On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение





Сообщение: 28
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.10.08 18:52. Заголовок: Гигиена


Гигиена Людовика XIII

Генрих IV крайним равнодушием к требованиям гигиены; мылся он крайне редко и источал сильный запах пота. В дневнике Жана Эруара, бывшего личным врачом Людовика XIII и наблюдавшего за королем с самого рождения (27 сентября 1601 года), имеется много подробностей, касающихся того, какие нормы гигиены соблюдались в отношении маленького дофина: «11 ноября 1601 года ему впервые натерли голову. 17 ноября 1601 года ему натерли лоб и лицо свежим сливочным маслом и миндальным молочком, поскольку там появилась грязь. 4 июля 1602 года его впервые причесали, ему это нравилось, и он поворачивался головой там, где у него чесалось. 3 октября 1606 года ему омыли ноги теплой водой в первый раз. 2 августа 1608 года впервые искупали».

Иногда Генрих IV купался в речке и брал с собой сына.

При этом, и будучи ребенком, и став взрослым человеком, Людовик XIII с трудом переносил дурные запахи Парижа и нередко лишался чувств от затхлого воздуха.

Достигнув разумного возраста, Людовик XIII становится крайне чистоплотным. С трудом переносит неряшливость некоторых придворных.

Каждое утро он принимает ванну- иногда по часу с лишним, а перед сном обтирается влажной губкой. Любит омывать ноги водой, настоянной на лепестках роз. Королевский медик Эруар во время многочисленных болезней короля предписывает ему принимать лечебные ванны.



Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 81 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]







Сообщение: 3467
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 18
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.12.11 22:01. Заголовок: МАКСимка пишет: Пос..


МАКСимка пишет:

 цитата:
После каждого прихода в спальню Генриха IV, Мария приказывала сменить постельное бельё.



Представляю, сколько дней его отстирывали потом, за неимением всяких тайдов, асов и прочих линоров.

А каково было чистоплотной флорентийке с ним ... ну, вы меня поняли... Да к тому же, если он приехал от какой-нибудь любовницы.


Вообще, не представляю, если почти все дворяне ездили верхом, в длинных сапогах, а на дворе, к примеру, июль и около тридцати градусов. Взмокший, потный, пыльный, провонявший вдобавок лошадиным потом, и в объятия дамы. Как мне кажется, всякие жеманницы и прециозницы выступали не столько против близости с мужчиной, а против всего сопровождающего зловония.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Сhevalier de Castorville




Сообщение: 410
Зарегистрирован: 11.04.10
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.12.11 22:21. Заголовок: Не совсем понятно по..


Не совсем понятно почему в средневековье мылись, а потом вдруг перестали. Они тогда микробов еще не знали.

А в средневековье мылись, как понимаю, чтобы не вонять. Если так, то все равно не верится, что в 17 веке люди были совсем не чистоплотные. По портретам, по крайней мере, точно не скажешь.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 3469
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 18
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.12.11 22:55. Заголовок: Дмитрий, я думаю, чт..


Дмитрий, я думаю, что у нечистоплотности несколько причин. Во-первых, дорого стоили дрова. Во-вторых, при отсутствии водопровода были проблемы с водой, особенно в городах. А вода в реках, кишащих микробами из-за отсутствия канализации и очистных сооружений, была грязной. Младенцы столь часто умирали, что их боялись мыть, значит, те, кто выжил, был с детства не приучен к водным процедурам. Да и где было мыться? Отдельная ванная комната стала доступной широким слоям населения лишь в середине XX века. Если люди были достаточно богаты, могли мешать религиозные предрассудки. Те же монашки-янсенистки были весьма нечистоплотны, даже кишели паразитами. Возможно, их светские последователи рассуждали также - зачем набожному человеку холить тело, вымывать его и прочее? Чтобы оно соблазняло на грех представителей противоположного пола? Помните, что чистоплотная Анна Австрийская мылась только в рубашке - лишь бы не самой, ни служанкам лишний раз не увидеть наготу, грех.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Сhevalier de Castorville




Сообщение: 411
Зарегистрирован: 11.04.10
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.12.11 23:01. Заголовок: Помнится в сериале &..


Помнится в сериале "Ришелье" был момент, где он принимал ванну с кардиналом де Лавалетом.

У них там бочки, какие то, вроде бы были.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 7533
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 31
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.12.11 23:03. Заголовок: Amie du cardinal пиш..


Amie du cardinal пишет:

 цитата:
Взмокший, потный, пыльный, провонявший вдобавок лошадиным потом, и в объятия дамы.



Как мы знаем из источников, некоторые дамы от мужчин тоже не отставали.

Дмитрий пишет:

 цитата:
Не совсем понятно почему в средневековье мылись, а потом вдруг перестали. Они тогда микробов еще не знали.



«Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», — утверждал медицинский трактат ХV века. В поздние Средние века стало считаться, что в очищенные поры может проникнуть зараженный инфекцией воздух. Вот почему высочайшим декретом были упразднены общественные бани. И если в ХV — ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII — ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться — но только в лечебных целях.

В XVI веке стало также считаться, что горячая ванна была обязательной прелюдией к любовным играм. Купание и уход за телом были расценены моралистами подозрительными, большей частью потому, что они обнажали тела. Купание считалось прелюдией для греха. В то время как смешанному купанию препятствовала Церковь, есть данные, что в банях проводились обеды и свадебные банкеты, соединяемые с принятием ванны. И безусловно, что изображения пар, моющихся в ванне, предполагают, что это была не столько социальная, сколько сексуальная деятельность.

Интересная статья об общественных банях Средних Веков:

Уже в середине 1200-ых многие города имели собственные общественные бани. Воду грели на огне, но это приводило к появлению двух проблем. Во-первых, вышедший из-под контроля огонь мог истребить несколько кварталов. Во-вторых, численность лесов стала уменьшатся, дрова подорожали, и повышающиеся затраты на нагревание воды вынудили большинство бань закрыться. Некоторые бани пробовали жечь вместо дерева уголь, но его пары оказались вредными для здоровья.
К середине 1300-ых, только самый богатый мог позволять себе зимой дрова для нагревания воды. Остальная часть населения была вынуждена большинство времени ходить грязными. Зачастую в качестве ванны использовались бочки, где все семейство мылось в одной и той же воде.

Наиболее предпочитаемым способом мытья в бане – была парилка. Основные способы её организации были одинаковыми в большинстве стран Северной и Восточной Европы: сначала нагревались камни или печи в замкнутом пространстве. На камни лилась вода для создания пара. И люди сидели на скамьях возле этих камней обнаженными. Во время посещения парилки рекомендовалось хлестать себя связками листьев, чтобы усилить кровообращение.

Банщики нанимали специальных глашатаев. Которые возвещали народу о том, что вода в бане нагрета: "Глашатай патрулировал улицы Парижа 13-го столетия, чтобы позвать людей к нагретым паровым ваннам и баням. Этих учреждений уже насчитывалось двадцать шесть в 1292.
Ванны принимались в комнате, часто отдельной. Паровая ванна не обязательно подразумевала погружение. Например, в шести ваннах в Saint-Vivien в 1380 было три кровати и сиденья.
Обстановка бани в пятнадцатом столетии на миниатюре Valerius Maximus включала в себя роскошные скатерти, картины на стенах и плиточный пол.
Вот описание эрфуртских бань XIII в.: «Бани в этом городе доставят вам истинное удовольствие. Если вам необходимо помыться и вы любите удобства, то можете входить туда спокойно. Вас примут любезно. Красивая молодая девушка как следует разотрет вас своими нежными ручками. Опытный брадобрей побреет вас, не уронив вам на лицо ни капельки пота. Утомившись ванной, вы найдете кровать, чтобы отдохнуть. Хорошенькая женщина, которая не причинит вам беспокойства, с видом девственным искусно расчешет вам волосы. Кто же не сорвет у нее поцелуй, если только захочет, поскольку она отнюдь не сопротивляется? А когда у вас потребуют платы, то хватит и одного денье».

Чаще всего купальщики были голы; в большинстве случаев на них надеты только головные уборы, хотя иногда и набедренные повязки. Poggio Bracciolini в 1416 говорит относительно купальщиков в ваннах Baden " мужчины носят только кожаный передник, а женщины - льняные рубашки до колен, столь вырезанные с обеих сторон, что они оставляют раскрытую шею, грудь, руки и плечи. " Uglino da Montecatini написал, что на курорте Pisan Bagno Acqua (приблизительно 1400), " женщины на протяжении лечения - прилично одеты и многие мужчины прикрыты тонким и светлыми одеяниями. " Иллюстрации показывают, что даже в частных ваннах, и мужчины и женщины носили головные уборы, чтобы не навредить здоровью, а женщины носят все их драгоценные камни; «Вы могли бы подумать, что они шли не в ванны, а на фешенебельную свадьбу».

В монастырских уставах указывалось максимальное количество дозволенных ванн и туалетных процедур, поскольку все это считалось роскошью и проявлением изнеженности. Монастырские ванны, которые часто имели отдельные кабинки, а люди в них, предполагалось, должны купаться в холодной воде и не более, чем один раз в неделю. Это должно было оградить монахов от получения чувственного удовольствия от купания.
Некоторые монастыри имели фонтаны для мытья рук (иногда называемые ' умывальник'), вода откуда вытекала текла из нескольких отверстий в круглый бассейн.

Есть множество иллюстраций, изображающих группы людей или отдельных личностей, купающимися в фонтанах и. Трудно определить, являются ли они артистическими фантазиями или показателем обычной практики. Однако нам известно, что в фонтанах мыли одежду, охлаждали вино и использовали для других хозяйственных целей.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 7534
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 31
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.12.11 23:06. Заголовок: Дмитрий пишет: Помн..


Дмитрий пишет:

 цитата:
Помнится в сериале "Ришелье" был момент где он принимал ванну с кардиналом де Лавалетом.



Если о чистоплотности Марии Медичи, Анны Австрийской, Людовика XIII известно, то вот о кардинале Ришелье и его отношении к гигиене ничего нигде не встречал.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 3470
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 18
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.12.11 23:13. Заголовок: Дмитрий пишет: Помн..


Дмитрий пишет:

 цитата:
Помнится в сериале "Ришелье" был момент, где он принимал ванну с кардиналом де Лавалетом.



Как Вы понимаете, это на совести сценариста. Не существует документальных подтверждений такой сцены.

К тому же, эти люди принадлежали к элите. У них были деньги и на дрова, и на ванны, и на воду, и на слуг, одним словом, на капризы.

МАКСимка пишет:

 цитата:
в ХVII — ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться — но только в лечебных целях.



Да, помните, в письмах Ришелье к мадам Бутийе, что я переводила, говорится, что врачи прописывали ей ванны на курорте Бурбон. Она так лечила больную руку, хотя неясно, что конкретно было с рукой, ревматизм или что-то другое.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Любитель истории




Сообщение: 654
Зарегистрирован: 27.10.08
Откуда: Москва
Репутация: 16
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.12.11 23:54. Заголовок: Еще Ришелье писал (п..


Еще Ришелье писал (простите, запамятовала источник), что следует блюсти тело и одежду в чистоте, поскольку "опрятность угодна Господу".


Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 7593
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 31
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.01.12 18:41. Заголовок: Глава о гигиене мона..


Глава о гигиене монахов из книги Лео Мулена "Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X—XV вв.)":

Баня

Трудно сказать, откуда пошла молва о монахах как о чрезвычайно нечистоплотных людях. Правда, некоторые из них действительно заходили далеко в своем стремлении к умерщвлению плоти таким способом. О св. Бенедикте Аньянском рассказывали, что «множество вшей ползало по его шероховатой коже, пожирая его тело, истощенное постами». Но это следует признать чем-то совершенно исключительным, вроде рекорда, как в спорте. Говорили еще, что он никогда не мылся. Это позволяет предположить, что так вел себя только он один, иначе, в чем же тогда заключалась его заслуга? Впрочем, компетентный ученый Кальме в своем «Комментарии к Уставу св. Бенедикта» едва ли выражает симпатии к бане (но это XVIII век). Он с удовольствием перечисляет свидетельства недоверия монахов к гигиене тела: цистерцианцы отлучали от причастия того, кто мылся без разрешения (но речь здесь шла об общественных банях, пользовавшихся дурной репутацией). Картезианцам запрещалось купаться в реках и прудах (то есть опять-таки публично, тогда как они имели воду в кельях). Монахам Монте-Кассино позволялось мыться только в крайних случаях, для чего требовалось разрешение генерального капитула! Пожилые монахи конгрегации Бурсфельда ходили в баню четыре раза в год, а молодые – два раза. Монахи Гирсау мылись два раза в год. В других местах мылись на Рождество, на Пасху и Пятидесятницу. В Фарфа мылись ежемесячно. Те же правила касались и монахинь, соблюдавших устав св. Августина. И лишь больные имели право помыться, когда только почувствуют такую необходимость.

Дом Кальме радуется, что бани были редкостью. Он объясняет это тем, что нательное белье монахи могли стирать сколько угодно. В прежние времена монахи спали одетые, не снимая своих грубых шерстяных одеяний, поэтому грязь, запах, кожные заболевания были обычными явлениями. Теперь же, утверждает он, нательное белье изменило ситуацию. Желая опереться на авторитет, Кальме цитирует св. Иеронима, который предписывал не стремиться к горячей бане тем, кто хочет потушить «жар плоти холодом поста».

К этому предубеждению, порожденному стремлением к умерщвлению плоти (ибо, в отличие, например, от хиппи, монахи всегда рассматривали телесную нечистоту как испытание), добавлялся также тот факт, что в обществе убежденных «холостяков» неизбежно пропадает вкус к чистоте, но это, скорее всего, было реакцией на скрупулезную регламентацию, которую так тщательно внедряли сборники обычаев. В конце концов, вся эпоха Средневековья пронизана подобными упреками (даже в сравнении с веком Людовика XIV); и если некоторые тексты рекомендуют мыться летом и осенью, то в них не упоминается зима или, что любопытно, весна; да и советуют они мыться только один-два раза в месяц людям в возрасте после 36 лет.

На самом же деле во всех средневековых монастырях царила большая забота о чистоте тела, по крайней мере, если опираться на то, что пишут и бесконечно повторяют сборники обычаев того времени. С первых же десятилетий существования ордена картезианцев в монашеские кельи была проведена вода, дабы монахи никуда не выходили. И вот результат: ко всеобщему удивлению в монастыре не водилось клопов, хотя некоторые обстоятельства должны были бы способствовать их появлению: монашеский образ жизни (отсутствие нательного белья), манера спать одетыми, деревянные постройки, редко сменяемые постели и соломенные тюфяки. Правда, клопы водились у братьев-конверзов (как, впрочем, и у остальных людей в Средние века). По этому поводу возникали споры. Некоторые усматривали здесь особую милость Небес, оказанную этому наиболее строгому из монашеских орденов. Другие считали отсутствие клопов результатом того, что здесь не ели мяса. Однако проще всего предположить, что картезианцы вывели всех клопов благодаря поддержанию чистоты.

Начиная с VII века в некоторых монастырях существовали бани, в которых мылись горячей водой. В аббатстве Сен-Галль бани располагались рядом со спальней, и в них мылся каждый, кто хотел. Однако час, день и сам процесс мытья были строго регламентированы. Монахам предписывалось раздеваться, как в спальне, то есть по правилам целомудрия (чтобы лучше соблюдать эти правила, монахи и стали носить нижнее белье). Им не разрешалось опаздывать в баню. Вымывшись, монахи надевали выданное им чистое одеяние и возвращались в монастырь. Вся процедура проходила под наблюдением старшего брата, «благочестивого и целомудренного».

Умывание

Помимо мытья в банях (правила посещения которых, как мы уже видели, были самыми разнообразными), монахам предписывалось мыть руки перед едой и после еды; после сиесты; перед тем, как отправиться на хоры для совершения утрени; после мессы (в аббатстве Флёри горячей водой мыли и руки, и ноги); перед тем, как совершить омовение ног тринадцати бедным в Чистый четверг на Страстной неделе.

Сборник обычаев аббатства Бек упоминает слово «умывание» («ablotorium») более пятнадцати раз. Существовал специальный удар в колокол, возвещавший о том, что готова вода для умывания (об этом говорится в сборниках Бек и Эйнсхема). У мирян «звонить к воде» означало время обеда. Великим постом монахи некоторых аббатств не мыли ноги и не ходили в баню. Но Устав законоучителя устанавливал, что следует омыть ноги пришельцам, постучавшимся у ворот монастыря, в воспоминание о той женщине, которая омыла слезами ноги Иисуса Христа. Устав Ланфранка уточнял, что необходимо вовремя менять загрязнившиеся полотенца для ног.

Борода

В эпоху классической античности бороды носили философы и следом за ними некоторые римские императоры. Борода отпускалась в знак презрения к роскоши и социальным условностям. На Востоке борода служила признаком мудрости. На Западе же, наоборот, варварские народы вряд ли заботились о том, чтобы выглядеть «мудрецами», и борода вновь сделалась здесь синонимом грубости и непросвещенности. Конверзам в монастыре было позволено носить бороду, но отцы ее брили. Однако, как и в случае с баней и мытьем головы, в разных орденах бритье (rasura) совершалось по-разному: у одних бороду брили пять-шесть раз в год; у других – раз в три недели, каждый месяц или каждые пятнадцать дней, перед Пасхой и за два дня до Рождества. Некоторые сборники обычаев запрещали бриться в течение всего Великого поста или сорока дней (надо полагать, что монахи с радостью отказывались от бритья, и перспектива вновь подвергнуться этой процедуре выглядела не самой радужной). Действительно, совершить эту операцию бритвами того времени – немалое испытание, да еще когда это дело поручалось неумелым людям (даже если, в общем-то, каждый монах должен был научиться сам делать это), к тому же и бритье происходило без специального мыла. Я сильно подозреваю, что обычай петь псалмы во время бритья ввели с целью заглушить вопли «клиентов». Отметим, что какими бы аскетами ни были монахи, они не доходили до того, чтобы жертвовать своими щеками ради бритвы подростков, воспитывавшихся в монастыре. Они говорили, что наставники не должны подвергаться этой пытке, если юноши не владеют искусством брадобрея, и, как правило, мэтры сами брили друг друга. Зимой в холодных северных странах это испытание было столь жестоким, что вопрос о бритье принимался капитулом.

У картезианцев подобных проблем не возникало: они вели отшельническую жизнь, и их устав предусматривал, что при входе в келью каждый из них должен был получить гребень, щетку, камень и ремень для правки бритвы.

Мартен оставил нам описание церемонии бритья в аббатстве Фарфа. Вот как, вкратце, все это происходило. Сначала раздавались бритвы, хранившиеся в ларце возле спальни, предварительно наточенные камерарием. Бритье совершали в самом монастыре (в Клюни – в теплой комнате). Братья сидели лицом друг к другу в два ряда. Одни держали в руках бритвы, другие – миски с горячей водой (надеюсь, с мыльной пеной). Тот брат, который брил, снимал рясу и «оперировал» в куколе. Тот, кого брили, снимал рясу и куколь и клал их рядом. Во время бритья пели псалмы, а конкретно – пятый псалом, как уточняет автор. Но стричь ногти или волосы было нельзя до тех пор, пока продолжали петь или пока снова не надевали куколь…

Как быть, если уже звонят к службе, а процесс бритья еще не завершен? В сборниках обычаев предусмотрено и это: монахи должны отправиться в храм, надев свой куколь, но не занимать свои места на хорах и не обнажать голову.

Прическа

В одном старинном сборнике обычаев говорится, что монахи обязаны мыть голову перед Вербным воскресеньем. При этом не уточняется, мыли ли они голову при других обстоятельствах (последнее вполне вероятно).

Бенедиктинцы, бернардинцы, картезианцы, которые не стригли волос, как пишет Кальме, часто мыли голову.

В аббатстве Фарфа каждый желающий мог вымыть голову в день бритья без особого разрешения. Но в другой день делать этого было нельзя. Почему? Я не ведаю. Не известно мне и то, почему монахи должны были спрашивать разрешения вымыть голову; и почему, если в большинстве случаев их брил один из братьев, они не могли заодно помыть и голову. И вообще, для чего была разработана эта сложная и тщательно расписанная церемония для таких обыденных действий, как стрижка волос и ногтей, бритье (целых три страницы, 85 строк в сборнике Эйнсхема!) и кровопускание. К примеру, указывалось, что в день бритья в трапезной должны быть заменены скатерти. Почему? Записано также, что в то время, когда дети, больные и монахи, перенесшие кровопускание, получают свой «mixtum», рефекторарии должны побрить друг друга под пение псалмов. И пока они поют, никто не может ни мыться, ни стричь волосы, ни заниматься своими ногтями, ни покидать монастырь без разрешения.

Мыло и лосьон

Галлы пользовались смесью жира и золы, чтобы красить свои волосы в рыжий цвет. Германцам было известно мыло: жидкое («Schaum») и твердое («Seife», по-английски «soap», по-латински «saipo»). Упоминается раздача мыла в поместьях Карла Великого. Известно и о том, что часть оброка выплачивалась мылом. У Петрарки говорится о «едком» мыле. Стало быть, в Средние века мыло знали. Употребляли ли мыло монахи? В одном из текстов того времени сообщается, что монахи мыли голову водой со щелоком после того, как в ней кипятили белье. В другом тексте речь идет о «мыльном жире», что указывает на употребление некоей жирной субстанции. Говорится также о траве, из которой делали брикеты под названием «herbacos» (травяные); в высушенном виде их использовали в качестве мыла. Это наша сапонария или мыльнянка.

В аббатстве Эйнзидельн мыло раздавалось в маленьких коробочках. Дом Жак Лекрек указал мне на текст, в котором говорится об использовании мыла после того, как монах уже вымылся. Вероятно, сначала в чистой воде монахи смывали основную грязь с рук и ног, а затем уже использовали мыло как ценный продукт, завершая мытье.

Монахи изобрели и первый лосьон. Они испытывали в нем необходимость. Текст 1305 года говорит о том, что монахи употребляли душистую воду на травах, выращиваемых в саду рядом с трапезной и больницей; это были шалфей, майоран, базилик, мята, рута, розмарин. Вступив на путь элегантности, человек уже никогда не остановится. Перед сном гранмонтанцы, эти образцы строгих правил, ежедневно мыли бороду, расчесывали ее и укладывали красивыми волнами! На кого и уповать, если даже эти монахи, более суровые, чем сами цистерцианцы, занимались подобными вещами!

Ногти

Ногти не полагалось стричь ни в воскресенье, ни в праздничные дни. В сборнике Эйнсхема сказано, что можно стричь ногти на ногах, не испрашивая особого позволения, всякий раз, когда моют ноги. Что же касается ногтей на руках, то те, кто решил заняться этим, занимались маникюром перед вечерней или после капитула, спросив разрешения у соседей. Все это совершалось в полной тишине. Если же случалось, что кто-то заговаривал, когда стриг ногти, следовало обратиться к ближнему брату с Benedicite.

Тонзура

Изначально тонзура служила отличительным признаком монаха более, чем его одежда. Макушка головы брилась, а оставшиеся волосы образовывали кружок в подражание «венцу» апостола Петра. Картезианцы выбривали тонзуру шесть раз в год.

Монашеская тонзура (не путать с тонзурой клириков) – знак и свидетельство «священника и короля» – выстригалась ножницами. Волосы венчика достигали середины уха. В основном эта процедура совершалась в тишине. В основном… Когда же выстригали первую тонзуру у новициев, что в Эйнсхеме производили в больнице, то читали семь псалмов.

Находились и такие монахи, которые выделялись своими необычными, если не сказать авангардными, тонзурами. Поэтому сборники обычаев предписывали возврат к единообразию и традиции: «И пусть никто не украшает себя иной тонзурой, кроме принятой у нас».

Кровопускание

В Средние века все прибегали к кровопусканию (minutio) ради укрепления здоровья. Считалось, что производить кровопускание и очищение желудка лучше всего в определенное время, поэтому советовались с врачом, сведущим в астрологии. Весна и осень считались наиболее благоприятным временем для такого лечения. Старикам, пьяным, а также беременным кровопускание не делалось. Различные вены человеческого тела служили разным целям. Например, вена мизинца руки «отвечала» за исцеление печени, а вена правой руки гарантировала целомудрие.

Монахи уважали обычаи своего века. Поначалу они не соблюдали ни ритма, ни определенных дней, установленных для этой процедуры. Они действовали по потребности, но затем, как и во многих других областях, появилась более точная регламентация. Картезианцы Дижона производили кровопускание в пасхальную октаву, после праздника св. Петра, во вторую неделю сентября, за неделю до первого воскресенья Рождественского поста и за неделю до первого из трех воскресений до Великого поста. Четыре раза в год кровопускание делали августинцы, доминиканцы, кармелиты и монахи Бурсфельда; три раза – камальдолийцы, пять раз – викторинцы Парижа, премонстранты и каноники Арруэз; двенадцать раз – в других конгрегациях (как и у мирян).

В Эйнзидельне монахи являлись на операцию в ночной одежде. Зажигали яркий огонь. Перевязав руки, они пускали друг другу кровь, выказывая тем самым чувство милосердия. Эта процедура позволяет предположить наличие у монахов определенных медицинских навыков. Все происходило в полной тишине. По окончании кровопускания раздавали хлеб и вино или, по обычаям этого аббатства, воду, которая, по мнению средневековых врачей, более полезна в данном случае!

Летом операция происходила после девятого канонического часа, а зимой – после вечерни. Разумеется, только с разрешения старшего во избежание крайностей. Кажется странным, что можно проявить крайность в таком деле, как кровопускание. Но все объясняется просто: дни после операции назывались «днями болезни» или «днями запаса крови» и означали нечто вроде отпуска или каникул. Перед операцией монах получал дополнительные хлеб и вино, а после нее – освобождался от всенощных бдений в течение двух дней; ему разрешалось разговаривать с другими монахами, которые находились в сходном положении, и с гостями монастыря. В течение двух-трех суток (в разных орденах по-разному) он имел право на вечерний паек, получал вино и лучшую пищу: пшеничные лепешки, оладьи, овощной суп, жареную рыбу или мясо – такое меню было у строгих камальдолийцев; в Клюни – яйца, дополнительную порцию сыра, три блюда жареного; в Сито – белый хлеб. У викторинцев в XIV веке в течение первых двух дней после операции полагались совершенно немыслимые деликатесы: жареный цыпленок на двоих, гусь – на четверых в полдень, а на третий день – цыпленок на одну персону сверх того, что полагалось обычно! В Шартрез на три дня прерывали пост, и монах в первые два дня получал вечером три яйца.

В другом тексте, относящемся к монастырю Сен-Витон в Вердене (X век), говорится о блюде из яиц и угрей, о щуке с черным перцем и других рыбных яствах, приготовленных на свином сале, весьма жирном. Вечером братья получали вафли и сверх того двойную порцию кларета. И все это из лучших побуждений, здравия ради. Монахи чувствовали себя знатоками в искусстве врачевания и с полным правом давали рекомендации. В другом тексте говорится, что за неимением рыбы больным давали жидкую, жирную смесь вина, яиц и топленого свиного сала. Так что монахи прошлых веков были склонны к энергичному «восстановлению сил». Только одно суровое аббатство Бек ничего не предусматривало для дней после операции.

Кровопускание начали практиковать с VII века. Ни причины, ни истоки этой процедуры не известны. Возможно, попытка преодолеть плачевные результаты несбалансированного питания и малоподвижного образа жизни? Если так, то уровень науки в Средние века был близок к нашему. Во всяком случае, обильная пища после кровопускания быстро ликвидировала ощущение блаженства, действительного или воображаемого, какое наступало после операции. Может, это был способ победить плотские искушения? Но подобный механический образ действия совершенно противоположен самому духу обета целомудрия, основанному на воле и самоконтроле. Кто поверит, что для борьбы с искушениями не достаточно трудов, отказа от сна, суровых постов и воздержания?

Возможно, что практика кровопускания была принята, как сказано в одном старом тексте, по «медицинским» соображениям: лекарств существовало мало, или они отсутствовали вообще. На самом деле, эта операция попросту была модной на протяжении IX—XVII веков (вспомним Людовика XIV) и как любая мода прекратила свое существование без видимых причин. Некоторые монашеские ордена довольно рано отказались от кровопусканий, например, картезианцы еще до 1373 года. У других эта метода оставалась в уставах до XV—XVI веков. Достаточно долго хранили верность такой моде миряне. Они составляли клиентуру «минутора». Нередко целыми семьями они отправлялись на несколько дней в монастырь для участия в церемонии, скажем даже, празднике с отдыхом после каждого сеанса. Кроме того, люди прибегали к пиявкам, так, восемнадцать мансов аббатства Прюм посылали монахам по тридцать пиявок каждый.

Судя по тому обильному питанию, какое получали монахи после кровопускания, можно сделать вывод: они лишались значительного количества крови. Рассказывают, что св. Жерар из аббатства Сов-Мажер, страдавший невыносимыми головными болями, попросил сделать ему кровопускание и затем отправился в путешествие, хотя его разрезы закрылись еще не полностью. Следует предположить, что они были глубокими.

Как же потом поступали с кровью? В одном тексте 1336 года говорится, что бенедиктинцы Сент-Андре во Фландрии даровали городу Брюгге поле, предназначенное для выливания крови после операций, чтобы «не отдавать ее свиньям»! Вероятно, наши монахи всегда проявляли уважение к ценности человеческой крови.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 3593
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 18
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.01.12 23:14. Заголовок: Даже для того, чтобы..


Даже для того, чтобы вкратце набросать историю напитков, требуется затронуть старинные и новые, народные и утонченные, с учетом различных изменений тех и других на протяжении веков. Напитки-это не только питание. Они всегда играли роль возбуждающих средств, средства забвения: порой, как у некоторых индейских племен, опьянение было даже средством общения со сверхъестественными силами. Как бы то ни было, в течение веков, которые нас занимают, алкоголизм в Европе не переставал расти. Затем к нему добавились экзотические возбуждающие средства: чай, кофе -и в не меньшей степени такой трудноклассифицируемый «возбудитель»-ни еда, ни питье,-как табак во всех его видах.

ВОДА Как ни парадоксально, приходится начать с воды. Ее не всегда бывало вволю и, несмотря на точные рекомендации врачей, советовавших такую-то воду предпочитать такой-то в зависимости от заболевания, надо было довольствоваться той, какая есть под рукой: дождевой, речной, из фонтана, из водоема, колодца, бочки или из медного резервуара, в котором благоразумно держать запас воды во всяком предусмотрительном доме. В крайних случаях-морской водой, которую в испанских пресидиос в Северной Африке в XVI в. опресняли перегонкой, иначе бы пришлось доставлять воду из Испании или Италии. Еще одна крайность, окрашенный отчаянием случай с путешествовавшими по Конго в 1648 г.: изголодавшиеся, падавшие с ног от усталости, спавшие на голой земле, эти люди вынуждены были «пить воду, [каковая] напоминала конскую мочу». Еще одно мучение-с пресной водой на борту кораблей. Сохранить ее в пригодном для употребления виде было неразрешимой задачей, невзирая на множество рецептов и ревниво охранявшихся секретов, Впрочем, целые города, хоть и очень богатые, плохо снабжались водой. Так было в Венеции, колодцы на площадях или во дворах дворцов которой не выкопаны, как обычно думают, до уровня пласта пресной воды, которого можно было бы достичь под дном лагуны, а представляют резервуары, до половины заполненные мелким песком, через который фильтруется и осветляется дождевая вода, затем собирающаяся в колодце, пронизывающем резервуар посередине. Если дождя не бывает в течение многих недель, резервуары высыхают, как это было во время пребывания в городе Стендаля. Если дует штормовой ветер, в них попадает соленая вода. В нормальное время их было недостаточно для огромного населения города. Пресная вода должна была поступать и поступала извне-не по акведукам, но в барках, наполнявшихся на Бренте и ежедневно приходивших по каналам в Венецию. И эти речные водовозы, acquaroli, даже образовывали в Венеции особый ремесленный цех. Такое же неприятное положение было и во всех голландских городах, располагавших только резервуарами для дождевой воды, мелкими колодцами и сомнительной чистоты водою каналов. В целом водопроводов было мало. Знамениты, и заслуженно, были стамбульские акведуки, да еще Puente в Сеговии (отремонтированный в 1841 г. и восходящий к римлянам), который восхищает приезжих. В Португалии в XVII в. функционировали (и это было рекордом) водопроводы в Коимбре, Томаре, Виладу-Конди, Элваше. В Лиссабоне новый водопровод Агуаш-Виваш, сооруженный в 1729-1748 гг., доставлял воду на удаленную от центра площадь Рату. И все наперебой стремились получить воду из этого фонтана, куда водоносы приходили наполнять свои красные бочонки с железными ручками: такие бочонки они носили на шее. И вполне логично, что первой заботой папы Мартина V, вновь поселившегося в Ватикане после Великого раскола, было восстановление разрушенных римских акведуков. Позднее, в конце XVI в., чтобы обеспечить водою великий город, потребуется построить два новых водовода: aqua Felice и aqua Paola. В Генуе питание фонтанов обеспечивал в основном водопровод Скуффара, вода которого вращала мельничные колеса внутри городской стены, а затем расходилась между различными кварталами восточной части города. Ключи и подземные резервуары питали его западную часть 153. В Париже в 1457 г. был починен бельвильский водовод; вместе с акведуком Пре-Сен-Жервэ он будет снабжать город водой до XVII в. Аркёйский акведук, перестроенный при Марии Медичи, доводил воду из Рэнжи до Люксембургского дворца. Порой воду для снабжения горожан поднимали из рек большие водяные колеса (Толедо, 1526 г.; Аугсбург, 1548 г.), и для этой же цели применяли мощные всасывающие и нагнетательные насосы. Насос у Самаритянки, построенный в 1603-1608 гг., ежедневно подавал 700 кубометров воды, взятой из Сены и распределявшейся между Лувром и Тюильри. В 1670 г. насосы у моста Нотр-Дам подавали из Сены 2 тыс. кубометров воды. Затем вода из акведуков и от насосов перераспределялась по глиняным (как в римские времена), или деревянным (из выдолбленных и состыкованных друг с другом древесных стволов-так было в Северной Италии с XIV в., во Вроцлаве-с 1471 г.), или даже свинцовым трубам; но свинцовые трубопроводы, отмеченные в Англии с 1236 г., не получат широкого распространения. В 1770 г. вода Темзы, «которая вовсе не хороша», поступала во все лондонские дома по подземным деревянным трубопроводам, но не так, как представляем себе мы проточную воду из водопровода. Она «регулярно распределяется трижды в неделю в соответствии с потреблением в каждом доме... ее получают и хранят в больших бочках с железными обручами». В Париже главным источником воды оставалась сама Сена. Ее вода, которую продавали водоносы, считалась обладающей всеми достоинствами: будучи заиленной и, следовательно, густой (что отмечал в 1641 г. португальский посланник), она лучше держит лодки (что, правда, мало интересовало пьющих ее), превосходна для здоровья -а вот в этом можно на законном основании усомниться. В 1771 г. очевидец писал: «В рукаве реки, омывающем набережную Пеллетье, и между двумя мостами многие красильщики три раза в неделю выливают свою краску... Изгиб реки, образующий набережную Жевр-очаг заразы. Вся эта часть города пьет омерзительную воду» . Успокойтесь, это вскоре будет исправлено. И уж лучше вода из Сены, чем из колодцев левого берега, никогда не бывших защищенными от фильтрации ужасающих нечистот,вода, на которой булочники замешивали свой хлеб. Эта речная вода, естественно действовавшая послабляюще, была, несомненно, «непригодна для иностранцев»; но они могли в нее добавить несколько капель уксуса, покупать профильтрованную и «облагороженную» воду, даже так называемую королевскую или же ту, лучшую из всех воду, называвшуюся бристольской, «каковая к тому же еще и намного дороже». Вплоть до 1760 г. этими изысками пренебрегали: «Пили воду [Сены], не обращая на то особого внимания» . Это парижское водоснабжение обеспечивало жизнь (впрочем, неважную) 20 тыс. водоносов, ежедневно поднимавших по три десятка «носок» (т. е. по два ведра за раз) вплоть до самых верхних этажей (по два су за носку). Так что когда в 1782 г. братья Перье установили в Шайо два паровых насоса, «прелюбопытные машины», которые поднимали воду на 110 футов над меженным уровнем Сены «простым паром от кипящей воды», это означало революцию. То было повторение опыта Лондона, который уже несколько лет располагал девятью такими насосами. Первым обеспечили район Сент-Оноре, самый богатый и, следовательно, более всего способный оплатить такой прогресс. Но если число этих машин увеличится, беспокоились современники, что станется с 20 тыс. водоносов? Впрочем, это предприятие вскоре (в 1788 г.) обернулось финансовым скандалом. Но это неважно! С XVIII в. была ясно поставлена проблема подвода питьевой воды, наметились и порой оказались достигнуты ее решения. И не в одних лишь столицах: скажем, проект водоснабжения для Ульма (1713 г.) доказывает обратное. Но, несмотря на все это, прогресс наступил поздно. До того во всех городах мира обязательно приходилось пользоваться услугами водоноса. Упоминавшийся уже португальский путешественник расхваливал великолепную воду, которая во времена Филиппа III продавалась в Вальядолиде в очаровательных бутылях или в глиняных кувшинах всех форм и расцветок. Водонос в Китае пользовался, как и парижский, двумя ведрами на двух оконечностях шеста, уравновешивая таким образом тяжесть ведер. Но на рисунке 1800 г. мы обнаруживаем, также в Пекине, большую бочку на колесах со втулкой сзади. Около того же времени одна гравюра показывает нам «способ, каким женщины носят воду в Египте»,-двумя кувшинами, напоминавшими античные амфоры; большой ставился на голову и удерживался левой рукой, а маленький размещался на ладони изящным жестом изогнутой правой руки. В Стамбуле религиозные предписания, требовавшие многочисленных ежедневных омовений проточной водой, вызвали повсюду увеличение числа фонтанов. И несомненно, там пили более чистую воду, чем в других местах. Не по этой ли причине турки еще и сегодня гордятся тем, будто умеют распознавать вкус воды разных источников, как француз похваляется умением узнавать вина разных местностей? Что до китайцев, так они не только приписывали воде разные достоинства в зависимости от ее происхождения-обычной дождевой воде, воде дождя грозового (она опасна), воде первого весеннего дождя (благодетельной), талой воде из градин или зимнего инея, воде, собранной в сталактитовых пещерах (главнейшее лекарство), воде речной, из источника, из колодца,-но еще и обсуждали опасности загрязнения и полезность кипячения любой подозрительной воды. Впрочем, в Китае пили только горячие напитки (были даже продавцы кипятка на улицах), и, вне сомнения, эта привычка значительно способствовала поддержанию здоровья китайского населения. Напротив, в Стамбуле летом повсюду продавали чашечками на улицах снеговую воду за мелкую монетку. Португалец Бартоломе Пиньейру да Вега восторгался тем, что в начале XVII в. в Вальядолиде тоже можно было за умеренную цену позволить себе в жаркие месяцы насладиться «холодной водой и замороженными фруктами». Но чаще всего снеговая вода была большой роскошью, предназначенной для зажиточных. Так было во Франции, например, где вкус к такой воде появился лишь в результате причуды Генриха III. И в прилегающих к Средиземному морю странах, где корабли, груженные льдом, порой совершали довольно продолжительные плавания. Скажем, мальтийские рыцари заставляли снабжать себя через Неаполь, и одна из их жалоб утверждала в 1754 г., что они-де умерли бы, не располагай они против своей лихорадки «этим превосходным лекарством». (Бродель Ф Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв.)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 7793
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 31
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.02.12 21:11. Заголовок: Amie du cardinal пиш..


Amie du cardinal пишет:

 цитата:
Насос у Самаритянки, построенный в 1603-1608 гг., ежедневно подавал 700 кубометров воды, взятой из Сены и распределявшейся между Лувром и Тюильри.



Что интересно, а ведь этот насос находился на Новом Мосту. В январе 1602-го года король Генрих IV повелел начать его строительство. Это был небольшой дом на сваях, между которыми вращались два колеса мельницы. Строение было увенчано часами с курантами, определяющими ритм жизни парижан. Насос был назван в честь встречи между Иисусом и самаритянкой у колодца Иакова. Насос был реконструирован Робером де Коттом в период между 1712 и 1719-ми годами, а затем обновлен Суффло в 1771-м. В 1813-м году сооружение разрушили. От него остался лишь один колокол, который передали церкви Сент-Эсташ.

Изображение насоса у Самаритянки в XVIII веке:





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 8327
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 31
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.03.12 21:17. Заголовок: О гигиене из книги Э..


О гигиене из книги Эдмона Фараля "Повседневная жизнь в эпоху Людовика Святого":

"Тогда принимали горячие ванны, и не только обитатели замков, но также бюргеры и даже простонародье. К этому способу восстановления сил часто прибегали после путешествия или трудного испытания. Любопытно, что порой в ванну направлялись прямо из-за стола. Правда, в частных жилищах не было специальных зал для этой цели либо они встречались очень редко: ванну нагревали на очаге или заказывали где-то и вносили в комнату. Но можно было также ходить в общественные бани, в парильни.

В Париже банных заведений было много; в 1292 г. существовало не менее двадцати шести бань, раскиданных по разным кварталам. Они были открыты каждый день, кроме воскресений и праздников. Когда баня была нагрета, об этом объявляли глашатаи, ее работа начиналась утром, но не слишком рано, потому что так велели уставы — ведь тот, кто пошел бы в парильню до рассвета, рисковал впотьмах встретиться с лихими людьми. Клиенты могли довольствоваться парной, могли принять ванну с теплой водой, по желанию их могли побрить или вымыть им голову. Стоимость посещения парной в 1268 г. составляла два денье, ванны с теплой водой — четыре денье; в случае подорожания дров и угля прево города имел право поднять эти цены.

Этот промысел настолько процветал, что банщики организовали свой цех: их мастера избирали троих присяжных, и все они подчинялись уставам, одни из которых включали гигиенические требовании, а другие — моральные.

Из гигиенических соображений запрещалось посещать бани больным и прокаженным; особой заботой хранителей ремесла было наблюдение за состоянием труб и хорошим функционированием стоков — в интересах как самих бань, так и соседних домов.

Ситуация с моралью была несколько сложной. Люди ходили в бани не только ради чистоты и гигиены, но и затем, чтобы получить удовольствие; в результате появились довольно любопытные обычаи.
Они возникли даже в частных домах. Некоторые женщины, сидя в ванне, требовали подать себе обильное угощение и не спешили, извлекая из этого положения все возможное удовольствие. В одном и том же ушате, в одной и той же ванне часто находились одновременно мужчина и женщина. Аллергический персонаж — Богатство, описывающий герою одного романа наслаждения рая, будучи хранителем ключей от него, говорит: «Там мои друзья ходят плясать короле, танцевать и веселиться; там к их услугам наслаждение трешей и эспенгери (виды танцев) под звуки барабанов и виелл и под новые песни; там они играют в кости, шахматы и в тавлеи; им встречаются юноши и девицы, которые гуляют по лугам и садам, а потом идут в бани, где вместе купаться, надев цветочные венки».

Меры по поддержанию порядка, принимавшиеся в общественных заведениях Парижа, означают, что злоупотребления существовали. Устав цеха банщиков и 1268 г. предписывал, что двери бань должны быть закрыты не только для больных, но и для всех людей дурного нрава, как мужчин, так и женщин. Одна статья, добавленная к первоначальным статутам чуть позже, указывает, что заведения должны быть предназначены либо только для мужчин, либо только для женщин, по выбору владельца, обосновывая это тем, что слишком часто мужчины приходят в баню вечером и проводят там ночь, а утром туда по неведению попадают женщины, «и происходит еще многое, о чем лучше не говорить». Но было бы ошибкой полагать, что осуждаемые здесь обычаи были свойственны только парижским баням. Один немецкий поэт XIII в., писавший на латыни, описывает бани Эрфурта, приводя кое-какие детали, заставляющие призадуматься. «Бани этого города, — пишет он, — вам очень понравятся. Если вам нужно вымыться и вы любите удобства, можете смело входить сюда. Вас любезно примут. Хорошенькая девушка сделает вам массаж, с благими намерениями, своей нежной рукой. Опытный цирюльник побреет вас так, что на вашем лице не выступит ни капли пота. Утомившись от бани, вы найдете постель для отдыха. После миловидная женщина с девичьей внешностью, которая не будет вам неприятна, затейливым гребнем приведет вам в порядок волосы. Кто не подарит ей поцелуев, если ему охота и если она не противится? Что касается оплаты, то довольно простого денария, и то ежели вы особенно пожелаете его дать: ведь никто не потребует его от вас, и все предпочли бы умереть, нежели услышать от вас неблагозвучное слово».

Но бывали такие ванны, принимать которые ездили далеко, на курорты с минеральными водами. Например, воды Бурбона во Франции привлекали в город множество больных, хромых (éclopés — больных той болезнью, которую мы называем артритом), в том числе и французов, но еще и многих иностранцев. Содержателям местных постоялых дворов эксплуатация этих мощных источников приносила большую выгоду. Среди заведений различного класса, которые они здесь держали, некоторые, рассчитанные на богачей были оборудованы с максимальным комфортом. Каждую ванную устраивали в отдельном доме, в ванну текла горячая и холодная вода, имелись смежные комнаты для отдыха. Здесь бывали и городские дамы, а также мужчины. К чему было пренебрегать местными заведениями, позволявшими дамам при помощи служанок совершать свой туалет тщательно и с удовольствием (несмотря на дурной запах этих вод), а также лечить некоторые недомогания, выбирая подходящий день (благотворное действие оказывает молодая луна). Но в первую очередь содержатели владельцы гостиниц жили за счет приезжих. Они ожидали тех прямо на пороге, умели к ним обращаться на языке их страны, делали множество предложений и были крайне услужливы; поселившись на полном пансионе, гость мог начинать лечение; но он уже был предуведомлен, и надписи на видных местах напоминали ему о том же, — на исцеление можно рассчитывать только в случае достаточно долгого пребывания здесь.

Баня не была гигиеническим учреждением, доступным для любого кошелька, — в какой-то мере она была роскошью; с другой стороны, нельзя сказать, что вода в домах имелась в изобилии: ее туда носили люди, чьим ремеслом было таскать вёдра и у которых в саду имелся колодец. Но самой несовершенной была система слива воды. Ручьи к северу от Сены, стекавшиеся в район Маре и долгое время применявшиеся для орошения садов, позже стали использовать как сточные канавы. Но поскольку перепад высот был недостаточен, они становились рассадниками инфекции. Очистка канав, на чем специализировались бретонцы, поселившиеся в Париже, производилась примитивными методами, однако, похоже, в середине XIII в. были предприняты энергичные меры по организации очистных сооружений и некий мэтр Орри, не то чиновник, получивший широкое поручение, не то подрядчик, приобрел в то время курьезную известность среди парижан".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 3994
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 18
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.07.12 13:48. Заголовок: Хочу здесь привести ..


Хочу здесь привести интересную теорию происхождения групп крови.


Священная тайна крови Молостов Валерий


Инфекционная теория.

Эта теория объясняет причину возникновения четырех групп крови по причине воздействия различных видов инфекций на организм человека на протяжении 3 миллионов лет его существования. Человеческий организм имеет только один ответ на внедрение инфекции – он синтезирует специфические белки в печени и в костном мозгу, которые заполняют русло крови. Белковые антитела (гамма глобулины) с током крови достигают микроба (или вируса) и уничтожают именно тот штамм микроорганизма, на матрице которого антитела были синтезированы. Каждая инфекция «заставляет» иммунную систему организма вырабатывать свои, специфические белки. Вот почему состав белков крови человека, переболевшего дизентерией, скарлатиной и ангиной, будет отличается от белкового состава крови человека, переболевшего другими инфекциями (корью, гриппом и герпесом). Если смешивать два вида крови с различным белковым составом, то происходит ее свертывание, агглютинация. Именно эта мысль является «базой для создания всего здания» инфекционной теории возникновения четырех групп крови.



Первая группа крови была единственной группой крови первобытного человека 0,1 – 3 миллиона лет назад. Самыми распространенными болезнями у древнего человека были две: крупозное воспаление легких и пищевые отравления. Обе эти болезни вызываются гноеродными микробами – стрептококками и стафилококками. В то время люди не имели достаточного количества одежды из шкур животных для женщин, стариков, детей, а поэтому во время зимних холодов многие члены племени очень часто замерзали, у других развивалось воспаление легких.

Летом наши древние предки повсеместно болели пищевыми отравлениями, так как отсутствовали элементарные правила гигиены во время потребления пищи. Благодаря коллективной охоте древний человек получал «горы» мяса при разделке тушей мамонтов, коней, коров и оленей. Мясо разделывалось кремневыми ножами, которые, конечно, никто и никогда не дезинфицировал. В летнюю жару мясо было негде хранить, поэтому оно быстро портилось. Потребление мяса уже через день после забоя животного могло вызвать отравление. Фрукты и овощи плохо мылись водой, руки также перед едой никто не мыл. Исходя из этих соображений, можно утверждать, что у первобытных людей была очень развита банальная болезнь желудочно-кишечного тракта в виде пищевого отравления. Логично утверждать, что в племенах с полным отсутствием навыков гигиены питания, кроме пищевых отравлений процветала дизентерия, сальмонеллез, гельминтозы. Травмы грязных рук и ног часто сопровождались возникновением гнойных инфекций, которые также вызываются стрептококками и стафилококками.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что древние люди в 95 % случаев имели болезни, которые вызывались гноеродными кокками в виде стрептококков и стафилококков. Ответная реакция иммунной системы была в виде насыщения русла крови соответствующими белками, способными связать токсины стрептококков и стафилококков и нарушить их жизнедеятельность. Такой состав белков крови воспринимается нашими современниками, как первая группа крови.

Вторая группа крови возникла внутри человечества в период 2 – 100 тысяч лет назад, когда человек стал скотоводом. Цивилизация началась с того момента, когда человек приручил и одомашнил сотни видов животных и стал их разводить, кормить, охранять от хищников. На протяжении тысячелетий у человечества продолжалась эпоха тесного соприкосновения с домашними животными: конем, коровой, овцой, козой, собакой, кошкой, свиньей, верблюдом, курами, утками, гусями и так далее. Животные также болеют бактериальными и вирусными инфекциями, многие из которых передаются человеку. Это сейчас человек живет отдельно от животных, а первобытный человек жил вместе с домашними животными под одной крышей, «в одной комнате». Особенно тесный контакт человека и домашнего животного происходил в зимние месяцы. В пищу попадал кал и моча животных, человек дышал воздухом, который выдыхал конь и корова. В зимний сезон в отдаленных уголках грязного жилища человека находили убежище крысы, мыши, клопы, вши, блохи и другие насекомые, которые переносят инфекцию от животного к человеку. При отсутствии элементарных гигиенических правил человечество начало тотально заражаться зоонозами: сибирской язвой, сальмонеллезом, туберкулезом, глистами, малярией, возвратным тифом и так далее. На мощную атаку новых микроорганизмов иммунная система людей ответила появлением специфических белков крови, которая представляются современной медицине как вторая группа крови.

Третья группа крови возникла внутри человечества в период 2 тысяч лет до нашей эры до 1500 год нашей эры. В этот период жизни человечества началось его компактное проживание в крупных городах, которое сопровождалось отсутствием элементарных гигиенических правил. Нечистоты выливались на узкие улицы. Мыло, бани и рукомойники отсутствовали. Поэтому по континентам прокатывались волны мощных эпидемий чумы, холеры, сифилиса, натуральной оспы, брюшного тифа и так далее. Исторические источники рассказывают, что многие цветущие государства прекращали свое существование по причине полной гибели населения от эпидемий. Особенно много людей погибло в разное время от эпидемий чумы и холеры. Эпидемии уносили в могилы слабых, но выживали люди с сильной иммунной системой. По причине длительного воздействия на иммунную систему человечества специфических микроорганизмов, вызывающих эпидемии, у многих людей появился новый состав крови, который современниками определен как третья группа крови.

Четвертая группа крови возникла внутри человечества после 1500 года как ответ на поражения организма многочисленными вирусными инфекциями. Обращаю пристальное внимание читателя на тот факт, что до 1500 года человечество не болело никакими вирусными болезнями. Болезни вызывались исключительно микроорганизмами, которые по размеру больше вирусов в тысячи раз. Только в последние 500 лет на человечества обрушился шквал совершенно новых для иммунной системы вирусных заболеваний в виде эпидемий гриппа, ОРЗ, вирусных ринитов и фарингитов, корь, свинка, краснуха, полиомиелит, натуральная оспа, вирусные энцефалиты, эпидемический гепатит, герпес, желтая и гемморрагическая лихорадка, бешенство, СПИД (с 1990 года) и неспецифическая пневмония (с 2003 года), птичий грипп (2006), свиной грипп (2007). С крупными патогенными микроорганизмами человечество хорошо научилось бороться антибиотиками и другими лекарствами. Но нет ни одного вещества, который бы убивал патогенные вирусы, так как они располагаются внутри клеток наших органов. Пока человек не заполнит свою кровеносную систему специфическими гамма-глобулинами, до тех пор излечение от вирусной инфекции не произойдет! Иммунная система пяти поколений человечества на протяжении 500 лет кардинально меняло белковый состав крови, реагируя тем самым на засилье вирусных инфекций. Вирусы являются виновниками возникновения четвертой группы крови у людей.

В будущем, через тысячи лет, человечество начнет поглощать полезные ископаемые других планет. Все свое время человек будет находиться в космосе. С этого момента и последующие миллионы лет человек будет всегда находиться в скафандре, а поэтому он будет полностью «отрезан» от бактериальной окружающей среды, исчезнут все пути передачи инфекций от человека к человеку. В космосе под действием губительных космических лучей произойдет гибель всех вирусов и бактерий внутри космической ракеты, и тем более - снаружи, на поверхности стального корпуса. Чисто физическими методами и тотальной изоляцией людей друг от друга будут ликвидированы все пути передачи микробных и вирусных инфекций. Космическое человечество будет жить в абсолютно стерильных условий. В космическую стерильную эпоху не надо будет выделять в кровь белки, убивающие микробы, и белковый состав крови резко изменится. Я полагаю, что тогда появится совершенно новый состав крови, который вызовет возникновение пятой группы крови.

Так вкратце выглядит теория о бактериальном генезе четырех групп крови.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 8945
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 32
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.07.12 00:03. Заголовок: Наступала пора распр..


Наступала пора распространения гигиены, она входила в обиход прежде всего в городах. В 1292 г. в Париже существовало как минимум 26 банных заведений. Причем парильни являлись местом наслаждений и даже пристанищем разврата. Вот описание эрфуртских бань XIII в.: «Бани в этом городе доставят вам истинное удовольствие. Если вам необходимо помыться и вы любите удобства, то можете входить туда спокойно. Вас примут любезно. Красивая молодая девушка как следует разотрет вас своими нежными ручками. Опытный брадобрей побреет вас, не уронив вам на лицо ни капельки пота. Утомившись ванной, вы найдете кровать, чтобы отдохнуть. Хорошенькая женщина, которая не причинит вам беспокойства, с видом девственным искусно расчешет вам волосы. Кто же не сорвет у нее поцелуй, если только захочет, поскольку она отнюдь не сопротивляется? А когда у вас потребуют платы, то хватит и одного денье».

Впрочем, и монастырская литература внесла свой вклад в заботу о теле. Ценный эльзасский манускрипт 1154 г. представляет собой учебник по диетологии, написанный монахиней из Шварцентхана и иллюстрированный Зинтрамом, монастырским каноником из Мирбаха. Этот календарь предписывал особый режим для каждого месяца. В начале XIII в. был широко распространен «Справочник здоровья», написанный в Салерно.

По Жак Ле Гофф "Цивилизация Средневекового Запада"

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 9829
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 34
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.11.12 20:51. Заголовок: О красоте и гигиене в Средние века.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 4620
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 20
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.12 00:59. Заголовок: В издании Janssen&#..



 цитата:
В издании Janssen's History of the German People есть множество деталей относительно популярности использования ванн в Германии. Люди купались по несколько раз каждый день; некоторые тратили целые дни внутри. С 20-ого мая по 9-е июня 1511, Lucas Rem купался сто двадцать семь раз, как мы можем вычислить по его дневнику "



Цитата из одной статьи, ссылки на которые привёл МАКСимка. В это мало верится. Даже в наших условиях, в домах с ваннами и горячей водой из-под крана, почти никто не принимает ванну несколько раз в день. Это слишком обременительно. Но в те времена... Даже в наши дни, где-нибудь в сельской местности, в России, где нет водопровода и бытовые условия в чём-то напоминают средневековье, хотя и отличаются в лучшую сторону наличием электричества, никто вообще не принимает ванну. Моются в бане раз в неделю, и всё. А тут, в средневековой Германии, и ванны имеются у всех, и воду запросто натаскать 100-200 литров, а потом грязную в том же количестве слить, вряд ли в ванне имелась пробочка, ведь канализации не было, и топлива напастись на нагревание воды было возможным. Фантастика какая-то ненаучная.


 цитата:
В моем городе был закон (в XIII-XVвека) в котором говорилось, что каждый гражданин должен посетить общественную баню один раз в неделю. Если кто-то не хотел следовать этому закону, он был заключен в ' башню ' или платил штраф



Сомнительно всё это. Как проверяли, кто, на сколько в башню вонючек сажали, на пожизненное, надеюсь? Они, видимо, ещё и жадюгами были, раз штрафу предпочитали заключение. А вот в наше цивилизованное время таких законов нет. Странно как-то.


 цитата:
К середине 1300-ых, только самый богатый мог позволять себе зимой дрова для нагревания воды. Остальная часть населения была вынуждена большинство времени ходить грязными. Зачастую в качестве ванны использовались бочки, где все семейство мылось в одной и той же воде.



Цитата из той же статьи. Вот это уже похоже на правду.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 9835
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 34
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.12 01:11. Заголовок: Amie du cardinal, ед..


Amie du cardinal, единственный вывод, который можно сделать из всего материала, постоянно встречающегося, что примерно до середины XIV века (1347—1351 - ужаснейшая эпидемия чумы в Европе) культура мытья существовала. Об этом пишут все авторы исследований о Париже времен Людовика Святого, к примеру. В монастырях также было принято соблюдать гигиену. Другое дело, что из-за эпидемий чумы, Столетней войны, а затем религиозных распрей (ведь фанатичные протестанты уж явно культуру мытья не прививали, где-то я об этом читал) мыться перестали, общественные бани закрылись. Лишь в XIX веке всё стало постепенно возвращаться.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 4621
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 20
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.12 01:19. Заголовок: В другой статье одна..


В другой статье одна наша современница показала себя весьма безрассудной, проверяя на себе рецепты средневековых гигиенистов по уходу за зубами. И всё ей понравилось, и всё показалось таким полезным и правильным, и во рту такое приятное ощущение,и зубки радуются. Что же именно делала смелая рецептоиспытательница?


 цитата:
Мятная жидкость для полоскания рта

Bankes' Herbal, 1525

" Если у вас пахнет изо рта, а ваши зубы и десны грязны, вымойте ваш рот и десны с уксусом, в котором предварительно была вымочена мята; после этого, протрите зубы порошком мяты или высушенной мятой. "

Что необходимо:
1-пинтовая фляга, заполненная веточками мяты (Mentha Citrata, оранжевая бергамотовая мята)
1-пинта красного винного уксуса
Уксус залили в мяту и оставили для того, чтобы он пропитался, на всю зиму; после чего уксус слили и применили для полоскания рта.
Мелко нарезанную, высушенную мяту можно применять для протирки зубов.

Что происходило, когда я пробовала этот рецепт?
О, мой рот прекрасно себя чувствовал! Я ополаскивала рот настоем, чтобы удалить едкий вкус. Я не знаю, уменьшило ли полоскание содержание зубного камня, но я чувствовала, что все микробы убиты. Изо рта у меня пахло мятой в течение приблизительно 15 минут.

Работало ли это?
Кислая природа уксуса препятствовала появлению некоторых бактерий также, как и появлению зубного налета, а мятный аромат освежал дыхание; средство помогало в случаях ран на деснах. Протирка зубов помогала удалять накопленный сахар и грязь.




 цитата:
Винное Полоскание и Травы для жевания

Trotula, 11-ое столетие, On Women's Cosmetics (книга 3)

" Женщина должна прополоскать рот после обеда очень хорошим вином. После чего, она должна просушить [свои зубы] и вытереть [их] свежей белой тканью. Наконец, позвольте ей жевать в течение дня сладкий укроп, любисток или петрушку, которые очень хороши для зубов, потому что обладают хорошим запахом, очищают десны и отбеливают зубы."

Что необходимо:
Кубок с белым вином, белая ткань для полировки зубов и зеленые травы для жевания.

Я выбрала именно белое вино, потому что в тех немногих случаях, где в рецептах был определен тип вина - это было именно белое вино. Я использовала сладкий укроп и петрушку, так как они доступны в это время года. Любисток, родственник сельдерея, был мне коммерчески не доступен.

Что происходило, когда я пробовала этот рецепт?
Ополаскивание рта с вином избавило меня от остатков еды между зубами и уменьшило количество грязи, но это могло произойти под влиянием белого вина. Я подозреваю, что чистящий эффект изменяется в зависимости от того, насколько сухое вино используется. Протирка зубов тканью удалила большее количество остатков пищи и зубного камня. Жевание сладкого укропа или петрушки добавило запаха этих трав и не оставило запаха съеденной пищи.

Работало ли это?
По существу, Вы промываете рот с алкоголем (хоть и слегка сладким) и жуете зеленые травы с высоким уровнем хлорофилла. В течение длительного времени было установлено, что хлорофилл – это то, что позволяет растениям уничтожать плохое дыхание даже от рыбы или чеснока. Сладкий укроп и любисток также добавили пряный аромат к дыханию. Так что вино убивало бактерии и удаляло остатки пищи, а хлорофилл уничтожал любое плохое дыхание

.

А вот мнение современных стоматологов:


 цитата:
6 способов уберечь зубы от вредного воздействия кислой пищи и напитков

То когда и как часто вы принимаете кислую пищу и напитки, влияет на здоровье ваших зубов. Cахар, кислота, присутствующая в диетической и обычной газировке, энергетических напитках, соках и вине, разрушают зубную эмаль и приводят к кариесу.
Предлагаем вашему вниманию 6 полезных советов, чтобы сократить риск повреждения зубов.


1. Ограничьте потребление: Необходимо сократить потребление газировки, вина, энергетических напитков и соков, кислой пищи, включая кислые конфеты, цитрусовые и пищу, содержащую уксус.


2. Выбирайте время потребления: Употребление кислых продуктов с другой пищей помогает нейтрализовать или уменьшить кислотность. Употребление кислых продуктов перед сном особо не рекомендуется, так как во время сна количество выделений слюны сокращается. А, как известно, слюна нейтрализует и ослабляет действие кислоты.


3. Правильно пейте: Пейте газировку или сок через трубочку, так как это помогает сократить контакт с зубами. Так же предпочтительно пить быстро, а не потягивать маленькими глоточками, чтобы предотвратить вредное воздействие кислоты на зубную эмаль.


4. Нейтрализация: После принятия кислой пищи и напитков, съешьте кусочек сыра или запейте водой, или прополощите рот специальным средством для полоскания, содержащим фтор, чтобы нейтрализовать кислоту.


5. Выбирайте время для чистки зубов: За 30 минут до потребления кислой пищи или напитков почистите зубы фторосодержащей пастой. Избегайте чистить зубы сразу после принятия кислой пищи, напитков.


6. Жевательная резинка: Потребление жевательной резинки без сахара помогает стимулировать выделение слюны, которая нейтрализует и ослабляет вредное воздействие кислоты.




 цитата:
Но не забывайте, что уксус, как любая другая кислота, разъедает кислотно-щелочную среду желудка (если принимать его натощак), тем самым нанося вред слизистой оболочке желудка, а также эмали зубов. Так что после принятия уксуса нужно обязательно прополоскать рот. Долгое время принимать яблочный уксус тоже не следует.




 цитата:
Алкоголь пагубно воздействует на организм в целом, не щадя и зубы. Спиртные напитки негативно влияют на состояние десен и полости рта, способствуя возникновению эрозии эмали зубов. Эрозия твердых тканей зубов – это одно из поражений, развивающихся после их прорезывания. Бывает несколько форм эрозии – патологическая, хроническая, локализованная (например, когда твердая ткань зуба утрачивается под действием алкогольных кислот). В связи с тем, что сегодня потреблять алкоголь начинают едва ли не с детского возраста, распространенность этого заболевания в последнее время возросла (она составляет примерно 47 %).




 цитата:
Традиционно считается, что окрашивает зубную эмаль также и красное вино . Но, как выяснилось, для зубной эмали гораздо вреднее безобидное на первый взгляд белое. Белые вина быстрее вымывают эмаль с поверхности зубов, делают их более чувствительными к горячим и холодным продуктам. Причина заключается в том, что сорта винограда, используемые для изготовления белого вина, имею самый низкий уровень PH, однако можно минимизировать негативное воздействие этого напитка на зубы, если употреблять его вместе с сыром, который содержит кальций, защищающий зубы от кислоты. А вот употребление, например, клубники или смешивание игристых вин с соками кислых фруктов увеличивает количество кислот и усиливает негативное воздействие напитка. Поэтому старайтесь заедать белое вино с сыром, и ни в коем случае не чистите зубы сразу после того, как вы выпьете. Должно пройти, по меньшей мере, 30 минут, в противном случае вы механически еще сильнее разрушите размягченную кислотами эмаль.



Комментарии, как говорится, излишни.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 10484
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 35
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.13 00:06. Заголовок: Читая роман "Пра..


Читая роман "Правдивое комическое жизнеописание Франсиона" Шарля Сореля, в описании приготовлений, которые английский дворянин в Париже совершал перед визитом к даме, мне встретилось: "Все его тело было на диво вымыто и надушено, ибо, намереваясь провести ночь с полюбовницей знатного вельможи, избалованной роскошествами, почел он за нужное прифасониться таким образом, дабы не уронить себя в моих глазах". То есть писатель XVII столетия ведет речь о том, что дворянин гигиену соблюдал в определенной мере.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 488
Зарегистрирован: 02.10.12
Откуда: Москва
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.13 00:48. Заголовок: МАКСимка пишет: дво..


МАКСимка пишет:

 цитата:
дворянин гигиену соблюдал в определенной мере



Я бы сказала, в определенном деле

Это не герцог, это тряпка!Сударыня, что вы от него хотите? Англия сдалась! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 81 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]
Ответ:
         
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  4 час. Хитов сегодня: 8
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



"К-Дизайн" - Индивидуальный дизайн для вашего сайта