On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
АвторСообщение
Вдохновительница Фронды




Сообщение: 522
Зарегистрирован: 02.12.08
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.03.09 01:24. Заголовок: История дуэлей


Дуэли часто становились не только сюжетом романов «плаща и шпаги», но и предметом самого пристального внимания законодателей — одни упорядочивали её процедуру, другие налагали запреты на этот способ разрешения споров о толковании некоторых мест из Блаженного Августина или о ношении расшитой золотом перевязи. Естественно, дуэли притягивали и обычных юристов — одних как участников, других для оказания помощи джентльмену, чей поединок вызвал споры о законности.

Слово «дуэль» произошло от латинского «duellum», архаичной формы «bellum», которое в средневековой латыни означало судебный поединок — хотя в наше время дуэлью называют почти всегда поединок внесудебный и даже тайный.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 25 , стр: 1 2 All [только новые]


Вдохновительница Фронды




Сообщение: 566
Зарегистрирован: 02.12.08
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.03.09 01:11. Заголовок: Французский поэт 17 ..


Французский поэт 17 века Венсан де Вуатюр (Voiture, Vincent) (23.2.1597, Амьен - 26.5.1648, Париж) прославился не только своими произведениями, но и страстью к дуэлям. В описании Таллемана де Рео, у Вуатюра были три страсти, кроме поэзии: карточная игра, дуэли и увлечения женщинами.
"Не всякий храбрец, - пишет де Рео, - может насчитать столько поединков, сколько было у нашего героя, ибо он за день дрался на дуэли по крайней мере четыре раза; днем и ночью, при ярком солнце, при луне и при свете факелов. Первый раз это было в коллеже, с президентом де Амо; во второй раз — с Лакотом из-за игры, (Вуатюр попросил разрешения прочесть молитву и прочел ее.) причем поединок был довольно забавный: Арно, который считал Вуатюра не кем иным, как гладиатором, стал рассказывать ему, как некую небылицу, что ему, Арно, передали, будто Вуатюр дрался с Лакотом; будто он повесил свой парик на дерево — быть может, он был болен? а затем — как прошла сама дуэль, которая не была очень кровавой. И оказалось, что все это правда. Третий поединок произошел в с одним испанцем, при лунном свете; а четвертый и последний — в саду дворца Рамбуйе, при свете факелов, с Шаварошем, домоправителем. Их ссора вспыхнула вследствие того отвращения, которое они питали друг к другу с той поры, как во дворце Рамбуйе появились три весьма кокетливых сестры..."


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 49
Зарегистрирован: 03.12.08
Откуда: Россия, Тверь
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.03.09 01:46. Заголовок: Борьба с практикой с..


Борьба с практикой судебных поединков ожесточенно велась еще при Карле Великом и была запрещена двумя канонами соборов в Валенсии в 855 г но при Лотаре в 954 г эта одиозная пародия на судебные тяжбы вновь стала распространяться. Судебные поединки еще сохранялись при Людовике IX в 1226 г, но Людовик X вновь их разрешил в 1315г. Эти смертельные поединки стали настолько частыми, что некоторые предприимчивые землевладельцы стали сдавать в аренду полностью оборудованные для этой цели куски земли с ограждениями и трибунами.
Представители благородного сословия бились благородным оружием, простолюдины - палками. Смерть на судебном поединке ЖАка Легри, признанного полностью невиновным при последующем чистосердечном признании виновного, явилась шоком, И судебные поединки были запрещены в 1385 г во время правления Карла VI.
Под давлением знати Людовик XII и Франциск I согласились учредить поединки чести, но с возможностью по из воле остановить бой, бросив некое подобие скипетра на ристалище. (История Байяра являет собой прекрасный пример поединка чести, на котором он убил испанского капитана Сото-Майора, вызванного на дуэль за нарушение слова, ложь и клевету).
Уже задолго до этого Карл VIII лично присутствовал и руководил несколькими официальными дуэлями чести. Франциск I также не брезговал подобными мероприятиями, а его наследник присутствовал при том, как Ла Шатеньере погиб от удара Жарнака, нанесенного Ги Шабо. После этого Генрих Второй поспешил покончить с дуэлями, и теперь соперники предпочли обходиться бех королевского разрешения. Не подействовал ни ордонанс Карла Девятого, изданный в 1566 г, ни эдикты Генриха Четвертого ни Людовика XIV, возводившие дуэли в ранг самых тяжких преступлений. Поединки приобрели характер эпидемии.

Знаменитости:
сеньор де Женсак, который сражался одновременно с двумя противниками, чтобы войти в хроники. (странная причина, правда?)
барон де Вито, который оставлял трупы на каждом шагу
Бюсси бретер, который помимо своей задиристости отметился тем, что во время Варфоломеевской ночи убил своего родственника, с которым имел тяжбу из-за земель. Он погиб от рук наемных убийц, которых подослал к нему муж его любовницы.

Были и групповые дуэли, вспомним миньонов Генриха III.

"Посадите трех французов в Ливийской пустыне, они и месяца не проживут, чтобы друг друга не уколоть и не оцарапать шпагой" (с) Монтень

В 1599 году Генрих IV издал указ, запрещающий дуэли. Тем не менее он сам не раз выставлял для дуэлей доверенных лиц, чтобы те сражались за него из-за самых ничтожных обид, и разослал 7000 писем с помилованием для нарушителей этого указа.

Ришелье окончательно искоренил дуэли в 1626 г (имхо дуэли все же случались. нелегально естессно).
Одиннадцать указов Людовика XIV не возымели действия. Одной из жертв стал Арман де Силег сеньор д Атос (прототип ТМ). Он погиб 21.12.1643 года, и не дожил до приключений романа "Двадцать лет спустя".

Испания, Италия и Неаполь, Австрия и Германия не страдали этой пагубной привычкой, как Франция и Англия, и дуэли там были распространены гораздо меньше. В Португалии их не было совсем. (может, им и делить-то было не чего? или люди куда как культурнее и отношения предпочитали выяснять на словах? а?)




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 50
Зарегистрирован: 03.12.08
Откуда: Россия, Тверь
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.03.09 02:00. Заголовок: В.Р. Новоселов Дуэ..


В.Р. Новоселов

Дуэльный кодекс: теория и практика дуэли во Франции XVI века



Одиссей. Человек в истории. 2001. М., 2001, с. 216-233




Дуэль относится к разряду популярных исторических сюжетов, привлекающих внимание не только историков-профессионалов, но и широкого круга публики, знакомого с темой дуэли в первую очередь по историческим романам и кинофильмам, которые и формируют определенный стереотип ее восприятия. Можно утверждать, что в современном массовом сознании дуэль прочно ассоциируется с такими понятиями, как благородство, дворянство, честь и справедливость. Дуэль воспринимается как своего рода ритуал, принятый в дворянской и офицерской среде, "честная игра", где равные возможности противников и принцип взаимоуважения заложены в сами правила поединков - дуэльный кодекс. Такое представление о дуэли во многом обязано той модели поединка, которая сложилась в Европе к концу XIX в., когда результатом дуэли все реже становился серьезный физический ущерб, причиняемый участниками друг другу. Сатисфакция подразумевает само обращение к дуэли, а не кровопролитие.


Однако дуэль, как любое историческое явление, за свою более чем четырехвековую историю претерпевала существенные изменения, дуэльные правила трансформировались в зависимости от времени и региона. Поэтому в правилах и практике дуэлей можно найти черты, характеризующие конкретную историческую эпоху и страну, выявляющие модель мировоззрения той группы населения, которая имела непосредственное отношение к участию в поединках. В первую очередь речь идет о дворянстве и военных (прежде всего офицерском корпусе), поскольку именно среди этих социальных групп дуэль всегда была наиболее распространенной, а ее традиция наиболее устойчивой.


Временем и регионом, где дуэль получила наиболее массовый характер и достигла пика своего развития является Франция рубежа ХVI-ХVП вв.


В исторической литературе хорошо известна следующая цифра: за неполных 20 лет правления Генриха IV на поединках по разным подсчетам погибло от 6 до 10 тыс. дворян, было роздано более 7 тыс. королевских прощений дуэлянтам. По свидетельству Франсуа де Ла Ну, в его время от дуэлей во Франции ежегодно гибнет больше дворян и солдат, чем их погибло бы в случае большого сражения 1. Этот феномен "дуэльной лихорадки", поразившей французское дворянство во второй половине XVI — первой половине XVII в., современные исследователи западноевропейского дворянства справедливо связывают с комплексом кризисных явлений, охвативших общество той эпохи. Такие исследователи французского дворянства, как А. Жуанна, Ф. Биллакуа, трактуют дуэль как форму реакции дворянства на происходящие в обществе изменения, как протест против усиления роли государства и возвышения групп элит,


217
связанных с развитием и усложнением функций государственного административно-бюрократического аппарата 2. В обстановке размывания сословных границ и смены ценностных ориентиров общества функция дуэли, ее значение для дворянства - это способ самоутверждения и защиты своего статуса и публичной репутации, метод сведения счетов, средство обратить на себя внимание, в частности знатных особ из карьерных соображений, вид спорта, игра и мода, популярный в среде дворянской молодежи стиль жизни и поведения. В дуэли реализовалась своего рода частная война, заменяя судебный поединок, хотя и на дуэль и на судебный поединок монархией фактически был наложен запрет. В дуэли можно усмотреть и вызов общественным представлениям о морали, и ценностям христианской этики, поскольку дворянская честь ставилась выше не только законов государства, но и заповедей Христовых. А еще дуэль — это вызов новой возвышавшейся элите — людям мантии и их моральным ценностям; вызов самим основам государства, поскольку она ставила под сомнение авторитет монархии и правомочность ее правосудия вторгаться в вопросы чести, являющиеся внутренним делом дворянского сообщества.


Мотивация дуэли, какими бы ни были ее конкретные причины и поводы, всегда подразумевала исключительно защиту персональной дворянской чести конкретного индивида 3. Реальные основания дуэли при этом могли варьироваться от таких серьезных поводов, как месть за убитых друзей или родственников, до элементарной мелкой ссоры из-за неосторожного слова или даже жеста собеседника. И в случае смертельной обиды, и в случае ссоры из-за пустяка дуэль велась с одинаковым ожесточением, и смертельный исход являлся скорее нормой, чем редким исключением. Если представить дуэль как своего рода "диалог" между дворянами, то в манере их "общения" на поединке должны были отражаться психологические установки, присущие обычной повседневной жизни. Таким образом, дуэль можно трактовать как модель мировоззрения французских дворян XVI в.; очевидно, в экстремальной ситуации выбора между жизнью и смертью проявлялись наиболее существенные черты ментальности дворян той эпохи.


С начала XVI в., когда судебные поединки и единоборства рыцарей на войне случались все реже и реже, был зафиксирован новый вид поединка - bataille à la mazza (поединок в кустарнике) или же bataille en bestes brutes (поединок на манер животного). Все современники, авторыдуэльных трактатов и ревнители рыцарских традиций, каким бы ни было их отношение к этому новому типу боя, едины в определении местаего рождения - Италия, Неаполитанское королевство 4. В первом случае название поединка происходит от неаполитанского названия кустарников, образующих заросли, в которых обычно проводили эти поединки. Второе название отражает суть подобного боя: драться так, как дерутся дикие звери - до смерти и без пощады 5. Родоначальниками этого типа поединка в XVI в. считали итальянцев 6.

218
В итальянских городах аристократизация городских нотаблей, формирование неофеодальныхкланов, стремление встать вровень с традиционной элитой породили в их среде обостренное чувство чести. И. Клула именно с этим связывает рост в Италии, прежде всего Неаполе и Тоскане, числа стычек между враждующими сторонами, поединков и убийства. Они не имели никакой политической подоплеки, в их основе - месть за нанесенное оскорбление, в частности за уязвленную честь 7.


Если сравнить правила поединка à la mazza и предписания наиболеепопулярных во Франции авторов дуэльных трактатов - Жан-Батиста, Поссевино, Париса де Путео, Андре Алсиато или Джироламо Музио(середина XVI в.), то окажется, что между этой практикой и теорией дуэлей существует весьма значительный разрыв. Например, Музио былвынужден констатировать, что описанные им правила, весьма близкие к рыцарским куртуазным правилам прошлого, выходят из употребления. Прямо о bataille àla mazza и bataille en bestes brutes Музио не говорит, его замечания об этих типах поединка отрывочны, он упоминаето них только в тех случаях, когда налицо явное расхождение их правилс канонами. По сути, для него bataille à la mazza не новый вид поединка,а вульгарное отклонение от нормы, не имеющее никакого отношения к поединку защиты чести 8. Основные отличия новой дуэли Музио видитв следующем:


1. Отказ от публичности - эти поединки ведутся в лесах и ины

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 78
Зарегистрирован: 03.12.08
Откуда: Россия, Тверь
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.03.09 21:14. Заголовок: Политическое завещан..


Политическое завещание
Ришелье
Раздел II в котором рассматриваются наилучшие способы, призванные положить конец дуэлям

Для недопущения дуэлей было издано немало различных указов, однако до сих пор они не принесли ожидаемого и желаемого результата, а посему отыскать верное средство для прекращения этого безумия представляется затруднительным.
Французы совершенно не ценят свою жизнь, и мы знаем из опыта, что всегда самые строгие правила, призванные положить конец их сумасбродству, не всегда оказывались самыми действенными.
Часто они находили в нарушении эдиктов особую доблесть и демонстрировали это таким экстравагантным сбразом, что честь для них куда дороже жизни. При этом они опасались скорее потерять те выгоды, без коих не могут благополучно жить на этом свете, нежели умереть без Божьего благословения, что способно сделать их несчастными на том свете. Боязнь утратить свои должности, имущество и свободы оказалась для них чувствительнее, нежели страх потерять жизнь.
Я сделал все, что было в моих силах, дабы отыскать какое-нибудь лекарство для исцеления от этого опасного недуга, и часть задавался вопросом, если королям позволяется во избежание битвы устраивать поединки между двумя представителями противоборствующих армий и тем самым разрешать спор, побудивший их взяться за оружие, то не могут ли они также одобрить проведение нескольких схваток с целью предотвращения множества дуэлей, происходящих каждый день.
Я рассуждал, что с большей долей веоятности подобным способом можно было бы оградить Францию от этого разгула, причиняющего ей столько зла, ибо ежели пообещать разрешение на проведение поединка тем, что имеет на это справедливые основания, то любой охотно бы подчинился мнению судей, призванных рассмотреть тяжесть оскорбления, что наверняка остановило бы дуэльное бедствие, ибо нашлось бы не много ссор, каковые нельзя было бы прекратить добрым примирением.
Еще прибавлял я в защиту этого мнения, что раньше в королевстве давалось не мало разрешений на проведение дуэлей, и такая практика существовала и в других государствах.
Я считал, что таким способом можно искоренить этот варварский обычай, позволяющий оскорбленному самому вершить справедливость и находить удовлетворение в пролитии крови своего врага.
Но, прочитав не по одному разу сочинения подлинных знатоков этого важного предмета и немало поразмыслив над ними, я обнаружил, наиболее откровенные и решительные из современных философов высказывают мнение, что короли поставлены для того, чтобы оберегать своих подданых, а не губить их, и потому не могут подвергать их жизнь опасности без какой-либо общественной пользы или особой необходимости, что они не могут и дозволять поединки между ними, ибо в них зачастую невинный проигрывает виноватому - ведь оружие капризно, а Бог не всегда считает своим долгом отдать победу защитнику правого дела.

продолжение следует


главное - без фанатизма! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вдохновительница Фронды




Сообщение: 664
Зарегистрирован: 02.12.08
Репутация: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.04.09 14:26. Заголовок: Знаменитый эдикт про..


Знаменитый эдикт против дуэлей короля Людовика Тринадцатого:

(февраль 1626 г.)

Мы, Людовик и т. д... Так как нет ничего, что нарушало бы более святотатственным образом божеский закон, чем необузданная страсть к дуэлям, и нет ничего вреднее для сохранения и увеличения нашего государства, так как благодаря этому исступлению погибает большое количество нашего дворянства, которое является одним из главных устоев государства, то мы до сих пор изыскивали все возможные для нас средства, чтобы прекратить это угрозой суровых кар и примерных наказаний, налагаемых за это преступление нашими предыдущими эдиктами; но так как качество названных наказаний таково, что некоторые из имеющих честь быть нашими приближенными часто осмеливались докучать нам своими просьбами о смягчении их строгости в различных случаях, благодаря чему виновные, которые в силу милости и снисхождения получили наши грамоты о помиловании, остаются, вопреки нашему намерению, совершенно безнаказанными, и, кроме того, мы недавно должны были уступить настойчивой просьбе, обращенной к нам нашей дорогой и возлюбленной сестрой, королевой Великобритании, и во внимание в ее свадьбе... пожаловать общее прощение за все названные преступления в прошлом,— то мы желаем прийти на помощь и принять снова меры к тому, чтобы впредь подобные преступления не совершались в надежде на безнаказанность, а также заранее воспрепятствовать вольности и исполнению всех просьб и ходатайств, которые могут быть к нам обращены для освобождения виновных от заслуженного наказания.

Не отменяя на будущее время наших предыдущих эдиктов, мы решили и постановили установить и наложить новые наказания, тем более соответствующие предположенным нами целям, что ввиду их меньшей суровости будет менее удобным просить нас и докучать нам об избавлении от них виновных, которые никогда, ни по какому поводу и никаким путем не смогут быть освобождены от них.

I. Ранее совершенные вины и преступления против эдиктов о дуэлях и поединках прощаются. Приказываем, чтобы все, кто в будущем совершит это преступление, как вызвавшие, так и вызванные на дуэль, невзирая ни на какие грамоты о помиловании, которые они могли бы получить от нас хитростью или иным образом, с этого времени были лишаемы всех своих должностей, если они их имеют... и, равным образом, всех пенсий и прочих милостей, какие они получат от нас, и сверх того, были наказаны по всей строгости наших предыдущих эдиктов, если только судьи найдут, что серьезность преступлений и обстоятельства будут того заслуживать... Смягчение нижеизложенных наказаний не будет распространяться на тех, кто, вопреки настоящему эдикту, совершит убийство, в каковом случае мы желаем, чтобы имела место строгость наших предыдущих эдиктов.

III. Также повелеваем, чтобы третья часть имущества вызвавших и вызванных на дуэль была конфискуема.

IV. Так как вызывающий является главным виновником преступления обоих лиц, то мы повелеваем, чтобы, кроме вышепоименованных наказаний, всякий, сделавший вызов, подвергался на три года изгнанию и, вместо трети имущества, терял половину; не исключается более строгое наказание, если наши обычные судьи найдут, что тяжесть преступления заслуживает этого.

VI. Повелеваем, чтобы те, кто, затеяв ссору в королевстве, встретились вне его или на его границах, были преследуемы совершенно так же и в таком же порядке, как и те, которые поступят вопреки нашему настоящему эдикту, не выходя из нашего королевства.

VII. Что касается тех, которые, не довольствуясь тем, что совершают столь тяжелые преступления пред богом и людьми, привлекают и приглашают к этому других лиц и пользуются ими в качестве вторых, третьих и т. д. секундантов, то мы повелеваем, чтобы они без всякой пощады наказывались смертью по всей строгости наших эдиктов, и отныне объявляем вызывающих и вызванных на дуэль, которые будут пользоваться названными вторыми, третьими и более секундантами лишенными чести; они и их потомство объявляются лишенными дворянства и навсегда лишаются права занимать всякие должности с тем, чтобы ни мы, ни наши преемники не могли возвратить их в прежнее состояние и снять с них пятно бесчестия, которого они по справедливости будут заслуживать..., однако названные вторые и третьи секунданты подлежат только тем же наказаниям, как и вызванные.





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 25 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
         
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  4 час. Хитов сегодня: 38
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



"К-Дизайн" - Индивидуальный дизайн для вашего сайта