Сообщение: 14
Зарегистрирован: 12.08.10
Откуда: Россия, Томск
Репутация:
0
Отправлено: 13.08.10 16:10. Заголовок: Да, неплохая книга, ..
Да, неплохая книга, в своё время с интересом прочитал. У Эрланже еще "Генрих III" есть, тоже неплохая вещь. Предлагаю вашему вниманию лекцию, которую я читал студентам исторического факультета своего университета. Есть еще презентация в PowerPoint, только не знаю, как её можно прикрепить сюда и можно ли вообще.
Гражданские религиозные войны во Франции во 2-ой половине 16 века Во второй половине 16 века Франция вступила в период политического кризиса, проявлением которого стали религиозные (гражданские) войны между католиками и кальвинистами, длившиеся с короткими перемириями более 30 лет. Периодизация. 3 даты начала войны: а) 1559г. - мир в Като-Камбрези 6)1560г. — Амбуазский заговор в) 1562 - резня в Васси 3 основных этапа войн: 1. 1559(1560, 1562)-1570 2. 1572-1576 3. 1580-1598 Причины. Комплексом начальных условий послужила обстановка, сложившаяся во Франции вскоре после окончания Итальянских войн (1559 г.) в которых Франция потерпела поражение. Пока шли войны оппозиционные настроения, связанные с укреплением абсолютизма, не проявлялись особенно резко: дворянство в значительной степени кормилось войнами, "беспокойные" необеспеченные социальные элементы поглощались военным наёмничеством, горожане и крестьяне надеялись на облегчение положения после победы. Прекращение Итальянских войн поставило французское дворянство перед необходимостью искать новую сферу активности, новые пожалования земель, пенсий, должностей. Вернувшаяся с войны провинциальная родовитая знать, ещё не рассталась со стремлением к возврату своей привилегии вести себя независимо по отношению к королю. В среде придворной аристократии росло недовольство увеличением власти бюрократии и нового дворянства мантии - "выскочек" в глазах старой аристократии. Кроме того, к середине 16 века вследствие "революции цен" для крестьян и бюргеров стало особенно ощутимо увеличение королевских налогов. Первый период религиозных войн: 1559(1560,1562)—1570. В короткий период правления Франциска II (1559—1560) при дворе возросло влияние Лотарингских герцогов Гизов, родственников Марии Стюарт — будущей шотландской королевы, а пока супруги молодого короля. Франциск (Франсуа) Гиз, главнокомандующий королевской армией, и его брат кардинал Карл Гиз, возглавили дворян недовольных проабсолютистекой политикой. Эта знать имела опору в старинном домене короля — северо-восточных и центральных провинциях. В юго-западных и южных областях Франции локализовалась протестантская оппозиция абсолютизма. Её возглавляли принц крови Антуан Бурбон и принц Конде. Представители этой группировки называли себя гугенотами от западно-швейцарского "eidguenots" — сообщник, сотоварищ. Южное и юго-западное дворянство не удостаивалось особого покровительства и поддержки со стороны короля и поэтому видело средство к улучшению своего экономического положения в секуляризации церковных земель, и с этими целями охотно принимало кальвинизм. Новая вера содействовала укреплению нарушенных абсолютизмом вассальных связей титулованной знати с провинциальным дворянством. Теперь вассальные связи скреплялись общностью веры и противостоянием католицизму. Конкурирующие дворянские группировки северо-востока и юго-запада сначала стремились подчинить своему влиянию короля, а затем перешли к антидинастической борьбе, выдвигая каждая своего кандидата на престол. Амбуазский заговор — попытка дворцового переворота, организованная в 1560 г. гугенотской аристократией во главе с принцем Конде. Целью заговора было отстранение Гизов, созыв Генеральных штатов и обеспечение интересов принца крови Антуана Бурбона и гугенотов. Для этого южное дворянство предприняло поход на королевский замок Амбуаз. Заговор был раскрыт, мятежные дворяне казнены, Конде арестован. Только неожиданная смерть Франциска II спасла принца от казни. Франциску II наследовал его брат Карл IX, малолетство которого потребовало назначения регента. Регентшей стала королева-мать Екатерина Медичи. Она пыталась примирить противоборствующие группировки, однако ее политика компромисса враждебно воспринималась как католиками, так и гугенотами. В 1562 г. отряд герцога Лотарингского Франциска Гиза расправился с небольшой группой гугенотов, собравшихся в местечке Васси в провинции Шампань для отправления культа. Провинция Шампань находится к востоку от Парижа, то есть на территории католиков, собираться здесь протестантам было большим риском. Вообще Гиз имел полное право вершить свой суд в подвластных ему землях. Убийство в Васси положило поводом для начала религиозной гражданской войны во Франции. Крупных сражений не происходило. Обе феодальные группировки стремились захватить влияние на короля и править от его имени. Католическая сторона находила поддержку в северной части Франции, она опиралась на Париж, ее программа — "Один король, один закон, одна вера". Юг Франции объединился вокруг Бурбонов и крупных феодальных фамилий. Вождями гугенотов были принц Конде и адмирал Гаспар де Колиньи. С целью мирного урегулирования конфликта Екатерина Медичи совершила вместе с малолетним королем великое путешествие по Франции (январь 1564-май 1566). Первый период войн закончился эдиктом примирения в Сен-Жермене (1570) (лат. edictum, от edico - объявляю). Гугеноты получили право на богослужение в пределах предместьев каких-либо двух городов в каждом губернаторстве Франции, а также право занимать общественные должности. Кроме того, им были предоставлены четыре военные крепости Монтобан, Коньяк, Ла Рошель, Лашарите. Второй период религиозных войн; 1572—1576. Широкомасштабные военные действия. Гугеноты и католики стали выступать против правящей династии. Политические факторы второго периода религиозных гражданских войн Католики остались недовольны Сен-Жерменским миром. В первый период войны гугеноты были дважды разбиты королевской армией, причем в одной из битв погиб принц Конде - глава гугенотов. После смерти Конде формальным лидером гугенотов стал молодой принц Генрих Бурбон Наваррский, а реальное военно-политическое руководство перешло в руки адмирала Гаспара де Колиньи. Правительство опасалось чрезмерного усиления ультракатолической партии, возглавляемой лотарингскими герцогами Гизами, которых поддерживала Испания, и предоставило гугенотам большие уступки. Представители гугенотов были включены в Королевский совет. Особое влияние приобрел в нем Колиньи, предложивший королю сплотить католическое и гугенотское дворянство в новой войне против Испании, послав экспедицию на помощь восставшим нидерландским кальвинистам. По замыслу Екатерины Медичи мир должен был скрепить брак сестры короля Маргариты Валуа и Генриха Бурбона. С этим браком связано событием, ставшее началом второго периода войны - расправа над гугенотами в Париже в ночь на 24 августа 1572 г. — праздник святого Варфоломея. «Варфоломеевская ночь» стала нарицательным выражением и вошла в историю как символ религиозного фанатизма и слепого насилия. Ход событий Итак, 18 августа 1572 г. состоялась свадьба Маргариты Валуа и Генриха Бурбона короля Наварры. Молодожёнам было тогда по 19 лет. На церемонию съехался цвет гугенотского дворянства. Двор стремился поразить подданных пышностью торжеств и сплотить всех в общей радостью, однако парижане ненавидели вчерашних врагов — еретиков гугенотов. Испанские шпионы проповедники-агитаторы предсказывали Божий гнев, который должен был неминуемо покарать город, где допустили богомерзкую свадьбу. 22 августа адмирал Колиньи был ранен выстрелом из аркебуза в руку. Стрелявший успел скрыться, но, как выяснилось, стреляли из дома одного из чиновников, находившегося под покровительством герцога Генриха Гиза. У Генриха Гиза были основания ненавидеть адмирала — его влияние на короля ставило под угрозу положение Гизов. Кроме того, между их родами была кровная вражда, так как Колиньи считался организатором убийства в 1563 г. Франциска Гиза, отца Генриха. У постели раненого Колиньи собрались возбужденные гугеноты, обсуждая, следует ли добиваться правосудия от короля или бежать из Парижа и самостоятельно мстить Гизам, и королю, если он не воздаст обидчику по заслугам. Все это было высказано и самому королю Карлу IX, и Екатерине Медичи, пришедшим выразить сочувствие. Карл IX пригласил своего лучшего медика, нашедшего рану неопасной, и, пообещал наказать виновных и прислать солдат для охраны дома больного адмирала. В ночь с 23 августа на 24 августа заседал своеобразный "кризисный комитет": король, Екатерина Медичи, брат короля герцог Анжуйский, маршал, канцлер и приближённые к королю вельможи. Многие участники этого заседания рассказывали о нем в своих мемуарах, стараясь переложить ответственность за последующие события с себя на других. Поэтому трудно установить, кто был инициатором принятого решения. Вероятнее всего победил общий план нанесения превентивного (опережающего) удара по гугенотам, грозившимся начать войну. Городским властям было приказано мобилизовать городскую милицию и запереть ворота. Примерно в два часа ночи к дому Колиньи явились люди Генриха Гиза и солдаты из королевской охраны. Они убили адмирала и выкинули тело на улицу. Согласно плану ударил сигнальный набат. Отряды Генриха Гиза и герцога Анжуйского стали врываться в дома, где разместились знатные гугеноты и убивать всех подряд. Однако жизнь Генриху Бурбону сохранили, заставив его под угрозой смерти принять католичество. Согласно историческому преданию на домах жертв заранее проставлялись белые кресты. Однако это легенда, так как у чиновников дворцовой службы и так были на руках необходимые списки, поскольку прибывшие гугеноты становились на государственное довольствие. Образ крестов возник в гугенотских описаниях позже как реминисценция (от лат. reminiscentia - воспоминание) из Библии — гугеноты отождествляли себя с еврейскими младенцами, вырезанными в Египте фараоном. Реакция Парижан: Утром разнеслась весть, что расцвел сухой боярышник на кладбище Невинноубиенных. Толпы парижан желали убедиться в этом чуде. Смысл его был очевиден — Бог показывает, что католики начали святое дело. Удобный повод продолжить убийства, которые продолжались ещё неделю, перекинувшись из Парижа в некоторые города. В Париже погибли около 2 тыс. человек Общее число погибших по всей Франции в погромах конца августа — начала сентября составляет не менее 5 тыс. человек. Реакция короля и его правительства: Уже утром 24 августа король отдает приказ о немедленном прекращении беспорядков. Затем утверждает, что все случилось по его воле. Но не аннулирует прежний Сен-Жерменский мир, а, напротив, подтверждает его статьи о религиозной свободе на специальном заседании Парламента, отменив лишь право гугенотов иметь собственные крепости и собственные войска. В письмах, разосланных протестантским государям, правительство утверждало, что король не покушался на религиозную свободу подданных. Речь шла только о ликвидации гугенотского заговора против короля. Но вмешательство парижской черни привело к излишнему кровопролитию. В свою очередь, в Рим и Мадрид (то есть в центры католичества) Екатерина Медичи писала, что случившееся есть осуществление давнего ее плана восстановить католическое единоверие в стране. Вокруг Варфоломеевской ночи вот уже несколько сотен лет не стихают споры. Они ведутся по поводу различных ее интерпретаций. Трагедия в Париже знаменовала не только начало второго периода войн, но была свидетельством изменения позиции власти. До 1572 г., будучи не в силах предотвратить начавшиеся войны, корона пыталась держать под контролем военные действия и стремилась к примирению противоборствующих сил. В Варфоломеевскую ночь власть не препятствовала столкновению. Разрешив католикам учинить расправу над гугенотами в Париже, она подтолкнула начало гражданской войны в масштабе всей Франции. До Варфоломеевской ночи Реформация была партией знатных вельмож. Они сделали из нее силу политической оппозиции. Благодаря уничтожению дворян пасторы возвращают свое место руководителей общин. Теперь в общинах господствуют не политический расчёт, а религиозная исступленность и искренность верующих. Вновь появившееся в протестантском обществе превосходство духовного начала над политикой, возможно, является одной из причин, помешавших Генриху Наваррскому вернуться в католическую веру, как того требовала от него Екатерина Медичи. Историческое значение и результаты второго периода. Воплощением идей гугенотов о возврате к старым порядкам сословного самоуправления стало создание гугенотского государства на юге Франции. Самоуправляющаяся Гугенотская конфедерация имела свою армию и систему налогов. Главную роль в создании и укреплении Гугенотской конфедерации сыграли местные представительные учреждения - Провинциальные штаты, традиция созыва которых не прерывалась с формированием абсолютизма. Провинциальные штаты держали под контролем реформатские церкви, диктуя им свои требования и таким образом втягивая их в политическую борьбу. Кроме церковной организации дворяне-гугеноты использовали в своих интересах кальвинистское учение о праве на сопротивление государю-тирану как презревшему волю Бога и нарушившему древние привилегии народа. Окончательное оформление Гугенотской конфедерации произошло на съезде гугенотов в Ниме в 1575 г. Второй период религиозных войн закончился удовлетворением требований гугенотов: предоставлением свободы отправления культа повсюду, кроме Парижа и территорий принадлежащих королевскому двору, а также права организовать свои отделения при судебных палатах (парламентах) провинций. Кроме того, гугенотам разрешалось воспользоваться еще 8 крепостями помимо ранее полученных. Король также согласился признать преступлением убийства, совершенные в Варфоломеевскую ночь, возвратить конфискованное у гугенотов имущество. На исходе второго периода религиозных войн, в 1576 г., образовалась Католическая лига. Во главе католиков стоял Генрих Гиз - сын Франциска Гиза. В создании лиги принимал участие король Генрих III, вступивший на престол в 1574 г. В своей декларации Католическая лига предлагала полностью восстановить и впредь сохранять католическое вероисповедание. Помимо этого выдвигались требования вернуть провинциям их права и старинные вольности. Принадлежность к лиге объявлялась обязательной для всех католиков. Третий период религиозных войн; 1580—1598. Характеризуется появлением на политической арене Генриха Наваррского в качестве вождя гугенотов, образованием Парижской лиги и, наконец, гибелью короля Генриха III. Политические факторы третьего периода религиозных гражданских войн. После Варфоломеевской ночи Генрих Наваррский, отрекшийся от протестантства ради сохранения жизни, находился под наблюдением. Его теща, Екатерина Медичи не доверяла ему. Сумев бежать из Парижа, 23-летний Генрих Наваррский стал в 1576 году лидером протестантской партии. Его жена Маргарита оставалась фактически пленницей короля Генриха III, обвинявшего ее в сговоре с мужем. Новым фактором изменения политики - стала угроза прерывания власти династии. Безвременная кончина в 1584 г. последнего мужского представителя династии Валуа — герцога Алансонского, младшего брата бездетного Генриха III, привела к тому, что дофином Франции стал Генрих Наваррский. Перспектива появления на троне гугенота заставила вождей Католической лиги, в первую очередь Гизов, выдвинуть своего кандидата на престол — кардинала Карла Бурбона (дядя Генриха Наваррского). Такая позиция Католической лиги подтолкнула Генриха III к сближению с Генрихом Наваррским так как тот, будучи мужем сестры Генриха III всё таки мог продолжить династию и поддержать всех родственников короля. Вождю гугенотов было сделано предложение перейти в католицизм, чтобы иметь право на престол. В Париже сформировалась Парижская лига (1585-94) - объединение всех слоев населения Парижа. Парижская лига, в которую входило большинство мужского населения Парижа, боролась и против Генриха III и против вождя гугенотов Генриха Наваррского. Католическая Лига заставила короля в 1585 г. издать эдикт, которым отнимались все прежние права и преимущества у гугенотов, католицизм объявлялся господствующей религией во Франции, а всем исповедовавшим другие религии предписывалось покинуть страну в течение месяца. Гугеноты взялись снова за оружие, и началась религиозная война, известная в истории под именем "войны трех Генрихов" (Генрих III, Генрих Гиз, Генрих Наваррский). Протестантская Германия поддержала гугенотов присылкою войск, Англия - деньгами. Осенью 1587 г. Генрих Наваррский нанес католикам поражение (битва при Кутре). Несмотря на это, Генрих Гиз, пользуясь бунтом парижан, заставил короля издать эдикт, лишавший права на французский престол лиц не католического вероисповедания, прежде всего, имелся в виду Генрих Наваррский. Однако уступки короля уже не удовлетворяли Католическую Лигу - она решила свергнуть и короля и Генриха Наваррского. Дерзость Парижской лиги и их вождя Генриха Гиза, претендовавших на право руководить действиями короля, сближение католиков с испанским королем Филиппом II побудили Генриха III весной 1588 г. к союзу с Генрихом Наваррским. Позиция короля вновь вызвала волнение в Париже. После народного восстания в Париже в мае 1588 г. Парижская лига добилась низложения Генриха III и создания временного правительства. Генриху Гизу удалось привлечь всех парижан на свою сторону. В распоряжении Генриха III оставались одни наемники. Сложившаяся обстановка заставила короля покинуть Париж. Парижские бюргеры опасались решительных действий городских низов в отсутствие короля. Генрих III пошел на перемирие, вернулся и попытался вновь стабилизировать обстановку в стране, созвав в октябре 1588 г. Генеральные штаты. Однако Генеральные штаты не заботились о стабильности и под давлением Гизов депутаты решили продолжать войну с гугенотами. Доведенный до отчаяния король приказал убить Генриха Гиза. В декабре 1588 г. приглашенный в Лувр герцог Гиз был заколот. Однако расправа над Гизом не принесла ожидаемой Генрихом III победы. Убийство Гиза привели к новому восстанию парижан. Войска короля были разбиты войсками Католической лиги. Основным побуждающим фактором бунта Лиги является признание наследником трона того, кто не разделяет религиозных убеждений большинства населения, то есть кальвиниста Генриха Бурбона Наваррского. В народном сознании верность Богу и верность королю сталкиваются и противоречат друг другу. В августе 1589 г. Генрих III по приказу папы римского Сикста V был убит кинжалом доминиканским монахом Жаком Клеманом, проникшим в его военный лагерь. Перед смертью король в полном сознании назвал Генриха Наваррского своим законным наследником. В этом же году умерла Екатерина Медичи. Оценка политической деятельности Екатерины Медичи Цель, которую Екатерина себе поставила, была нелегкой. Сохранять более чем в течение четверти столетия единство нации, расколовшейся на две, или даже на три, группировки, — это никак нельзя считать обычной ловкостью. Такая цель требовала многоплановых действий одновременно по всем направлениям и заставляла переступать через любые препятствия. Одним из основных орудий Екатерины стала свита из двухсот фрейлин королевского двора. Это были самые красивые и обаятельные молодые женщины Франции, обученные и искушенные во всех вопросах взаимоотношения с противоположным полом. Историки в последствии называли их «летучий эскадрон любви». С помощью девиц из своей свиты королева-мать атаковала и побеждала самых грозных противников. И за это ее прозвали «великой сводницей королевства». Эти агентки любви по указанию Екатерины Медичи вытягивали любые сведения из мужчин, стоящих у власти или оказывали на них нужное влияние. Их жертвами становились короли и министры, иностранные дипломаты и полководцы, принцы, вельможи и даже прелаты (общее название всех высших чинов католического духовенства). В частности Антуан Бурбон был полностью под контролем одно из агенток Екатерины Медичи. Для того, чтобы остаться с ней он порвал со своими друзьями кальвинистами, перешёл на службу к католикам и даже отказался от претензий на регентство, то есть, по сути - от высшей власти в государстве. Его не остановило даже личное послание Кальвина, который просил его не поддаваться «сетям Венеры». В подобные сети попали и многие другие лидеры гугенотов, например гугенот принц Конде, который под влиянием подосланной любовницы согласился воевать против англичан — союзников гугенотов. В политическом плане особенностью власти Екатерины Медичи стало участие всех французов в делах королевства. После ослабления абсолютизма, которое происходило в течение полувека, Генеральные штаты собираются четыре раза. Но не только на этих собраниях слово предоставляется подданным: дискуссии продолжаются на многочисленных ассамблеях и коллоквиумах. Это провинциальные штаты. Вне этих собраний каждый может свободно высказать свое мнение и распространить в печатном варианте: в эту эпоху были издано многие сотни памфлетов, манифестов, мемуаров и трактатов, адресованных королю или общественному мнению. Цензуры не существовало. Даже если полиция начинает преследования, то ей чаще всего не удается найти ни мест хранения печатной продукции, ни перехватить экземпляры, распространяемые разносчиками по всей стране. В этом изобилии эмоциональной и направленной против королевы информации Екатерина занимает самую разумную позицию: не мешать и, смеясь, издеваться над оскорблениями. Как только она действительно взяла в свои руки власть от имени Карла IX, костры инквизиции погасли повсюду. Преследование «инакомыслящих» вылилось в другие формы военных действий. В экономическом плане один неурожайный и голодный год сменял другой: 1562-1563, 1565-1566 и особенно 1573-1574, 1586-1587 гг. Правительство королевы-матери оказывается безоружным, но не бездеятельным. Организована общественная помощь голодающим. Принимаются меры, чтобы избежать голода в будущем: появляются муниципальные запасы продовольствия для упорядочения снабжения. Голод сопровождается повышением цен на продукты питания вследствие революции цен. Решение будет найдено: в 1577 году денежную единицу ливр заменит экю — реальная денежная единица. Власти сами установят обменный курс. Эта денежная реформа даст возможность скромным рантье, каких в народе большинство, сразу же получить достойный доход. Стабилизация денежной системы происходит одновременно с установлением равновесия в торговле. Считалось, что причиной нарушения международного обмена является импорт предметов роскоши. Чтобы исправить такое положение, Екатерина поощряет развитие новых видов деятельности: разведение шелковичного червя, ткачество, выращивание апельсиновых деревьев, организация национальных конезаводов. Внешнеполитическая обстановка была использована наиболее оптимально. Международное давление является опасностью, которая могла бы погубить Францию во время гражданских волнений. Однако Англия занята военными действиями в Шотландии и Ирландии, Испания — восстанием в Нидерландах и бунтом морисков. Это было удачным стечением обстоятельств. В повседневной борьбе у Екатерины был более постоянный, чем удача, союзник — французский народ. В ходе гражданских сражений развилось обостренное национальное сознание: французы поняли, что все они братья, дети одной матери — Франции. Образ матери Франции воплотился в личности королевы-матери. Она внушала сыновнее почитание и одновременно страх и ненависть. Ее нравственное превосходство признавали обе противоборствующие группировки. И друзья, и враги, все французы сваливают на Екатерину заботу о поддержании согласия между ними. Период безвластья 1589-1594. Окончание религиозных войн. Францию опустошали дворянские отряды и иноземные наемники. Испанский король Филипп II в 1592 г. ввел в Париж из Нидерландов свой гарнизон. Во многих городах вспыхнули восстания, пришло в движение и крестьянство. Страна оказалась на грани национальной катастрофы. В этих условиях развернула свои решительные действия армия Генриха Наваррского - законного наследника престола. В середине 1593 г. он приблизился к Парижу и начал осаду. Генрих отрезал его от источников снабжения: сжег в окрестностях все мельницы и разобрал мосты. Париж сопротивлялся около трех месяцев: военные силы города превосходили армию Генриха Наваррского. В осажденном городе продолжала свою работу ассамблея сторонников Католической лиги, обсуждался вопрос о престолонаследии. В нарушение традиции лига брала ответственность за престолонаследие на себя. Это обстоятельство подтолкнуло Генриха Наваррского к решению о принятии католичества. По этому поводу ему принадлежит высказывание: «Париж стоит мессы». Законный наследник престола, хотя и был французом, но в глазах своих соотечественников оставался, прежде всего, гугенотом — еретиком. Торжественное отречение от кальвинизма состоялось в июле 1593 г., в феврале 1594 г. состоялась коронация. Коронация Генриха Наваррского Бурбона, однако, не означала завершение гражданской войны, так как не был решен вопрос о религии. Лишь 13 апреля 1598 году был подписан Нантский эдикт, который стал гарантией мира в послевоенной Франции. Эдикт объявил в качестве официальной галликанскую церковь. В эдикте декларировались права граждан на сословные статусы, имущество, образование, суд, медицинскую помощь независимо от того католики они или кальвинисты. Однако реализация этих прав для католиков и гугенотов была не одинаковой. Эдикт территориально ограничивал права кальвинистов на отправление культа: молебны могли совершаться в строго указанных местах, из которых исключались Париж, все крупные города и епископские резиденции. Кальвинисты могли обучать своих детей только в своих школах, коллегиях и университетах, которые разрешалось строить в местах отправления ими культа. Они не могли воспользоваться госпиталями, так как последние находились под покровительством католической церкви. Право на суд кальвинистам разрешалось осуществлять только в специальных палатах, созданных при провинциальных парламентах. Кальвинисты, как подданные короны, обязывались платить церковную десятину в пользу галликанской церкви, хотя они и не признавали этой церкви. С политической точки зрения Нантский эдикт был призван содействовать укреплению власти на местах. Повсеместное действие Нантского эдикта, начиная с 1598 г., лишало знать права по собственному усмотрению решать конфессиональную проблему в своих сеньориях. Генрих IV сделал важный шаг к превращению феодалов, прежде обладавших столь значительной привилегией, в простых королевских подданных. В интересах мира Генрих IV разрешил кальвинистам оставить за собой города-крепости, занимаемые ими со времени образования Гугенотской конфедерации. Это право жаловалось как "королевская милость" на 8 лет, по истечении которых надлежало его продлить либо отменить.
Сообщение: 30
Зарегистрирован: 12.08.10
Откуда: Россия, Томск
Репутация:
2
Отправлено: 22.08.10 19:38. Заголовок: Предлагаю следующий ..
Предлагаю следующий небольшой текст, сделанный на основе (но не только нее) книги "Варфоломеевская ночь: Событие и споры". Сб. статей. М.: РГГУ, 2001 Версии интерпретации Варфоломеевской ночи Первая, "классическая", возлагает основную ответственность на правительство, главным образом на Екатерину Медичи. Эта версия была высказана еще в гугенотских памфлетах. Королеве приписывалось давнее желание истребить гугенотскую знать, да и вообще всех аристократов. Вторая «модернизированная классическая интерпретация». В какой-то мере Екатерина Медичи реабилитирована, поскольку массовое истребление гугенотов, разжигание религиозного фанатизма никак не вяжутся с предшествующей политикой королевы, и до и после Варфоломеевской ночи делавшей все возможное, чтобы установить мир в стране, успокоить страсти. Екатерину обвиняют в стремлении устранить Колиньи, чтобы помешать росту его влияния на ее сына, молодого короля, рвущегося в бой, или же чтобы воспрепятствовать бессмысленной и заведомо обреченной на провал войне с Испанией к которой призывали гугеноты. К этому мотиву могло добавиться стремление ослабить Гизов (и всю ультракатолическую партию), свалив на них ответственность за убийство Колиньи. Неудача покушения спутала планы — тогда королева и правительство решают нанести упреждающий удар и, чтобы избежать мести со стороны гугенотов, дают приказ об истреблении их вождей. Третья "ревизионистская" концепция. (ревизия - пересмотр) Эта концепция призывает отказаться от стереотипов XIX в., довлеющих над историками. Снимает ответственность с короля и правительства. В устранении Колиньи были заинтересованы Гизы, а также испанцы, пытавшиеся укрепить свой контроль над Францией, и папа римский. Орудием этих сил были фанатичные проповедники, оплаченные испанским золотом. Король Карл IX и Екатерина Медичи пытались остановить побоище, но оказались бессильны. И без того слабый государственный аппарат вышел из повиновения, парализованный действиями феодальных группировок. И правительство предпочло показаться скорее вероломным, чем слабым, взяв задним числом ответственность за погромы на себя, чтобы как-то укрепить свой авторитет. Представители четвёртого (культурологического) направления переносят проблему в иную плоскость. Антигугенотская спонтанная реакция вызвана не происками иностранной агентуры, но вытекает из самой сути социальных и культурных процессов в Париже, из стремления католиков (большинства населения Франции) предотвратить неминуемый распад социума в результате религиозного раскола. Это стремление усиливалась ожиданием конца света. Еретики страшны не только сами по себе, но еще и тем, что неминуемо вызовут гнев Бога за попустительство им. Христианнейший король Франции должен выполнить божью волю и дать приказ истребить злодеев; в противном случае он сам может быть заподозрен в пособничестве антихристу в лице еретиков. Неудачное покушение на Колиньи загнало короля в тупик, он не мог наказать Гизов (это значило поднять против себя всех католиков и самому предстать в образе слуги Антихриста), но и не мог избежать новой войны с гугенотами. Правительство хотело уничтожить только вождей гугенотов ради поддержания согласия и мира в стране. Но эта акция монархии неожиданно переросла в спонтанный погром, движимый отчаянием эсхатологического видения событий.
Отправлено: 15.07.11 14:00. Заголовок: Amie du cardinal, пр..
Amie du cardinal, прекрасная статья, спасибо!
Я уже давно пришла к выводу, что Екатерина и Карл не были причастны ни к покушению на Колиньи (уверена на 99%, что это было дело рук Гизов, поскольку, если рассуждать логически, это не "почерк" Екатерины, да и к тому же она всегда прилагала усилия, дабы установить мир в королевстве и подобная провокация ей была крайне нежелательна), ни к массовой резне. Очень интересен для исследования Варфоломеевской ночи труд Дени Крузе "Варфоломеевская ночь. Утраченная мечта Ренессанса."
Кристофер Марло (Christopher Marlowe) (февраль 1564, Кентербери, — 1.6.1593, Дептфорд), английский поэт и драматург. "Парижская резня" была написана Марло между 1590 и 1593 гг.; возможно, это его последнее драматическое произведение. Постановка пьесы состоялась в театре "Роза" в 1593 г.; единственное современное издание ее вышло без даты между 1594 и 1596 гг. Текст издания чрезвычайно испорчен: он представляет собой перепечатку не авторской рукописи, а, вероятно, небрежной записи на слух или плохого экземпляра, принадлежащего одному из театров. Первая сцена "Парижской резни", такие эпизоды, как отравление королевы Наварры, покушение на Колиньи, подготовка к избиению гугенотов, соответствуют изложению этих событий в книге "Три части комментариев, содержащих полное и исчерпывающее рассуждение о гражданских войнах во Франции", изданной в Лондоне в 1574 г. Марло мог использовать также книгу де Серре "Жизнь Гаспара Колиньи", переведенную с французского Голдингом в 1576 г. Однако материал для пьесы он мог черпать и из других многочисленных памфлетов о французских "религиозных войнах"; возможно также, что в пьесе нашли отражение личные впечатления Марло во время поездок на континент.
Отправлено: 20.10.11 02:14. Заголовок: Религиозные войны XV..
Религиозные войны XVI в. Родригес Александр Мануэльевич, Пономарев Михаил Викторович, Закаурцева Татьяна Алексеевна и др Новая история стран Европы и Америки XVI-XIX вв. Часть 3: учебник для вузов
Во второй половине XVI в. французское общество пережило тяжелейший кризис и затяжную гражданскую междоусобицу. В исторической литературе эти события получили название Религиозных войн. Действительно, противоборствующие стороны делились, прежде всего, по конфессиональному признаку: с одной стороны – приверженцы католической, с другой протестантской веры. Обе «партии» отличались пестрым социальным составом и включали в себя людей всех социальных положений – от принцев крови до городского плебса. Именно межконфессиональный характер конфликта обусловил крайнюю жестокость и фанатизм в действиях обеих сторон. Вместе с тем, у этого кризиса, помимо религиозных, были социальные и политические причины. Идеи протестантизма нашли отклик, прежде всего, у тех, кто был недоволен существовавшим порядком вещей и стремился изменить его в свою пользу. Возглавили движение члены крупных аристократических кланов, ранее оттесненных от трона более удачливыми конкурентами. Они силой оружия пытались восстановить свое прежнее влияние и, когда им это в той или иной степени удавалось, нередко переходили обратно в католицизм. Широко представленное в гугенотских армиях служилое дворянство с прекращением Итальянских походов утратило обильный источник дохода и рассчитывало компенсировать его присвоением церковных земель. Основной же опорой протестантизма во Франции стали города Юга. Они достаточно поздно вошли в состав Французского королевства и крайне болезненно восприняли посягательства центральной власти на местные свободы и обычаи, что создавало почву для ярко выраженных сепаратистских настроений. К тому же, на Юге еще были живы воспоминания об имевших там место массовых еретических движениях Средневековья. Все эти социальные элементы – крупная аристократия и мелкое дворянство, городской патрициат и плебс – объединились в оппозиционном движении, выступившем под знаменем протестантизма. И только среди крестьянства, составлявшего основную массу населения Франции, идеи Реформации сколько-нибудь существенного отклика не получили. После смерти Генриха II на престол взошел его сын Франциск II. Новому королю было 15 лет, и по законам того времени он считался совершеннолетним. Женой юного монарха была шотландская королева Мария Стюарт, родная племянница герцога Франциска Гиза и его брата Карла, кардинала Лотарингского. Именно Гизы получили при Франциске II всю полноту реальной власти, оттеснив на второй план другие аристократические фамилии. Зависть к «лотарингским выскочкам» заставила объединиться против них могущественные кланы Монморанси и Бурбонов. Очень быстро Гизы сумели настроить против себя двор и армию. Пытаясь восстановить государственные финансы, подорванные многочисленными войнами, они прекратили выплату пенсий придворным и жалования солдатам, чем спровоцировали недовольство тех и других. Кроме того, продолжая начатые Генрихом II религиозные репрессии, Гизы вызвали к себе ненависть гугенотов. В начале 1660 г. дворяне-протестанты составили заговор, имевший целью отстранить Гизов от власти. И хотя никто из видных аристократов непосредственно в число заговорщиков не входил, те действовали с ведома и одобрения принца Людовика Конде, родного брата короля Наварры Антуана Бурбона. В марте, когда двор находился в замке Амбуаз, Гизы узнали о заговоре и жестоко расправились с его участниками. Устроенная в Амбуазе бойня получила широкий резонанс в стране. Начались волнения гугенотов. Репрессивная политика Гизов вызвала противодействие также со стороны королевы-матери Екатерины Медичи, обеспокоенной обострением межконфессиональных противоречий. Под ее влиянием Франциск II издал в мае 1560 г. Роморантенский эдикт, положивший конец религиозным репрессиям. Протестантам была дарована свобода совести, хотя и запрещено публичное отправление культа. При поддержке Екатерины Медичи пост канцлера занял умеренный и осторожный политик Мишель Лопиталь. Видный правовед, приверженец гуманистических идей Эразма Роттердамского, он считал, что религиозные споры необходимо решать силой разума, а не оружия. В августе 1560 г. он на собрании нотаблей попытался примирить враждующие стороны, однако его призыв к компромиссу не встретил понимания ни у одной из них. Волнения гугенотов не только не прекратились, но и вылились в массовое иконоборческое движение. Считая почитание изображений Христа и святых проявлением язычества, протестанты врывались в католические храмы и уничтожали иконы и статуи. Видя, что увещевания не действуют на гугенотских вождей, правительство приказало арестовать принца Конде за соучастие в Амбуазском заговоре. Суд вынес ему смертный приговор. Но смерть Франциска II, последовавшая 5 декабря 1560 г., помешала привести приговор в исполнение. Покойного монарха сменил на троне его 10-летний брат Карл IX. Регентские права и реальную власть получила королева-мать Екатерина Медичи. Воспитанная на идеях итальянских гуманистов, она достаточно гибко подходила к вопросам религии, руководствуясь, прежде всего, соображениями государственной выгоды, которая побуждала ее стремиться к разрешению межконфессионального конфликта путем компромисса. Екатерина покончила с прежним всевластием фанатично настроенных Гизов и в противовес им приблизила к трону Антуана Бурбона, назначив его наместником королевства. Принц Конде был освобожден из тюрьмы. 13 декабря 1560 г. в Орлеане открылись Генеральные штаты, где канцлер Лопиталь вновь попытался примирить католиков и гугенотов, обратившись к ним с призывом проявлять терпимость по отношению друг к другу. Идею веротерпимости депутаты, среди которых большинство составляли умеренные католики и протестанты, не отвергли. Но они отказали правительству в субсидиях, необходимых для покрытия государственного долга. Все сословия попытались воспользоваться ослаблением монархии, чтобы уменьшить свою зависимость от центральной власти. Духовенство предложило вернуться к выборности церковных должностей, на которые, согласно Болонскому конкордату 1516 г., назначал король. Дворяне-гугеноты подвергли сомнению способность королевы-матери выполнять регентские обязанности и предложили установить над ней контроль Генеральных штатов. Депутаты от третьего сословия выразили недовольство фискальным гнетом. В результате, Штаты так и не приняли решения о выделении правительству запрошенных финансовых средств. В августе 1561 г. собравшиеся в Понтуазе Генеральные штаты вновь отказались дать согласие на увеличение налогов. Правда, духовенство, испуганное предложением некоторых депутатов использовать для уплаты государственного долга церковные доходы, согласилось погасить часть долга из своих средств. Продолжая добиваться примирения католиков с гугенотами, Екатерина Медичи организовала в сентябре 1561 г. диспут между ведущими теологами обеих конфессий, а 17 января 1562 г. издала эдикт («Январский эдикт»), разрешивший протестантские богослужения за пределами городов. В городах же кальвинистам было дозволено собираться в частных домах. Уступки регентши протестантам вызвали возмущение непримиримых католиков и побудили их объединить свои силы. Даже коннетабль Монморанси, чей племянник адмирал Колиньи был одним из вождей протестантов, переступил через былые разногласия с кланом Гизов и сблизился с ними, чтобы вместе бороться против гугенотской угрозы. Монморанси, герцог Гиз и маршал Сент-Андре составили «триумвират», противодействовать которому Екатерина Медичи не могла. Им также удалось привлечь на свою сторону Антуана Бурбона, которому испанский король Филипп II, активно поддерживавший рьяных католиков, пообещал выделить владения в Италии. 1 марта 1562 г., когда герцог Гиз проезжал через местечко Васси, люди его свиты напали на собравшихся для богослужения гугенотов, убив 23 человека и ранив около сотни. Весть об этой резне по-разному отозвалась в разных частях страны, но никого не оставила равнодушным. Париж встретил герцога как героя. Во многих городах, где католики составляли большинство, также начались расправы с гугенотами. Зато на Юге, где в городах преобладало протестантское население, насилию, напротив, подвергались католики. Протестантские общины Франции, еще в 1560 г. создавшие военный союз, сформировали армию, которую возглавил принц Конде. В «Декларации», выпущенной после резни в Васси, он объявил, что король пленен Гизами, и призвал протестантов к оружию, дабы заставить власти выполнять «Январский эдикт». Весной 1562 г. гугеноты начали наступление, захватив ряд крупных городов – Тур, Блуа, Анжер, Пуатье, Лион, Руан и др. Английская королева пообещала французским кальвинистам финансовую и военную поддержку. Из Германии на помощь им двинулись протестантские наемники. Осенне-зимняя кампания 1562–1563 гг. принесла успех католикам, но стоила жизни большинству их вождей. При осаде Руана погиб Антуан Бурбон. В сражении при Дрё, где в плен попали и Монморанси, и Конде, погиб маршал Сент-Андре. В феврале 1563 г. от руки дворянина-гугенота пал герцог Гиз, чья родня обвинила в организации этого убийства адмирала Колиньи. Избавившись от опеки «триумвирата» Екатерина Медичи предприняла активные усилия по восстановлению мира. 19 марта 1563 г. вышел Амбуазский эдикт, подтвердивший право протестантов на отправление их культа, хотя и с несколько большими ограничениями, нежели предусматривал «Январский эдикт». Затем, объединив военные силы католиков и протестантов, королева отразила нападение англичан, захвативших Гавр. И наконец, провозгласив совершеннолетие короля Карла IX, она формально завершила регентство, вызывавшее столько нареканий со стороны дворянства. Фактически же она продолжала управлять страной вместе с сыном. Длительное путешествие по Франции, совершенное в 1564–1566 гг. Карлом IX вместе с королевой-матерью, имело целью поднять престиж королевской власти в провинции. Когда коронованные путешественники находились в Мулене, там в январе 1566 г. было проведено собрание нотаблей, где Екатерина Медичи заставила Гизов публично примириться с Колиньи. В 1566 г. в принадлежавших испанской короне Нидерландах вспыхнуло иконоборческое движение кальвинистов, вскоре вылившееся в восстание. Летом 1567 г. из итальянских владений Испании против повстанцев выступила армия герцога Альбы. Ее марш вдоль границ Франции привел гугенотов в волнение. Они боялись, что испанцы, действуя в сговоре с французским правительством, повернут оружие против них. В качестве превентивной меры протестантские вожди попытались захватить Карла IX, но добились этим лишь того, что король и Екатерина Медичи отказались от политики компромисса и приняли сторону католической «партии». Началась вторая Религиозная война. Гугеноты захватили ряд городов – Орлеан, Монпелье, Монтобан, Монтеро и др. – и даже блокировали Париж. 10 ноября 1567 г. коннетабль Монморанси в сражении под Сен-Дени разбил протестантов и снял блокаду столицы, но получил в бою смертельное ранение. После еще нескольких месяцев военных действий стороны заключили мир в Лонжюмо 23 марта 1568 г. И католики, и протестанты готовились к продолжению борьбы. В сентябре 1568 г. король отстранил от власти канцлера Лопиталя, выступавшего за компромисс, а затем издал эдикт, запретив отправление кальвинистского культа и приказав всем его проповедникам покинуть Францию. Началась третья Религиозная война. Во главе гугенотов стояли принц Конде, адмирал Колиньи и юный король Наварры Генрих Бурбон, 15-летний сын покойного Антуана Бурбона. Католической армией командовал брат короля герцог Анжуйский. 13 марта 1569 г. протестанты потерпели сокрушительное поражение при Жарнаке. Раненый принц Конде попал в плен и по приказу герцога Анжуйского был застрелен, а его труп подвергся надругательству. Получив в подкрепление немецких наемников, адмирал Колиньи продолжал сопротивляться в течение всего лета. Вместе отряды протестантов возглавляли два Генриха – король Наваррский и Конде, сын убитого принца, принявший после смерти отца его титул. 3 октября 1569 г. гугеноты вновь были разбиты герцогом Анжуйским при Монконтуре. Колиньи отступил на юг, собрал новые силы и летом 1570 г., перейдя в наступление, вторгся в долину Луары. Угрожая Парижу, он вынудил правительство пойти на заключение мира. По Сен-Жерменскому договору, подписанному 8 августа 1570 г., протестанты получили такие же права на отправление своего культа, какими владели до войны, а также четыре крепости, где в течение двух лет могли располагаться их войска. Колиньи, вернувшийся после заключения мира ко двору Карла IX, был тепло принят королем. Пользуясь расположением монарха, старый адмирал попытался убедить его выступить против Испании и оказать помощь нидерландским кальвинистам. Он утверждал, что такая война сплотит французское дворянство, заставив забыть о религиозной розни. Этим планам решительно воспротивилась Екатерина Медичи, считавшая, что борьбы с Испанией Франция не вынесет. Королева-мать попыталась добиться примирения враждующих конфессий при помощи иного средства брака своей дочери Маргариты с одним из вождей гугенотов Генрихом Бурбоном, королем Наварры. Свадьба состоялась 18 августа 1572 г. Для участия в праздничной церемонии в Париже съехался весь цвет протестантского дворянства. Торжества затянулись на несколько дней. В пятницу 22 августа адмирал Колиньи, выходя из Лувра, был ранен в руку выстрелом из аркебуза. Нападавший скрылся, но очевидцы опознали в нем Морвеля, дворянина из окружения Гизов. Дом, откуда был произведен выстрел, также принадлежал одному из людей Гизов. Вожди гугенотов, собравшиеся у постели адмирала, угрожали отомстить, о чем заявили королю, когда тот пришел навестить раненого. В пятницу и в субботу Екатерина Медичи и герцог Анжуйский совещались в Тюильри со своими приближенными, определяя, как действовать в этой критической ситуации. Было решено нанести превентивный удар и уничтожить гугенотских лидеров, пока те не покинули Париж. О том, кому именно принадлежала инициатива данного шага, ни современники, ни авторы исторических работ, к единому мнению так и не пришли. Как бы то ни было, вечером 23 августа королева-мать получила согласие Карла IX на убийство протестантских вождей, убедив короля, что они затевают заговор. Власти города получили соответствующие распоряжения. Ворота Парижа были закрыты, городская милиция приведена в готовность. В ночь на 24 августа, праздник святого Варфоломея, по сигналу набата началось избиение гугенотов. Сторонники Генриха Гиза (сына покойного Франциска Гиза) и королевские гвардейцы ворвались к Колиньи и убили его. Затем отряды Гиза и герцога Анжуйского, а также городская милиция принялись истреблять гугенотов по всему городу. Жертвами резни стали не только приехавшие в Париж дворяне, но и постоянно жившие здесь протестанты из числа горожан. Генрих Наваррский и принц Конде сохранили свои жизни, лишь приняв католичество. В общей сложности погибло до 2 тыс. человек. По-видимому, масштабы бойни оказались неожиданны для короля. Уже наутро он отдал приказ прекратить беспорядки, но потом, не имея возможности сопротивляться движению, охватившему практически все католическое население столицы, взял на себя ответственность за происшедшее и заявил, что по его приказу разгромлен протестантский заговор. Вместе с тем, условия Сен-Жерменского мира были подтверждены, за исключением пункта о праве гугенотов иметь свои крепости. В последующие недели волна погромов прокатилась по многим городам Франции, унеся жизни нескольких десятков тысяч протестантов. Гугеноты ответили восстанием. Началась четвертая Религиозная война. Причем, если раньше французские кальвинисты вели борьбу под лозунгом «освобождения» короля от влияния непримиримых католиков, то после Варфоломеевской ночи появились многочисленные памфлеты, в которых протестантские публицисты-монархомахи («тираноборцы») доказывали, что правитель, нарушивший свой долг блюсти благо подданных, является тираном и подлежит замене. Правительство попыталось подавить гугенотское восстание, но армии герцога Анжуйского не удалось взять крепость Ла-Рошель. А в июне 1573 г. и сам герцог покинул Францию, чтобы занять на польский престол. В июле Булонский эдикт Карла IX положил конец войне. Протестанты получили право на публичное отправление культа в городах Ним, Монтобан и Ла-Рошель и в частных домах высшей аристократии. Гугеноты использовали мирную передышку для перегруппировки сил и формирования собственной политической организации. Собравшаяся в декабре 1573 г. в Мило ассамблея депутатов протестантских общин приняла решение о создании конфедерации. Вошедшие в нее города сохраняли традиционные институты самоуправления и свободы, но каждые три месяца направляли представителей для участия в ассамблее провинции, где избирались генерал и постоянный совет провинции. Последние ведали военными и финансовыми вопросами. Кроме того, советы провинций избирали депутатов в Генеральные штаты, высший государственный орган конфедерации. Таким образом, на Юге Франции, где в городах преобладало протестантское население и куда после Варфоломеевской ночи переселились многие гугеноты из других областей, возникло «государство в государстве», имевшее республиканскую форму правления. Впрочем, несмотря на внешний демократизм конфедерации, реально ведущую роль в ней играло гугенотское дворянство. Объединив и перегруппировав свои силы, гугеноты в феврале 1574 г. вновь взялись за оружие. Началась пятая Религиозная война. На сей раз вместе с кальвинистами, против королевской власти выступили и умеренные католики, составлявшие так называемую партию «недовольных». Наиболее крупной фигурой среди них был губернатор Лангедока Монморанси-Данвиль. «Недовольные» осуждали Екатерину Медичи и ее окружение, возлагая на них вину за Варфоломеевскую ночь, и выступали за компромиссное решение межконфессионального конфликта. В разгар кризиса, 30 мая 1574 г., умер Карл IX. Узнав об этом, его брат герцог Анжуйский спешно покинул польский престол и тайком от поляков бежал во Францию, чтобы здесь стать королем Генрихом III. Следуя совету Екатерины Медичи, он занял жесткую позицию по отношению к протестантам и «недовольным». В июле 1574 г. собрались протестантские Генеральные штаты. «Генерал-губернатором и протектором» гугенотской конфедерации был назначен принц Генрих Конде, накануне бежавший из Парижа, где после Варфоломеевской ночи жил при дворе в качестве почетного пленника. Пока Конде находился в Страсбурге, добиваясь помощи от протестантских князей Германии, его на Юге замещал Монморанси-Данвиль. В 1575 г. позиции противников Генриха III еще больше упрочились. На их сторону перешел герцог Франциск Алансонский, младший брат короля и наследник престола. Английская королева оказала им финансовую помощь, а курфюрст Пфальца прислал наемников. Правда, Генриху Гизу удалось удержать равновесие, разбив 10 октября одну из протестантских армий при Дормансе, после чего стороны подписали перемирие. В этом сражении Гиз получил шрам, из-за которого его прозвали Меченым. В феврале 1576 г. Генрих Наваррский покинул Париж и возглавил противников короля. Не имея возможности продолжать борьбу, Генрих III заключил мир в Болье 6 мая 1576 г. По королевскому эдикту, герцог Алансонский получил в управление Турень, Берри и Анжу, став герцогом Анжуйским, Генрих Наваррский – Гиень, Пуату и Ангумуа, принц Конде – Пикардию. Монморанси-Дамвиль подтвердил свои права на Лангедок. Протестантам разрешалось свободное отправление культа повсюду, кроме Парижа и его пригородов. Им также оставили восемь крепостей и дали право поступать на королевскую службу. Монарх выразил сожаление по поводу событий Варфоломеевской ночи и освободил от налогов вдов и детей погибших. Эдикт в Болье вызвали недовольство непримиримых католиков. Увидев в нем свидетельство слабости королевской власти и ее неспособности противостоять гугенотскому натиску, они начали объединяться, чтобы самостоятельно бороться против «еретиков». В 1576 г. образовалась общефранцузская Католическая лига. Начало ей положили события в Перонне. Дворяне этого пикардийского города отказались признать над собой власть нового губернатора провинции, принца Конде, и призвали единоверцев поддержать их против «еретиков». Это обращение было подхвачено герцогом Гизом. По его призыву, уже существовавшие к тому времени локальные католические союзы объединились в общенациональную организацию, имевшую целью защиту католической веры и королевской власти от посягательств со стороны гугенотов. В Католическую лигу вступали люди всех сословий. Они давали обязательство вместе бороться против врагов веры и беспрекословно повиноваться руководителю Лиги герцогу Гизу. Чтобы перехватить инициативу у Гиза, Генрих III сам встал во главе Лиги. В ноябре 1576 г. он собрал в Блуа Генеральные штаты, где протестанты не были представлены. Там король объявил, что не признает никакой религии, кроме католической, и готов бороться против «ереси». Это означало отмену эдикта в Болье. Началась шестая Религиозная война. На сей раз объединенные силы католиков действовали успешней. Поэтому подписанный в Бережераке 17 сентября 1577 г. мир, а затем изданный в Пуатье эдикт короля были несколько менее благоприятны для гугенотов, чем мир в Болье. Число мест, где разрешались протестантские богослужения, было сокращено. В остальном же, дарованные ранее права гугенотов сохранялись. С завершением войны король распустил Католическую лигу. В 1580 г. непримиримо настроенная часть протестантов, возглавляемая принцем Конде, вновь взялась за оружие, развязав седьмую Религиозную войну. Генрих Наваррский попытался воспользоваться этим, чтобы присоединить к своим владениям Каор. Однако он не получил поддержки от Монморанси-Данвиля, сохранявшего нейтралитет, и 26 ноября 1580 г. вынужден был заключить мир. Протестанты удержали находившиеся в их руках крепости, но Генриху Наваррскому пришлось отказаться от Каора. Генрих III воспользовался мирной передышкой для укрепления государственных финансов, подорванных многолетней смутой. Были приняты меры, направленные на то, чтобы упорядочить взимание налогов и пресечь связанные с ним злоупотребления. В 1583 г. состоялось собрание нотаблей, представившее королю обширные рекомендации относительно необходимых реформ. Одним из следствий этого собрания стало создание трибунала для расследования финансовых нарушений. В результате всех мер правительству уже в 1584 г. удалось получить практически сбалансированный бюджет. Вместе с тем, усилия Генриха III по увеличению доходов государства, связанные с ростом косвенных налогов, принудительными займами и снижением выплат по государственным рентам, вызывали в обществе широкое недовольство. Проводимая правительством политика экономии плохо сочеталась с вызывающим блеском королевского двора. Генрих III, воспитанный на ценностях ренессансной культуры с ее культом эпикурейства, любил пышные празднества, балы и маскарады. Роскошь, которой окружали себя король и его близкие друзья («миньоны»), раздражала общественное мнение. Авторитет монарха падал. 10 июня 1584 г. умер младший брат короля, герцог Франциск Алансонский. Поскольку своих детей у Генриха III не было, наследником престола стал первый принц крови Генрих Бурбон, король Наварры. Это обстоятельство вызвало бурный всплеск активности всех «партий». Протестантская ассамблея в декабре 1584 г. решительно высказалась в пользу божественного права королей и необходимости соблюдать традиционный порядок престолонаследия. Напротив, католическая публицистика принялась развивать идеи тираноборцев, доказывая, что еретик утратил право на корону. Учитывая слабое здоровье Генриха III, перспектива восшествия на престол вождя гугенотов казалась весьма реальной, что заставило непримиримых католиков мобилизовать свои силы. В 1584 г. независимо друг от друга образовались две католические лиги. Одну создали члены клана Гизов, опиравшиеся на северные провинции Франции и Лотарингию. Возглавили ее три брата – герцог Генрих Гиз (Меченый), герцог Карл Майенский и кардинал Людовик Гиз. Вторая лига возникла в Париже и представляло собою тайное общество радикально настроенных католиков всех сословий. Причем, мелкое и среднее бюргерство были представлены даже в большей степени, нежели городские «верхи». В декабре 1584 г. обе лиги слились в одну. Лигеры отказались признать права Генриха Наваррского на французский престол и объявили наследником его дядю, кардинала Карла Бурбона, единственного католика в этой семье. Однако старый кардинал рассматривался ими как переходная фигура. Гизы, выводившие свою родословную от Каролингов, считали, что имеют на французскую корону едва ли не большие права, чем сами Валуа. Помощь Лиге оказывали испанский король Филипп II и Римский Папа Сикст V, который в 1585 г. отлучил Генриха Наваррского и принца Конде от церкви. Король, ненавидевший и опасавшийся Гизов, попытался заручиться поддержкой Генриха Наваррского, предложив признать его наследником, если он перейдет в католичество. Получив отказ, Генрих III летом 1585 г. принял сторону Лиги, объявив об утрате Генрихом Наваррским прав на французскую корону и о запрете протестантской религии. В 1586 г. началась восьмая Религиозная война, получившая название «войны трех Генрихов» (Валуа, Бурбона и Гиза). Она сразу же приобрела международное значение, став одним из важнейших звеньев общеевропейской борьбы между сторонниками католицизма и протестантизма. Финансовую поддержку гугенотам оказывала английская королева Елизавета. Протестантские князья Германии послали им на помощь наемников. В свою очередь, испанский король финансировал Лигу, рассчитывая, что находившиеся под ее контролем северные города Франции станут опорной базой для «Непобедимой Армады» в ее походе против Англии. В 1587 г. военные действия шли с переменным успехом. 20 октября Генрих Наваррский при Кутра разбил армию под командованием королевского миньона герцога Жуаеза, причем, сам Жуаез погиб. Месяц спустя Генрих Гиз в двух сражениях разгромил немецких наемников недалеко от Парижа. Воодушевленные этой победой и опираясь на мощь Лиги, распространившей свое влияние практически на всю страну, Гизы в январе 1588 г. потребовали от короля удалить миньонов и доверить Лиге руководство ведением войны. Одновременно лигеры вели активную агитацию против Генриха III. Король запретил герцогу Гизу появляться в столице, но тот, тем не менее, приехал 9 мая под предлогом необходимости срочно встретиться с монархом. Появление Гиза воодушевило его сторонников и, когда король приказал ввести в Париж свою швейцарскую гвардию, горожане восстали. 12 мая Париж покрылся баррикадами, швейцарцы были разоружены, Лувр блокирован. На следующий день король бежал в Шартр. Власть в столице перешла к руководителям Лиги. Оставшаяся в Париже Екатерина Медичи сумела добиться примирения Лиги с королем. 21 июля 1588 г. Генрих III издал эдикт, объявлявший гугенотов вне закона и лишавший принцев-протестантов права на наследование короны. Герцог Гиз был назначен главнокомандующим королевскими войсками. Гибель «Непобедимой Армады» в августе 1588 г. ослабила испанского короля, союзника Лиги. Генрих III попытался воспользоваться этим, чтобы вырваться из-под контроля Гизов. Он удалил их сторонников из правительства, заменив преданными себе людьми. В октябре король созвал в Блуа Генеральные штаты, рассчитывая с их помощью пересмотреть сделанные ранее уступки Лиге. Однако большинство депутатов были ее членами и потребовали от короля продолжения непримиримой борьбы с протестантами. Потеряв терпение, Генрих III приказал верным ему дворянам убить Генриха Гиза. 23 декабря 45 гвардейцев, отобранных королевским миньоном герцогом д'Эперноном, убили герцога Гиза в замке Блуа. На следующий день был казнен кардинал Гиз. Наиболее активные лигеры из числа депутатов Генеральных штатов подверглись аресту, а сами Штаты 15 января 1589 г. были распущены. За два дня до этого умерла Екатерина Медичи. Весть об убийстве вождей Лиги вызвала в Париже анти-роялистское восстание. Власть перешла в руки «Совета сорока», состоявшего из представителей всех трех сословий. Совет провозгласил герцога Майенского наместником королевства. Это восстание поддержали и многие другие города, где также были сильны позиции Лиги. Армия герцога Майенского повела успешное наступление против войск короля, и тому не оставалось ничего другого, как заключить союз с Генрихом Наваррским. 14 апреля 1589 г. такое соглашение было подписано, и армии двух Генрихов двинулись к Парижу. Когда они уже приближались к столице, 1 августа в Сен-Клу фанатично настроенный монах Жак Клеман нанес кинжалом смертельную рану Генриху III. Умирая, тот признал Генриха Наваррского своим наследником и просил его принять католичество. На другой день король скончался. С его смертью прервалась династия Валуа.
Всё-таки герцог де Гиз был заколот в замке в Блуа.
Ой, опечатка, увлекся немного. Конечно в Блуа, как раз в разгар деятельности Штатов:) МАКСимка пишет:
цитата:
Вы уверены, что старый больной Папа отдавал подобного рода приказ?
Так ему и не обязательно было отдавать, речь шла о папском дворе, о людях, которые действовали от имени папы. Хотя согласен, тезис небесспорный, где-то читал про это, но поскольку давно было, уже не помню, где именно, потому со 100-процентной уверенностью не возьмусь утверждать.
Сообщение: 10249
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация:
35
Отправлено: 02.01.13 02:15. Заголовок: Ann Datrie пишет: Я..
Ann Datrie пишет:
цитата:
Я уже давно пришла к выводу, что Екатерина и Карл не были причастны ни к покушению на Колиньи (уверена на 99%, что это было дело рук Гизов, поскольку, если рассуждать логически, это не "почерк" Екатерины, да и к тому же она всегда прилагала усилия, дабы установить мир в королевстве и подобная провокация ей была крайне нежелательна), ни к массовой резне.
Интересен с этой точки зрения труд Элиан Вьенно, который совсем недавно был переведен на русский. Вот, что она пишет:
"Свадьба Маргариты Французской и Генриха Наваррского не только не установила желанный мир, но даже ускорила наступление гражданского и религиозного хаоса. В пятницу 22 августа 1572 г., то есть всего через четыре дня после свадебной церемонии, в адмирала Колиньи, вернувшегося в свой особняк на улице Бетизи после игры в мяч с королем и его друзьями, стреляли из аркебузы с намерением убить, но только ранили его в локоть и в кисть руки. Это был «первый акт» Варфоломеевской бойни, если принять терминологию, часто используемую историками. Для понимания этой французской национальной трагедии, которой предстояло оставить столь глубокие и прочные следы в сознании людей, но которая все еще по большей части остается исторической загадкой, свидетельство Маргариты очень важно. В самом деле, помимо сеньора де Мерже, секретаря графа де Ларошфуко, она была единственным очевидцем, который оставил описание ночной резни в Лувре, и ее сообщение намного содержательней и полней, чем у Мерже. С другой стороны, она была единственным членом королевской семьи, составившим об этом неофициальный рассказ, написанный не «по должности», более чем через двадцать лет после драмы и исключительно для потомства. Наконец, находясь в самом сердце конфликта, Маргарита осталась — несомненно, ее положение было уникальным — целиком вне его, поскольку, как патетически объясняет она сама, «гугеноты считали меня подозрительной, потому что я была католичкой, а католики — потому что я была женой гугенота, короля Наваррского». Так что ее свидетельство, незаменимое и бесконечно ценное, следует внимательно изучить, тем более что его иногда оспаривали.
Напомним прежде всего существующие интерпретации. Первая тайна связана с покушением на Колиньи, делом рук человека, которого быстро опознали: это был Лувье де Моревер, наемный убийца, принадлежавший к клану Лотарингцев (вероятно, человек герцога д’Омаля, дяди герцога де Гиза). Кто был заказчиком? Современники, понятно, увидели здесь прежде всего новое проявление вендетты, вспыхнувшей после убийства девять лет назад герцога Франсуа де Гиза; в самом деле, семья последнего подозревала, что руку Польтро де Мере направил адмирал, и с тех пор повсюду кричала, что хочет отомстить; однако подпись казалась слишком явной, а руководители католической партии были слишком популярны, чтобы у них не нашлось многочисленных защитников. Заказчика кое-кто усматривал и в лице короля Карла, который якобы по-макиавеллиевски организовал два года назад сближение Короны с гугенотами, чтобы получить возможность поймать их в сеть во время свадьбы своей сестры с королем Наваррским и всех перебить; но привязанность короля к адмиралу была тогда настолько общеизвестна, что эту версию восприняли скептически. Под подозрение попал и герцог Анжуйский — ведь это он, приказав убить Конде при Жарнаке, начал политику устранения гугенотских вождей; но он пользовался очень хорошей репутацией у католиков и еще не стал козлом отпущения для реформатов. Наконец, именем, устраивавшим всех, было имя Екатерины Медичи, которая нашла себе врагов в обоих лагерях, с давних пор стравливая их, которая была женщиной и вдобавок итальянкой: это якобы она пожелала избавиться от человека, который начал оказывать на ее сына Карла больше влияния, чем она сама, и вел дело к неизбежной войне с Испанией.
Разгадать эту загадку пытались многие историки и далеко еще не пролили на нее полный свет. Если мнение о предумышленном характере событий Варфоломеевской ночи давно отвергнуто и с Карла как будто сняли ответственность за первый акт, Екатерина по-прежнему остается главной обвиняемой, хотя историки расходятся во мнениях, действовала ли она, привлекая сообщников (герцога Анжуйского и Гизов, то есть герцога, его мать и дядю) или же используя их. Одна лишь английская исследовательница Никола Мэри Сазерленд в недавней работе, которая очень хорошо документирована, но которую, к сожалению, французские историки в большинстве игнорируют, поставила под сомнение «дурацкий тезис о материнской ревности». Она настаивает, что настолько искушенная в политике женщина, как Екатерина, не могла рисковать, организуя убийство вождя партии гугенотов, поскольку это создавало опасную ситуацию, при которой упорные старания восстановить гармонию между обеими конфессиями и создать новые союзы с Англией и немецкими князьями, на что было потрачено два года, окажутся напрасными. Историк также подчеркивает, что Гизы со времен подписания Сен-Жерменского мира в большей или меньшей степени находились в немилости, и если они могли действовать сообща с герцогом Анжуйским (тогда очень близким к ним), то маловероятно, чтобы они согласовывали что бы то ни было с Екатериной. Она показывает, что Колиньи далеко не был поджигателем войны, только и мечтающим мчаться на помощь союзникам в Соединенных Провинциях, а Карл и его мать сохраняли единое мнение насчет фламандского предприятия. Наконец, Сазерленд называет имена других людей, которые могли желать смерти адмирала больше, чем французская корона, и больше выгадывали от его устранения, — например, Филипп II, видевший в нем главного врага католической религии во Франции, или герцог Альба, который опасался его появления в Нидерландах и легко мог подослать кого-нибудь, чтобы расправиться с ним в Париже".
Как мы видим, Элиан Вьенно вместе с англичанкой Сазерленд (N. M Sutherland "The Massacre of St. Bartholomew and the European conflict, 1559-1572", 1973г.) (кто-нибудь читал сей труд?) снимают с Екатерины ответственность за покушение на адмирала. При этом в примечаниях приводятся слова именитых французских историков, которые обвиняют Екатерину. И. Клула пишет, что Екатерина вошла в соглашение с "Анной д'Эсте, герцогиней Немурской, желавшей, чтобы Колиньи поплатился за смерть ее первого мужа"; по мнение Баблона, "воля Екатерины не вызывает сомнений", и она "легко нашла подходящее орудие для ее осуществления - герцога де Гиза"; Жан-Мари Констан тоже говорит об "использовании Гизов королевой во время Варфоломеевской ночи"; Шевалье возлагает ответственность за покушение на Екатерину и герцога Анжуйского; Эмманюэль Ле Руа Ладюри пишет, что Екатерина хотела нанести "двойной или тройной удар": вернуть себе влияние на Карла IX, лишить гугенотскую партию вождя, чтобы сорвать планы похода во Фландрию, и в то же время подорвать репутацию Гизов, которых, бесспорно, должны были счесть виновниками убийства.
При этом, Элиан Вьенно пишет, что у нас недостаточно материала и доказательств, чтобы снять с Екатерины ответственность за саму Варфоломеевскую ночь:
"Теперь рассмотрим текст Маргариты, для которого на этой первой стадии характерна крайняя сдержанность — королева не назначает никого виновным и довольствуется описанием паники, вызванной в протестантском лагере оплошностью наемного убийцы: «Покушение на адмирала оскорбило всех исповедующих религию [гугенотов] и повергло их в отчаяние». Однако немного дальше Маргарита возвращается к вопросу о причине покушения, упоминая два обращения к Карлу — сначала Екатерины, а потом Альбера де Гонди, графа де Реца: «Король Карл сильно заподозрил, что названный Моревер осуществил свой замысел по поручению господина де Гиза [...], и был настолько разгневан на господина де Гиза, что поклялся осуществить в отношении него правосудие. И если бы господин де Гиз не скрылся в тот же день, король приказал бы его схватить. Королева-мать никогда еще не прилагала столько стараний, чтобы убедить короля Карла, что покушение было совершено ради блага его королевства». Рец пошел еще дальше, сообщив суверену, «что покушение на адмирала не было делом одного лишь господина де Гиза» и что «в нем участвовали» мать Карла и его брат герцог Анжуйский. Надо ли из описания Екатерины, которая примиряется с покушением и пытается его оправдать, а потом из «откровений» Реца делать вывод, что Маргарита обвиняет Екатерину и герцога Анжуйского в убийстве адмирала Колиньи и проговаривается об этом обвинении лишь после того, как попыталась обойти его молчанием? Это возможно, но не факт, тем более что еще чуть дальше она назовет инициаторами трагедии тех, кто «затеял это дело», отделив их от матери. Таким образом, внимательное чтение текста показывает: если здесь и названы ииновные, то это Гизы. Что касается поведения Екатерины и Реца, оно легко объясняется в рамках «второго акта» Варфоломеевской ночи.
Этот второй акт, в котором белых пятен столько же, сколько и в первом, был вызван решением устранить главных руководителей гугенотской партии, принятым Короной, вероятно, в субботу во второй половине дня. Чем было вызвано это решение? Мнения источников и историков об этом снова расходятся. Однако с тех пор, как тезис о предумышленности (сторонники которого считали ответственными за каждый акт одних и тех же лиц) был отвергнут, сложился широкий консенсус: в принятии этого решения была виновна исключительно паника. В самом деле, покушение Моревера, как подтверждают все свидетельства, чрезвычайно усилило напряжение меж обеими партиями — с одной стороны, в Париже — с другой. Среди протестантов, которые чувствовали себя в ловушке и каждый день могли ощутить, как враждебно относятся к ним в столице, многие считали, что надо бежать, но Карл обещал им поддержку и правосудие и лично пришел к постели раненого Колиньи со всей королевской семьей. После этого Екатерину, герцога Анжуйского и Гизов могли повергнуть в панику опасения, что королевский суд вскоре уличит их и насильственно отстранит от власти — если только они были причастны к покушению. Но недавние исследования делают акцент на другой причине для страха — связанной с возбуждением, которое воцарилось в Париже. Действительно, пока королевская семья добиралась до жилища Колиньи, Екатерина могла очень ясно оценить, какая опасность нависнет над французской монархией, если Карл станет упорствовать в своих намерениях: арест вождя католиков вызвал бы восстание в столице, которая была тесно связана с Лотарингцами и фанатизм которой уже несколько месяцев подогревали приходские священники, враждебно воспринявшие новый альянс между реформатами и Короной. Королева-мать несомненно поняла: насколько бы Гизы ни были причастны к покушению, нет и речи о том, чтобы тронуть их хоть пальцем. К тому же самые мстительные из реформатов, рассчитывая на поддержку Карла, усугубили эту тревогу, как сообщает Маргарита: «Пардайан-старший и некоторые другие предводители гугенотов говорили с королевой-матерью в таких выражениях, что заставили ее подумать, не возникло ли у них дурное намерение в отношении ее самой».
Таким образом, пойти на превентивные меры — то есть устранить самую слабую в политическом и небольшую в численном отношении сторону в конфликте, который казался неизбежным, — главных вождей Короны — вполне определенно побудил страх гражданской войны. Но кто был инициатором этого решения? Екатерина? Карл? Герцог Анжуйский? Гиз? Герцогиня Немурская? Маршал де Таванн? Канцлер Рене де Бираг? Герцог Неверский? Граф де Рец? Как очевидцы, так и историки предлагали эти имена, не имея возможности выбрать кого-то окончательно. Маргарита пишет, что «по предложению господина де Гиза и моего брата [герцога Анжуйского] [...] было принято решение пресечь их возможные действия [убить их]. Совет этот [сначала] не был одобрен королем Карлом, который весьма благоволил к господину адмиралу, господину де Ларошфуко, Телиньи, Ла Ну и иным руководителям этой религии и рассчитывал, что они послужат ему во Фландрии. И, как я услышала от него самого, для него было слишком большой болью согласиться с этим решением. Если бы ему не внушили, что речь идет о его жизни и о его государстве, он никогда бы не принял такого совета». Эта версия при нынешнем состоянии знаний почти неоспорима. Герцог Анжуйский, как известно, в эти трагические часы не раз сам выбирался в Париж и мог «ощутить пульс» столицы даже лучше, чем Екатерина; Гиз тоже покидал Лувр. Вспомним, что они были тогда очень близки и, конечно, меньше всех поддерживали политику соглашения с гугенотами. Так что вполне правдоподобно, что их, возможно, выглядевших тогда самыми решительными, в те часы смятения умов могли поддержать и другие вожди Короны.
Из этого становится понятной логика обоих высказываний, Екатерины и Реца, которые приводит Маргарита. Поскольку непоправимое свершилось, поскольку теперь нужно было действовать быстро и поскольку, главное, нужно было добиться согласия Карла, прежде чем приступать к действиям, — главные пути напрашивались сами собой: надо было попытаться его успокоить — что делала Екатерина, заявляя, что покушение «было совершено ради блага его государства» и что поступок Гиза «простителен», поскольку тот, «не в силах добиваться справедливости [наказания за смерть отца], вынужден был прибегнуть к мести»; а так как ей не удалось его убедить, надо было идти дальше и оправдать преступление — что и сделал Гонди, напомнив о разных жестокостях адмирала и перечислив причины, которые могли побудить одних и других посягнуть на его жизнь. В довершение всего он продемонстрировал королю, что счесть виновным могут и его тоже, то есть самого Карла, и привел подавленному собеседнику перечень бедствий, которые разразятся, если тот будет упорствовать в желании наказать Гизов. В отчаянии Карл наконец уступил доводам графа, дал свое согласие, и «сразу же приступили к делу: цепи были натянуты, зазвонили колокола, каждый устремился в свой квартал, в соответствии с приказом, кто к адмиралу, кто к остальным гугенотам». В этом рассказе Маргарита отдает решающую роль Рецу, и это тем очевидней, что она больше не называет ни одного из членов «совета», кто принимал бы решение. Однако было бы ошибкой думать, что она возлагает на него вину, чтобы уменьшить ответственность остальных: это неправильное прочтение — граф в ее рассказе виновен не более и не менее других, его только выбрали в качестве человека, который лучше всех способен убедить короля, «так как он являлся наиболее доверенным лицом короля, пользующимся его особым благорасположением». К тому же не надо забывать, что и многие другие очевидцы называют Реца главным, кто отвечал за решение устранить гугенотскую партию".
Ann Datrie пишет:
цитата:
Очень интересен для исследования Варфоломеевской ночи труд Дени Крузе "Варфоломеевская ночь. Утраченная мечта Ренессанса."
А в каком году издано это исследование? Уже после появления в 1993-м году труда Вьенно?
Все даты в формате GMT
4 час. Хитов сегодня: 16
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет