On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
АвторСообщение





Сообщение: 7867
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 31
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.12 21:37. Заголовок: Монастырь Кордельеров в Латинском квартале (Le couvent des Cordeliers de Paris)


Тема посвящена старинному монастырю Кордельеров в Париже.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 13 [только новые]







Сообщение: 6877
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 30
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.09.11 13:06. Заголовок: В средневековом Пари..


В средневековом Париже находился монастырь кордельеров, основанный по милости Святого Людовика. В годы французской революции в нем заседал известный клуб Кордельеров.

В монастыре кордельеров погребены четыре королевы — супруги Филиппа III Смелого, Филиппа IV Красивого и двух сыновей последнего.

Изображения монастыря кордельеров в 1793-м году:





Кордельеры, то есть францисканцы подпоясывали сутаны из домотканого сукна грубыми веревками. Этот орден стремился подавать пример своей бедностью, что не мешало трем нефам быть вместительно гостеприимными, а хорам с двадцатью одним приделом выглядеть заметно более просторными, чем та часть церкви, которая предназначена для мирян. Горожане и школяры из соседних приходов: из Сент-Андре-дез-Ар, из Сен-Северена, из Сен-Бенуа-ле-Бетурне — толпами ходили на службы и проповеди кордельеров. Монастырь выполнял одновременно и функции коллежа. Сохранившаяся до наших дней в самом центре Латинского квартала трапезная (XIII столетие) достаточно красноречиво свидетельствует о количестве людей, имевших право на еду.


Трапезная монастыря - это все, что сегодня сохранилось от монастырского комплекса. Ее можно осмотреть снаружи - 15 Rue de l'Ecole de Médecine. Внутрь пускают только, к сожалению, в дни культурного наследия, которые проходят во Франции в сентябре.

Церковь монастыря была разрушена в самом начале XIX века. Картина, которая изображает разрушение:





Сегодня на территории бывшего монастыря расположена школа медицины.



Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 7902
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 31
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.12 22:56. Заголовок: Замечательный план м..


Замечательный план монастыря Кордельеров (Францисканцев) в Париже:



Напомню, что у монастыря богатая и сложная история. В XIII веке на его месте находились виноградники, огороженные стеной Филиппа-Августа (сегодня rue Monsieur le Prince). Именно по просьбе Людовика Святого францисканцы располагаются в Париже. В начале члены ордена занимают скромный дом, принадлежаший аббату Сен-Жермен-де-Пре. Людовик IX предоставляет братии средства для строительства собственного монастырского комплекса. Возведение церкви началось в 1230-м году. Строительство велось под руководством королевского архитектора Эда де Монтрёя. Он создал себе гробницу, которая была уничтожена в результате пожара в церкви монастыря 15 ноября 1580-го года. В период с 1234 по 1571 года были построены: школа теологии, два клуатра, сады, огромная церковь и рефекторий, который сегодня сохранился, как я писал выше. Столичный монастырь Кордельеров представлял собой знаменитый центр обучения с большим количеством студентов в условиях конкуренции с Сорбонной. Церковь была освящена 6 июня 1262 г. и посвящена Святой Марии Магдалине. Неф закончили в 1269-м. Интересно, что церковь монастыря Кордельеров со своими гигантскими размерами (105 метров в длину и 30 метров в ширину) была крупнейшим религиозным сооружением в средневековом Париже после Нотр-Дама.


Клуатр монастыря Кордельеров в Париже

Пожар в ноябре 1580 года уничтожил большую часть церкви и монастырских галерей.

Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 7903
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 31
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.12 22:57. Заголовок: В монастыре было пох..


В монастыре было похоронено огромное количество знаменитых людей:

1) Первые деятели и идеологи францисканского ордена: Александр Гэльский, Бонавентура, Иоанн Дунс Скот.

2) Королева Мария Брабантская (1254-1321), вторая супруга Филиппа III. Её похороны состоялись 21 января 1321-го года.

3) Королева Жанна Наваррская, супруга Филиппа Красивого. В 1580-м году пожар повредил церковь, и гробницу было уже не восстановить. Сохранилась лишь эпитафия с гербами Франции и Наварры. В революцию монастырь разрушили.

Эпитафия:



4) Жанна Бургундская, супруга Филиппа V.

Надгробная статуя:



5) Шарль д'Эврё, граф д'Этамп (1305-1336).

Гробница:



6) Сердце королевы Жанны д'Эврё (1310-1371), третьей жены короля Карла IV. Именно она повелела возвести большое здание рефектория (56 m x 17 m x 24 m), которое сегодня сохранилось.

7) Клод Бюйон, сюринтендант финансов при Людовике XIII, его сын Ноэль и внуки. Сегодня гробница Клода находится в Лувре.

Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 8300
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 31
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.12 20:45. Заголовок: МАКСимка пишет: Сто..


МАКСимка пишет:

 цитата:
Столичный монастырь Кордельеров представлял собой знаменитый центр обучения с большим количеством студентов в условиях конкуренции с Сорбонной.



Например, интересно, что в Парижском Университете хирургию долго не желали официально признавать постоянным предметом, и в XIII веке поначалу её изучала лишь группа святого Козьмы, занимавшаяся при монастыре Кордельеров под покровительством Жана Питара, лейб-медика короля Людовика Святого.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 8302
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 31
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.03.12 17:21. Заголовок: Сегодня рефекторий м..


Сегодня рефекторий монастыря Кордельеров принадлежит Парижской мэрии, которая организует в помещении выставки, конференции, фестивали и другие мероприятия:



Первая монография, посвященная истории и археологии этого Великого Парижского монастыря, вышла в июле 1975-го года. Её автор - мадам Лор Бомон-Мэйе. Раньше полагали, что рефекторий, который мы видим сегодня, был построен Анной Бретонской в конце XV столетия. Мадам Бомон-Мэйе пишет, что первая трапезная была построена за стеной Филиппа-Августа. После разгрома при Пуатье (19 сентября 1356-го года) Этьен Марсель для лучшей обороны столицы приказал разрушить рефекторий. Возведение нынешнего рефектория упоминается в булле папы Климента VII 24 сентября 1368-го года. Но также Бомон-Мэйе нашла два документа: акт 1506-го года о завершении трапезной, начатой королевой Жанной; и второй документ со словами Антуана Луи, королевского хирурга, что "Король мог ликвидировать это строение без всяческого ущерба. Его Величество пользовался, несомненно, правами Святого Людовика и королевы Жанны, супруги..., их учредителей и благотворителей". Как ми видим, хирург не уточняет о какой Жанне идет речь. В XIV веке существовало две королевы с именем Жанна: вдова Карла IV и супруга Карла V. Мадам Бомон-Мэйе полагает, что речь идет о вдове Карла IV Красивого, которая в 1341-м году возвела лазарет в монастыре Кордельеров. То есть заложен новый рефекторий был в 1358-1370 годах, но закончена основная часть трапезной все же была уже в XV веке, тогда же, когда и отель де Клюни (1485-1500), и отель де Санс (1475-1507). В 1506-м году были завершены портал, окна верхней части и западный фронтон.

Великий монастырь столичных Кордельеров быстро занял место одного из самых влиятельных и важнейших религиозных заведений Парижа, сгруппировав вокруг себя около 500 монахов и клириков. Также большое число изучающих философию и теологию в монастыре можно объяснить репутацией Александра Гэльского (1185 — 1245), который основал францисканскую школу при Парижском университете. Помимо него в монастыре преподавали Святой Бонавентура (1221 — 1274) и Иоанн Дунс Скот (1265 — 1308). Все преподаватели, ученики и слушатели должны были принимать трапезу вместе, в общем рефектории.

Так как община францисканцев являлась самой большой в Париже, то рефекторий также был огромным. Помещение разделили деревянным колоннами на два нефа, как в бенедиктинском приорстве Сен-Мартен-де-Шан или в церкви Якобинцев в Тулузе. Трапезную освещали тридцать больших окон, украшенных гербами христианских королей. Внутри помещение было облицовано деревянными панелями, обставлено скамейками и четырнадцатью столами, за которыми ели монахи. В середине зала двенадцать столов специально выделялось студентам. Менее чем за час могли потребить до 400 блюд, а за год примерно 500 мер пшеницы и 400 вина. В 1583-м году за мясо Кордельеры заплатили более 1500 золотых монет. С 1502-го года на двух этажах были также установлены кровати: 180 штук и 42 дополнительных. То есть в начале XVI века трапезную можно называть рефекторий-дортуарий. Современники также сообщают, что нижняя часть трапезной была разбита на четыре комнаты для обучения: грамматика, риторика, логика, физика Аристотеля. Выше комнаты была зарезервированы для слабых студентов по грамматике. На северной стене рефектория сегодня еще можно видеть ​​300 надписей семнадцатого и восемнадцатого веков: это имена тех, кто получил степень доктора богословия.

С левой стороны от рефектория расположилось братство хирургов Святого Козьмы. В 1691-1695 годах был построен куполообразный восьмиугольной анатомический амфитеатр, названный в честь Святого.

В XVIII веке часть рефектория монастыря преобразовали в библиотеку, которая к 1790-му году составляла около 25 000 томов.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 8312
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 31
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.03.12 20:23. Заголовок: Интересно, что Людов..


Интересно, что Людовик Святой, который покровительствовал нищенствующим орденам, передал в 1269-м году Кордельерам принадлежавший ему виноградник в приходе Сент-Андре-дез-Ар.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 8409
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 31
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.04.12 19:10. Заголовок: Еще одна гравюра с ..



Еще одна гравюра с изображением монастыря Кордельеров

На строительство огромной церкви монастыря Кордельеров было выделено Святым Людовиком 10 тысяч ливров. Это был штраф, заплаченный Ангерраном де Куси, который повесил трех фламандских благородных молодых людей. Они обучались французскому в аббатстве Сен-Николя-о-Буа, и однажды, охотясь, преследовали жертву до самых земель Ангеррана. Архитектор церкви Эд де Монтрёй участвовал вместе со Святым Людовиком в Крестовом Походе. Святой Король по завещанию выделил столичному монастырю Кордельеров 400 ливров и часть своей библиотеки. В 1299-м году Филипп Красивый выделил братии еще часть улицы, увеличив территорию монастырского комплекса.

МАКСимка пишет:

 цитата:
Мадам Бомон-Мэйе полагает, что речь идет о вдове Карла IV Красивого, которая в 1341-м году возвела лазарет в монастыре Кордельеров.



Оказывается, Жанна д'Эврё возвела два лазарета: один для больных, второй для уже выздоравливающих, с верхней и нижней часовнями. Для тех времен очень мудро, я считаю, если учитывать, сколько человек лежало на одной койке в Отель-Дьё на Ситэ. Карл V в свою очередь также возвел несколько новых зданий и школ при монастыре.

Чтобы поддержать Кордельеров, поскольку их община была огромна, Карл IX предоставил им сумму в десять тысяч ливров, а его брат, будущий Генрих III, четыре тысячи. Всего несколько лет спустя пожар повредил церковь и уничтожил большую часть надгробных памятников, а также клуатр, который недавно при Франциске I был реконструирован.

Церковь монастыря Кордельеров была очень популярна и посещаема. Уже после пожара в XVII столетии многие известные люди желали быть там погребенными, в том чиcле и из парламентской среды - члены семейств де Лонгёй, де Ламуаньон, де Бюльон, а также де Бриконне.

Амвон церкви Кордельеров:



Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 8410
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 31
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.04.12 20:10. Заголовок: В своей книге "П..


В своей книге "Повседневная жизнь Парижа во времена великой революции" Жорж Ленотр сообщает очень ценные и любопытные сведения о монастыре Кордельеров:

"Мне крайне затруднительно сказать, в какой местности Парижа находился Клуб кордельеров. Это, без сомнения, многих удивит, так как принято считать, что клуб помещался в монастыре Кордельеров (*Кордельеры (францисканцы) — нищенствующий монашеский орден, основанный Франциском Ассизским в 1207 году. Название кордельеров получил во Франции из-за того, что его члены подпоясывались веревкой (corde).

Я также долгое время наивно этому верил; но в том, что касается истории, истина, которую неправильно изображают обнаженной, является, наоборот, закутанной в непроницаемые покровы и позволяет их снять с себя лишь после долгих упрашиваний и бесконечных церемоний. Можете сами судить, так ли это.

Общество друзей прав человека и гражданина, основанное в июле 1790 года жителями квартала Кордельеров, — заседало ли оно в монастыре Кордельеров? «Да!» — говорит предание. «Нет!» — считает г-н Олар. Перед теми вескими аргументами, которые он приводит в доказательство справедливости своего мнения, мам оставалось бы только преклониться, если бы не одно оставшееся сомнение. Клуб, говорит Олар, действительно до мая 1791 года заседал в церкви Кордельеров, но потом муниципалитет выселил его оттуда и он перешел в зал музея на улице Дофина, где еще оставался 22 фримера II года.

Итак, предположим, что он заседал в зале музея, и посмотрим, что это было за помещение. Об этом нам поведает Лефев:

«Филолог Курт де Жебелен, бывший цензором печати, основал в 1780 году в двойном доме, который теперь значится под номерами 16 и 18 улицы Дофина ученое общество, Музей Парижа. Драматург Кайльгава, бывший его членом, стал во главе партии, враждебной основателю... и Курт де Жебелен кончил тем, что закрыл музей в день, когда там должно было состояться большое заседание. Оно собралось лишь несколько месяцев спустя в залах Научного музея Пиластра де Розье, на улице Сент-Авуа (дю Тампль) под председательством Кайльгава, который вернулся и Музей Парижа лишь в конце 1785 года, после смерти своего соперника. Соединение обоих обществ сопровождалось различными преобразованиями, и в 1787 году помещение на улице Дофина было уступлено франкмасонам, а именно ложе "Девяти сестер", где председательствовал герцог Орлеанский. Клуб кордельеров заседал в другом доме (№ 18), или же в бывших залах музея».

Таким образом, мы видим, что мнение г-на Олара совпало с мнением Лефева; значит, члены Клуба кордельеров действительно собирались в Музее Парижа. После этого нам оставалось бы только восстановить историю и обстановку этого в наши дни совершенно забытого здания. Но, просматривая различные описания, появившиеся в течение последнего века, мы случайно наткнулись на следующее указание Тьери. Но прежде мы должны отметить, что Тьери, писавший свой «новый путеводитель для любителей и туристов» в 1787 году, не мог предвидеть мнений Олара и Лефева. «Общество, — говорит он, — известное под названием "Музей Парижа", прежде собиралось в Королевском отеле на улице Дофина. Но теснота и сутолока этого дома заставили клуб переселиться в монастырь достопочтенных отцов-кордельеров (францисканцев), обширные и спокойные залы которого были удобнее для собраний музея».

Итак, знаменитый клуб в 1791 году переселился из монастыря Кордельеров в залы Музея Парижа. Это установленный факт. Но Музей Парижа сам с 1787 года перекочевал с улицы Дофина в монастырь Кордельеров; таким образом, это двойное перемещение сводит на нет переселение Общества друзей прав человека и гражданина. Все это дает основания утверждать, что общество это вовсе не покидало старого монастыря, от которого оно и заимствовало то имя, под каким оно живет в истории.

Установив это, постараемся отыскать среди новых построек Медицинской школы, возвышающихся в наше время на участке древнего монастыря, точное место, где, согласно пышному выражению Лефева, «гремел» бурный клуб, бывший одним из могущественных орудий революции.


Монастырь в прошлом веке не был, как в наши дни, скромным, спокойным и чистеньким жилищем, мирно стоящим в глубине сада какого-нибудь предместья, чья дверь, осененная крестом, едва отличается от дверей других домов той же улицы. Тогда монастырь представлял собой целый город; у него была своя история, свои законы; старые стены его выдерживали осады; здания его возводились в течение долгих лет, и среди них можно было видеть и суровую башню аббатства, пережившую десять веков, и элегантный павильон во вкусе Людовика XV, среди арабесок которого красовалось изображение какой-нибудь святой в легкомысленном стиле мадам Помпадур.

С этой точки зрения монастырь Кордельеров был одним из самых интересных уголков старого Парижа, так как он был одним из древнейших. Когда лет пять-шесть назад начались работы по постройке новой Практической школы медицины, расчищенный участок дал довольно точное представление о месте, которое занимали раньше постройки и сады монастыря. Они раскинулись от улицы Антуан-Дюбуа до стен лицея Людовика Святого; с запада они граничили с улицей Господина Принца, а с востока — с церковью Сен-Ком; эта церковь возвышалась на том месте, где теперь образуют угол улицы Расина и Медицинской школы.

Вокруг этого большого монастырского поселка расположился густонаселенный квартал, главной артерией которого была улица Кордельеров. При входе на нее с улицы Лагарп, теперь расширенной и переделанной в бульвар Сен-Мишель, вы видели с левой стороны Сен-Ком, маленькую и скромную приходскую церковь, где находилась гробница г-на де Ля Пейрони, первого хирурга короля. И рядом, под тем же куполом, приютившим под сенью своей братство хирургов Сен-Кома, помещалась бесплатная Школа живописи; в ней в 1789 году насчитывалось полторы тысячи учеников, и она являлась одним из немногих учреждений старого режима, уцелевших во времена всех наших революций. Замечательно, что она даже не переменила своего места. Она и теперь помещается в старинных строениях Академии хирургии, возведенных в 1б91 году архитекторами Шарлем и Луи Жуберами, где она разместилась в 1776 году, когда король велел построить чуть дальше по той же улице чудные здания Медицинской школы на месте, принадлежавшем Бургундскому училищу. Двери учебных залов Школы живописи и теперь еще украшены скульптурными изображениями ионического ордера и в честь хирургии, царствовавшей раньше в этих залах, носят соответствующую надпись:

Ad coedes nominum prisca Amphitheatra patebant
Ut longum discant vivere nostra patent (*).

(* Собравшись в этом древнем амфитеатре, мы долго учимся, чтобы охранять вашу жизнь (лат.).

Но продолжим наше путешествие по улице Кордельеров, среди бывших владений монастыря. Старые дома, носящие в наши дни номера 11 и 13, составляют часть их, и в глубине их темных переходов видны почерневшие стены с высокими стрельчатыми окнами — это трапезная монахов. На уровне улицы Готфейль улица Медицинской школы теперь расширяется и образует площадь: здесь когда-то возвышалось массивное здание церкви Святой Магдалины кордельеров, в которую входили с улицы Обсерванс. Справа, напротив несуществующей ныне церкви, тянутся колоннады Медицинской школы, считавшейся тогда вторым по красоте зданием столицы. Напротив, на углу улицы Готфейль, виднеется еще и теперь круглый клирос часовни премонстрантов, ставший потом кафе, а еще позже почтовой конторой. Старый монастырь премонстрантов выходил своей широкой папертью на улицу Готфейль, с паперти этой начиналась великолепная стариннная лестница с железными скульптурными перилами.

За Медицинской школой улица Кордельеров сужается и старые дома скучиваются; некоторые из них, с левой стороны, пережили все перестройки и до сих пор выставляют напоказ свои облупившиеся старин ные фасады, рядом с которыми красуются белые стены школы, не имеющие еще истории. Из окон этих дрен них строений, смотрящих теперь на деревья бульвара Сен-Жермен, можно было рассматривать квартиры Марата или Дантона; для того, кто любит мысленно переживать прошлое, эти развалины, крашенные известью и вызывающие презрение у любителей правильных линий, представляют собой немых свидетелей, которых тем не менее можно неустанно расспраши вать, как будто они могут говорить.

Церковь Кордельеров была одной из самых больших церквей Парижа. Людовик Святой купил этот участок земли у аббатов Сен-Жермен-де-Пре, чтобы принести его в дар монахам ордена святого Францис ка, жившим в Париже с 1217 года и по примеру своего патрона носившим вместо пояса веревку. Новая церковь была освящена в 1262 году во имя святой Магдалины. 19 ноября 1580 года в ней произошел пожар необычайной силы; огонь не могли погасить три дня, и церковь выгорела дотла, причем лишь с трудом удалось отстоять смежные постройки. Один францисканец, умерший позже в Понтуазе, перед смертью признался, что невольно был причиной этого несчастья. Этот монах, желая окончить свои молитвы, взял свечу и прикрепил ее к образу в приделе святого Антония Падуанского, где висело уже множество пожертвованных восковых изображений; когда он заснул, начался пожар, который разгорелся так быстро, что через минуту весь купол был объят пламенем и невозможно было принять какие-либо меры для его спасения.

Церковь Кордельеров была отстроена и снова освящена в 1606 году. Трудно было найти более неуютную и неудобную церковь; несмотря на это, там имелось несколько интересных картин, и много знатных семейств устроило там свои склепы; назовем для примера Лонгвилей, Безансонов, Ламуаньонов, Бульонов, а также графа де Сен-Поля, «которому отрубили голову на Гревской площади (* в 1475 году), при чем присутствовало более двухсот тысяч человек». Это, по справедливому суждению Жермена Бриса, доказывает, что Париж не сегодня стал густонаселенным городом. Португальский король дом Антонио также был погребен в церкви Кордельеров, как и Франсуа Бельфоре, автор Летописи истории Франции» и романа из рыцарской жизни, откуда Шекспир заимствовал историю своего Гамлета. Бельфоре умер в 1583 году.

Со своими гробницами, почерневшими от времени деревянными сводами, амвоном, украшенным статуями святых Петра и Павла, главным алтарем с мраморными колоннами, готическим порталом, где стояла статуя Людовика Святого, «весьма ценившаяся антикварами и считавшаяся близкой к оригиналу», церковь Кордельеров, темная, узкая и тесная, была тем не менее одной из самых популярных церквей Парижа. Там служили обедни с музыкой, пользовавшейся в XVIII веке заслуженной известностью. На органе, который славился своим звуком, играл знаменитый артист Мируар. Ежегодно 8 мая, в День явления святого Михаила, там происходило общее собрание рыцарей ордена святого Михаила в присутствии «командора королевских орденов, назначенного для этой цели Его Величеством». Члены Французской академии также заказывали в церкви Кордельеров службы в случае смерти одного из своих собратьев.

Сам монастырь был одной из тех редкостей, которые парижане любят показывать иностранцам: его трапезная и кухня пользовались репутацией наподобие той какой теперь пользуются подобные учреждения церкви Инвалидов. Главным предметом восхищения зевак служила знаменитая решетка на четырех колесах на которой можно было одновременно жарить целый воз рыбы.

В монастырь входили через высокие двери, находившиеся с той же стороны, что и портал церкви, то есть с улицы Обсерванс (теперь улица Антуан-Дюбуа), приблизительно напротив дома, имеющего теперь номер 4. Над ними была следующая надпись:

БОЛЬШОЙ МОНАСТЫРЬ

ОРДЕНА СВ. ФРАНЦИСКА 1673.

Действительно, все строения вокруг церкви существовали с XVII века. Прежде всего шла широкая паперть, из-под навеса которой поднималась большая лестница ведущая в Здание Для гостей, канцелярию и монастырскую гостиницу. Миновав паперть, входили в монастырь который Пиганьоль описывал как «большое вытянутое здание с каменным полом». Все строения со стороны церкви имели всего один этаж, чтобы не затемнять окна приделов, тогда как корпуса зданий с другой стороны достигали трех этажей и включали в себя более ста комнат. Монастырь состоял из четырех коридоров с правильно выведенными сводами, низкие арки который закрываются железными решетками, сделан ными засчет нескольких жертвователей, в память о которых к решеткам прикреплены их гербы. Постройка этого здания была начата в 1б73 году и окончена десять лет спустя, как видно из надписи, помещенной на двери близ капитула:

hocclaustrum

decgnnio elaboratum

extremam obtinuit manum anno 1683 (*).

(* Этот монастырь, строившийся десять лет, достиг завершения в 1683)

В одном конце этого здания, противоположном входу, в корпусе, стоящем перпендикулярно к оси церкви, помещались ризница, капитул и Aula theologies (зал Богословия), где собирались теологи ордена. Ризница была настоящей часовней в готическом стиле, отделенной от клироса церкви крытым переходом; туда перенесли первоначальную маленькую часовню времен Людовика Святого, выстроенную раньше первой церкви, и там же сохраняли священные предметы.

Зал капитула выходил во двор монастыря пятью готическими аркадами; большие фрески, изображавшие монастырскую церковь, занимали целый простенок этого здания; вокруг него шла высокая деревянная панель, над которой висел ряд портретов кардиналов, патриархов, генералов, святых монахов и монахинь ордена францисканцев. Капитул соединялся дверью с залом Богословия, в который вел, кроме того, особый вход из монастыря, над которым висела черная мраморная доска с надписью:

AVLA THEOLOGICA.

Если это длинное описание нуждается в оправдании, то мы можем заявить, что здесь впервые сделана попытка представить топографию монастыря Кордельеров и что нам удалось сделать это лишь ценой кропотливых и зачастую обманывавших ожидания розысков. Но так как от этого заявления наше мелочное описание ничуть не выигрывает, поторопимся окончить его, чтобы скорее вернуться к настоящей задаче нашего труда.

Низкое здание, служившее дортуаром, соединяло хоры ризницы с трапезной. За ним тянулось длинное старое здание, возведенное одновременно с первыми постройками монастыря. Оно включало в себя большие галереи, четыре зала, где помещалась библиотека, и оканчивалось высоким темным корпусом, отведенным под лазарет. Большой сад со множеством аллей и беседок расстилался между этой старинной постройкой и зданиями самого монастыря; огромный огород, доходивший до стен училища Аркура, занимал остальной участок.

Таким был в начале революции монастырь Кордельеров. Надо прибавить, что далеко не все перечисленные нами строения были заняты. С начала XVIII столетия в этот орден неохотно шли новые монахи — частью оттого, что устав его был очень суровым, частью же потому, что другие, более новые монастыри привлекали к себе молодежь. В результате помещения монастыря Кордельеров сделались слишком обширными для небольшого количества послушников. Тогда захотели извлечь пользу из этого громадного участка: казенные архитекторы составили проект их выкупа в казну. Надо сказать, что великолепие нового здания Медицинской школы, возведенного, как мы уже упоминали, в 1766 году, возбудило желание создать здесь площадь с целью освободить колоннаду Гондуэна от соседства закрывавшей ее церкви Кордельеров, которая стояла напротив. С того времени стали думать о том, чтобы уменьшить церковь монастыря наполовину, а в оставшуюся часть перенести приходские службы церкви Сен-Ком, предназначенной к разрушению. Другие строения монастыря предлагалось переделать в тюрьму с одиночными камерами, надобность в которой в то время остро ощущалась.

Революция разрушила эти планы, но монастырь Кордельеров был уже обречен, и она лишь привела в исполнение с некоторыми изменениями уже произнесенный приговор. Начиная с 1785 года монастырь наполнили различные совершенно светские учреждения. В громадной галерее, «представлявшей собой верхний этаж монастыря со стороны церкви», поселили шестьдесят инженеров и рисовальщиков, которые под руководством архитектора Вернике должны были снять точный и подробный план города Парижа. Это был громадный труд; сохранившиеся от него гравюры дают о нем лишь слабое представление. Очертания каждой улицы были изображены в масштабе 1 сантиметр на 10 метров. Каждый дом, сады, дворы, пустыри занимали в нем свое место. Церкви и другие общественные здания были изображены во всех подробностях; план одной только старой части города имел более тридцати футов длины. Несколько лет назад, роясь на чердаках Карнавале (*Музей истории Парижа, основанный в 1886 году в особняке XVI века на одноименной площади), я увидел на одном из шкафов кучу свертков старой, заплесневелой, истлевшей бумаги. Это были оригиналы дивного плана Вернике, спасенные от огня во время пожара ратуши... но спасенные в виде обрывков и лохмотьев, обгоревших, залитых водой и пожелтевших от дыма. Их нельзя было даже рассмотреть, так как они рассыпались при первом прикосновении к ним.

Кроме рисовальщиков Вернике в монастыре Кордельеров с 1785 года помещался еще, как мы видели, Музей Парижа — большое общество, состоявшее из писателей, ученых и артистов. Члены его делились на четыре класса: 1) действительных членов; 2) членов-сотрудников; 3) членов музея или почетных сотрудников; 4) членов-корреспондентов. Число действительных членов было ограничено шестью десятками; они собирались каждый вторник с пяти до девяти часов вечера в бывшем зале Богословия. Эмблемой этого общества, бывшего родоначальником Института французской истории, был улей, окруженный пчелами, с девизом: Labor intus et extra (Труд в своей области и вне ее).

В этом зале, занятом лишь один вечер в неделю Музеем Парижа, все время революции собирался Клуб кордельеров. Старинные описания монастыря точно указывают место, где находился этот зал, на протяжении столетия слышавший догматические прения последователей святого Франциска, а на старости лет внимавший вымученным речам Эбера, Лежандра и «американца» Фурнье. К югу от церковных хоров находилась, как мы уже упоминали, ризница, которая, в свою очередь, лишь одной стеной отделялась от зала капитула. Бок о бок с капитулом в том же корпусе, перпендикулярном церкви, находился знаменитый зал Богословия; дверь его выходила в южный угол монастырского участка, как раз в месте, занятом теперь Медицинской школой, а именно амфитеатром анатомии.

На этом мы вынуждены оборвать наше описание: о внутреннем устройстве зала, о его убранстве, даже о размерах мы ничего не знаем. Очень вероятно, что окна его выходили с одной стороны на двор, с другой — в сад монастыря. С виду это был, вероятно, низкий зал со сводами и стрельчатыми окнами, так как он составлял часть старинных построек монастыря, которые никогда не переделывали, ограничившись пристройкой к ним в XVII веке более современного здания. Единственное описание этого зала — если только можно назвать так несколько строк, которые мы приводим, — находится в любопытной книге «Замок Тюильри» Русселя д'Эпиналя, которую мы уже цитировали. «Довольно большая часовня, — говорит этот автор, — служила местом собраний Клуба кордельеров; несмотря на то, что она была сильно изуродована, на сводах ее еще сохранились следы религиозной живописи. Этот зал представлял собой овал, усеченный на концах; в нем амфитеатром были расставлены скамьи, над которыми возвышалось нечто вроде трибун. Овал был усечен с одной стороны президентским бюро, а с другой — трибуной оратора. Примерно триста человек разного пола и возраста наполняли это помещение; одеты они были так небрежно и грязно, что их легко можно было принять за сборище нищих. За бюро президента на стене висела доска с Декларацией прав человека, увенчанная двумя скрещенными кинжалами. Гйпсовые бюсты Брута и Вильгельма Телля, стоящие по бокам декларации, казалось, должны были служить ей охраной. Напротив, за трибуной, были симметрично расставлены бюсты Мирабо и Гельвеция с бюстом Жан Жака Руссо посредине. Толстые заржавленные цепи, свисавшие фестонами над ними, как бы увенчивали их. Мне говорили, что цепи эти взяты из Бастилии, но, как я узнал потом, их просто купили на складе железного лома».

Общество Друзей прав человека и гражданина организовалось, вероятно, в конце 1790 года. Правда, это лишь гипотеза, так как часто упоминаемый Клуб кордельеров принадлежит к числу тех явлений, о которых много говорят и ничего не знают. Вел ли он отчеты о своих заседаниях? Это неизвестно; во всяком случае, они не сохранились. Документы, касающиеся его, немногочисленны и являются большой редкостью. Все же известно, что клуб имел гибельное и несчастное влияние на ход революции. Это был вулкан, всегда находившийся в действии и неустанно извергавший на город лаву кровожадных постановлений и мятежных призывов. Достаточно будет сказать, что в сравнении с кордельерами якобинцы считались реакционерами, хотя некоторые политики были одновременно членами обоих клубов.

Старинный монастырь, где заседал клуб, ненадолго пережил его. Архитектор Гондуэн, выстроивший Медицинскую школу, страдал при виде того, как высокая постройка церкви заслоняет его любимое творение, и выжидал только удобной минуты, чтобы устроить на этом месте площадь, на которой его колоннада выделялась бы во всей красе. Архитекторы — отчаянные разрушители; чтобы создать обстановку, выгодную для какого-нибудь их произведения, они с радостью уничтожают дивные создания искусства. Старая церковь Кордельеров пала жертвой своей юной соседки; ее разрушили, и Гондуэн торжествовал. Ризница, залы капитула и теологии также были сломаны. Уцелели лишь монастырь и трапезная. Эта последняя существует еще и теперь, и ее даже не переделывали. После того как в царствование Карла X ее назвали Мануфактурой мозаики, она в 1840 году превратилась в музей Дюпюитрена. Теперь ее ждет скорая реставрация. Дай бог, чтобы ее не слишком усердно реставрировали!

Что касается монастыря, то судьба его несколько раз круто изменялась. Сначала его превратили в тюрьму. Гондуэн поместил перед ним со стороны выходящей напротив решетки Медицинской школы фонтан в виде гробницы, который позже превратился в портик Клинического госпиталя, помещенного в уцелевших зданиях монастыря. Воспользовались и садом, построив там несколько павильонов для занятий анатомией. Это продолжалось до 1877 года, когда были начаты работы по постройке Практической школы медицины, не пощадившие старого монастыря. Во время его разборки пришли к заключению, что он был построен в XVII веке на фундаменте из очень древних камней, на некоторых сохранились еще следы скульптурных изображений. Без сомнения, они были взяты с развалин первой церкви, сгоревшей в 1580 году. На столбах монастырского двора виднелись еще остатки железных скреп, которые поддерживали дивные решетки, выброшенные на слом в эпоху революции; под церковью нашли несколько гробов, сохранившихся в целости; в числе них были гробы с останками нескольких дворян из семьи де Бульон, погребенных в родовой часовне. Гробы эти, простоявшие некоторое время в бюро архитекора, были затребованы маркизом Галаром, потомком фамилии де Бульон, который перевез их в замок Видевиль. Если мы упомянем еще о статуэтке Людовика Святого, найденной во время раскопок, которая, вероятно, была закрыта в 1792 или 1793 году, чтобы спасти ее oт поругания, то перечислим все открытия, сделанные во время разрушения монастыря Кордельеров.

Когда на расчищенном участке приступили к сооружению зданий Практической школы, то на новом плане сохранили внешний вид и пропорции старого монастыря. Арки его той же ширины и их столько же; дли их постройки воспользовались старыми камнями, обтесав их еще раз. Современный двор Практической школы до высоты второго этажа приблизительно напоминает, по крайней мере с трех сторон, старинный монастырский двор Кордельеров. Толстая стена, разделяющая профессорские лаборатории, является стеной древней церкви, сохраненной ввиду ее толщины и крепости. Из всех остальных построек монастыря кроме трапезной не осталось ничего".

Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 8500
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 32
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.04.12 22:39. Заголовок: В 1217-м году франци..


В 1217-м году францисканцы прибыли во Францию, разместившись на землях аббатства Сен-Дени. Затем, чтобы стать ближе к Университету, они перебрались на холм Святой Женевьевы. В 1230-м году ордену Людовик IX выделил землю возле городских стен позади церкви Сен-Ком-Сен-Дамьен. К тому времени, благодаря Бланки Кастильской и Григорию IX, будущий монастырь являлся местом для обучения, затем в 1231-м году стал университетским коллежем. А Александр Гэльский уже превратил учреждение в монастырь.

С самого начала религиозная жизнь была принесена в жертву образованию. Преподаватели назначались главным министром, учениками, провинциальными капитулами. Каждая провинция могла отправить учиться двух учеников бесплатно и двух с выплатой ими высокой платы за образование.

Монастырь Кордельеров зависел от провинциальных институтов ордена, но его жизнь регилировалась специальными законами, о которых мы сегодня не знаем. Настоятелем всегда был преподаватель по теологии. Братия существовала на средства покровителей и учащихся, поэтому страдала от хронической бедности.

Важной главой жизни монастыря столичных Кордельеров были отношения с королевской семьёй. Между прочим, во время конфликта Филиппа Красивого со Святым Престолом, или, позднее, во времена Столетней вонйы, монастырь далеко не всегда выказывал патриотические настроения.

В XV веке наступает моральный и интеллектуальный кризис у францисканцев, который очень сильно ощущался в столь большом монастырском комплексе. В 1517 году папа Лев X официально признал существование в самом францисканском ордене двух независимых групп, получивших название братьев-миноритов строгого соблюдения правила (т. н. «обсерванты») и братьев-миноритов конвентуалов. Реформа монастыря Кордельеров предпринималась несколько раз, и они, в конце концов, перешли к обсерванции, но привилегии сохранялись.

В начале XVI столетия монастырь Кордельеров в Париже был исключен из юрисдикции провинциальной Франции и перешел под непосредственный контроль генерала ордена. Реформа ударила по системе образования - преподавателей перестали выбирать; финансовое состояние находилось в плачевной положении.

С 1502-го года до начала революции то королем, то генералом ордена предпринимались не менее десяти попыток реформировать монастырь.

В 1778-году думали над тем, чтобы перевести уже маленькую братию в бывшее жилище Целестинцев, но планы так и не реализовались, а потом началась революция.

С точки зрения архитектуры монастырский комплекс Кордельеров в Париже никогда не был единым архитектурным ансамблем, из-за своей бедности францисканцы над эстетикой не задумались, главное - это функциональность.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 9137
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 32
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.08.12 18:41. Заголовок: http://i021.radikal...



Монастырь Кордельеров в конце XVII столетия


Украшения большой трапезной монастыря

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 10638
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 35
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.03.13 12:13. Заголовок: План монастыря Корде..


План монастыря Кордельеров в середине XVI столетия:



Разрушение церкви монастыря Кордельеров в начале XIX века:



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 11054
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 35
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.05.13 21:08. Заголовок: Планы первого и втор..


Планы первого и второго этажей рефектория монастыря:





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 12737
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Франция, Париж
Репутация: 35
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.06.14 12:18. Заголовок: МАКСимка пишет: В ..


МАКСимка пишет:

 цитата:
В начале члены ордена занимают скромный дом, принадлежаший аббату Сен-Жермен-де-Пре.



Францисканцы разместились на территории, где появилось будущее аббатство примерно к 1230-му году. Интересно, что обитель Сен-Жермен-де-Пре им отдала в пользование земельный участок на условии не иметь там ни освященного алтаря, ни кладбища, ни колоколов. Лишь через 10 лет благодаря Святому Людовику эти милости были наконец дарованы.

МАКСимка пишет:

 цитата:
Пожар в ноябре 1580 года уничтожил большую часть церкви и монастырских галерей.



Пожар случился 19 ноября 1580-го года из-за невнимательности одного монаха, который заснул в церкви с непогашенной свечей, прикрепленной к деревянной панели в капелле с приношениями по обету (табличка с выражением благодарности, вывешиваемые в церкви) из воска. Пожар уничтожил колокола и надгробия, повредил хор, неф и часть клуатра.

В 1582-м году был заложен новый камень в основание хора, который завершили три года спустя. Но из-за гражданских войн остальная часть строения оставалась полуразрушенной двадцать лет. Лишь в 1606-м году закончилось полное восстановление церкви монастыря Кордельеров.

МАКСимка пишет:

 цитата:
Церковь монастыря Кордельеров была очень популярна и посещаема. Уже после пожара в XVII столетии многие известные люди желали быть там погребенными, в том чиcле и из парламентской среды - члены семейств де Лонгёй, де Ламуаньон, де Бюльон, а также де Бриконне.



Список погребенных в церкви монастыря.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
         
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  4 час. Хитов сегодня: 51
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



"К-Дизайн" - Индивидуальный дизайн для вашего сайта