С северной стороны аббатства Сен-Дени Екатерина Медичи повелела возвести ротонду Валуа - мавзолей, который должен был служить усыпальницей членов династии Валуа. Построены были только первые два уровня, купол не завершили. К 1586 г. здание оставалось незавершенным. В центре ротонды находилось надгробие Генриха II и Екатерины Медичи, автор Жермен Пилон, сейчас оно внутри базилики. В 1719-м году ротонда разрушилась, её снесли, а гробницу с останками перенесли в монастырь.
Сообщение: 6386
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация:
31
Отправлено: 18.04.11 21:02. Заголовок: Часто бывая в Сен-Де..
Часто бывая в Сен-Дени, в склепе всегда с интересом заглядываю сквозь решетки, где располагается капелла принцев. Там находятся деревянные гробы, золотой крест и какие-то баночки. Их трудно заснять. Надпись у капеллы:
Становится понятно, что в гробах находятся останки:
Аделаиды Французской (1732-1800), дочери Людовика XV Виктории Французской (1733-1799), дочери Людовика XV Луи-Жозефа, принца де Конде († 1830) Луи-Анри, герцога де Бурбон (1736-1818) Шарля-Фердинанда Д'Артуа, герцога Беррийского (1778-1820) Луизы-Изабеллы Д'Артуа († 1817), дочери герцога Беррийского Луи Д'Артуа († 1818), сына герцога Беррийского
А где сердца Людовика XIII, XIV, их останки, обозначенные на плане цифрами? И сегодня, ура, все прояснилось! Как оказалось, все в баночках, в нишах:
1) Останки Луи XIV 2) Сердце герцога Беррийского (1778-1820) 3) Останки Генриха IV 4) Сердце Людовика XIII 5) Сердце Людовика XIV 6) Сердце Людовика XVIII 7) Внутренности дочери герцога Беррийского и Каролины-Луизы, принцессы двух Сицилий
Великолепный форум, где можно прочитать много чего интересного о базилике Сен-Дени и захоронениях, увидеть изображения надгробий, которые не дожили до наших дней:
В Сен-Дени находится единственное черное надгробие, причем неидентифицированное. С уверенностью можно сказать, что оно появилось в Сен-Дени из аббатства Мобюиссон. Эта неизвестная принцесса предстает перед нами лежа на спине, сложив руки в перчатках, одетая в кольчугу, ноги опираются на два дракона.
Хочется рассмотреть все возможные кандидатуры высокородных женщин, которые могут быть изображены на этом изваянии:
1) Королева Бланка Кастильская (1188-1252), жена Людовика VIII и мать Святого Людовика. Это предположение высказал Александр Ленуар в 1806 году на основании лишь того факта, что королева была изначально погребена в основанном ею аббатстве Мобюиссон. Ленуар устанавливает это надгробие в Музее французских памятников и даже перекрашивает его в белый цвет согласно имени королевы - Бланш. Но, к несчастью, настоящее надгробие Бланка Кастильской было уничтожено 10 ноября 1792 года, она было изготовлено из позолоченной меди.
Надгробие в Музее французских памятников
2) Согласно второму предположению, черное изваяние олицетворяет Катерину де Куртене (ок. 1274-1308), императрицу Константинополя (1283-1308), дочь императора Филиппа I де Куртене и Беатрис Анжу-Сицилийской, в 1301 году она вышла замуж за брата Филиппа IV Красивого Карла Французского.
3) Графиня Маго Д'Артуа, о которой у нас есть отдельная тема:
Сообщение: 6471
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация:
30
Отправлено: 18.05.11 20:13. Заголовок: Ах, да, еще вычитал ..
Ах, да, еще вычитал интересный факт, что надгробия в Сен-Дени стали приобретать черты королей с Филиппа III, тогда начали изготавливать посмертные маски, а с них уже скульпторы мастерили надгробные памятники. Но со смертью Карла VI в 1422-м году такая практика закончилась, теперь посмертные маски стали использовать для того, чтобы во время погребальной церемонии они олицетворяли как бы монарха в жизни.
При последних Капетингах и первых Валуа королевских особ захоранивали в каменном гробу, внутри его отделывали свинцом. Свинец исчез только в XV веке, остался один голый камень.
Гробницы в Сен-Дени в 1306-1307 годах, их расположение:
Да, это ужас! Оказывается, большая коллекция королевских останков после осквернения Сен-Дени в 1793 году до сих пор хранится в музее Таве-Делакур в Понтуазе, в запасниках.
Коллекция включает в себя:
- фрагмент челюсти Дагобера с двумя зубами - кусок черепа Святого Людовика - два верхних зуба Святого Людовика - зубы Генриха III - волосы Филиппа-Августа - два зуба Людовика XIV - зубы Великого Дофина - коренной зуб Генриха IV - волосы Генриха IV - большой палец левой руки Генриха IV - ноги Екатерины Медичи...
Это еще, видимо, не всё...
Эти чудные вещицы выставлялись на показ широкой публике только один раз, в 2000 году, в Дни культурного наследия. Многие из этих реликвий слишком хрупки, чтобы их показывать.
Хочется надеется, что однажды останки вернутся в базилику Сен-Дени.
Сообщение: 6477
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация:
30
Отправлено: 19.05.11 10:46. Заголовок: Как известно, сегодн..
Как известно, сегодня фасад базилики Сен-Дени имеет только одну башню - южную, северная была снесена в результате неудачной реставрации в 1847-м году.
1780-ый год:
1812-ый:
1832-ой:
1840-ой:
Первая половина XIX века:
Базилика Сен-Дени сегодня:
В 90-ых годах прошлого века, благодаря поддержке мэра Сен-Дени и министерства культуры Франции, всерьез задумались над восстановлением разрушенной северной башни базилики. Стоимость восстановления оценивалась в 65 миллионов франков, работа должна была вестись пять лет. Но так ничего и не произошло. Появился новый мэр, у которого в приоритетах восстановление башни не значилось.
Уже давно базилика Сен-Дени представлена в качестве кандидата на включение в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО, но пока её туда не внесли, несмотря на уникальность постройки. Сен-Дени на самом деле в плохом состоянии и за последние 30-ть лет оно только ухудшается. Сегодня власти взялись за срочную реставрацию южных фасадов - наиболее пострадавших из-за промышленного загрязнения за последние 150 лет. Программа рассчитана на пять лет. Восстановление западного фасада также начнется в ближайшем будущем. Хочется надеется, что в связи с включением базилики в ЮНЕСКО, северная башня всё-таки будет восстановлена.
Во время революции все сердца французских королевских особ были либо уничтожены, либо украдены, кроме сердца Карла V, оно хранится в Руане. Что касается сердца Генриха IV, то оно вернулось в иезуитский коллеж Ля-Флеш, но деформированное и обоженное. Людовику XVIII остатки сердец Луи 13 и Луи 14 были переданы в золотых табакерках, их фотографии я размещал выше. Во время похорон Людовика XVIII было принято решение сделать специальное помещение, где бы хранились внутренности и сердца усопших королевских особ. Так называемый "кабинет сердец" изчез в результате проводимых реставрационных работ после Второй Мировой войны и была установлена ниша, которую мы видим сегодня. До 1980-го года хранилась также коробочка с останками Марии Медичи, но она исчезла, скорее всего была украдена.
Хорошее видео, которое рассказывает о коммуне Сен-Дени, где сегодня проживает более 80 национальностей. Репортаж и о базилике, и о буднях учеников школы ордена Почетного Легиона, которое размещается в здании бывшего королевского бенедиктинского аббатства.
Сообщение: 6642
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация:
30
Отправлено: 30.06.11 18:30. Заголовок: Жак ле Гофф в своей ..
Жак ле Гофф в своей потрясающей книге о Людовике Святом отводит Сен-Дени очень важную роль: здесь короли получила орифламму, уходу на войну, и атрибуты паломника, выступая в крестовый поход; на алтарь Сен-Дени Луи IX ежегодно будет заботливо класть четыре золотых безанта; именно в этом аббатстве от коронации до коронации хранились королевские инсигнии, не говоря уже о роли Сен-Дени как королевского некрополя. Но интересно, что вдоль дороги между Париже и Сен-Дени были расположены "монжуа" (montjoies). Первая "монжуа" (в смысле "оплота") была курганом, в котором, как считают, покоится обожествленный предок патриархальных времен; под воздействием христианского учения этот курган превратился в могилу святого покровителя Дионисия. Монжуа были скромных размеров памятниками, состоящими из постамента, высокого креста, увенчанного лилией и тремя большими статуями королей; они словно вехи стояли на пути из Парижа в Сен-Дени. "Монжуа и святой Дионисий!" - таков был болевой клич французский рыцарей XII века. Всего монжуа было семь, и соорудили их при Филиппе III. Эти маленькие памятники готики были снесены в 1793-м году, естественно. Существуют предположения, что кресты воздвигались на тех местах, где Филипп III делал остановки, неся тело своего отца 12 мая 1271 года в Сен-Дени.
Монжуа, изображения XVII столетия:
Предположительно, остаток монжуа, но может быть, это и просто часть от монастырской церкви:
Сообщение: 6646
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация:
30
Отправлено: 02.07.11 09:20. Заголовок: Еще одно изображение..
Еще одно изображение монжуа:
Что интересно, эти монументы располагались не только вдоль дороги из Парижа в Сен-Дени. На въезде в Сен-Дени располагался Христос, украшенный золотом, также два креста располагались около Обервилье. Еще три монжуа находились мужду монастырем Сен-Лазар и деревней Сен-Шапель, а также между Сен-Шапель и Сен-Дени. Четыре монжуа были украшены монограммой Бурбонов, которая появилась в XVII веке. В 1765-м году монжуа в деревне Сен-Шапель демонтировали. В 1793-м году подверглись разрушению уже все остальные.
Отправлено: 17.08.11 14:26. Заголовок: Чем считать декрет К..
Чем считать декрет Конвента, коим было предписано разрушение по всей Франции последних остатков королевских памятников, гробниц и усыпальниц, как не ударом в набат, призывавшим грубую и безвольную толпу к взрыву кипевшей в нем и искавшей какого-нибудь выхода ненависти? Не являлся ли он явным кличем на грабеж, разбой и погром, пробуждавшим самые низменные побуждения черни?
Первым подстрекателем народного вандализма был С.-Денисский городской муниципалитет. В протоколе его заседании от 1-го мая 1792 г. значится: "Одним из гласных заявлено, что в церкви бывшего аббатства (Св. Дениса) доныне имеются явные остатки феодального строя, представляющие, якобы, части королевских гробниц, а посему предложено подвергнуть таковые осмотру через следующих людей, на тот предмет, дабы убедиться, не принадлежат ли оные к памятникам искусства, для чего и войти в сношение с местным Окружным управлением".
1 августа того же года Конвент уже законодательным порядком разрешил это представление С.-Денисской думы в утвердительном смысле.
"Комитет, - заявляет в Конвенте Барер, - признал, что для достойного ознаменования дня 10 августа, в который пала королевская власть, надлежит в его годовщину стереть с лица земли пышные гробницы в С.-Дени".
"Во времена монархического режима даже и посмертные жилища предназначались для прославления земных владык. Величие и гордость королей не смирялись и после их смерти. Скипетроносцы, принесшие столько зла родине и человечеству, продолжают кичиться своим улетучившимся величием даже в могилах.
Властная десница республики должна немилосердно стереть с лица земли их высокопарные эпитафии и снести мавзолеи, являющиеся хранителями останков печальной памяти монархов".
Было предписано разбить гробницы и, переплавив свинец и бронзу, представить металл в национальные оружейные мастерские на отливку орудий, потребных для защиты отечества.
Первой была разрушена гробница короля Дагобера, ближайшая к алтарю. За ней чудный мавзолей Генриха II, принадлежавший резцам Жермена Пилона и Филиберта Делорма, был раздроблен в мелкие куски, для вывоза коих потребовался десяток подвод. Мраморные статуи, колоны, цоколя и барельефы погибли под киркой и лопатой: народ наперерыв рвался нанести удар изображению тиранов. Пощажен был только памятник Тюрена, не принадлежавшего к царскому роду, что, однако, не спасло от разрушения гробницы Дюгесклена...
Когда толпа наколотила досыта рук, ног, голов и носов, она бросилась на сами гробницы, но, вместо ожидавшихся в них богатств, лишь в одной гробнице короля Пепина нашлось несколько золотой канители, которая при рассмотрении оказалась, однако, мишурной. Народное раздражение против мирно почивавших в своих могилах былых деспотов этим не удовлетворилось; было мало уничтожить их изображения, надо было осквернить и самые их останки. Справедливость требует упомянуть, что Конвент постановил лишь извлечь из гробниц королевские тела, предав их затем погребению. "Я требую, - заявил в Конвенте гражданин Лекинио, - чтобы эти иссохшие остатки деспотизма были преданы земле". Толпа исполнителей набросилась прежде всего на могилу Тюрена. Она вскрыла гроб и нашла в нем засохшую мумию с сохранившимися чертами покойного маршала. Когда ее укладывали в дубовый ящик, один из ревностных поклонников полководца отделил у трупа один палец - на память. Это был не более и не менее как сам народный трибун и кумир Камил Демулен!
Около восьми месяцев останки Тюрена показывались стекавшейся в огромном числе публике за деньги. Сторож, не довольствуясь доходами, вырвал один за другим все зубы из челюсти покойника и пустил их в распродажу между коллекционерами; еще немного спустя тело Тюрена было перевезено уже в какой-то простой зоологический музей и помещено "между скелетами слона и носорога".
15-го термидора IV года (2 августа 1796 г.) в Совете пятисот на это было обращено, наконец, внимание. Директория распорядилась перенести останки народного героя в музей памятников, и из редкости зоологической они стали, таким образом, редкостью исторической. Только Наполеон отменил, наконец, все эти неприличные распоряжения и повелел торжественно перенести Тюрена вместе с его сохранившимся С.-Денисским мавзолеем в церковь Инвалидного дома, где они и находятся поныне вместе с сердцем Вобана и прахом самого Великого императора.
Осквернители королевских святынь, ограничившиеся при первом погроме усыпальницами королей первой и частью второй династии, скоро исправили свой промах; нашлись люди, которые позаботились навести их и на дальнейшие подвиги. Говорят, что нападение на могильный склеп Бурбонов последовало по подстрекательству самого Робеспьера. Доступ в склеп через существующую лестницу был узок и затруднителен; пришлось пробить новую брешь в стене. Первым был открыт гроб Генриха IV. Его прислонили стоймя к одной из колон, поддерживавших своды, и каждый мог иметь сюда доступ. Публика буквально давила друг друга, чтобы увидеть поближе и прикоснуться к останкам великого народного любимца, но и здесь толпа выказала себя, по обыкновению, грубой и жестокой.
Какая-то женщина ударила мертвое тело по лицу, ребенок утащил два королевских зуба и оторвал у трупа усы; а какой-то солдат отрезал длинный клок волос от его бороды на "счастье" себе и на "страх" врагам.
25 октября 1793 года откапывание мертвых тел закончилось. Обломки могил, перенесенные к фасаду церкви, пошли на фундамент статуи Свободы. В этом был, по мнению современников, "символизм чистый и могучий". (Кабанес О. и Насс Л. Революционный невроз)
Хочется рассказать пару слов о монастырских постройках Сен-Дени, ведь они сохранились и пережили революционный хаос. Вот, как выглядит бывший бенедиктинский монастырь:
Но все монастырские постройки датируются XVII-XVIII веком, а сперва следует поведать о средневековых строениях, ведь именно в Средние века Сен-Дени являлся одним их самых могущественных и значимых монастырей во Франции.
20 декабря 1751 года монахи Сен-Дени в своем новом зале капитула, построенного в соответствии с планами Робера де Котта в 1701 году, приняли решение разрушить средневековые монастырские постройки XII-XIII века.
Вот, как выглядел средневековый Сен-Дени:
Сегодня различные напоминания о средневековом Сен-Дени находятся в Лувре, в музее Метрополитен в Нью-Йорке, в музее Клуатров в Нью-Йорке и в музее Клюни в Париже. Но также некоторые части обнаружили во время археологических раскопок.
Во времена средневековья Сен-Дени был, естественно, богатым монастырем, что помогло 150-ти монахам (а такое их примерное количество обитало в то время) найти средства и соорудить монастырские постройки в XII-XIII столетиях. Три романские галереи (Западная, Восточная и Южная) были известны своим пышным декорированием, датированным третьим кварталом XII века.
Недавно обнаруженные остатки верхних аркад монастырской галереи в Сен-Дени:
Северная галерея монастыря, которая расположена в непосредственной близости от базилики, потребовала, в связи с реконструкцией трасепта в 1240-м году, тоже перестройки в едином готическом стиле.
Согласно этому изображение, мы видим, что северная галерея закрывала собой базилику:
Сегодня в зале на территории базилики Сен-Дени, где есть макет аббатства и показывают документальный фильм, можно увидеть остатки готической северной галереи:
В монастыре раньше располагалось огромное количество величественных гробниц аббатов и знати. Остатки одной из них:
Гравюра Клода Шастийона начала XVII столетия, на которой мы можем увидеть весь монастырский комплекс:
G: монастырское здание для приюта гостей; D: зал капитула (разрушен гугенотами в 1567 году) и дортуар; B: рефекторий; E: аббатский дворец (постройка датируется началом XIII века; в комплекс дворца входила часовня, а также галереи, кухня, кладовая и тюрьмы. Дворец перестроен в XVI веке в стиле Ренессанс); Н: кухни; L: лазареты; ДД: часовня, принадлежавшая лазаретам
Сообщение: 6758
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация:
30
Отправлено: 24.08.11 17:38. Заголовок: В марте-апреле 2011 ..
В марте-апреле 2011 в процессе расширения северо-восточного здания монастыря Сен-Дени, которое сегодня занимает школа ордена Почетного Легиона, обнаружили остатки монастыря XII-XIII веков. Работы приостановлены в целях изучения археологических находок.
Фотографии, уважаемые форумчане, с места работ:
Северо-восточная оконечность бывшего средневекового аббатства до его разрушения (ок. 1690). Черный сектор круга - это место проведения раскопок:
ВИДЕО, рассказывающее об археологических раскопках.
Сообщение: 6765
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация:
30
Отправлено: 25.08.11 01:47. Заголовок: Теперь пришло время ..
Теперь пришло время рассказать о постройках XVII-XVIII веков, который сохранились до наших дней. Еще раз фотография монастырского комплекса:
Дворец, грандиозный монастырский дворец к югу от базилики занимает сегодня школа ордена Почетного Легиона. К слову, клуатр аббатства Сен-Дени является самым большим во Франции.
Итак, об истоках реконструкции.
Реконструкция зданий монастыря связана с волей и упорством Арно де Лоо, Великого Приора с 1696 по 1702 и с 1708 до 1711, когда он стал настоятелем общины. В 1698-м году он заказал проект реконструкции Сен-Дени у Робера де Котта, зятя Жюля Ардуэн-Мансара. Проект, который влечет за собой разрушение всех старых зданий, за исключением ворот Сугерия и Западной стены, подвергся критики некоторых влиятельных деятелей того времени. Тогда Арно де Лоо обратился лично к королю Людовику XIV. Король соглашается принять его 6 июля 1699 и обсудить проект "более чем на полчаса по поручению господина де Котта". В конце 1699 года, этот проект будет окончательно утвержден на общем собрании капитула.
Робер де Котт, автор Гиацинт Риго, 1713-ый год
План Робера де Котта был опубликован в 1727-м году:
Планы фасадов, которые представляются довольно простыми:
Западное крыло
Восточное крыло
Клуатр XVIII столетия:
Интерьер. Бывший зал главы аббатства:
Бывший зал Короля, сейчас библиотека:
Рефекторий. Сейчас здесь находятся изображения Наполеона и мученичества Сен-Дени:
Современная капелла, бывший зал королевской гвардии:
Монументальная лестница:
Еще раз проследим хронологию событий:
Работы начались 29 апреля 1700 года, были разрушены древние здания монастыря на востоке. Первый камень восточного крыла был заложен 30 мая 1701 года. В 1702 году работа была прервана уходом де Лоо. Она возобновилась в 1707 году по его возвращении. В 1710 году восточное крыло закончено, и с 1711 по 1714 ведутся работы над оформлением интерьера. В 1711 году заложено южное крыло. Дом главы аббатства был открыт в 1717 году, а рефекторий в 1720 году. Работа над интерьерами продолжалось до 1725 года. В 1724-м году начинается строительство лазарета, перпендикулярное восточному крылу монастыря. Затем работы приостанавливаются из-за отсутствия ресурсов. В 1737 году появляется некий Кастель и работы возобновляются; проект западного крыла был изменен. Теперь Кастель привлекает к работам и известного архитектора Жака Габриэля.
План Габриэля:
Современный вид Западного крыла, построенного про проекту Габриэля в период с 1738 по 1754-ые года:
Восточная галерея клуатра:
Галерея в начале XX столетия, кровати находятся на месте древних келий монахов, разрушенных в 1795-м году:
В 1752-54 годах наконец удается завершить строительство Западного и Северного крыльев монастырского комплекса.
Еще немного декора интерьера:
Монастырские кухни:
Большой полукруг во дворе аббатства был построен в 1778-81 годах:
Все даты в формате GMT
4 час. Хитов сегодня: 59
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет