On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение





Сообщение: 166
Зарегистрирован: 19.10.08
Откуда: Россия, Красноярск
Репутация: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.06.09 18:09. Заголовок: Старинная музыка (продолжение-2)


Старинная музыка (продолжение-2)

Все для любителей мировой старинной музыки разных эпох и разных жанров, а именно статьи, музыкальные записи, видео и, конечно же, ноты.

Старинная музыка (начало):
http://richelieu.forum24.ru/?1-26-0-00000006-000-0-0-1275449858

Старинная музыка (продолжение-1)
http://richelieu.forum24.ru/?1-26-0-00000005-000-0-0-1275759834

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 175 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All [только новые]







Сообщение: 5744
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 28
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.01.11 21:22. Заголовок: И вот, обожаю: http..


И вот, обожаю:



Le Poeme Harmonique - "Charles Tessier - Carnets De Voyage"

Год: 2005
Жанр: Сlassical, French Baroque
Страна: Франция
Аудиокодек: MP3
Битрейт аудио: 320 kbps



Charles Tessier был путешественником. И музыкантом.
Он писал песни на турецком, итальянском, немецком, французком и английском, лавируя между модерном и традиционализмом (да, тогда тоже такие понятия были, хотя назывались и воспринимались они по другому). Какое-то время был придворным музыкантом при дворе Генриха IV, потом уехал в Лондон, где его музыкальные произведения были впервые изданы в 1597 г.
Очень скудная, неполная биография, но вот его мелодии сохранились гораздо лучше. И в 2005 году ансамбль старинной музыки Le Poeme Harmonique записал полный диск, посвященный этому незаслуженно забытому композитору и музыканту.
Le Poeme Harmonique исполняют музыку эпохи барокко и позднего Ренессанса в том аутентичном виде, в котором она скорее всего существовала и исполнялась тогда, во времена написания. Исполняют так чисто и красиво, что дух захватывает...

Скачать:

http://narod.ru/disk/15089807000/CharlesTessier_Carnets_De_Voyage.rar.html<\/u><\/a>

<\/u><\/a> Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 5969
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 31
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.11 22:11. Заголовок: И снова Le Poeme Har..




И снова Le Poeme Harmonique! На этот раз Anthoine de Boesset (1586 – 1643) - еще один придворный мастер французских королей, который к тому же смог пройти, как для музыканта, композитора и певца, неимоверную карьеру – по тем временам получить и признание и титул «заслуженный композитор королевства»
Светские произведения Боссета отточенные его перфекционизмом и доведенные до идеала, да так, что слушая погружаешься в атмосферу королевского двора с его заботами и полувзглядами. За 40 лет он создал около 230 песен и написал еще и немало книг, как для того времени
В предисловии к своей восьмой книге он написал приблизительно такие слова: «Однако, я позволю себе с радостью оставить количество другим. Я пишу сам для элиты, а не для народа».
Как примечание – под элитой он подразумевал тех, кто мог понять и вслушаться в его музыку, почувствовать и проникнуться.

1 — Una musica
2 — Depart que le devoir me fait precipiter
3-5 — Ballet des fous-des estropies de la cervelle
6 — Ballet des vaillans combattans
7 — Recit de Syrenes
8 — Recit d'Amphion-des Syrenes.
9 — Recit du Dieu es Songes
10 — Recit de Mnemosyne
11 — Recit du temps
12 — Je meurs sans mourir
13 — A la fin cette bergere
14 — Entree des Laquais
15 — Dove ne vai, crudele
16 — Frescos ayres del prado
17 — La gran chacona
18 — La pacifique
19 — O Dieu!
20 — Nos esprits libres

Скачать:
[BR]http://narod.ru/disk/15089503000/Boesset.rar.html<\/u><\/a>

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 5970
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 31
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.11 23:21. Заголовок: http://pics.qip.ru/3..




Музыка при дворе Французского короля Генриха IV.

Юсташ Дю Корруа (1549-1609)
Te Deum

Клод Лежен (ок. 1530-1600)
Psaumes pour le culte protestant

Жак Модюи (1557-1627)
Messe de Requiem

Ансамбль "Рукописи и певцы", Оливье Шнеебели

Придворная церковь в Версале, 21 декабря 2010 г.

flv, 630 mb (два архива)

Бурная эпоха короля Генриха IV (1553-1610): религиозные войны, проклятья и благословения пап, Мария Медичи, наконец, объединение Франции, убийство короля в карете. А в продолжении, его отрезанная революционерами голова до сих пор гуляет по частным коллекциям.
В музыке эпохи несколько поспокойнее: развитие "национальной" полифонии, особого французского музыкального письма и удивительное смешение гугенотского и католического. Всё это как нельзя лучше демонстрируют придворные композиторы: Корруа, Лежен, Модюи. Их музыка отражает вполне состояние короля - то протестанта, то католика.
Предлагаемый концерт - музыкальное исследование эпохи, и, как всегда у маэстро Шнеебели всё удалось.

Скачать: [BR]http://mshare.ru/1592414415<\/u><\/a>

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 449
Настроение: va bene
Зарегистрирован: 31.03.09
Откуда: Россия, Екатеринбург
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.11 19:32. Заголовок: Не сама музыка, но о..


Не сама музыка, но о ней:
Патрик Барбье. История кастратов

книга редкостная, и не только тиражом, но и содержанием, ибо потому что об одном из самых удивительных, а для кого-то - ужасающих феноменов муыки: о певцах-кастратах. Автор в самом начале ставит точки над i, ибо не берется обсуждать моральную сторону этого феномена, слышать который никому из нас не суждено. Но он попытался описать его - и получилась превосходная книга, чрезвычайно интересное, глубокое и всестороннее исследование. Я бы даже сказала - изысканная...

Рай - это место, где нет понедельников, начальников и будильников. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 450
Настроение: va bene
Зарегистрирован: 31.03.09
Откуда: Россия, Екатеринбург
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.11 19:39. Заголовок: Немного оттуда: Бар..


Немного оттуда:

Барбье Патрик. История кастратов / Пер. с фр. Е. Рабинович. -

СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2006, с. 9-37, 146-155.



В 1773 году Словарь Французской академии объяснял слово «кастрат» (саstrato) так: «Мужчина, оскопленный таким способом, чтобы его голос был сходен с женским или детским. Кастратов много в Италии».Из выделенного курсивом краткого добавления ясно, что во Франции, как и в других странах, преимущественным местопребыванием евнухов-певцов считалась Италия. Ангелы для одних и чудовища для других, кастраты на протяжении XVII и XVIII веков являли собой совершенно беспрецедентный для Европы музыкальный, социальный и культурный феномен: находясь под покровительством Церкви, они более всего были затребованы ранней оперой, что и привело их сначала к небывалому успеху, а затем к исчезновению со сцены на рассвете романтизма, когда их мир - мир иллюзорности, нарочитости, маскарадной двуполости и вокальной амбивалентности - стал утрачивать свое прежнее значение.
Нет смысла повторять обвинения, часто высказывавшиеся в прошлом и против кастрации вообще, и против тех, кто практиковал ее или ей подвергался. Можно ли судить о медицинской процедуре, в течение двух с лишним веков влиявшей на всю западную музыку, с сегодняшних позиций, весьма далеких от барочной эпохи и существенных для нее условий и правил? Способен ли современный разум, испытавший известное воздействие идей XIX столетия, постигнуть, почему именно эта эпоха решилась искать чистой и самодостаточной Красоты с помощью увечья, наносящего столь заметный «убыток» индивидам, которым это увечье наносилось? Да и как нам понять отношение к кастрации, раз ни один из великих кастратов не поделился с нами своими подлинными чувствами? Считал ли он сам произведенную над ним операцию личной трагедией? Не бывала ли эта операция порой оправдана призванием или «природой», для которых традиционное различение мужского и женского оказывалось неважно? Мы ведь знаем, что кастраты Карестини и Салимбени, например, просто хохотали, если кто-то им сочувствовал, - но были эти двое правилом или исключением?


Для историка важно лишь одно - то, что на европейских оперных сценах кастраты выступали и пользовались успехом на протяжении почти двухсот тридцати лет, а в Католической церкви и того дольше. Разумеется, главными создателями и слушателями таких певцов были итальянцы, и они же были главными поклонниками и почитателями этого необычного пения, так хорошо удовлетворявшего присущую им страсть к нарочитости, любовь к празднику и жажду чувственных удовольствий. Даже названиия для «кастратов» по-итальянски из всех самые уважительные: если французы именовали их «евнухами», «калеками», «огрызками» и даже «каплунами», итальянцы предпочитали определения «musico» или «virtuoso», а евнухами называли только юных кастратов, учившихся в консерваториях, и не придавали этому названию никакого пренебрежительного значения. Еще распространеннее были определения «премьер» (primo uomo) и «сопранист» - в отличие от певиц, которые были соответственно «примадоннами» (prima donna) и «сопрано», - меж тем как термин «кастрат» (castrato) использовался в Италии гораздо реже, чем в других странах.


В сегодняшнем знании о кастратах слишком много пробелов, и прежде всего тот, что нам неведома поразительная красота их голосов - а ведь голоса величайших из них были совершенно не похожи ни на что из слышанного нами! Так что пробел этот весьма прискорбный, особенно если перечитать восторженные отзывы тех, кто эти голоса слышал. Нет у нас и воспоминаний о виртуозах, которые, будь они написаны при жизни, поведали бы нам об их происхождении и детских годах, и как их оперировали, и как они учились. Есть, правда, архивные документы и рассказы современников, но все это слишком часто окрашено в полемические цвета и основано наличных пристрастиях, что и понятно: связанные с кастратами проблемы выходили за пределы собственно музыкальной дискуссии, превращаясь в социальные, моральные и политические - особенно часто такое случалось вне Италии. Недостаток информации можно объяснить и тем, что в XVII и XVIII веках кастраты были столь неотъемлемой частью музыкальной жизни, что никто в них ничего необычного не видел: их голоса были такими же «естественными», как и у всех прочих, а сами они вовсе не считались цирковыми уродами, о которых стоило бы спорить. В результате никому попросту не приходило в голову обсуждать кастратов отдельно - иначе, чем певиц, теноров, композиторов, театральную режиссуру, театральную публику и вообще все, что может быть поводом для удовольствия заявить собственное мнение.
Сегодняшнее оживление интереса к барочной музыке не только не привлекло внимания к кастратам, но, напротив, в известном смысле еще дальше вытеснило их из реальности - и в этом главная помеха для всякого, кто пытается возродить музыку Кавалли или Алессандро Скарлатти, не имея певцов, для которых она сочинялась. В сегодняшнем музыкальном мире этот совершенно очевидный изъян и различные способы компенсировать его другими голосами послужил поводом для долгой и бесплодной полемики: использующиеся в ней аргументы позабавили бы Грегорио Аллегри, уже в XVII веке предвидевшего гибель bel canto в барочном значении этого словосочетания именно в случае исчезновения кастратов. Каков бы ни был итог упомянутых дискуссий, сегодняшняя публика благодаря новой моде на барочную музыку способна по крайней мере осознать, каким интеллектуальным потрясением было открытие этих «почти обыкновенных» певцов, чьи удивительные голоса и удивительные личности оказали такое влияние почти на три века развития театральной и церковной музыки.


Глава I

Кастрация

Должны ли мы калечить мужчин, чтобы придать им
совершенство, коего им не досталось при рождении?
Сара Гудар*


Эту операцию мог сделать всякий - хоть ученый хирург, хоть деревенский цирюльник. Сознавали ли эти люди, откладывая в сторону нож, что необратимо обрекают мужчину славе либо позору? Понимали ли они, что дарят истории музыки одну из самых диковинных ее легенд и в то же время ставят человечество лицом к лицу с моральной дилеммой, до сих пор не нашедшей разрешения? Или все было проще, и для исполнителей имел значение лишь доход от их практики - доход, в XVII веке умеренный, зато столетием позже взлетевший до прямо-таки небывалых высот? Ощущали ли они себя преемниками, пусть скромными и смиренными, многовековой традиции, сделавшей оскопление одной из самых древних медицинских операций в мире? Все эти вопросы должны, к сожалению, остаться без ответа, потому что никто из практиковавших кастрацию и соответственно опасавшихся полицейского и церковного преследования не оставил нам свидетельства о своем к ней отношении.

-----------------------------
* Жена известного писателя и авантюриста Анжа Годара, тоже писательница и авантюристка, любовница многих знаменитостей, автор скандальных мемуаров и изданных в 1773 г. в Венеции «Заметок о музыке и танце». Здесь и далее, кроме особо оговоренных случаев, примеч. пер.

С незапамятных времен...


В папской области* или в Неаполитанском королевстве** не придумали ничего нового, когда в начале XVII разрешили медикам свободно практиковать кастрацию, а затем не делали никаких попыток эту практику прекратить.


Различные источники, в их числе Библия, свидетельствуют, что процедура оскопления восходит к глубокой древности и что так, судя по всему, самые разные племена и народы поступали с военнопленными, дабы лишить их возможности иметь потомство; этот вид казни, насколько известно, до сих пор существует у некоторых этнических групп в Эфиопии. Возможно, кастрацию мальчиков первыми стали применять персы, хотя трудно сказать с полной определенностью, какой из цивилизаций - индийской, китайской, а может быть, арабской - принадлежит слава изобретения этой процедуры. Слова «кастрат» и «кастрация» вероятно имеют индийское происхождение, будучи производными от санскритского sastram - «нож». Известно также, что китайцы кастрировали детей, чтобы удовлетворить столь распространенное в этой стране пристрастие к женственным юношам.
--------------------------------

* Stato pontifico - государство в средней Италии, подчиненное светской власти римских пап; существовало в 756-1870 гг. и кроме Рима в эту область входили такие знаменитые города, как Болонья, Равенна, Феррара, Перуджа.
** Называлось также Королевством обеих Сицилии, существовало до 18б0 г., занимая собой всю южную половину Италии и о-в Сицилию; в описываемую эпоху управлялось сначала испанскими вице-королями, затем австрийскими вице-королями и наконец собственными (но тоже испанскими) Бурбонами.

Самое древнее из библейских свидетельств содержится во Второзаконии (23, 1): «У кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне». О греках и римлянах мы знаем, что у них была широко распространена торговля привезенными из Азии и Африки евнухами: каждый мог видеть, что кастрированные животные послушнее и легче приручаются, а отсюда всего один шаг до использования на неприятных работах кастрированных и потому более исполнительных рабов. Кастрация была принята и в некоторых языческих культах, особенно в культе Кибелы, жрецами которой могли быть только скопцы. Что до христиан, то Церковь с самого начала сурово осуждала скопчество, и не только у язычников, но и у тех, кто слишком буквально понял евангельское «ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф 19, 12). Чистота и целомудрие, которых требует от христианина апостол, очевидным образом не имеют ничего общего с физическим оскоплением, и это объясняет, почему уже в первые века своего существования Церковь прямо осуждала Оригена, например, или Леонтия Антиохийского, избравших для себя физическое самооскопление. Все это не препятствовало присутствию евнухов в армии и администрации Восточной Римской империи - достаточно вспомнить знаменитого византийского полководца, евнуха Нарсеса*.

---------------------------

* Нарсес (478-573) родился в Армении, и дослужился в Византии до командующего армией; более всего прославился тем, что с возрасте семидесяти четырех лет отвоевал у остроготов Италию. Авт.

Гораздо лучше известно о широком распространении кастрации в исламском мире, так как именно евнухи - буквально: «блюстители ложа» - охраняли чистоту жен и наложниц султана. Заведомо унизительное положение этих стражей гарема не мешало многим из них добиваться весьма ответственных должностей: известно, в частности, что при дворе турецкого султана состояла целая толпа евнухов, главным образом состоявшая при его гареме в Константинополе. А сравнительно незадолго до падения этого города сами же византийцы впервые использовали евнухов публично, для пения в церквах, - так пишет в своем «Комментарии на Номоканон» Феодор Бальзамон, византийский канонист XII века. Ничего удивительного тут нет: отлично известно, что византийский обряд, а стало быть, музыка и пение, испытали значительное восточное влияние. Еще один сголь же хорошо известный и географически более близкий случай - греческий кастрат Мануил, перебравшийся в Россию и основавший в Смоленске певческую школу*.


Вообще, хотя прямой связи с пением и танцем тут наверное нет, можно сказать, что в Средние века в Европе кастрация в большей или в меньшей степени практиковалась повсеместно. Кое-где оскопление было как пыткой для узников, кое-где - казнью для преступников, особенно насильников. Врачи без колебаний (и совершенно ошибочно) применяли кастрацию для лечения и предупреждения самых разных недугов - проказы, помешательства, эпилепсии, подагры, водянки и, наконец, воспалительных процессов любой этиологии. Долгое время кастрация считалась также лучшим способом излечения грыжи, и с наступлением золотого века певцов-кастратов именно этим итальянские семьи чаще всего оправдывали проделанную операцию. Во Франции кастрация тоже была делом обычным, хотя для музыкальных надобностей не применялась: Королевское медицинское общество в.статистическом отчете за 1б7б год сообщает, что только в диоцезе Сан-Папуль близ Каркассона из-за грыжи было кастрировано более пятисот мальчиков.
-----------------------------
* Когда в 1136 или 1137 году в Смоленске была основана епископская кафедра, этот же грек Мануил ее возглавил.

Собственно говоря, связь кастрации с музыкой впервые возникла в Испании. В конце XI века в мусульманских государствах Испании появились евнухи, которые затем постепенно благодаря своим удивительным голосам стали все чаще привлекаться к католической литургии, так что к XVI веку оказались на вершине успеха: из адресованной апостольскому нунцию в Испании буллы Сикста Пятого (1545-1590) со всею очевидностью явствует, что кастраты давно допущены во все главные церкви Пиринейского полуострова. Но были то настоящие кастраты или, как нередко случалось, просто фальцеты, сопоставимые с лучше знакомыми нам теперь контртенорами и работавшие в основном в верхнем регистре? На этот вопрос сегодня нет точного ответа. Не все ясно и с группой испанских певчих в папской капелле в Риме, которым с VI века было предоставлено исключительное право на партии сопрано. В ватиканских архивах XVI века эти певчие не упоминаются, однако весьма вероятно, что некоторые из них - по крайней мере, такие знаменитые, как Франческо Сото и Джакомо Спаньолетто - были не фальцетами, а настоящими кастратами, особенно если принять во внимание, что Лорето Виттори, первый великий кастрат XVII века, был учеником отца Сото. Одно несомненно: поворот совершился в конце XVI века, когда кастраты стали петь в Риме, бывшем в ту пору центром не только религиозного, но и музыкального мира.
Итак, впервые два итальянских кастрата были зачислены в хор папской капеллы в 1599 году: в списках они значатся как евнух Пьетро-Паоло Фолиньяти и евнух Джироламо Розини из Перуджи. При этом официально Розини был принят лишь в 1601 году, ибо первое его выступление вызвало настоящий скандал: кем бы ни были испанские певчие, кастратами или фальцетами, они начали шумно протестовать, не желая допускать новичка к месту, куда столетиями допускались только испанцы. Под этим напором Розини поначалу отступил, но, к счастью, папа Клемент Восьмой, слышавший его на приемных испытаниях, был до глубины души тронут его голосом - и вот, хотя Розини успел уехать из Рима и постричься в монахи капуцинского ордена, раздраженный испанскими интригами папа вернул его и разрешил от уже принятого обета, «дабы мог он служить в папской капелле». Кто бы поверил, что долгая история итальянских кастратов, начавшаяся на заре XVI века под фресками Сикстинской капеллы, там же и завершится накануне Первой мировой войны?
А пока положение Розини и Фолиньяти в хоре сделалось наконец прочным, и Клемент Восьмой понял, что после них невозможно будет слушать фальцеты, слишком часто резкие и натужные. Поэтому в течение последующих нескольких лет он избавился от всех оставшихся фальцетов, заменив их кастратами- сопранистами, хотя и впоследствии долгое время партии сопрано иногда доверяли фальцетам. Следом за двумя упомянутыми итальянскими кастратами в
капеллу был принят француз с итальянизированным именем Джованни Гризандо, а затем - в 1б22 году один из величайших кастратов всех времен Лорето Виттори из Сполето, зачисленный. Что до Церкви, она уже в начале XVII века занимала двусмысленную позицию, с одной стороны, осуждая самое кастрацию, а с другой - привечая лучших кастратов в своем же главном святилище.

Рай - это место, где нет понедельников, начальников и будильников. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 451
Настроение: va bene
Зарегистрирован: 31.03.09
Откуда: Россия, Екатеринбург
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.11 19:42. Заголовок: «Кастрируем! Чисто и..


«Кастрируем! Чисто и дешево»


Некоторые путешественники утверждали, будто им случалось видеть подобные вывески - но насколько эти рассказы соответствуют действительности? Не являются ли они производным от шуток и анекдотов, приобретших хождение в итальянским городах уже в XVII столетии? Можно ли вообразить, чтобы в XVIII веке кто-то стал открыто рекламировать свою искушенность в ремесле кастрации, зная, что за такую операцию над мальчиком его отлучат от Церкви? Поверить трудно. Другое дело, что иные заведения и вправду специализировались на кастрации, но на кастрации собак и кошек - и известно, что некоторые иностранцы, замороченные всем ранее слышанным, ошибочно принимали эти заведения за места, где кастрируют людей. Один из пугешсственников, Жан де ла Ланд, сам признается в такой своей ошибке, и если Сильваньи заявляет, будто лично видел над римской цирюльней вывеску «Певчих для капеллы его святейшества кастрируют здесь», доктор Берни настаивает, что всюду искал такие вывески и нигде их не нашел.
Несмотря на эти частные разыскания, факт остается фактом: кастрация практиковалась повсеместно - как официально, то есть в больницах некоторых больших городов и по более или менее веским медицинским показаниям, так и подпольно, у всем хорошо известных, но оттого не более почтенных деревенских лекарей. Ни для кого не секрет, что многие цирюльники не ограничивали свою медицинскую деятельность удалением зубов и прочим подобным, но занимались также орхидектомией (кастрацией), причем с помощью невероятно примитивных инструментов - а гигиенические условия читатель пусть вообразит сам.
Главной проблемой в таких заведениях, равно как и в больницах, была анестезия. В лучшем случае то было питье, куда подмешивался опиум, способный на довольно долгое время подавить все реакции мальчика. Чаще, однако, считалось достаточным просто зажать сонные артерии, чтобы ненадолго прервать кровообращение и тем вызвать у мальчика обморочное состояние; затем его погружали в ванну с молоком, чтобы размягчить детородные органы, или в ванну с ледяной водой, тоже обладающей обезболивающим эффектом и предотвращающей чрезмерное: кровотечение. Точно такие же приемы вплоть до наполеоновских войн оставались самыми употребительными и при ампутациях.
Сама кастрация была делом сразу и простым и сложным. Простой она была по самому своему существу, ибо, как кратко суммирует в своем «Трактате о
евнухах» Шарль д'Ансийон, «евнух <...> это человек, чьи детородные органы удалены», а сложной - по- тому что сделать ее было трудно и вдобавок опасно, так как неудачная операция могла привести к кровотечению или к инфекционному заболеванию, нередко с летальным исходом. Некоторые врачи считают, что смертность в результате кастрации колебалась между 10 и 80%, в зависимости от условий и от квалификации исполнителя: эта весьма правдоподобная статистика принимает во внимание не только низкий уровень медицинских навыков той эпохи, но и заметное различие между искусством знаменитых болонских хирургов, с одной стороны, и неграмотных коновалов в каком-нибудь сельском захолустье - с другой.
Операция никогда не производилась до достижения мальчиком семилетнего возраста и редко после двенадцати лет. Важно было сделать ее прежде, чем активизировалась гормональная функция яичек, так что обычно мальчиков кастрировали между восемью и десятью годами. Сама операция была очень быстрой. Начиналась она с рассечения паха и извлечения семенников - затем хирург отсекал их, предварительно перевязав семяпровод. Это было совсем не похоже на кастрацию гаремных евнухов, у которых удалялись и наружные половые органы, причем обычно после полового созревания, так что детский звук голоса уже не сохранялся. В случае певцов-кастратов для достижения запланированного результата главным было удаление обоих яичек. Были кастраты, утверждавшие, будто операцию им сделали неправильно и что они кастрированы не полностью, но подобные утверждения лишены смысла: либо кастрация завершена и вместо голоса мужчины получился голос кастрата, либо она не завершена, то есть одно яичко осталось или у мальчика есть третье, скрытое яичко - но тогда перенесший операцию остался мужчиной и петь может разве что высоким тенором или фальцетом. По этой же причине рассказанная Архенгольцем история кастрата Балани кажется вымышленной. Балани якобы родился с пустой мошонкой, так что в детстве и в отрочестве считался «природным скопцом», в качестве такового получил музыкальное образование как «сопранист» и сделал блестящую карьеру, но однажды, прямо на сцене, какие-то ноты потребовали дополнительного физического напряжения, его якобы прежде скрытые яички заняли назначенное им место - и певец мгновенно лишился голоса, а вместе с ним и карьеры. Не касаясь комической стороны этой истории, ясно, что такой певец не мог быть настоящим кастратом: вероятно, он просто прикидывался таковым, причем благодаря его красивому и очень высокому (словно избежавшему мутации) голосу имитация получалась успешной.


Физиологическая перестройка

Помимо трансформации голоса, ради которой и предпринималась операция, с кастратами происходило множество морфологических и психологических изменений, имевших решающее влияние на их жизнь. Кое-что было общим для всех, как отсутствие адамова яблока и почти полное отсутствие волосяного покрова на теле - всюду, кроме лобка, так как сохранившаяся секреция надпочечников обеспечивала остаточные половые признаки, хотя, конечно, невозможно вообразить кастрата усатым и бородатым. Другой общей всем кастратам особенностью был относительно малый размер полового органа, который не получал полного развития, как то бывает у обычных мужчин. Если операция совершалась в позднем возрасте, ее влияние в этом смысле могло быть незначительным, но преждевременная кастрация, лет в семь или около того, влияла на развитие весьма заметно.
В сущности, сексуальная жизнь большинства кастратов могла быть практически нормальной: кастрация не препятствовала ни эрекции, ни семяизвержению, хотя выделявшаяся сперма не содержала, конечно, сперматозоидов, - другое дело, что силой и регулярностыо этих актов кастраты, разумеется, уступали мужчинам. Медицина и Церковь того времени в весь- ма энергичных латинских выражениях признавали, что кастраты страдают бесплодием, но не бессилием: и верно, связи (а то и браки) кастратов с женщинами не были бы столь многочисленны, если бы - хотя бы и в век всеобщего распутства - дело ограничивалось радостями совместного досуга. Впрочем, тут трудно делать какие-либо обобщения, и ясно, что сексуальные аппетиты кастратов существенно варьировались, иногда возрастая до прожорливости, а иногда умаляясь, можно сказать, до нуля, - зависело это главным образом от операции, то есть от затронутых ею органов и от обстоятельств ее проведения, в частности от возраста оперируемого.
Другие особенности не были общими для всех кастратов, и прежде всего это касается «женственности», проявлявшейся у них в очень разной степени. Отсутствие тестостерона приводило к гиперактивности женских гормонов, что могло иметь своим результатом развитие, например, молочных желез; объем мышечной массы кастратов также был ближе к женскому; на женские были похожи и жировые отложения на шее, на ляжках и ягодицах, да и сама склонность к тучности, часто высмеиваемая современниками, хотя в действительности далеко не все кастраты были тучными. Некоторых путешественников потрясала до глубины души ангельская красота Ферри, Маттеуччи, Фаринелли, Рауццини или Маркези, но вот что записал во время путешествия по Италии президент дижонского парламента Шарль де Бросс: «Едва ли не все сопранисты становятся огромными и жирными, как каплуны: губы, зады, плечи, груди и шеи у них круглые и пышные, словно у женщин. В обществе, бывает, просто поражаешься, когда этакий колосс вдруг заговаривает тонким, почти детским, голоском».
Еще одной неожиданной, но часто наблюдавшейся особенностью кастратов был их огромный рост, казавшийся особенно нелепым у актера, играющего. женские роли, будучи на голову выше партнеров-мужчин: президента де Броса поверг в недоумение шестифутовый сопранист Марьянини, певший партию, принцессы. Такое (хотя не всеобщее) отклонение имело причиной избыток гормона роста из-за повышенной и не сбалансированной тестостероном функции гипофиза. Голоса у кастратов потому и не ломались, что хрящи у них не костенели, как у мужчин при возмужании, но из-за этих мягких хрящей у костей сохранялась способность удлиняться.
Что до якобы характерного для кастратов долгожительства, нет оснований считать его, как пытаются некоторые, результатом оскопления. Сама по себе операция не продлевала жизнь певцов, и такая иллюзия возникает лишь потому, что иным из них удалось прожить долгую - по меркам того времени - жизнь.
И наконец, в музыкальных трактатах XVIII и XIX веков встречается еще одно наблюдение, на сей раз психологическое: по общему мнению, кастрация вызывала неврастению, порой развивавшуюся в недуг, который в наше время назвали бы депрессивным психозом. Тут нужно отметить, что клиника не подтверждает возможности подобных последствий операции, зато достаточно очевидно, что к таким проявлениям легко могли приводить вторичные факторы, обусловленные социальным положением кастрата. Хорошо известно, что артист, хотя бы и обожаемый публикой, всегда одинок и что многие звезды театра и кино именно после самых больших успехов испытывали глубокий душевный упадок - а ведь кастраты могли порой еще и сожалеть, что их эмоциональный опыт слишком отличается от опыта всех прочих людей. Вдобавок многие из них доживали жизнь в полном одиночестве, без детей, которые могли бы утешить их в старческих горестях. В общем, у них хватало поводов для мрачного расположения духа, которое чугь позже, в XIX веке стало совершенно безосновательно восприниматься как ненависть к роду человеческому, панический страх смерти, деспотичность и эгоизм.




Развитие голоса


После кастрации голос мальчика не мутировал, то есть не становился октавой ниже, как у других подростков, а оставался, так сказать, «высоким», полудетским - полуженским, и мог быть затем поставлен в промежутке между альтом и сопрано. Иногда в течение жизни голос менялся, превращаясь из сопрано в альт или наоборот: скажем, Пистокки и Николино приобрели контральто соответственно в двадцать и двадцать семь лет, а Гваданьи, напротив, в сорок пять из контральто перешел в сопрано.
Главными особенностями кастратов были форма и положение гортани. У мальчиков гортань после мутации опускается, и даже у девочек при созревании в какой-то степени происходит то же самое, что отражается на тембре голоса. У кастратов опущения гортани не происходит, то есть связки у них не удаляются от резонирующей полости, что и придает их голосам столь необычную чистоту и звонкость и способствует гармоничности звучания. По своей костной структуре такая гортань больше похожа на женскую как по размеру, так и по отсутствию создаваемой адамовым яблоком кривизны. Тембр тоже был женский, так что некоторые партии сопранисты и певицы могли исполнять с равным успехом: например, партию Ринальдо у Генделя одинаково исполняли и кастраты Николино и Бернакки, и певицы-сопрано Барбье и Вико. Но при всем том гортань кастрата сохраняла положение, форму и пластичность детской гортани, и к удвоенным преимуществам такой «гибридной глотки» добавлялась присущая только кастратам замечательная сила голосовых связок, развивавшаяся благодаря усердным - от четырех до шести часов ежедневно! - многолетним упражнениям.
И наконец, кастрация приводила к значительному развитию грудной клетки, приобретавшей несколько округленные очертания и превращавшейся в мощный резонатор, что придавало голосу многих кастратов силу, какой не было у фальцетов. Совершенно безосновательно, однако, часто высказываемое предположение, будто кастраты по природе своей имели огромный объем легких и, стало быть, чуть ли не неисчерпаемый «запас воздуха». Это предположение подтверждалось редкостной способностью некоторых певцов (например, Фаринелли) делать при пении долгие, почти в минуту, интервалы между вдохом и выдохом, но на самом деле этот эффект обеспечивался лишь чрезвычайно упорной работой над техникой дыхания, что и позволяло наиболее одаренным артистам достигать замечательных результатов.
В общем, голос кастрата отличался от обычного мужского голоса нежностью, гибкостью и высотой, а от обычного женского - звонкостью, мягкостью и силой, и при этом благодаря развитой мускулатуре, технике и экспрессии превосходил детский голос. В этом смысле кастрат - сразу мужчина, женщина и ребенок - являл собою воплощенное и отфильтрованное бесполостью триединство, и на современников, которые конечно же доброжелательнее большинства сегодняшней публики относились к разного рода ухищрениям, голос его обычно производил впечатление возвышенное и вместе с тем чувственное. А так как голос этот был своеобразным мостом между мужским и женским голосами, его легко было определить как «ангельский» или «небесный» - именно эти определения к нему обычно и применялись.
В народном сознании кастраты были похожи на ангелов буквально во всем - недаром в неаполитанских консерваториях юных евнухов для бодрствования у детских гробов наряжали ангелочками. Эта же тенденция наблюдалась и в формировании эстетических идеалов эпохи: в качестве объектов любования и обожания кастраты - не за поведение, но единственно за голос! - все более и более ассоциировались с сонмом поющих ангелов, постепенно превращаясь в воплощение чистоты и невинности. Благодаря все тому же голосу, словно нарушающему земные законы, в церкви кастраты создавали особую и небывалую связь между Богом, музыкой и человечеством - кому не приходило на ум слово «ангельские» при звуках «Miserere» Аллегри, написанного кастратом и для кастратов? И наконец, разве не кастраты сделались самым ярким выражением барочного искусства, одной из главных символических фигур которого и в скульптуре, и в живописи, и в музыке был именно ангел?

Рай - это место, где нет понедельников, начальников и будильников. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 452
Настроение: va bene
Зарегистрирован: 31.03.09
Откуда: Россия, Екатеринбург
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.11 19:48. Заголовок: Глава 2 Происхождени..


Глава 2
Происхождение и вербовка


Среди итальянских отцов находятся варвары,
жертвующие природой ради корысти и
подвергающие своих сыновей этой операции.
Жан Жак Руссо


Вплоть до XVI века кастрация в Италии совершалась редко и лишь по сугубо медицинским показаниям, но уже в первой половине XVII века эта практика повсеместно приобрела самое широкое распространение, достигнув своего пика в XVIII веке, когда по бесконтрольности превратилась в некое подобие лесного пожара. Трудно кого-либо в этом винить: ведь никто не требовал кастрации, но никто и не пропагандировал ее в качестве элемента какой-либо доктрины. Вернее будет сказать, что то была мода, возникшая в папской капелле и постепенно - через школы, где обучали певчих, - захватившая все итальянские церкви и соборы. Клемента Восьмого, как мы видели, сопранисты очаровали сразу, так что он разрешил кастрацию, пусть только - «ради славы Господней». Извинением туг служили слова из Послания апостола Павла: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить» (1 Кор 14, 54) - излишне пояснять, что отсюда вовсе не следует, будто церковным хорам, которым прежде вполне хватало мужчин и мальчиков, непременно требуются евнухи!
два первых кастратов услышали сначала в Риме и затем в других больших городах, они вызвали у публики такой восторг, что в Неаполитанском королевстве ответом на ажиотажный спрос явилось дозволение всякому поселянину, имеющему не менее четырех сыновей, кастрировать одного из них ради Церкви. Другим - пусть косвенным - поощрением кастрации оказались эдикты Иннокентия Одиннадцатого и нескольких его преемников, воспрещавшие допускать женщин на сцену в городах папской области. А так как из этого следовало, что женские роли должны играть мужчины, все импрессарио скоро поняли, насколько удобнее - и в вокальном и в сценическом отношении - поручать эти роли кастратам, а не фальцетам, как было принято раньше, и тем более не мальчикам, слишком юным, чтобы правдиво передать столь важные для барочной музыки affetti - сильные и страстные чувства.
И наконец, общее восхищение уже самыми первыми выдающимися кастратами (не говоря о явившихся позднее Фаринелли и Кафарелли) было для отцов лишним поводом пожертвовать одним из сыновей «ради его же блага». Какой отец остался бы равнодушен при виде восторженных толп, буквально ломившихся в двери собора, где пел Лорето Виттори, один из первых «священных чудовищ»? И какой отец не размечтался бы при чтении хвалебных строк, в которых Анджелини Бонтемпи пылко превозносил кастрата Бальтазаре Ферри, утверждая, что тот «был сокровищем гармонии и усладой королей», что голос у него «несравненный и ангельский», что талант его - «совершеннейший из даров небесных», что он умел «устами своими смирять духов» и что «смерть пришла за ним лишь потому, что, глухая, не могла внимать песням его»?
Даже с поправкой на поэтические преувеличения и стилистические излишества этой (приведенной со значительными сокращениями) цитаты, невозможно не быть тронутым чувствами автора, каждое слово которого согрето восторженным воспоминанием о покойном артисте.




Географическое и социальное происхождение


Понять поведение родителей нетрудно: они находились под впечатлением триумфа великих кастратов, они были всецело под влиянием авторитета Церкви, они видели в кастрации способ избавить сына от плебейского положения, а главное, от нищеты, в которой прозябала семья. Кастрация должна была обеспечить мальчику отличную карьеру, богатство и почет. Наверняка родители надеялись, что через несколько лет в случае успеха им тоже перепадут некие блага, но эта приманка была заведомо ложной - взрослые кастраты всегда держались с родителями недоверчиво и отчужденно, и это было вполне объяснимо: почти все они происходили из весьма скромных семейств, руководствовавшихся не только мечтами о блестящих перспективах, но и сознанием, что если отдать одного из сыновей в консерваторию, одним ртом будет меньше - и в нищих деревнях на юге Италии второе было едва ли не важнее. Знатные семейства от таких проблем были далеки и больше заботились, чтобы сын продолжил род либо занял высокое положение в церковной иерархии.
Итак, почти все кастраты были низкого происхождения, и только Фаринелли родился в семье апулийских дворян - пусть не слишком старинной и совсем небогатой, но все-таки его отец, Сальваторе, умерший вскоре после кастрации Карло, был между 1706 и 1709 годами губернатором Маратеи и Чистернино*. Некоторые кастраты происходили из музыкальных семейств: скажем, отец Пистокки был скрипачом в кафедральном соборе в Болонье, отец Маркези - трубачом, отец Априле - нотариусом, но пел в церковном хоре. Своеобразный рекорд в истории музыки поставила в XVII веке семья Мелани. У старшего Мелани, служившего звонарем в кафедральном соборе в Пистойе**, было семеро сыновей, и все сделали музыкальную карьеру: первенец наследовал отцовское место, еще двое стали композиторами, а остальные четверо - кастратами, а так как их кузены Доменико и Николо тоже были кастратами, в одном поколении семьи Мелани насчитывалось сразу шесть кастратов! Удивительная статистика, однако она правдиво отражает социомузыкальный контекст эпохи. Остальные виртуозы были из крестьянских семей, и никакими сведениями об их ранних годах мы не располагаем.


Что до географии происхождения кастратов, она вовсе не ограничивалась ни Апулией, как предполагалось раньше, ни даже югом. Подсчеты показывают, что из сорока великих кастратов XVII и XVIII веков семнадцать, то есть 42%, были из папских областей: шестеро из Маргии***, двое из Лация****, трое из Умбрии***** и трое из Эмили******.
--------------------------

* Местечки на юге Неаполитанского королевства.
** Городок близ Флоренции, вверх по течению Арно.
*** Восточная (адриатическая) часть папской области.
**** Область Италии, где находится Рим.
***** Область Перуджи, в центральной Италии.
****** На севере папской области.

Из оставшихся двадцати двух девять (22%) были уроженцами Неаполитанского королевства, семеро (18%) из Тосканы* и еще семеро (тоже 18%) из Ломбардии**. Столь значительный перевес уроженцев папской области явно объясняется тем, что именно там в XVII веке, поначалу в капеллах, возникла мода на кастратов. В Неаполитанском королевстве Апулия произвела больше кастратов, чем Неаполь и Палермо, причем Апулии принадлежит честь быть родиной не только знаменитого Априле, но и двух величайших певцов XVIII века, Фаринелли и Кафарелли. А если бы в те времена существовала «Книга рекордов», в ней наверняка значилась бы деревушка Арпино в Лации, так как там родились кастраты Джицциелло, Филиппе Седоти, Джузеппе Седоти, Косса и Квадрини, а также Анджелина Спердути, за свое пение получившая прозвище «Небесная». То, что у стольких певцов была общая родина, наверняка объясняется (как и в других подобных случаях) наличием в этой деревне способного и энергичного maestro di musica умевшего отбирать из своих учеников или просто из знакомых детей тех, кто лучше всего подходил для музыкальной и, в частности, вокальной карьеры.

-----------------------

* К северу от Рима, главный город Флоренция.
** На севере, главный город Милан.

Путь к кастрации


Почти все певцы оказывались кастрированы в результате одного и того же развития событий. Сначала церковный регент или органист находил у мальчика нерядовые музыкальные способности и - с согласия родителей - приступал к его обучению, зачастую весьма примитивному, если только отец не брал издержки на себя. То был поворотный момент в жизни мальчика: если у него обнаруживались примечательные вокальные данные, это обычно приводило к немедленной ранней кастрации, так как музыка и карьера оказывались важнее любых моральных соображений. Правда, в таком случае следовало заручиться согласием родителей, что иногда бывало чистой формальностью, а иногда непреодолимым препятствием.
Типичным тому примером служит судьба юного Кафарелли. Гаэтано Маджорано (таково было его настоящее имя) родился в крестьянской семье в Битонто, близ Барии*. Его необычайное влечение к музыке, и в частности к церковному пению, расходилось с намерениями отца, не видевшего для сына иного будущего, кроме работы на земле. Гаэтано был замечен музыкантом Кафаро, вскоре нашедшим у него многообещающие вокальные данные: маэстро постарался убедить родителей мальчика, что его кастрация пойдет на пользу всей семье, и преуспел - Гаэтано был.кастрирован в Норчии** и вернулся в Бари, чтобы продолжить занятия с Кафаро. Учитель сделал всё возможное для развития голоса, позднее с течением лет уже не изменявшегося. Необычайная одаренность мальчика и его успехи побудили благородного и скромного Кафаро передать ученика лучшему из всех учителей, гениальному неаполитанцу Порпора. Позднее юноша, как и многие другие певцы, выказал первому учителю больше благодарности, чем отцу с матерью, и решил в его честь называться Кафарелли.
----------------------

* В Апулии.
** В Умбрии.

Эта история, сама по себе обычная, требует некоторых пояснений. Даже самых упрямых родителей можно было переубедить доводами куда более реальными, чем надежда на деньги и почести. Постепенно возник самый настоящий рынок, правила которого гарантировали семье кастрата долю в его будущих доходах. Архивные документы свидетельствуют, что в римском театре Балле такие гарантии давались родителям, еще только намеревавшимся извлечь прибыль из таланта своего отпрыска. Впрочем, не все родители были жадны до денег - некоторых куда больше привлекало, что судьба сына сложится благоприятнее, чем назначено его скромным происхождением.
Предполагалось, что кастрация производится над мальчиками не моложе семи лет и только над теми, кто сам того просит. Все это было удобным лицемерием. Шарль де Бросс пишет, что соблюдения подобных условий требовала полиция, «чтобы сделать свою терпимость чуть менее нетерпимой». Нетрудно вообразить, чего стоила просьба семи- или восьмилетнего ребенка, побуждаемого родителями согласиться на операцию, физические и психологические последствия которой представить себе он был не в состоянии, - а с другой стороны, «психологически подготовленному» ребенку могла казаться весьма привлекательной блестящая театральная жизнь «полубогов», о чьих подвигах ему столько рассказали. Юный Антонио Банньери, воспитанный при французском дворе в начале царствования Людовика Четырнадцатого, буквально требовал, чтобы его кастрировали и так сохранили его замечательный голос, более того, он ухитрился самостоятельно (правда, с помощью родственника-хирурга) сговориться об операции. В один прекрасный день король узнал об этой истории, пришел в ярость и вызвал певца, чтобы выяснить, кто решился на подобное преступление. Банньери умолял не заставлять его выдавать имя, на что Людовик ответил: «Ты прав, иначе мне придется его повесить, потому что только так я поступлю с первым, кто дерзнет совершить подобное». Известно также, что Луиджи Маркези, страстно увлеченный музыкальными занятиями и поддерживаемый советами учителя, настойчиво и вопреки желанию родителей требовал, чтобы его кастрировали, и такая настойчивость оказалась обоснованной, ибо он стал одним из величайших певцов конца XVIII века.
Однако официальной просьбы мальчика и неофициальной просьбы родителей было недостаточно: очень немногие семьи признавались, что кастрировали сына, чтобы сделать из него певца, - у них, как правило, находился для кастрации еще какой-нибудь повод, позволявший не чувствать себя слишком виноватыми ни перед собой, ни перед соседями, ни перед мальчиком, когда тот повзрослеет. Это было еще одно лицемерие - нуждаться в кастратах, использовать кастратов, но не нести ответственности за кастрацию. Медицинская необходимость служила извинением также и исполнителю операции, знавшему, что его могут отлучить от Церкви, если уличат в оскоплении без серьезного повода. А поводом в результате могло быть что угодно: природный изъян, падение с лошади, неудачный укус животного, неудачный удар кого-то из детей. Из некоторых замечаний взрослых кастратов, относившихся к родителям весьма неприязненно, ясно, что они в свое время не понимали, зачем им сделана операция, и вынуждены были довольствоваться обычными объяснениями старших, что это, мол, из-за болезни или из-за несчастного случая, а многие и того не знали, ибо совершенно теряли связь с родственниками, которые были далеко и с которыми они по многу лет не виделись. Характерно в этом смысле поведение Доменико Мустафы, певшего в папской капелле в XIX веке и так никогда и не узнавшего, зачем его кастрировали. По официальной версии, в раннем детстве он остался один в поле, где свинья якобы очень сильно покусала его половые органы, но кое-кто, возможно кто-то родственников, уверял его, что операция оказалась необходима изза их врожденной деформации. Как ни удобны оба объяснения, мы до сих пор сочувствуем Мустафе, зная, что всю жизнь он страдал из-за посещавших его время от времени сомнений: как и многие другие кастраты, он мучился вопросом, не собственной ли выгоды ради подвергнул его операции родной отец. Такие мысли приходили ему в голову все чаще, неизменно вызывая приступ ярости. Однажды, когда он сидел за столом с друзьями, кто-то из гостей бестактно упомянул о его физическом «несовершенстве», и Мустафа тут же схватил нож, воскликнув: «Если бы я наверное знал, что отец сам меня обкарнал, я бы прямо сейчас зарезал его вот этим самым ножом!».

Рай - это место, где нет понедельников, начальников и будильников. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 2187
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 13
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.11 22:46. Заголовок: Для меня это, конечн..


Для меня это, конечно, не новость, но когда вся информация собрана воедино, ни можешь очередной раз не ужасаться алчности родителей, глупости и тщеславию мальчиков и безнравственности любителей музыки. Получать такой ценой наслаждение от пения искромсанных существ среднего пола! А сколько их гибло.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 453
Настроение: va bene
Зарегистрирован: 31.03.09
Откуда: Россия, Екатеринбург
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.11 08:00. Заголовок: Amie du cardinal, Ав..


Amie du cardinal,
Автор не делает акцента на моральном аспекте этого более чем двухсотлетнего феномена в музыке, поскольку он существовал именно потому, что социокультурная среда того времени нуждалась в нем. Гуманизм XIX века привел этот феномен к исчезновению, и не столько благодаря гуманизму по отношению к самим кастратам, сколько борьбой за права женщин и изменению их роли в обществе, благодаря чему primi uomi оперы нашли свою замену в лице prime donne, которые ответили на новые поиски в музыке, отошедшей от вычурности барокко к более естественной гармонии того, что мы называем классикой. Кастраты стали невостребованы светской музыкой, уподобившись 500-сильному Lamborghini на сельской дороге, а потому упадок их завершился там же где начался расцвет - в Сикстинской капелле Ватикана.
Тем не менее, эта книга чрезвычайно интересна, особенно если принять во внимание новую волну интереса к музыкальному барокко, поднявшуюся с 90-х годов прошлого века. И если музыку мы можем сегодня услышать вероятно очень близко к тому аутентичному исполнению, которое могли слушать современники самого барокко, то вот вокальная часть нам уже недоступна, потому что контратеноры не в состоянии воспроизвести аутентичный вокал, поскольку даже самые высокие голоса из них ограничиваются в своей верхней планке меццо-сопрано, да и вокальные техники уже серьезно отличаются. Поэтому остается одно - читать и через разум постигать то, что триста лет назад публика воспринимала ушами.



Рай - это место, где нет понедельников, начальников и будильников. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 2189
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 13
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.11 15:03. Заголовок: Ёшика пишет: Тем не..


Ёшика пишет:

 цитата:
Тем не менее, эта книга чрезвычайно интересна



Не спорю.

Ёшика пишет:

 цитата:
если принять во внимание новую волну интереса к музыкальному барокко, поднявшуюся с 90-х годов прошлого века.



Что, опять кастрировать начнут?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Лучший друг кардинала




Сообщение: 1094
Настроение: Прекрасное
Зарегистрирован: 27.06.09
Откуда: Турция, Конья
Репутация: 13
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.11 15:22. Заголовок: Ёшика пишет: не ст..


Ёшика пишет:

 цитата:
не столько благодаря гуманизму по отношению к самим кастратам, сколько борьбой за права женщин и изменению их роли в обществе, благодаря чему primi uomi оперы нашли свою замену в лице prime donne,


Вплоть до 19 века женщин не допускали к участию в опере, не говоря уже о церковных хорах. А ведь именно в церкви использовались вокальные партии с довольно высокими тесситурами, которые под силу женскому сопрано, поэтому кастраты "заменяли" собой женские голоса. Отсюда их популярность.

Ёшика пишет:

 цитата:
И если музыку мы можем сегодня услышать вероятно очень близко к тому аутентичному исполнению, которое могли слушать современники самого барокко, то вот вокальная часть нам уже недоступна, потому что контратеноры не в состоянии воспроизвести аутентичный вокал, поскольку даже самые высокие голоса из них ограничиваются в своей верхней планке меццо-сопрано, да и вокальные техники уже серьезно отличаются.


Почему же нам не доступна вокальная часть? Все дело в том, что природных мужских голосов мало? Хочу заметить, что владея в совершенстве современной вокальной техникой, и обычному тенору вполне по силам воспроизвести высокие ноты фальцетом.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 6349
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 31
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.11 18:55. Заголовок: Мария Терезия пишет:..


Мария Терезия пишет:

 цитата:
Хочу заметить, что владея в совершенстве современной вокальной техникой, и обычному тенору вполне по силам воспроизвести высокие ноты фальцетом.



Ёшика пишет:

 цитата:
, потому что контратеноры не в состоянии воспроизвести аутентичный вокал



А разве Жарусски не представляет собой яркий пример того, как можно воспроизвести аутентичный вокал?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Лучший друг кардинала




Сообщение: 1095
Настроение: Прекрасное
Зарегистрирован: 27.06.09
Откуда: Турция, Конья
Репутация: 13
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.11 19:29. Заголовок: Термин "аутентич..


Термин "аутентичный вокал" больше подходит для определения исполнения народной музыки, фольклора. Тогда непонятно при чем здесь классическое пение.
Конечно, у каждого человека свой индивидуальный голос, второго такого не встретишь, это как отпечатки пальцев. И найти двух людей с идентичными голосами невозможно, с похожими - может быть. Поэтому насладится барочными вокальными произведениями современные люди вполне могут, все будет зависеть от качества исполнения и правильного понимания исполнителем эпохи барокко.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Лучший друг кардинала




Сообщение: 1096
Настроение: Прекрасное
Зарегистрирован: 27.06.09
Откуда: Турция, Конья
Репутация: 13
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.11 19:38. Заголовок: МАКСимка пишет: А ..


МАКСимка пишет:

 цитата:

А разве Жарусски не представляет собой яркий пример того, как можно воспроизвести аутентичный вокал?


Имеете ввиду Филиппа Жарусски? Редкий случай, когда контратенор звучит явственно не по-женски. Хотя для неразвитого вокального слуха различить контратенор и меццо-сопрано почти невозможно.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 2191
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 13
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.04.11 00:00. Заголовок: Мария Терезия, прият..


Мария Терезия, приятно услышать суждения специалиста.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 454
Настроение: va bene
Зарегистрирован: 31.03.09
Откуда: Россия, Екатеринбург
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.04.11 08:22. Заголовок: Мария Терезия пишет:..


Мария Терезия пишет:

 цитата:
Вплоть до 19 века женщин не допускали к участию в опере, не говоря уже о церковных хорах.


Не совсем так. Гендель четко указывал в некоторых своих партиях, что они либо для сопранистов, либо для сопрано, и не только он один, в светской опере существовали и сопранисты и сопрано. Первых предпочитали за бОльшие возможности голоса, поскольку в 16-18 веке предпочтение в обучении музыке все-таки отдавалось мальчикам. Исключение составляла лишь Венеция, где в приютах девочек-сирот профессионально обучали вокалу, но без цели дальнейшего продвижения на сцену.
В 19 веке изменилось другое: у женщины постепенно перестало существовать только два выбора - либо замуж и ее вокал для узкого домашнего круга, либо в монастырь. Процесс не быстрый и непростой, но он шел и женские голоса на сцене стали появляться все чаще.
Что касается самого гуманного отношения к кастратам, то официально кастрация ради вокала была запрещена только к концу 19 века, а запрет на использование кастратов в церковных хорах - вообще только в начале 20-го века. Но к этому моменту кастраты уже оказались вытеснены с оперной сцены обратно в церковные капеллы. Последний их представитель профессор Алессандро Морески ушел в отставку с поста руководителя хора Сикстинской капеллы в 1913 году, а в 1922 году умер. Записи его голоса, сделанные на восковые валики в 1902, есть единственные известные записи пения кастрата. В середине девяностых эти записи реставрировали и выпустили диск The Last Castrat. Не смотря на оцифровку и реставрацию, чудом этот диск назвать нельзя, хотя конечно, он может дать некоторое представление о голосах кастратов.
Мария Терезия пишет:

 цитата:
Почему же нам не доступна вокальная часть? Все дело в том, что природных мужских голосов мало? Хочу заметить, что владея в совершенстве современной вокальной техникой, и обычному тенору вполне по силам воспроизвести высокие ноты фальцетом.


На самом деле, по большому счету нам так до конца и не известна "технология", по которой их обучали пению. Возможно, что у каждой школы были свои "секреты". Тем не менее, закат барочной музыки оказался закатом для многих из консерваторий, готовивших таких певцов. Конечно, некоторые из учителей оставили письменные пособия, но таковых очень мало. К тому же основная часть обучения пению была, есть и будет основаной прежде всего на практическом обучении, поэтому преемственность играет первостепенную роль в деле сохранения вокальных школ и практик. Хотя, конечно, это не означает, что "утрачено все!".
Что касается пения фальцетом... Конечно, это дело вкуса, но по моим личным ощущениям лучше уж тогда женский вокал или контратенор. В конце концов, даже хороший тенор.
МАКСимка пишет:

 цитата:
А разве Жарусски не представляет собой яркий пример того, как можно воспроизвести аутентичный вокал?


Мария Терезия пишет:

 цитата:
Имеете ввиду Филиппа Жарусски? Редкий случай, когда контратенор звучит явственно не по-женски. Хотя для неразвитого вокального слуха различить контратенор и меццо-сопрано почти невозможно.


А разве контратенор обязан звучать по-женски? Контратенор - это тот, кто "за регистром тенора". Раньше в это понятие входило вообще все, что звучало не как тенор. Впрочем, и само понятие тенор тоже было чрезвычайно расплывчатым. Это только конкретно сейчас понятие контратенор стали применять к тем, кто поет выше диапазона тенора не переходя в фальцет. Что касается Жаруски, то переводя на женский вокал, это скорее контральто с верхами в меццо-сопрано. Причем, с возрастом голос у него несколько "опустился" и нижний регистр стал определенно богаче. Чисто на мой вкус Филипп от этого выиграл. Выиграло ли амплуа контратенора - не знаю.
Мария Терезия пишет:

 цитата:
Термин "аутентичный вокал" больше подходит для определения исполнения народной музыки, фольклора. Тогда непонятно при чем здесь классическое пение.


Да, приношу извинения, я неточно выразилась. Имелось ввиду, что у нас есть только предположения о том, как это звучало, но не более того. И синтезированный голос Фаринелли в одноименном фильме - это не более чем одно из предположений о том, как бы это могло быть.

Рай - это место, где нет понедельников, начальников и будильников. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 455
Настроение: va bene
Зарегистрирован: 31.03.09
Откуда: Россия, Екатеринбург
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.04.11 08:35. Заголовок: Amie du cardinal пиш..


Amie du cardinal пишет:

 цитата:
Что, опять кастрировать начнут?


:-) уголовно наказуемо. Да и социальные условия кардинально изменились. Как ни крути, а в 16-18 веке для многих, чья мужественность была принесена в итоге в жертву голосу, это был шанс вырваться из нищеты, бедности и от труда крестьянина или ремесленника. По крайней мере, если консерватория принимала ученика на обучение, он обучался там бесплатно и консерватория полностью брала на себя его содержание, а к кастратам, в силу дефицитности и востребованности, все таки проявлялось наилучшее (насколько возможно, конечно) отношение - их и кормили лучше, чем остальных сирот и бедных детей, и размещали, и даже одевали. А умереть от голода, эпидемий или войн в те времена было ничуть не труднее, чем от ножа хирурга. И это не оправдание аморальности кастрации маленьких мальчиков, это к сожалению лишь констатация условий того времени... :-(

Рай - это место, где нет понедельников, начальников и будильников. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 2193
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.04.11 13:38. Заголовок: Признаюсь честно - я..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 2194
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.04.11 14:41. Заголовок: В истории пения боль..


В истории пения большую известность получили певцы-кастраты. Как известно, рост гортани человека и его голосовых связок тесным образом связан с функцией половых желез. Половой гормон, выделяемый железами в кровь, стимулирует рост гортани и всех других отличительных признаков пола. Еще в глубокой древности получил распространение варварский обычай кастрировать мальчиков с целью наказания, получения равнодушных слуг царских гаремов, а также для воспитания певцов-кастратов.

Голоса взрослых кастратов обладали огромной силой и диапазоном, будучи по тембру очень похожи на звук детского голоса. Сочетание маленькой детской гортани и огромных легких (рост тела у кастратов усилен) обеспечивали им возможность тянуть ноты большой звучности и невероятной продолжительности — более одной минуты! Некоторые из них были способны исполнять на одном вдохе восемнадцать (!!) двухоктавных гамм, а знаменитый певец-кастрат Ферри умудрялся еще на каждой ноте сделать трель (особое украшение голоса, заключающееся в его периодической вибрации). Немудрено поэтому, что публика, слушая певцов-кастратов, часто приходила в неистовство и настоящий экстаз. Гонорары кастратов-певцов были баснословны. Так, например, Кафарелли получал столько денег, что смог свободно купить себе целое герцогство вместе с титулом герцога.

Для достижения такой невероятной изощренности в технике пения певцы в те времена работали в буквальном смысле и днем и ночью. Жили они, как правило, вместе со своими учителями под одной крышей, вставали в три часа ночи и до самого вечера только и занимались голосовыми упражнениями.

В историю вокальной педагогики вошел знаменитый «листок Порпоры» — всего лишь одна страничка с вокальными упражнениями, написанными композитором Порпорой для кастрата Кафарелли. По этому листку Порпора обучал Кафарелли более пяти лет, не разрешая ему петь ничего более. Говорят, что именно благодаря такой фанатической преданности вокальным занятиям Кафарелли и стал через некоторое время самым знаменитым певцом своего времени. (В.П. Морозов «Тайны вокальной речи»)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Лучший друг кардинала




Сообщение: 1097
Настроение: Прекрасное
Зарегистрирован: 27.06.09
Откуда: Турция, Конья
Репутация: 13
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.04.11 14:50. Заголовок: Ёшика пишет: Не сов..


Ёшика пишет:

 цитата:
Не совсем так. Гендель четко указывал в некоторых своих партиях, что они либо для сопранистов, либо для сопрано, и не только он один, в светской опере существовали и сопранисты и сопрано. Первых предпочитали за бОльшие возможности голоса, поскольку в 16-18 веке предпочтение в обучении музыке все-таки отдавалось мальчикам. Исключение составляла лишь Венеция, где в приютах девочек-сирот профессионально обучали вокалу, но без цели дальнейшего продвижения на сцену.
В 19 веке изменилось другое: у женщины постепенно перестало существовать только два выбора - либо замуж и ее вокал для узкого домашнего круга, либо в монастырь. Процесс не быстрый и непростой, но он шел и женские голоса на сцене стали появляться все чаще.
Что касается самого гуманного отношения к кастратам, то официально кастрация ради вокала была запрещена только к концу 19 века, а запрет на использование кастратов в церковных хорах - вообще только в начале 20-го века. Но к этому моменту кастраты уже оказались вытеснены с оперной сцены обратно в церковные капеллы. Последний их представитель профессор Алессандро Морески ушел в отставку с поста руководителя хора Сикстинской капеллы в 1913 году, а в 1922 году умер. Записи его голоса, сделанные на восковые валики в 1902, есть единственные известные записи пения кастрата. В середине девяностых эти записи реставрировали и выпустили диск The Last Castrat. Не смотря на оцифровку и реставрацию, чудом этот диск назвать нельзя, хотя конечно, он может дать некоторое представление о голосах кастратов.


Возможно. Здесь особо поспорить не могу, потому как мои знания об истории кастратов довольно обобщенные.

Ёшика пишет:

 цитата:
А разве контратенор обязан звучать по-женски?


В том-то и дело, что его отличие от мужского тенора - это тембральная особенность, не такая как у мужского голоса. А диапазон и регистр при определении голоса особого значения не имеют. То есть имеют, конечно, но только с точки зрения технических возможностей. Но главная особенность контратенора - это "женская окраска" звука.

Ёшика пишет:

 цитата:
К тому же основная часть обучения пению была, есть и будет основаной прежде всего на практическом обучении, поэтому преемственность играет первостепенную роль в деле сохранения вокальных школ и практик. Хотя, конечно, это не означает, что "утрачено все!".


И никогда не утратится, а приумножится, благодаря стольким поколениям певцов и учителей.

...Иногда мне кажется, что интерес к возрождению исполнения музыки в стиле барокко, напоминает попытку возродить традицию игры на фортепиано четырьмя пальцами, которая существовала в добаховской музыке,
чем пятью.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 175 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All [только новые]
Ответ:
         
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  4 час. Хитов сегодня: 18
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



"К-Дизайн" - Индивидуальный дизайн для вашего сайта