений о препятствиях в реализации королевской политики. Боссюэ интересуют вопросы происхождения, природы, законности и смысла монархической власти.

В своем основном труде «Политика, извлеченная из Священного писания» Боссюэ описывает различные формы правительства, из которых он предпочитает чистую монархию. Она, на его взгляд, является «наиболее распространенной, древней и естественной формой правления».[15] Боссюэ выделяет четыре основных характеристики королевской власти: «Во-первых, это власть священная (сакральная), во-вторых, отцовская (патерналистская), в-третьих, абсолютная и, в-четвертых, разумная (подчиненная разуму)».[16] Все эти черты власти неразрывно связаны между собой, потеря одной из них искажает общий образ. Можно сказать, что это - четыре зеркала, дающие полное, всестороннее представление о королевской власти, как ее видел французский богослов.

Боссюэ был убежден: только обладая абсолютной властью, король может осуществлять свои функции. Его аргументы в пользу абсолютной власти строятся на цитатах из Екклесиаста (8.2-5) и Послания к римлянам (13.3). Представление о сущности абсолютной власти у Боссюэ близки к позиции Гоббса: это максимум власти, который подданные предоставляют суверену. С другой стороны, он конкретизирует понятие абсолютной власти, подчеркивая не только ее неделимость и суверенность, но и законность. Последняя заключается не только в природе самой монархии, но и в ее функции хранительницы основных законов, прав и привилегий. Поскольку, с одной стороны, изначально все строится на договоре и эта власть несет только благо, с другой - эта власть самого Бога, поэтому не только противление ей, но и притязания на какую-либо часть – «величайшее преступление против человеческого и божественного закона».[17] Подданные не имеют права вмешиваться в политику: она вне сферы их влияния. Политика - миссия короля, доверенная ему Богом, поставившим его у кормила власти. Поэтому только король в силу своих полномочий устанавливает правила и отменяет их по необходимости, без чего невозможно функционирование государства, а сбой в государственной машине несет хаос.

Его слова перекликаются со многими пассажами из «Мемуаров» Людовика XIV. Как и король, Боссюэ не просто ассоциирует государство с персоной короля. Оно, по его мнению, заключено в персоне короля, является его частью, потому что в нем воплощается воля всех людей, он реализует общественное благо: «Мы видим, что все Государство - в персоне государя. В нем - его могущество. В нем - воля всех людей. Он единственный делает только то, что способствует общественному благу. Нужно рассматривать как неотделимые друг от друга функции, выполняемые государем и обязанности, возложенные на Государство».[18]

Идею единовластия многие французские политические писатели связывали с необходимостью национального, культурного и религиозного единства. В этом состоит еще одна из причин неприятия религиозного разделения, особенно со стороны власти. Оно, с одной стороны, подрывало идею богоизбранности, с другой - угрожало государственному единству. Поэтому политические писатели, как и сам Людовик XIV, видели свою главную задачу в преодолении раскола.

Несмотря на активную поддержку политики Людовика XIV множеством писателей, религиозно-политическое единство на практике не удалось осуществить полностью. Об этом можно судить по оппозиционным идеям и представлениям. Дворянство претендовало на свою особую роль в истории и современной политике. Традиция Фронды была жива, и мемуары Реца пользовались популярностью, особенно в дворянских кругах.

Во второй половине XVII в. дворянство не проявляло открыто свою оппозиционность. Это было связано главным образом с ее отстранением от непосредственной политической власти и разгромом Фронды. Однако в дворянской среде все еще были достаточно популярны идеи смешанной монархии. Феодальная монархия стала идеалом для взглядов многих представителей знати, недовольных абсолютной королевской властью, принижавшей политическую роль дворянства. Королевская власть не может существовать без поддержки и посредничества дворянства - таков лейтмотив произведений лидеров дворянской оппозиции. Реальное воплощение этих идей видели в возрождении Генеральных штатов и парламентов.

Достаточно лояльный к королевской власти архиепископ Фенелон, будучи, как и Боссюэ, наставником дофина и одновременно главой оппозиционной партии двора, предлагал дополнительные границы к праву королей. У него они состоят не только в божественной воле, но и в определенных этических ограничениях, могущих обуздать тиранию. Его позиция по этому вопросу выдает знакомство с Боденом, видевшем в естественном законе и нормах поведения границы авторитета суверенов. Помимо этого, тот образ власти, который Фенелон рисует, например, в «Телемахе», явно предлагает активно привлекать знать для управления государством. Писатель отстаивает необходимость введения института посредников между королевской властью и народом: иначе монарх попадает под власть льстецов и не справляется со всеми государственными делами. Образ государя - миротворца, философа, покровителя наук и искусств, - созданный в «Телемахе, благодаря именно Фенелону стал весьма популярным. Слава монарха не в военных победах и внешнем блеске, «не довольно ли славы, чтобы хранить законы?»[19] - эта мысль неоднократно звучит в его различных произведениях и письмах, в том числе обращенных к самому королю.

Многие оппозиционные писатели, принадлежавшие к различным лагерям, хорошо понимали, что активная внешняя политика «в интересах нации и государства» является всего лишь идеологическим аргументом, средством закрепления позиций власти внутри страны.

В другом лагере находилась религиозная оппозиция: протестанты и янсенисты. Религиозная оппозиция была методом противления господствующей церкви и абсолютной власти короля, его всеобъемлющему авторитету. Что касается протестантов, то их отношения с королевской властью в начале правления Людовика XIV складывались вполне стабильно. Хотя они и разрывались между лояльностью и религиозной независимостью, попираемой официальной церковной и светской властями, их чувства сдерживались необходимостью поддерживать господствующий порядок ради безопасности своей партии и стабильности государства. Профессор академии Сомюра Пьер Журье, известный лидер французских протестантов, уже незадолго до отмены Нантского эдикта пел дифирамбы «славному монарху» и уверял его, что в лице протестантов король всегда будет иметь верных подданных. Однако в его славословиях звучал недвусмысленный намек на то, что подобная лояльность предоставляется только на условиях терпимого отношения к протестантам: «Несмотря на различие религий, которое существует во Франции, наш славный монарх вызывает всеобщее восхищение и страх во всей Европе. Одним словом, в Государстве никогда не будет волнений по причине разнообразия религий, пока оно проявляет волю защищать и терпимо относиться к протестантам. Пока это будет угодно королю, он будет в их лице иметь верных подданных».[20]

Однако позиция Жюрье, как и некоторых других протестантских богословов, стала меняться в 80-е гг. XVII в. еще до отмены Нантского эдикта. И особенно после нее, когда они были вынуждены покинуть родину и их чувства более не сдерживались необходимостью сохранять государственный порядок. Причину такой перемены достаточно ясно выразил Журье: «Мы считаем себя свободными от обязанности повиноваться нашим королям, если они приказывают делать что-либо, противоречащее нашей религии и нашей совести».[21] Он все чаще начинает открыто высказывать идеи народного суверенитета и договорного происхождения власти: «Совершенно ясно, что, так как народы в состоянии выбрать себе правителей, то, когда они хотят, они делают из них суверенов и они предоставляют им суверенитет на такое время, на какое это требует безопасность Государства».[22]

Многие протестанты, уехавшие в 80-х гг. в Голландию, участвовали в экспедиции Вильгельма Оранского и с восторгом приветствовали Славную революцию. Конституционная монархия стала для них политическим идеалом. Ограниченная королевская власть, защищающая принципы религиозной терпимости и гарантирующая религиозным меньшинствам равные с другими права, - вот, что они видели в новой английской монархии и мечтали увидеть во Франции.

Янсенисты также составляли группу, оппозиционную по отношению к попыткам национально-религиозной унификации. Богословские и политические идеи янсенистов были достаточно сложными, но несомненно то, что они являлись влиятельной интеллектуальной антиправительственной силой. Н. де Гро и Ж. Бэсуань в своих произведениях подвергали сомнению, по крайней мере, два распространенных представления о королевской власти: ее божественное происхождение и особые права французской нации.[23] Людовик XIV без устали старался искоренить янсенизм, фактически принудив папу Климента IX издать в начале XVIII в., причем дважды, буллу Unigenitus, направленную против богословия Янсения и его французских последователей. Но это не принесло ожидаемого результата. Хотя богословы этого направления и не создавали политических теорий, направленных против официальной доктрины, янсенизм был враждебен государственнической политике своим противлением национально-религиозной унификации и некоторыми демократическими тенденциями в теории управления церковью.

XVIII в. стал эпохой интеллектуальных перемен, в конце концов воплотившихся в политике. Начало XVIII в. знаменовало собой изменение отношения к политике Людовика XIV во французском обществе. Главным ударом по престижу монархии стали претенциозные и не всегда удачные акции во внешней политике, особенно участие в войне за Испанское наследство. Все чаще в политических произведениях и памфлетах звучал вопрос: «Оправданы ли жертвы французской нации во славу короля?» Авторитетные писатели, в национальных чувствах которых никто не сомневался, все чаще критиковали внешнюю и внутреннюю политику династии: Фенелон, Сен-Симон и Буленвилье не выступали против монархии как таковой, но ставили под сомнение совпадение претензий короля с национальными интересами.

Однако самый ощутимый удар по традиционным представлениям был нанесен из стана религиозной оппозиции. Один из ее лидеров - французский историк и публицист Мишель Левассор - в 1700 -1711 гг. опубликовал в Амстердаме 10-томную «Историю царствования Людовика XIII». В ней патриотизм и национальные чувства уже не связаны с лояльностью к королевской власти. Левассор явно противопоставляет национальные интересы политике монарха: «Поскольку я принадлежу к своей нации, следует ли мне желать, чтобы она стала хозяйкой всей Европы? Должен ли я одобрять неординарные амбиции государя, который правит ею… Означает ли это, что король один заключает в себе все государство? Нисколько. Эти двое - очень различны».[24] По мнению Левассора, роль короля в государстве должна быть ограничена ответственностью за счастье людей и их безопасность, а особая любовь к королю, а не к Отечеству, только способствует усилению тирании.

Подводя итоги эволюции представлений о королевской власти во второй половине XVII - начале XVIII вв., необходимо прежде всего отметить, что теория королевской власти во Франции XVII в. носила еще многие черты средневековых представлений, связанных с административно-правовой, философской и религиозной традицией. Образ тела - традиционный и обновленный англичанином Т. Гоббсом - лучше всего раскрывает суть представлений о государстве и власти, господствовавших в официальной политической теории Франции: нация, государство и суверенная королевская власть едины, они - основа жизнеспособности всего организма, их нельзя отделить от него.

Реформаторская деятельность правительства Людовика XIV и теоретическое конструирование новой реальности, подобной мифологическому «единству нации», были порождены стремлением раздвинуть границы королевской власти и завершить «королевский» этап централизации государства.

Однако многие акции, связанные с этой политикой, вызывали сопротивления различных групп общества. Во Франции второй половины XVII в. оппозиция была ослаблена, но не уничтожена. Стремление избежать революции, подобной Английской, и попытки обезопасить свою партию от правительственных репрессий сделали ее достаточно лояльной к королевской власти даже в теории. Дворянская оппозиция проявляла себя только в деятельности различных группировок, главным образом придворных. Среди протестантов большинство заявляло о поддержке власти и ее политики, но при этом стараясь создать для себя правовое пространство, необходимое для свободы вероисповедания.

Только в эмиграции под влиянием английских событий 1688 г. французские писатели-протестанты обосновали необходимость реальных ограничений королевской власти, опираясь на теорию народного суверенитета. В то же время социальная и идеологическая политика Людовика XIV, направленная на укрепление государства, создали платформу для новых монархических теорий, выдвигавших на первое место права нации и разрушивших в будущем основы власти короля.

Примечания:





[1] См.: Thireau J.L. Les idees politiques de Louis XIV. Paris,1973. P.20-21.

[2] Merrick J. Politics and religion in the seventeenth-century France. N.Y.,1983.

[3] См.: Копосов Н.Е. Абсолютная монархия во Франции//Вопросы истории. 1989. № 1. С.42-57.

[4] Louis XIV. Memoires de Louis XIV pour l’instruction du Dauphin. P.,1860.

[5] Memoire 1666//Louis XIV. Memoires… P.159.

[6] Ibid. P.161,201,224.

[7] Reflection sur la metiere des rois//Louis XIV. Oeuvres completes. Paris,1806. T.3. P.91.

[8] Memoire 1667//Louis XIV. Memoires… T.II. P.53.

[9] Reflection… P.280.

[10] Memoire 1667//Louis XIV. Memoires… T.II. P.102.

[11] Гоббс Т. Левиафан//Гоббс Т. Сочинения. М.,1991. Т.2. С.133.

[12] Memoire 1667//Louis XIV. Memoires… T.II. P.269.

[13] Memoire 1666//Louis XIV. Memoires… P.180.

[14] Memoire 1667//Louis XIV. Memoires… P.225.

[15] Bossuet J.B. Politique tiree des propres paroles de l’Ecriture Sainte. Paris,1709. P.67.

[16] Ibid. P.133.

[17] Ibid. P.147.

[18] Ibid. P.103.

[19] Фенелон Ф.С. Похождение Телемаково, сына Улисса. М.,1763. С.133.

[20] Jurieu P. La politique du clerge de France. Amsterdam,1681. P.241

[21] Jurieu P. Histoire du calvinism et celle du papisme, mises en parallele. Rotterdam,1683. P.291.

[22] Ibid. P.296.

[23] Simon P. Mythe royale. Paris,1983. P.254-255.

[24] Цит. по: Merrick J. Op.cit. P.61.








Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 3
Зарегистрирован: 09.09.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.09 00:12. Заголовок: Говорят, недавно был..


Говорят, недавно была какая-то передача о Луи 14-м? Я этой передачи не видел, и нижеследующую статью писал независимо, тем интереснее, что мы, кажется, пришли к одинаковым выводам.

Людовик 14-й перед судом истории.
Ввиду того, что я вообще не склонен идеализировать прошлое человечества, я здесь выскажу все, что этому персонажу можно поставить в строку – получится “черная легенда” о Луи, а вы опровергайте:) Материал несколько выходит за рамки личности Людовика 14-го, касается всех Людовиков, т.е. дореволюционной Франции последних двух столетий.
1. Экономика.
Ни для кого не секрет, что после Генриха 4-го экономическая политика правящих кругов королевской Франции сводилась к безудержному ограблению народных масс. Даже на тех форумах, где в не склонны перемывать кости королям, можно прочитать следующие строки:
Однако главными расхитителями государственных средств являлись Людовик XIV и его семья. Словно ненасытные чудовища пожирали они несметные богатства. Чего стоили одни королевские дворцы! С 1661 по 1710 г. затраты на их строительство, на произведения искусства составили: в Версале и его окрестностях - 117 млн., в Фонтенбло - 2,8 млн., в Лувре и Тюильри - 10,6 млн., в Шамборе - 1,2 млн. ливров. Королевская площадь у отеля Вандом стоила 2 млн., отель Руаяль и церковь Инвалидов - 1,7 млн. ливров. А лошади Его Величества? Две конюшни короля обошлись более чем в 3 млн. ливров. А 512 слуг королевы? На их содержание казна выплачивала 466 тыс. ливров. Дорогие подарки, стоившие непостижимых денег, редчайшие драгоценности, роскошные праздники, пиры и приемы, пожизненные пенсии придворным и администраторам, военным. Да разве возможно перечислить все тайные и явные каналы, по которым совершенно бесконтрольно, по воле короля, растекались народные деньги?
Состояние герцога Орлеанского оценивалось в 114 млн ливров, а его долги в 74млн. Порядка 800 тысяч ливров стоили пресловутые подвески.
Особенно большой вред французской экономике приносили внутренние таможни, поглощавшие до 30% цены любого товара. Правящая верхушка не довольствовалась “законными” доходами. Повальное воровство описал в своей книге “Десятина короля” маршал Вобан. Французское крестьянство во время Людовика XIV не выходило из состояния голодного обморока.
2Социальные отношения:
Несть числа примерам отвратительной дискриминации лиц недворянского происхождения. Явление получило специальное наименование дворянский расизм. Подобные реалии отражены и в трилогии о мушкетерах, еще ярче – во французской экранизации 1961г.
3.Жестокость.
Людовики не были садистами, получавшими удовольствие от чужих страданий, что для западных королей уже не мало. Судя по тому, что мужчина, которому вырвали язык, и женщина, мать погибшего на строительстве Версаля рабочего, избитая плетьми за оскорбление короля, попадают из статьи в статью, таких случаев и впрямь было немного. Нигде не говорится, что эти жестокости творились непосредственно по королевскому приказу, не исключено, что Луи оставался пассивным созерцателем. Гораздо больше, не менее нескольких сотен, было тех, кого “забыли” в казематах Бастилии, как Эдмона Дантеса, по lettre-de-cachet. Бывали случаи, когда ордера на арест выписывались за деньги, то есть Людовик 14-й играл, по существу, роль киллера. Не менее 6 тысяч подневольных рабочих погибли на строительстве Версаля. Подрядчики не могли экономить на качестве строительных работ, но охотно экономили на питании этих рабов, выступления протеста которых подавлялись с привычной жестокостью тоталитарного государства.
После смерти Генриха IV во Франции практически не прекращалась гражданская война католиков с гугенотами, к наиболее ярким эпизодам которой относится осада Ла-Рошели (которую вынудили к сдаче голодом). Драгоннады или то, что позже стали обозначать этим словом, имело самое широкое распространение еще до отмены Нантского эдикта. Степень жестокости издавна недооценивали (как еще в 1867г заметил Писарев, о драгоннадах все знают, что это какие-то скверные шутки, которые солдаты Людовика четырнадцатого проделывали с гугенотами, но мало кто знает, как далеко простиралась скверность этих шуток. ) На современных форумах бытует утверждение, будто драгоннады это всего лишь солдатские постои, которыми обременяли протестантов, чтобы побудить их к переходу в католичество. Странное представление о степени религиозного упорства людей 17-го века – будто бы они отказались от веры только для того, чтобы избавиться от тягот постоя. В действительности, групповые изнасилования гугенотских женщин на глазах мужей и отцов составляли лишь вступление к солдатским забавам, сами же забавы включали в себя отрезание носов перочинными ножами, утыкание еретиков булавками и многое другое. Гугеноты не всегда были в этой войне пассивной стороной, например, крестьяне гугеноты с юга Франции нанесли немало потерь солдатам Луи во время восстания камизаров.
Во второй половине 17-го века Кольбер взялся за развитие французского флота. Как и в Англии, это сопровождалось насильственной вербовкой матросов, имевшей на французской почве специфические особенности. Суды получили указание свыше как можно большее число взрослых мужчин приговаривать к галерам. Имело место и прямое насилие: как писал В. Гюго:
Впрочем, по временам монархия испытывала нужду в детях и в таких случаях производила очистку улиц.
При Людовике XIV, чтоб не заходить слишком далеко, – по желанию короля, и желанию весьма разумному, – было решено создать флот. Идея сама по себе хорошая, но посмотрим, какими средствами она осуществлялась. Флот немыслим, если наряду с парусными судами, являющимися игрушкой ветра, не существует судов, свободно передвигающихся в любом направлении с помощью весел или пара. Место нынешних пароходов в те времена занимали во флоте галеры. Следовательно, нужно было обзавестись галерами. Но галеры не могут обойтись без гребцов. Следовательно, нужно было обзавестись гребцами. Кольбер, при посредстве провинциальных интендантов и парламентов, увеличивал, сколько мог, число каторжников. Судейские весьма услужливо шли ему в этом навстречу. Человек не снял шляпы перед проходившей мимо церковной процессией – гугенотская повадка! – его отправляли на галеры. Попадался мальчишка на улице, и если только оказывалось, что он уже достиг пятнадцатилетнего возраста и у него нет приюта, – его отправляли на галеры. Великое царствование, великий век!
При Людовике XV в Париже наблюдались случаи исчезновения детей. Полиция похищала их в каких то неведомых, таинственных целях. Люди с ужасом перешептывались и строили чудовищные предположения относительно ярко алого цвета королевских ванн. Барбье простодушно повествует об этом. Случалось, что полицейские из за нехватки детей забирали и таких, у которых были родители. Отцы в отчаянии набрасывались на полицейских. Тогда вмешивался в дело парламент и приговаривал к повешенью… Кого? Полицейских? Нет, отцов!
(Как я предупреждал, буду несколько выходить за рамки времени Людовика XIV – уж очень выразительна последняя деталь, насчет повешенных родителей.)


4. Нравы.
Не буду воспроизводить ставшие притчей во языцех особенности гигиены по-версальски, особенности версальской сантехники – все это слишком известно и даже породило свою систему контраргументации, например, отзыв о короле русских послов “Cмердит, аки зверь” объясняют незнакомством русских с запахами французской парфюмерии (как будто запах одеколона похож на запах зверя). Лучше поговорю о нравах в более широком смысле.


Вторая жена Филиппа Орлеанского - Елизавета-Шарлотта Орлеанская - в своей переписке жалуется на неделикатность выражений и действий при дворе, на доведенную до крайней публичности придворную жизнь.

При дворе были шуты и карлики, точно в полуварварской обстановке. У королевы главное развлечение составляли собачки, шуты и карлики.
Княгиня д'Аркур, грубая и грязная женщина, дралась со своей прислугой. Один раз Дофин подложил под нее петарду, когда играли в карты. Его с трудом уговорили ее не зажигать.
Герцогиня Бургундская в Марли набрала со своими дамами снежков и ночью забралась в спалью к д'Аркур. Они забрасали ее снежками.

Был еще шут, сапожник, которого пускали для забавы даже в кабинет короля. Он знакомил изысканное французское общество с отборными ругательствами парижской черни.

Все берегли свои карманы. Наследника престола обокрали два раза, принцессу Бургундскую обворовали в день ее свадьбы.
Однажды король посетил мадемуазель де Лавальер недалеко от дворца в особом павильоне. Ночью на нее устроили нападение грабители. Королю пришлось приставить к павильону военный караул.(В. Савин. Век Людовика XIV)


Читая этот и другие рассказы о непристойности придворного языка, о бросании за столом кусками еды и многом другом, как то перестаешь удивляться информации о том, например, что, в конце царствования Людовик был вынужден переплавлять на монету свою посуду – то и другое одинаково мало соответствует образу мудрого короля, впрочем, Людовика XIV никто и не называет мудрым, называют великим… Скажем, заслуги перед страной Генриха IV понятны и просты – прекратил религиозную войну и издал законы, ограничившие грабеж французского крестьянства, например, запретил изымать за недоимки скот и другие необходимые средства производства. А Людовик 14-й производил завоевания, которые можно разглядеть не на всякой карте.
Выражением крайнего разложения придворной знати стало дело Ла Вуазен. В 15-м веке ритуальными убийствами детей увлекался Жиль де Рэ, но он был один, при Луи XIV подобный тип личности становится весьма распространенным среди придворных. От аристократов в 17-м веке не отставали простые парижане – не менее 7% жителей столицы принадлежали к преступному миру. Они контролировали целые районы, одна из шаек обладала баржой на Сене, которую использовала в качестве своего притона. Дядя Людовика 14-го, Гастон Орлеанский, ради забавы срезал кошельки прохожих, протыкал людей шпагой (в книгах об Анжелике это неправильно приписано брату Луи, Филиппу Орлеанскому. Нечто подобное в смягченном виде можно найти и в романе Двадцать лет спустя – гл. 3) Важным общественным местом служило кладбище Невинных, на котором трупы лежали в открытых гробах на всеобщем обозрении, отчего в окрестных домах портились продукты. Несмотря на постоянно проходившие там похороны, обыватели, большей частью богатые буржуа охотно использовали это место для прогулок, небрежно отбрасывая тростью валявшиеся на земле черепа (И. Хейзинга, Осень средневековья, в моем вольном пересказе).

5. Культурное наследие. Время Людовика 14-го было временем Мольера, Лафонтена, Расина, Буало, Люли и многих других, чей вклад в мировую культуру неповторим. Их заслуги подобны египетским пирамидам. Жизни нескольких поколений французов были принесены им в жертву.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 2736
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 17
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.09 07:23. Заголовок: Алекстар , спасибо ..


Алекстар , практически каждому вашему слову может возразить тот, кто действительно знает историю, историю не Дюма, не Виньи или не Гюго. Оставьте им славу романистов.
Полностью согласен с Ёшикой, опровергать каждое ваше предложение не представляет интереса.
Алекстар пишет:

 цитата:
При дворе были шуты и карлики, точно в полуварварской обстановке


Полуварварская обстановка?Это почему?Что же тогда говорить о знаменитом "Ледяном дворце" Анны Иоанновны на Дворцовой?

Алекстар пишет:

 цитата:
Княгиня д'Аркур, грубая и грязная женщина, дралась со своей прислугой. Один раз Дофин подложил под нее петарду, когда играли в карты. Его с трудом уговорили ее не зажигать.
Герцогиня Бургундская в Марли набрала со своими дамами снежков и ночью забралась в спалью к д'Аркур. Они забрасали ее снежками.

Был еще шут, сапожник, которого пускали для забавы даже в кабинет короля. Он знакомил изысканное французское общество с отборными ругательствами парижской черни.


А вы склонны верить сочинениям мистера Брантома или мистера Бретона, например?
Это всё не более, чем совершенно недоказательные слухи и сплетни, которые были воспроизведены грязными мемуаристами того времени, которые хватали грязные сплетни в качестве сенсаций.

Алекстар пишет:

 цитата:
А Людовик 14-й производил завоевания, которые можно разглядеть не на всякой карте.


Правда?я почему-то их могу разглядеть.

Сравните завоевания Генриха IV и Луи XIV.

Алекстар пишет:

 цитата:
Дядя Людовика 14-го, Гастон Орлеанский, ради забавы срезал кошельки прохожих, протыкал людей шпагой (в книгах об Анжелике это неправильно приписано брату Луи, Филиппу Орлеанскому. Нечто подобное в смягченном виде можно найти и в романе Двадцать лет спустя – гл. 3)


И "Анжелика", и романы Дюма не есть доказательства исторических фактов. Это выдумки, ничем недоказанные и придуманные автором для интереса читателя.
Алекстар пишет:

 цитата:
Их заслуги подобны египетским пирамидам. Жизни нескольких поколений французов были принесены им в жертву.


Ваши слова мне не понятны.




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 170
Настроение: va bene
Зарегистрирован: 31.03.09
Откуда: Россия, Екатеринбург
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.09 07:47. Заголовок: Алекстар пишет: Вви..


Алекстар пишет:

 цитата:
Ввиду того, что я вообще не склонен идеализировать прошлое человечества, я здесь выскажу все, что этому персонажу можно поставить в строку – получится “черная легенда” о Луи, а вы опровергайте:)


Знаете, Алекстар, вас опровергать не хочется. Если вы хотите на самом деле знать, что такое был Le Grand Siecle, и какое место в нем занимал Луи XIV, то вместо того, чтобы писать "черные легенды", вы бы лучше что-нибудь о нем почитали. И желательно не Дюма и Бретона Ги. Вот когда вы наберете достаточно достоверных аргументов, подтверждающих "тиранизм" этого короля, а также "святость" Беарнца, с которым вы его постоянно сравниваете, тогда и флаг вам в руки: вас с удовольствием здесь почитают.
А так это больше похоже на плохо прикрытую попытку покрасоваться: "дескать, смотрите, я другой - вы поете дифирамбы, а я вот вижу, как все было плохо". Вы хотите, чтобы вам возразили? Или вас начали убеждать в обратном, как все было замечательно и какое изысканное общество было в те времена, не то, что бомжи и наркоманы, шастающие сегодня по улицам и сплошь хамы по общественному транспорту. Поверьте мне, вы слишком высокого тогда о себе мнения.

Ладно, ладно, я не глупее тебя (С) (мой сын) Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 4
Зарегистрирован: 09.09.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.09 19:29. Заголовок: Ёшика пишет: Знаете..


Ёшика пишет:

 цитата:
Знаете, Алекстар, вас опровергать не хочется. Если вы хотите на самом деле знать, что такое был Le Grand Siecle, и какое место в нем занимал Луи XIV, то вместо того, чтобы писать "черные легенды", вы бы лучше что-нибудь о нем почитали. И желательно не Дюма и Бретона Ги. Вот когда вы наберете достаточно достоверных аргументов, подтверждающих "тиранизм" этого короля, а также "святость" Беарнца, с которым вы его постоянно сравниваете, тогда и флаг вам в руки: вас с удовольствием здесь почитают.
А так это больше похоже на плохо прикрытую попытку покрасоваться: "дескать, смотрите, я другой - вы поете дифирамбы, а я вот вижу, как все было плохо". Вы хотите, чтобы вам возразили? Или вас начали убеждать в обратном, как все было замечательно и какое изысканное общество было в те времена, не то, что бомжи и наркоманы, шастающие сегодня по улицам и сплошь хамы по общественному транспорту. Поверьте мне, вы слишком высокого тогда о себе мнения.


Ну что вы, Ёшика и Максимка, я так написал, потому что был высокого мнения о вас. Я прошу у вас прощения за доставленные неприятные эмоции, а также прошу оставить в неприкосновенности мою статью и ваши ответы, потому что из них стороннему наблюдателю и так видно, кто прав.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 2738
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 17
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.09 19:43. Заголовок: Алекстар пишет: я т..


Алекстар пишет:

 цитата:
я так написал, потому что был высокого мнения о вас


Спасибо конечно, но причём здесь Людовик и высокое мнение о нас?
Алекстар пишет:

 цитата:
потому что из них стороннему наблюдателю и так видно, кто прав.


Это точно. Тут вы, наверное, впервые сказали правду.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вдохновительница Фронды




Сообщение: 864
Зарегистрирован: 02.12.08
Репутация: 13
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.09 20:04. Заголовок: Алекстар пишет: пот..


Алекстар пишет:

 цитата:
потому что из них стороннему наблюдателю и так видно, кто прав.


Вот именно!
Вы знаете, люди, которые занимаются историей, делятся на тех, кто скрупулезно изучает источники, на тех, кто довольствуется жареными фактами и на них строит свои предположения, и на "фантазеров" - тех, кто по верхам проскакал по событиям, а остальное домысливает сам. Эту классификацию придумала не я. Ваша "статья" - пример второго и третьего. Согласна с коллегами - возражать не имеет смысла. Хотя некоторые вещи меня откровенно задели.
Алекстар пишет:

 цитата:
дворянский расизм. Подобные реалии отражены и в трилогии о мушкетерах, еще ярче – во французской экранизации 1961г.


Нет, Александр, это пример классового общества, кстати, характерный для Европы практически до последнего времени. Дворянство - не раса.
Алекстар пишет:

 цитата:
Попадался мальчишка на улице, и если только оказывалось, что он уже достиг пятнадцатилетнего возраста и у него нет приюта, – его отправляли на галеры


Источник, название документа, автор?
Алекстар пишет:

 цитата:
В 15-м веке ритуальными убийствами детей увлекался Жиль де Рэ,


На этом форуме есть прекрасная статья о Жиле де Рэ. Почитайте.
Алекстар пишет:

 цитата:
о непристойности придворного языка,


Если не ошибаюсь, при Луи 14 придворный язык напротив стал невероятно регламентированным.
Алекстар пишет:

 цитата:
Их заслуги подобны египетским пирамидам.


Как египтолог (это одна из моих ипостасей) считаю подобное сравнение некорректным. Предназначение пирамид и произведений Корнеля и Расина совершенно различно.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 5346
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 23
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.07.13 00:21. Заголовок: Немного перефразируя..


Немного перефразируя название темы, поговорим здесь про роль Луи 14 в истории родовспоможения. Оказывается, сторонники так называемых естественных родов возлагают на Короля-Солнце вину за то, что женщины в развитых странах стали рожать в «нефизиологической» позе - лёжа, а не сидя на корточках, как в старину. Якобы Луи в этом виноват.


 цитата:
Нравы и обычаи эпохи начали меняться; обученные и дисциплинированные повитухи стали большим шагом на пути к улучшению родовспоможения. Следующим шагом должно было стать участие в нем врача. Буше был вызван на роды мадам де Лавальер, любовницы Людовика XIV, и сам король проявил незаурядный интерес к участию мужчины в родовспоможении и сам следил за родами, спрятавшись за занавеску.




 цитата:
Традиция рожать лежа пришла из Европы, а точнее из Франции, от любовницы Людовика XIV мадам де Монтеспань. Людовик XIV якобы выгнал повитуху и призвал принимать роды хирурга, который лечил его гемморой. Король сам пожелал присутствовать при родах и поэтому женщину положили на спину. Далее последовала цепная реакция. Поскольку было принято следовать придворному этикету, то рожать на спине вошло в моду. Так как на спине рожать трудно, стали использовать щипцы. Поскольку роды в этой позе проходили болезненно, стали применять обезболивающие и т.д.




 цитата:
Принимая во внимание радикальность перехода от родильного кресла к положению лежа на спине, вы могли бы решить, что он стал результатом внимательных медицинских наблюдений. Невероятно, но это не так. Обычай укладывать рожениц плашмя на спину был заведен ради удовлетворения сексуального извращения короля Франции Людовика XIV!
Король Луи, казалось, получал удовольствие, подглядывая из-за занавесок за тем, как его любовницы – а их у него было много – рожали. Он расстраивался из-за того, что картина не была полной, когда женщины сидели в родильных креслах. В момент вдохновения он использовал свое королевское влияние, чтобы уведить акушера-мужчину улучшить обзор. Тогда женщину поместили на плоский стол, с согнутыми в коленях ногами, и король Луи был безмерно доволен результатом.




 цитата:
А ведь рожать лежа женщины начали не так давно. В XVII веке Людовик XIV изменил многовековую традицию вертикальных родов. Чтобы ему было лучше видно появление на свет наследника, его маму уложили на спину. По другой версии, на горизонтальных родах настояли мужчины-врачи, которым так было удобнее работать.




 цитата:
Рожать лежа женщины стали сравнительно недавно – около 300 лет назад. Существует версия, что Людовик XIV любил наблюдать роды своих фавориток, и для лучшего обзора их стали укладывать на спину. По другой версии это произошло, когда активное участие в родах начали принимать мужчины-врачи, переняв на себя традиционные акушерские функции - так удобнее осуществлять различные манипуляции.




 цитата:
Традиционно считается, что положение для литотомии стало впервые использоваться в родах в 17 веке во Франции. Тогда Людовик XIV заставил свою фаворитку рожать в этом положении, чтобы ему, стоящему за занавеской, было лучше видно, как родится его ребенок. Примерно в это время в процессе родов стали принимать участие мужчины, тогда же были изобретены щипцы.



 цитата:

Historiquement, l'accouchement en position allongé a été introduit dans la pratique médicale par les médecins français du XVIIe siècle, et notamment Ambroise Paré et ses disciples à l'Hôtel-Dieu, puis surtout par François Mauriceau (1637-1709), le père de l'obstétrique en France auteur d'un influent Traité des Malaides des Femmes Grosses et Accouchées (1688). Mauriceau était en effet médecin de la cour du roi Louis XIV. Le souverain aurait lui-même pesé en faveur de cette position d'accouchement par ce qu'elle lui permettait d'assister à la naissance de ses propres enfants de Louise De La Vallière.




 цитата:
Le premier témoignage d’une femme allongée sur le dos pendant le travail remonte à l’accouchement de Louise de la Vallière, une maîtresse du roi Louis XIV en 1663. Le choix de la position ne fut probablement pas le sien, mais plutôt celui de son amant. Assis derrière un rideau, il voulait être témoin de l’émergence du bébé.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
         
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  4 час. Хитов сегодня: 29
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



"К-Дизайн" - Индивидуальный дизайн для вашего сайта