Старинное аббатство Сен-Пьер де Монмартр:
Это был женский бенедиктинский монастырь. С VI века на месте будущего аббатства находилось кладбище и часовня. В 1875-м году на территории, некогда принадлежавшей Сен-Пьер, были обнаружены саркофаги эпохи Меровингов. В 1133 г. Людовик VI основал здесь аббатство Сен-Пьер, вместе со своей женой Аделаидой Савойской. После смерти Аделаида была похоронена здесь же, надгробный камень сохранился:
Церковь была торжественно освящена папой Евгением III на Пасху 1147 года в присутствии святого Бернара и Пётра Достопочтенного. В те времена церковь была поделена на западную и восточную части. Восточная была посвящена святому Дионисию. А западная часть, освященная в честь святого Петра, стала приходской. Аббатство занимало большую территорию холма Мучеников (Монмартра).
Такую территорию ранее занимал монастырский комлекс Пожар 1559-го года уничтожил большую часть построек. Также период после Столетней войны обозначил упадок монастырских нравов. Новой аббатисе (назначена в 1596-м году, занимала пост до 1657-го года) Марии де Бовилье, бывшей любовнице Генриха IV удалось возродить былую славу Сен-Пьер. В 1611-м году по приказу Марии восстановили часовню Мучеников, которая превратилась в так называемую нижнюю часть аббатства. После пожара 1559-го года камни верхнего монастырского комплекса стали использовать при реставрации и переделках нижнего. В 1686-м году монахини полностью отказались от верхнего монастыря в пользу нижнего.
Старинная гравюра дает представление о том, как выглядел Монмартр в старинные времена (на переднем плане видна Часовня мучеников):
Надо побольше рассказать о Sanctum Martyrium (Часовне мучеников) и нижнем аббатстве, куда, как я уже говорил, монахини перебрались в 1686-м году. В V веке святая Женевьева возвела на этом месте часовню Сен-Дени, где первый епископ Парижа принял мученическую смерть, и построила подземный склеп. В IX веке, после разорений, часовню реконструировали. 15 августа 1534 г. Игнатий Лойола и шесть его товарищей решили именно в этой часовне произнести торжественную клятву в честь основания Общества Иисуса. Как уже говорилось выше, в 1611 году, Мари Бовилье решила восстановить Martyrium Sanctum и построить вокруг новый монастырь, который стали называть "нижним", чтобы отличать его от старинного монастыря сверху. Два монастырских строения связывала между собой длинная сводчатая галерея. Во время нового освящения часовни 11 июля 1611-го года присутствовала Мария Медичи. С 1686-го года именно нижнее аббатство стало центром религиозной жизни Монмартра. В 1794-м году и склеп святого Дионисия, и часовня, и нижнее аббатство было полностью разрушено.
Гравюра 1626-го года, на которой видно и верхнее, и нижнее аббатство Нижнее и верхнее аббатство в XVII веке XVIII столетие Склеп Сен-Дени Памятная таличка на фасаде дома номер 9, rue Yvonne le Tac Разрушение нижнего аббатства ЗДЕСЬ можно почитать об аббатстве и его настоятельницах.
Сегодня от верхнего аббатства осталась только церковь Святого Петра, которая является одной из древнейших в Париже (некоторые даже называют ее самой старой церковью Парижа, хотя обычно это звание присваивают всё-таки церкви Сен-Жермен-де-Пре), скрыта в тени Сакре-Кёр, так что знают о ней далеко не все туристы.
Во второй половине XVII в. особую роль в жизни аббатства стала играть музыка. В то время аббатисой здесь была Рене Лотарингская (1621-1682), сестра Марии Лотарингской, принцессы де Гиз. Мадемуазель де Гиз (1615-1688) обожала музыку и с 1670 года (и до самой своей смерти) покровительствовала композитору Марку-Антуану Шарпантье (1643– 1704), написавшему, в частности, несколько духовных произведений для исполнения в аббатстве Св. Петра (для этого часто приглашались сторонние, нецерковные музыканты). У Мари был собственный дом в стенах монмартрского аббатства.
С 1675 года в монастыре Сен-Пьер, практически под домашним арестом, жила расставшаяся со своим мужем Козимо III Медичи (говорят, именно в честь его визита в Сиену кондитеры этого итальянского города изобрели новый десерт тирамису) Маргарита Луиза Орлеанская, герцогиня Тосканская, двоюродная сестра Людовика XIV. Для нее здесь был построен чудесный дом. Маргарита (1645–1721) также уделяла много сил и времени развитию музыкального искусства, стараясь и под домашним арестом не ограничивать свой круг общения и не изменять привычкам, позволяя себе петь, играть, брать уроки музыки и даже танцевать и всё чаще совершать «вылазки» ко двору. Сестра Маргариты, Елизавета («Изабелла») Маргарита Орлеанская, мадам де Гиз (1646-1696), также жила здесь, в частном доме при аббатстве (она поселилась на Монмартре еще раньше сестры, в 1672 году). Мадам де Гиз была очень набожна и тоже часто заказывала Шарпантье сочинение духовных произведений (заказывала она ему и светские пьесы, но исполнялись они, разумеется, не в аббатстве, а при дворе).
Сегодняшняя церковь Св. Петра на Монмартре представляет собой смешение разных эпох.
План церкви Сен-Пьер Сводчатые хоры были возведены в XII в., неф перестроен в XV в., а западный фасад — в XVIII в. Во время Великой французской революции церковь была заброшена, а последнюю настоятельницу монастыря Луизу-Марию де Монморанси, которая в тот момент находилась в преклонном возрасте и практически потеряла слух и зрение, казнили.
Луиза-Мария де Монморанси После этого церковь оказалась заброшенной. Какое-то время церковь служила складом боеприпасов. В 1794 году была воздвигнута башня для оптического телеграфа (семафора братьев Шапп), прослужившая до 1844 года (кстати, именно на этот телеграф поступило известие об исходе битвы при Ватерлоо; на передачу сигнала с места сражения ушло 17 минут).
Церковь Сен-Пьер в 1840-ых годах Семафор братьев Шапп Церковь даже хотели снести, поскольку здание начало рушиться, однако вмешательство деятелей культуры спасло этот памятник истории для будущих поколений. В самом начале прошлого столетия церковь Сен-Пьер-де-Монмартр была отреставрирована и освящена (1908 год).
ЗДЕСЬ можно почитать о церкви.
Три бронзовых портала церкви Сен-Пьер на Монмартре (1980 год, работы итальянского скульптора Томаззо Джисмонди (Tommaso Gismondi) (1906–2003)) посвящены трем святым покровителям храма: святому Петру (в центре), Богоматери (справа) и святому Дени (слева). Культ св. Петра пришел на монмартрский холм вместе с монахинями бенедиктинского ордена из аббатства Сен-Пьер-де-Дам в Реймсе, которым Людовик VI доверил новый монастырь в XII веке. Главный (центральный) портал церкви Сен-Пьер на Монмартре :
«Читать» этот портал следует, как витраж: слева направо и снизу вверх:
1 створка, слева, 1-й ряд снизу: Призвание апостола Петра (la vocation de Pierre) (Дело было близ моря Галилейского, Иисус увидел Петра и его брата Андрея — рыболовов, закидывающих сети в море, — и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков);
2 створка, справа, 1-й ряд снизу: Вручение ключей Петру (la promesse des clefs) (И Я говорю тебе: ты — Петр [камень], и на сем камне Я создам Церковь Мою (...) И дам тебе ключи Царства Небесного);
3 створка, слева, 2-й ряд снизу: Отречение апостола Петра (le reniement) (Неслучайно на плече Петра скульптор изобразил петуха, ведь Иисус предсказал ему: «Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде, нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня», так и случилось; слева от Петра, видимо, изображена раба придверница);
4 створка, справа, 2-й ряд снизу: Центурион Корнелий (le centurion Corneille) [дело было примерно через 10 лет после казни Иисуса, когда Петр проповедовал, посещал молодые церкви] (Однажды Петра пригласил к себе в дом центурион Корнелий, не иудей, но верующий в единого Бога; центуриону было видение: Бог повелел ему встретиться с неким Петром. А что же Петр? Ходить в гости к язычникам, пусть даже верующим, значило поступать вопреки принятым обычаям, и Петр, наверное, заколебался бы, если бы не находился под впечатлением странного видения, которое, казалось, говорило, что воля Божия позволяет нарушить старый порядок: «Мне Бог указал не называть ни одного человека скверным или нечистым»; крестив центуриона и его близких, Петр беседовал с новообращенными как друг, ел с ними за одним столом);
5 створка, слева, 2-й ряд сверху: Чудесное исцеление святым Апостолом Петром хромого от рождения у Красных ворот (le miracle de la "belle porte") (После праздника Пятидесятницы, последовавшего за распятием Христа, хромой от рождения человек, просивший милостыню у дверей храма, обратился к Петру и Иоанну. «Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи», — сказал Петр. Он взял человека за руку, и тот вскочил и вошел в храм. Скульптор четко изобразил обращенное к св. Петру лицо исцеленного мужчины с отброшенным покрывалом);
6 створка, справа, 2-й ряд сверху: Прибытие в Рим (l'arrivée à Rome) (Исследователи считают, что св. апостол Петр прибыл в Рим в 67 году. Здесь он многих обратил ко Христу, написал Второе соборное послание к христианам и принял мученическую смерть. Слева внизу мы видим собаку или, что более правдоподобно, волчицу, символ города Рима);
7 створка, слева, 1-й ряд сверху: «Куда идешь, Господи?» (Domine, Quo vadis?) (Начались гонения Нерона, и ученики уговорили Петра покинуть город, но по дороге его посетило видение Христа. Петр спросил: «Господи, куда Ты идешь?», на что Иисус ответил: «В Рим, чтобы быть заново распятым». Петр понимает, что должен вернуться в Рим и сам пострадать на кресте; его арестовали и бросили в темницу, а затем был предан мученической смерти. Скульптор изобразил Христа и Петра в пути, они как две ручейка, готовых слиться в один);
8 створка, справа, 1-й ряд сверху: Мученичество апостола Петра (le martyre de Pierre) (Как и Христос, апостол был возведен на крест, но из смирения просил распять его вниз головой: он не хотел уподобляться Учителю в образе распятия, желая под ноги Его преклонить свою голову).
Витражи церкви Сен-Пьер де Монмартр выполнены в неоготическом стиле в 1953 году Морисом Максом-Инграном (1908-1969), заменили прежние, погибшие во время Второй мировой войны:
Наиболее значимыми элементами церкви являются четыре колонны из мрамора. Считается, что они были построены еще в те времена, когда на месте нынешней церкви находился римский храм:
Помимо трех бронзовых порталов при входе в церковь, Томаззо Джисмонди выполнил еще одну бронзовую дверь близ паперти, обозначающую вход на одно из самых загадочных парижских кладбищ — кладбищу Кальвэр (Cimetière du Calvaire) (буквально «кладбище Распятия», так как позади церкви здесь в 1833 году было воздвигнут крест с распятием), самому маленькому в Париже (оно насчитывает 87 могил, площадь 600 кв.м). После Революции кладбище было снова открыто в 1801 году, и вплоть до 1831 года (когда было открыто новое кладбище Св. Винсента) здесь хоронили представителей проживавших в этом районе аристократических семейств.
Кладбище открыто для публики всего один день в году, 1 ноября, на праздник всех святых. Некогда оно составляло часть существовавшего на этом месте бенедиктинского аббатства (само кладбище было создано в 1688 году, когда тогдашняя аббатиса отдала часть монастырского сада под захоронения прихожан). Здесь похоронено несколько знаменитых людей, в том числе проживший до 90 лет Антуан Порталь (1742-1832) — известный французский врач, лейб-медик Людовика XVIII и Карла X, основатель Королевской медицинской академии. Здесь также был похоронен известный французский скульптор Жан-Батист Пигаль (1714-1785), но сегодня от его могилы ничего не осталось, она была разрушена во время Французской революции.