Знаменитое письмо Людовика XIII к Ришелье в Ла-Рошель. «Кузен, мне сообщили, что вас убедили участвовать в морском сражении. Ради Бога, измените свое решение и не подвергайте себя опасности. Я хочу, чтобы вы заботились о себе так же, как вы позаботились бы обо мне…»
Сообщение: 56
Зарегистрирован: 27.10.08
Откуда: Москва
Репутация:
1
Отправлено: 19.11.08 23:06. Заголовок: Ура! Я все-таки нашл..
Ура! Я все-таки нашла документальное доказательство собственной догадки. На одном из полотен т.н. "Галереи Марии Медичи", "Ангулемский мир", рядом с королевой-матерью изображены несколько персонажей: две аллегорические фигуры - Меркурий и Мир, и два князя церкви. В одном из них, седобородом старце, все специалисты безоговорочно признают кардинала де Ларошфуко, выступавшего в роли одного из посланников Людовика XIII на переговорах с бывшей регентшей. Его собрат, направляющий руку королевы, вызывал различные сомнения. Опираясь на записи самого Рубенса, еще в XVIII веке говорили, что это либо кардинал де Гиз, либо кардинал де Лавалетт (младший сын герцога д'Эпернона, знаменитого Архиминьона, поддерживавшего мятежную флорентийку). Сравнительно недавно - в октябре 1944 года - была опубликована статья профессора Отто Георга фон Зимзона "Richelieu and Rubens: Reflections on the Art of Politics", где он говорит, что записи Рубенса была подкорректированы самим автором в 1628 году (а работа над серией портретов велась до 1625), когда он окончательно рассорился с Ришелье (почтенный мэтр баловался шпионской деятельностью, регулярно поставляя Оливаресу всевозможные сведения о высших сановниках Французского королевства). Изначально имя этого загадочного персонажа звучало не иначе как Richelieu. Привыкнув к совершенно иному облику этого человека, запечатленного соотечественником великого фламандца Филиппом де Шампенем, непросто узнать в этом молодцеватом щеголе (Мишель Кармона пишет, что на него, еще не вошедшего в Совет, уже вполне охотно вешались многие дамы) будущую грозу Европы и основателя Французской Академии. Работы Шампеня датируются, в основном, 1635-1642 гг., а некоторые портреты были написаны еще позже. На картине Рубенса изображено событие, относящееся к 1620 году, а кардиналом Ришелье стал двумя годами позже, однако этим фактом мэтр намеренно (читай: дипломатично) пренебрег, изобразив его в пурпурном одеянии.
Ambassade de France à Prague, Palais Buquoy. Salon Richelieu. Copie du portrait en pied du Cardinal de Richelieu (1585-1642) par Philippe de Champaigne (1602-1674). Посольство Франции в Праге, Дворец Buquoy. Салон Richelieu. Копия с портрета во весь рост Кардинала Richelieu (1585-1642) Филиппом де Шампен (1602-1674
Отправлено: 27.11.08 13:42. Заголовок: Нашла в дебрях и-нет..
Нашла в дебрях и-нета вот что - "Художник Жан Жорж Вибер изображает кардинала Ришелье. Посмотрел, и теперь не знаю, то ли смеяься, то ли плакать)) Думал, где оставить? Ну, пускай здесь полежат...
Сходство, конечно, никакого. Интересно в целом узнать, чего художник вообще хотел доказать этим произведением."
Мое мнение, что художник изобразил кого-то другого... И веер такого типа появился позже...
Мое мнение, что художник изобразил кого-то другого...
Совершенно верно! ) Жан Жорж Вибер, художник неоклассицизма, писал одно время очень интересные комические картины. У него целая серия с кардиналами есть, но это про их высокопреосвященство в общем, не про кого-то конкретно. ) Та, которую вы выставили называется "La Sieste". Есть еще много забавных, даю ссылки, а то радикал что-то не работает:
Рассматривая портреты кардинала пришла к неожиданному выводу: с годами этот человек становился всё интереснее внешне (как это ни парадоксально). Появлялось величие, властность, менялся взгляд: он становился всё более мудрым, но в то же время более усталым.
Отправлено: 11.12.09 22:11. Заголовок: Молодчина!Я,все на н..
Молодчина! Я все на него смотрю, налюбоваться им не могу...Хорошо, если б вы сделали побольше портретов из Лувра. И хорошо иметь фотку Пьера Вернье, где он был молодым епископом...
Jean Alaux "Poussin arrivant à Rome est présenté à Louis XIII par le cardinal de Richelieu" (1640) - Galerie Campana, Salle d'étude C, Louvre Museum Скрытый текст
Сообщение: 339
Настроение: va bene
Зарегистрирован: 31.03.09
Откуда: Россия, Екатеринбург
Репутация:
6
Отправлено: 28.04.10 11:09. Заголовок: Мне вот интересен од..
Мне вот интересен один вопрос, связанный с портретами - известно, что монсеньор был неравнодушен к кольцам, и этот интерес вполне понятен и с практической точки зрения, но вот на всех портретах, где есть руки, кольца в каком бы то ни было виде, отсутствуют. Это такой политес художников? Ведь явно же оригинал только ради позирования не снимал всего того, что было у него на руках...
А, по-моему, к кольцам был неравнодушен Мазарини. Где упоминается, что Ришелье любил унизывать пальцы перстнями? Тот же Таллеман писал, что Ришелье, например, приклеивал несколько мушек, но про кольца не сплетничал. Пытаюсь вспомнить, где о кольцах говорится, но что-то не могу...
Сообщение: 342
Настроение: va bene
Зарегистрирован: 31.03.09
Откуда: Россия, Екатеринбург
Репутация:
6
Отправлено: 29.04.10 20:20. Заголовок: Amie du cardinal пиш..
Amie du cardinal пишет:
цитата:
А, по-моему, к кольцам был неравнодушен Мазарини.
А причем здесь Мазарини? Кстати, впрочем, на его портретах тоже нет колец. Вот потому то мне и интересно, почему нет и у Ришелье, ибо не поверю то, что их на самом деле не было или в то, что художники все как один упускали эту подробность случайно. Amie du cardinal пишет:
цитата:
Где упоминается, что Ришелье любил унизывать пальцы перстнями?
Разве я где-то написала, что он унизывал перстнями пальцы? Я всего лишь написала, что он был неравнодушен. И по крайней мере одно кольцо - кольцо кардинала, символизировавшее его статус, он должен был носить. И потом, все это было нормально для того времени. Драгоценности подразумевали не столько красоту, сколько вполне выгодное вложение средств. Ришелье этому был не чужд. А из драгоценностей самое вполне утилитарное значение имели кольца. Что касается собственно драгоценностей, то у Ришелье существовали люди, отвечавшие за поиск подходящих. Один из них - Родригес (кстати, испанец) - работал на обоих кардиналов.
Сообщение: 4554
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация:
26
Отправлено: 29.04.10 22:32. Заголовок: Ёшика пишет: Я всег..
Ёшика пишет:
цитата:
Я всего лишь написала, что он был неравнодушен.
Простите, я тоже нигде, сколько перечитал литературы, нигде не видел и не слышал особого упоминания о кольцах. Поэтому о равнодушии или неравнодушии конкретно Ришелье мы ничего сказать не можем. Необходимо просто тогда задаться вопросом: а вообще священнослужителей разных веков изображали с кольцами?
Отправлено: 30.04.10 12:09. Заголовок: Специально просмотре..
Специально просмотрела имеющиеся на форуме портреты Анны Австрийской, Луи 13, Генриха 4, Марии Медичи: на тех портретах, где люди изображены в детстве - кольца есть, не везде, но есть. На "взрослых" портретах колец нет.
Отправлено: 30.04.10 15:32. Заголовок: МАКСимка пишет: а ..
МАКСимка пишет: а вообще священослужителей разных веков изображали с кольцами?
Думаю что люди духовного сана носили кольца если последние что либо символизировали. Но в интересующую нас эпоху были и очень светские священники которые допускали ,,неуставняк,, в своем внешнем виде..
Сообщение: 49
Настроение: Прекрасное
Зарегистрирован: 22.01.10
Откуда: Россия
Репутация:
3
Отправлено: 09.08.10 00:19. Заголовок: Мария Терезия пишет:..
Мария Терезия пишет:
цитата:
К сожалению, это полный фомат. Взято отсюда
Комментарий к картине (тело jpg файла): STELLA, Jacques (b. 1596, Lyon, d. 1657, Paris)
The Liberality of Louis XIII and Cardinal Richelieu c. 1636 Oil on canvas, 178 x 147 cm Fogg Art Museum, Cambridge
Promoted by Richelieu and invited to the most exclusive salons of Paris, Stella enjoyed painting dense scenes such as The Liberality of Louis XIII and Cardinal Richelieu (in which Louis XIII is portrayed as Titus) for a fireplace in Richelieu's chаteau.
Оказывается, портрет Ришелье работы Шампеня мог бы быть в России, возможно, в Петербурге, в Эрмитаже. «Граф Александр Сергеевич Строганов — крупнейший коллекционер своего времени. Как и другие коллекционеры, А.С.Строганов практикует дары и обмены со своими коллегами по собирательству. Когда в Петербурге появился коронованный собиратель — низложенный польский король Станислав-Август, граф получает от него полотно Д.Тенирса «Игроки в карты» в обмен на портрет кардинала Ришелье кисти Ф.Шампеня (Варшава, Национальный Музей).»
Картина Тенирса ныне находится в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан, а один из портретов Ришелье - в Польше.
Отправлено: 25.09.11 00:49. Заголовок: Amie du cardinal пиш..
Amie du cardinal пишет:
цитата:
Мне кажется, что это, конечно, Мазарини.
Нашла я сайт Немецкого исторического музея, что в городе Берлине. Разумеется, это портрет Мазарини кисти Филиппа Шампеня, написанный около 1650 года. Здесь. А в испанской виртуальной энциклопедии допущена ошибка.
Отправлено: 30.09.11 00:46. Заголовок: Нашла ещё немного ин..
Нашла ещё немного информации об этом портрете.
Картина не подписана, датирована 1634 годом по бумаге, изображенной лежащей справа на столе. Её предыстория такова. Находилась в частной коллекции в Англии примерно до 50-х годов XX века; затем в швейцарской частной коллекции. В 1969 году куплена Министерством иностранных дел Франции и хранится в Париже в особняке министра.
Эта картина упомянута как "портрет Монсеньора во весь рост, одетого в цветной подрясник, весь покрытый вышивкой" в списке 1635 года среди "портретов Монсеньора Кардинала Герцога де Ришелье, написанных Филиппом Шампенем, художником, по приказу моего упомянутого сеньора".
Согласно Бернару Доривалю (*1914-2003, историк искусства, художественный критик), этот портрет был несомненно предназначен для Пале-Кардиналь, северо-западное крыло и сад которого предстают перед нами на заднем плане, перед холмом Монмартр, где заметна церковь Мучеников в том виде, каком она была восстановлена после 1632 года, дом, который ассоциация мастеров золотых и серебряных дел построила после 1628 года и несколько строений замечательного аббатства бенедиктинок. Без сомнения, таким образом Ришелье хотел выразить привязанность к архиепископу Бордо, Сурди, который проявлял интерес к аббатству Монмартр.
Второй пункт, отмеченный Доривалем - это то, что Ришелье велел изобразить себя стоящим, вопреки существующей сотни лет традиции показывать церковников, Пап, кардиналов и епископов, сидящими. Ришелье, приказывая нарисовать себя стоящим, как государей, военачальников и вельмож, утверждал, что считает себя в меньшей степени князем церкви, чем государственным деятелем.
А нам остается только надеяться на то, что эта изображение этой картины когда-нибудь появится в хорошем качестве, и мы сможем разглядеть все эти мелкие детали на заднем плане.
Кстати, этот Дориваль был автором интересных, по видимости, статей:
«Art politique en France au xvue siécle: la galerie des hommes illustres du palais cardinal»
«Richelieu, Philippe de Champaigne et la decoration de l'eglise de la Sorbonne»
"Un portrait inconnu de Richelieu par Philippe de Champaigne" Как раз про этот портрет, однако я нашла всего несколько строк из этой работы.
«Самый известный бальнеологический курорт Франции, Виши, расположен в центральной части страны, на берегах реки Алье. Этот живописный городок представляет собой не только великолепное место для отдыха и лечения, но и классический образец традиционной французской архитектуры, интересный многим путешественникам своими достопримечательностями и редкими по красоте пейзажами. Изумительная природа в сочетании с древними замками и кратерами потухших вулканов, придаёт Виши изрядную долю романтики и величия.
Путешествие к замкам Буссе и Ольтериб является самой популярной экскурсией на курорте. Уникальные экспонаты и живописное расположение этих старинных укреплений привлекают сюда всех любителей средневековья. Буссе считается образцом романской архитектуры прошедших столетий. Замок был возведён в конце XIII века по проекту французского архитектора Ренара де Виши и стал резиденцией династии Бурбонов, в честь которых и названа провинция. Исторический крепостной комплекс Ольтериб был построен в те же года что и Буссе. Сегодня, в нём хранится уникальная коллекция мебели средневековья и другие редкие экспонаты, характеризующие быт дворовой знати тех времён.»
Сообщение: 243
Зарегистрирован: 19.10.08
Откуда: Россия, Красноярск
Репутация:
12
Отправлено: 14.09.12 15:28. Заголовок: Amie du cardinal пиш..
Amie du cardinal пишет:
цитата:
«Восхищённый кардиналом Ришелье» 1876 год
Наш человек! Спасибо за большущий формат!
Открыв страницу, засмотрелась на портрет Ришелье работы Шампеня из замка Ольтериб. Только сейчас разглядела - он ведь там не в сутане, верно? И воротник такой интересный - двойной, алый и белый...
А вот два последних изображения что-то не видно :( Это у меня проблемы?
Только сейчас разглядела - он ведь там не в сутане, верно? И воротник такой интересный - двойной, алый и белый...
Точно, там весьма оригинальный наряд, какие-то украшения из ткани, детали в пройме, видимо, от кутюр для священнослужителя. Может быть, Ёшика нам подскажет, что это за тип кардинальской одежды?
Kseniya-queen пишет:
цитата:
А вот два последних изображения что-то не видно :( Это у меня проблемы?
Отправлено: 20.10.12 17:48. Заголовок: Этот портрет здесь у..
Этот портрет здесь уже был, но я нашла его в лучшем качестве. Посмертный портрет Ришелье, выполненный Шампенем в 1651 году и изображающий кардинала в библиотеке. Вроде бы, хранится в частной коллекции.
Сообщение: 102
Зарегистрирован: 28.04.11
Откуда: Крым, Симферополь
Репутация:
5
Отправлено: 20.10.12 19:41. Заголовок: Amie du cardinal Мн..
Amie du cardinal Мне даже кажется, что в них есть какая-то зелень Трудно судить по репродукциям - эх, если бы можно было увидеть портрет в оригинале! Но не тёмно-карие, как у Шампеня, это точно. Загадочно
Сообщение: 261
Зарегистрирован: 19.10.08
Откуда: Россия, Красноярск
Репутация:
13
Отправлено: 26.10.12 19:27. Заголовок: Amie du cardinal, дл..
Amie du cardinal, для меня этот миньяровский портрет - самое необычное изображение монсеньора из всех тех, что я видела! Или это так просто кажется из-за большого количества известных нам портретов работы Филиппа де Шампеня?
Кстати, о Шампене.
Года полтора назад МАКСимка привез мне из Франции замечательный подарок – книгу-альбом «Philippe Champaigne. Entre politique et dévotion». Честно признаться, сперва я вовсе не оценила ее по достоинству, но вот недавно, взяв с книжной полки… В общем, я поняла, что это очень и очень интересное издание с красивыми иллюстрациями и ценной информацией, скрывать существование которого от форумчан и дальше было бы просто кощунственно. Так что по мере сил буду выкладывать от туда статейки с репродукциями картин большого-пребольшого формата ;)
Мой французский, увы, не позволил мне перевести пару фраз, так что привожу их в оригинале.
КАРДИНАЛ РИШЕЛЬЕ В БИБЛИОТЕКЕ
Холст, масло; 0,940 × 0,805; частная коллекция.
Портрет изображает Ришелье в парадной красной кардинальской мантии, подбитой мехом горностая. На ней отчетливо видны голубая лента и крест ордена Святого Духа (чуть касаясь их правой рукой, кардинал будто желает подчеркнуть тем самым их значимость). Левая его рука покоится на книге на переднем плане картины. Вся же фигура, изображенная по пояс, выделяется на темном фоне занавеса, несколько приподнятом, что позволяет заметить еще три толстых тома, расставленных на полке. Итак, мы находимся в библиотеке.
Заглавия трех книг можно прочесть на корешках их переплетов – это теологические труды самого Ришелье. Cлева направо представлены «Наставления христианину», «Метод обращения тех, кто отделил себя от церкви» и «Трактат о совершенствовании христианина». Первое из этих произведений было опубликовано при жизни кардинала, но два других были изданы лишь после его смерти, в 1651 и 1646 годах соответственно. Очевидно, написание портрета имело место после этих дат, а значит, данный изображение Ришелье является, без сомнения, посмертным.
Картина имеет общие признаки с двумя гравюрами, посвященными Ришелье – обе они создавались как иллюстрации к книгам. Так, одна из них, авторства Клода Меллана (Claude Mellan), послужила фронтисписом к уже упомянутому «Методу» 1651 года (полемическая направленность работы была при этом подчеркнута самим Мелланом, не преминувшим изобразить на заднем плане осаду Ла-Рошели). Другая, работы Жиля Русселя (Gilles Rousselt), открывает книгу «История кардинала Ришелье» Антуана Обери (Antoine Auberu), вышедшую в свет в 1660 году. В обоих случаях кардинал предстает сидящим за столом, перед святым распятием, с пером в руке – пред нами богослов за работой, толкователь спорных вопросов веры, занятый написанием своих произведений, за этим делом граверами и запечатленный.
Не исключено, что данная картина стала исходной точной для создания двух гравюр, пусть атмосфера ее и совсем иная. Ришелье озарен здесь сиянием своей славы и власти, но помещен в окружение своих собственных произведений, скромно представленных на заднем плане, и анонимного религиозного тома (Библия?), на который он подчеркнуто возлагает руку. Plutôt que l’auteur occupé à mettre en ordre ses arguments, c’est l’homme d’etude et de réflexion, le lecteur, qui évoqué, debout dans la pénombre d’un «cabinet des livres». Мы не знаем ничего о заказе этого полотна. Но можно предположить, вместе с Бернаром Доривалем что этот посмертный портрет fut lié à la succession de Richelieu, au legs de sa bibliothéque et au passage de celle-ci du Palais-Cardinal au «college et maison de Sorbonne».
Упомянутые в тексте гравюры уже на нашем форуме есть, но для наглядности я их изображения повторю:
Просто мне лично кажется, они более похожи вот на этот портрет Ришелье, чем на тот, речь о котором идет в книжке:
Отправлено: 26.10.12 20:22. Заголовок: Plutôt que l’au..
цитата:
Plutôt que l’auteur occupé à mettre en ordre ses arguments, c’est l’homme d’etude et de réflexion, le lecteur, qui évoqué, debout dans la pénombre d’un «cabinet des livres» .
цитата:
fut lié à la succession de Richelieu, au legs de sa bibliothéque et au passage de celle-ci du Palais-Cardinal au «college et maison de Sorbonne»
.
Скорее чем автор, занятый упорядочиванием своих доводов, это учёный и мыслитель, читатель, который предаётся воспоминаниям, стоя в сумерках библиотеки.
...был связан с наследством Ришелье, завещанием его библиотеки и её передачей из Пале-Кардиналь в «коллеж и штат Сорбонны».
Amie du cardinal, для меня этот миньяровский портрет - самое необычное изображение монсеньора из всех тех, что я видела!
Мне очень нравится это изображение Ришелье. Шампень писал парадные портреты, они какие-то холодные. А здесь кардинал излучает доброжелательность, у него немного лукавый взгляд, он мудр и терпелив. Интересно, что этот портрет был написан не позднее 1635 года - ведь в конце именно этого года Миньяр уехал в Италию, где провёл немногим более 20 лет. Вряд ли кардинал позировал ему раньше 1633 года - именно в том году художник стал учеником Вуэ в его парижской мастерской, а до этого был не так известен, во всяком случае для того, что бы сам Ришелье заказал ему портрет. То есть Ришелье ещё нет пятидесяти лет.
Уточним местоположение разных портретов кисти Шампеня. Данный хранится в бывшем цистерианском аббатстве Шаали, где теперь расположен художественный музей Жакмар-Андре. Музей находится в городке Фонтен-Шаали в исторической провинции Пикардия, ныне департамент Уаза.
А портрет кардинала (1640), который сегодня находится в канцелярии университетов Парижа, располагался в былые времена в Рюэле:
Луврская же работа Филиппа де Шампеня (1639) была, возможно, подарена самим кардиналом финансисту Луи Фелипо де Ля Врильеру. По крайней мере, картина раньше точно находилась в его коллекции.
Эта картина находится в салоне Государственных Посланников (бывшая передняя Марии Медичи) в Люксембургском дворце. Называется "Людовик XIII и кардинал Ришелье".
Наверное, современная работа. А что, мне нравится. Целеустремлённый кардинал с двумя головными уборами, задумчивый король. Интересно, а кого художник изобразил помимо главных действующих лиц?
Сообщение: 11573
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация:
35
Отправлено: 08.10.13 02:26. Заголовок: Amie du cardinal пиш..
Amie du cardinal пишет:
цитата:
Уточним местоположение разных портретов кисти Шампеня.
Если не считать тех портретов кисти Шампеня, что нам известны сегодня лишь по гравюрам, по фотографиям (одно полотно, к большому сожалению, погибло при пожаре в Пантеоне в 1945-м году) или по упоминаниям в источниках XVII-XVIII-XIX столетий, то остается по крайней мере 24 изображения Ришелье, написанных Шампенем. Из них некоторые напрасно предписываются фламандцу, как, например, картина, изображающая Ришелье на смертном одре (сегодня во Французской Академии). Техника, как утверждает Бернар Дориваль, не присуща этому живописцу, да и подобные работы он никогда не писал.
Далее, три картины, скорее всего, копии уничтоженных оригиналов, как, например, полотно, которое хранится в Сорбонне. Не секрет, что оно сильно пострадало во время волнений в январе 1969-го года. Остается 10 оригинальных работ, которые более или менее точно можно приписать руке Шампеня.
Датированы только два изображения - те, что хранятся в Министерстве Иностранных дел (1634) и в музее Конде в Шантийи (1636). Бюст из замка Олтериб можно датировать примерно 1635-м годом. Те работы, что в Лувре, Версале, королевской коллекции Англии, Национальной Галереи в Лондоне и национальном музее в Варшаве нельзя точно датировать.
Первый же портрет Людовика XIII Шампень написал в 1630-м году.
Сообщение: 311
Зарегистрирован: 28.04.11
Откуда: Крым, Симферополь
Репутация:
5
Отправлено: 08.10.13 17:02. Заголовок: В этом портрете умер..
В этом портрете умершего кардинала меня поразила одна вещь: он здесь не седой! Уже есть привычка видеть кардинала на портретах седым, тот же Шампень на тройном портрете нарисовал его седым - а здесь седина только в бороде. Как можно это объяснить?
Фрагмент хранящегося в Варшаве портрета кардинала кисти Шампеня.
A ton Souvenir / le Siecle present te nommera / admiras un jour d'objet a l'uni / (vers) aux ministres d'exemple / aux monarques de guide / matiere a l'histoire / subiet aux vers.
Сообщение: 11706
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация:
35
Отправлено: 11.11.13 00:33. Заголовок: МАКСимка пишет: А п..
МАКСимка пишет:
цитата:
А портрет кардинала (1640), который сегодня находится в канцелярии университетов Парижа, располагался в былые времена в Рюэле:
Об этом портрете в издании, посвященном 400-тию со Дня Рождения Ришелье, присутствуют немного другие сведения. Во-первых, это единственный подписанный портрет Шампенем (на балюстраде De Champaigne fecit). Написан, без всяких сомнений, в 1640-м году. Находился в мастерской художника аж до его смерти в 1674-м году, затем наследники кардинала перевезли работу в замок в Пуату. В 1821-м году куплен Людовиком XVIII и подарен герцогу де Ришелье. Передан последним герцогом Университету Парижа.
Интересно, что есть еще какой-то неизвестный портрет Ришелье работы Шампеня, где кардинал изображен в профиль. Он первый раз был представлен на выставке в Париже, посвященной 400-тию со Дня Рождения Ришелье. До того времени о нем не знали. Находится в частной коллекции в Англии. Мне, к огромному сожалению, не удалось найти изображения в интернете. Очень жаль, что некоторые владельцы значимых работ не могут выставить их изображения.
Сообщение: 867
Зарегистрирован: 27.10.08
Откуда: Москва
Репутация:
16
Отправлено: 17.11.13 23:50. Заголовок: А речь разве идет не..
А речь разве идет не об одной из копий данного портрета? Когда-то мне попадалась аналогичная репродукция, где было указано, что портрет находится в Англии, в частной коллекции:
Отправлено: 18.11.13 01:13. Заголовок: Louis Batiffol «Rich..
Louis Batiffol «Richelieu et le roi Louis XIII», Paris 1934 -- вот эта книга была проиллюстрирована черно - белой репродукцией вышеприведенного портрета Ришелье из частной английской коллекции. То есть, он был в любом случае известен в Париже задолго до празднования 400-летия.
Поэтому, очень возможно, что речь идет все же о каком-то другом, не известном широкому кругу, изображении.
Отправлено: 02.03.14 17:20. Заголовок: Портрет Ришелье из кафедрального собора Люсона.
Это хранящийся в кафедральном соборе Люсона портрет Ришелье. Высота - 186 см, ширина - 112 см.
Исторический комментарий Мари-Терез Рео.
Этот портрет кардинала Ришелье, который был епископом Люсона с 1606 по 1623, был нарисован в 1654, согласно надписи наверху слева; однако эта дата не была там изначально, а нарисована реставратором, Флери, в 1812 году (FAIT EN 1654 REST EN 181[2] par Fleury). Вторая реставрация картины имела место в 1979 году, третья - в 2008, вслед за переводом портрета из госпиталя в кафедральный собор. По всей видимости, речь идёт о большом портрете кардинала, завещанном семинарии Люсона каноником Жаном Буненом в 1668 году. Чтобы написать свою картину художник, по видимому, берет за образец портрет кардинала, нарисованный Филиппом де Шампенем в 1636 году и хранящийся в музее Конде в Шантийи; однако в Шантийи кардинал сидит, в то время как в Люсоне стоит.
Кстати, Мари-Терез Рео совершенно права, раньше этот портрет хранился не в самом соборе. У меня есть книга Делоша 1931 года, «Кардинал де Ришелье и женщины». Там приведён этот портрет с примечанием, что он хранится в Hospice, т.е. богадельне или приюте Люсона.
Отправлено: 01.04.14 18:45. Заголовок: Такой картины, по-мо..
Такой картины, по-моему, у нас на форуме ещё не выложено. Её название - Signature de la Paix d'Alais. Она хранится в ратуше города Алэ, в котором в 1629 году был заключен подтвердивший Нантский эдикт мирный договор между Людовиком XIII и гугенотами. Она написана в 1906 году художником Луи -Франсуа Кабанесом.
Rendu célèbre par Champaigne, ce portrait du cardinal de Richelieu, au faite de sa puissance, est représenté dans un paysage allégorique à la manière des Flamands.
L'historien de l'art Sylvain Kerspern, décrit ce tableau comme rare et étonnant, suscité par la présence du cardinal de Richelieu dans un cadre naturel sauvage, au choix particulier d'un bestiaire qui l'entoure. Il est le reflet d'une nature dominée, incarnée par de multiples symboles tels que l'envie pour le léopard, l'orgueil pour le lion et la perfidie pour le serpent.
Les influences de Nicolas Poussin dans le traitement du paysage, l'analyse du drapé de la robe cardinalice et les coloris laiteux sont parmi d'autres, des éléments favorables qui définissent l'attribution au peintre français Charles-Alphonse Dufresnoy, connu comme auteur, oublié comme pinceau.
Vingt ans après la mort du cardinal, la réalisation de ce tableau emprunte la même pose que celle du tableau le figurant en principal ministre de Louis XIII et aujourd'hui conservé au Louvre.
Inscrit en prose, ce tableau immortalise l'un des personnages les plus éminents de notre histoire nationale. Peut-être destiné au petit neveu du cardinal pour la bibliothèque de son château du Poitou, notre Maison de ventes l'a vendu à Drouot le 24 juin 2013.
Il trône désormais dans l'une des plus importantes collections privées, dédiées à l'histoire de France.
Et si chez vous aussi, l'histoire de France était racontée dans un de vos tableaux ?
Портрет был продан 24 июня 2013 года за 71 тысячу евро.
Отправлено: 02.01.15 17:50. Заголовок: Philippe de Champaigne Portrait du cardinal de Richelieu 1642
Данный портрет работы Филиппа Шампеня хранится в Музее изящных искусств Страсбурга. Он датируется 1642 годом, размер полотна - 59 на 46 см. На сайте музея к портрету дано следующее примечание:
цитата:
Речь идет об одном из наиболее значительных французских портретов XVII века, и это по трем причинам: значительность художника, важность модели и внутренняя значимость произведения. Отказавшись поступить в мастерскую Рубенса, Шампень делал блестящую парижскую карьеру.
Шампень - волшебник, его фламандская кропотливость доводит естественность до высокой степени совершенства. Каждая деталь, такая как волосы, тщательно передана без ущерба общему замыслу. Орлиный профиль центрирован только для того, чтобы показать, что бюст воскрешает в памяти бюст Юлия Цезаря на медали. Эта дерзость объясняется исходным назначением картины. В самом деле, художник получил заказ на двойной портрет, который должен был быть посланным в Рим, чтобы скульптор создал на расстоянии мраморный бюст. При его жизни картина была обрезана, чтобы сохранился только профиль. Ришелье так любил Шампеня, что поручил ему подправить все портреты, которые он уже нарисовал. Это показывает внимание министра к своему изображению и контролю за ним. Ришелье воплощает в нём только государственный интерес, отсутствие волнения, гордость. Шампень в своих портретах Ришелье во весь рост и по пояс на веки вечные запечатлел черты его лица, а также его характер. Редко живопись демонстрирует столь законченный и холодный образ исторической личности.
Недавнее приобретение музея Делакруа в Париже. Это либо эскиз, либо копия оригинальной картины, заказанной герцогом Орлеанским у известного живописца в 1828-м году. К сожалению, оригинал погиб при пожаре в 1848-м.
Библиотеку Сорбонны (Bibliothèque Interuniversitaire de la Sorbonne) украшает картина Марселя Андре Баше (1862-1941) «Ришелье, рассматривающий планы Сорбонны» (1900 год).
Наверное, МАКСимка теперь часто будет там бывать. Просим его сфотографировать картину крупным планом!
Сообщение: 13276
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Франция, Париж
Репутация:
35
Отправлено: 07.10.15 23:42. Заголовок: Khalida de l'Ind..
Khalida de l'Inde пишет:
цитата:
Ну так и нам крупным планом покажите!)
Дело в том, что мне необходимо приносить тогда свой большой фотоаппарат. И к тому же, я не уверен, что мне дадут снимать, когда люди работают в зале. Но я постараюсь что-нибудь придумать. Библиотека была полностью отреставрирована пару лет назад и фреска прямо сияет.
Henri-Frédéric Schopin (1804-1880) Vision du cardinal de Richelieu sur son lit de mort Huile sur toile - 58 x 97 cm Galerie Arnaud Charvet Photo : Galerie Arnaud Charvet
Отправлено: 10.12.15 14:59. Заголовок: В своей книге L'..
В своей книге L'Homme rouge, ou la vie du cardinal de Richelieu, 1582-1642 Ролан Мунье пишет:
цитата:
В том же году (*имеется в виду 1633 год, когда Ришелье получил Орден Святого Духа) были писаны маслом два портрета кардинала, один Вуэ, другой - Филиппом де Шампенем. Ришелье не был удовлетворен своим портретом кисти Вуэ, которого отныне использовал только когда был вынужден. Но ему очень понравился портрет Филиппа де Шампеня, который с тех пор и почти каждый год писал маслом портреты кардинала; подлинность штук десяти установлена наверняка.
К сожалению, похоже, что у нас нет изображения этого портрета. Интересно, где он сейчас хранится? Нам известен только портрет работы Вуэ, выполненный мелом и пастелью:
Отправлено: 18.02.16 12:32. Заголовок: Этот аллегорический ..
Этот аллегорический портрет кардинала хранится в Музее Клуатра, расположенном в здании бенедиктинского монастыря городка Тюлль. Считается, что картина вышла из мастерской Шампеня. Она была приобретена музеем в 1986 году, а ранее находилась в частной коллекции.
Отправлено: 20.04.16 20:19. Заголовок: К статье Sir Michael..
К статье Sir Michael Edwards, premier Anglais à devenir Immortel прилагались фотографии с подзаголовком LES SECRETS DE L'ACADÉMIE FRANÇAISE. К ним были даны комментарии, которые я перевела.
В зале, где собираются члены Академии, находятся два портрета Ришелье, основателя организации. Только один из них виден постоянно (тот, что справа).
В самом деле, слева от большого портрета Ришелье прячется изображение влиятельного кардинала на смертном одре. Оно скрыто за деревянной панелью.
Отправлено: 24.04.16 20:43. Заголовок: Amie du cardinal пиш..
Amie du cardinal пишет:
цитата:
изображение влиятельного кардинала на смертном одре
В газете Le Matin от 28 июля 1944 года напечатана следующая заметка:
Академия наследует шедевр Филиппа де Шампеня.
"Я оставляю в наследство Академии, - заявляет в своём завещании господин Аното, - портрет Ришелье на смертном одре кисти Филиппа Шампеня".
Таково содержание пакета, с которым сорок членов Французской Академии ознакомились во время вчерашнего заседания. Следовательно, знаменитое полотно становится собственностью Института Франции.
Напомню, что Габриэль Аното (фр. Gabriel Albert Auguste Hanotaux; 1853-1944) - французский дипломат и политический деятель, историк, автор знаменитой Histoire du cardinal de Richelieu, член Французской академии с 1897 года.
Отправлено: 28.02.21 21:23. Заголовок: Вероятно, это послед..
Вероятно, это последнее прижизненное изображение. Карандашный набросок, 1642 год, художник Claude Mellan Этот художник потом создаст известные гравюры с портретами Ришелье для сборников его трудов, которые будет издавать герцогиня д'Эгильон после его смерти.
Отправлено: 01.03.21 00:21. Заголовок: Count de Rochefort с..
Count de Rochefort спасибо за рисунок, очевидно, он был сделан на основе рисунка с натуры, сделанного этим же художником, вероятно, когда кардинал лежал при смерти. Этим объясняется странный ракурс головы (она слегка запрокинута), видно, что усы и бородка подстрижены, как и говорилось в описании последних дней кардинала. Не помню, публиковался ли рисунок на форуме, на всякий случай опубликую его сейчас.
Мне очень нравится этот рисунок. Он изображает кардинала спокойным и умиротворённым, хотя и печальным, примирившимся с неизбежной и скорой смертью. У меня возникает ощущение, что художник безусловно питает симпатию к кардиналу. Здесь он выглядит простым и скромным, а ещё очень ослабшим и уязвимым - болезнь явно сказывается на нём. Возможно, именно таким его запомнили близкие люди, видевшие его без официоза. Это достаточно интимный, домашний портрет, так что художнику было явно непросто сделать из него что-то, что можно показывать публике. Я как художник могу сказать, что очень заметна разница между этюдом с натуры и тем, что нарисовано на его основе, и это чувствуется, когда сравниваешь два этих рисунка. Мне нравится внимательный взгляд кардинала, в котором такой трогательный отблеск уходящей жизни.
Все даты в формате GMT
4 час. Хитов сегодня: 55
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет