On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение





Сообщение: 3538
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 19
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.01.10 21:44. Заголовок: Ришелье и религия. Религиозные трактаты и сочинения


Я не смог найти на форуме тему, которая была бы посвящена религиозным взглядам кардинала.
Кем он был? Умеренным католиком, симпатизирующим кальвинизму или просто атеистом? Кем для кардинала являлся Папа?
Здесь можно поговорить о трактатах Ришелье на христианские темы, обсудить его деяния на почве благотворительности и выявить степень религиозной терпимости у кардинала.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет , стр: 1 2 All [см. все]







Сообщение: 3539
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 19
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.01.10 21:52. Заголовок: Из книги Луи Баттифо..


Из книги Луи Баттифоля:

"Его обвиняли в «безбожии», в «атеизме». Согласно автору «Письма кардинала Лионского кардиналу де Ришелье», сам его атеизм был предназначен для того, чтобы смягчить неизбежное обращение в кальвинизм. Адвокат Гольтье, который после смерти кардинала предъявит ему счет за все, на процессе герцогини д’Эгильон против герцога Энгиенского неистово обвинит Ришелье в том, что тот «веровал, как протестант», и Матье де Морг скажет, что Ришелье не верил в бессмертие души. Что касается кардинала де Рец, эксперта в этом вопросе, то он вполне согласен с тем, что Ришелье « был достаточно благочестив только для этого мира». Этим инсинуациям на деле можно вначале противопоставить детали повседневной религиозной жизни Ришелье, так, как их обобщил историк Обери, согласно свидетельствам слуг и окружения кардинала. Ришелье, который чаще всего работает ночью с двух до пяти часов, утром встает между семью и восемью часами. Он молится Богу, говорит Обери, работает, принимает посетителей, слушает мессу в десять или одиннадцать часов. Вечером к одиннадцати часам он удаляется к себе, становится на колени в пространстве между своей кроватью и стеной, сосредотачивается и молится приблизительно полчаса. Он исповедуется и причащается каждое воскресенье. Он служит мессу только по большим праздникам и праздникам Пресвятой Девы, что является обычной практикой священнослужителей в XVII веке: Боссюэ сам не будет служить мессы каждый день, ни даже каждое воскресенье. Духовник Ришелье, его капеллан, его камердинер, офицеры охраны и лакеи говорят, что когда он служит мессу, то делает это благочестиво, «с образцовой набожностью», по наблюдению отца Жозефа. Время от времени он слушает проповедь в своей спальне, а на Пасху удаляется в монастырь, чтобы провести там пасхальные дни в сосредоточении, молчании и отдохновении от сует.

У него была несколько забавная скрупулезность. Мы знаем, что, став министром, он захотел получить от Рима специальное разрешение присутствовать на тех заседаниях Королевского совета, где будут обсуждаться решения по делам преступлений, могущих повлечь «кровопролитие». Берюлль, ответственный за это поручение, привез ему настойчиво просимую льготу в феврале 1625г., в форме бреве – послания папы. Более деликатным делом был требник. Будучи Люсонским епископом, Ришелье рекомендовал своим священникам со знанием долга совершать ежедневное богослужение. Став министром, обремененный делами, страдавший от своих невыносимых мигреней, он не смог выполнять эту обязанность сам. Он захотел иметь соответствующее правилам разрешение папы, посредством чего предложил пожертвование, достаточно большое, чтобы суметь основать в Париже семинарию, предназначенную для шотландцев. Папа Урбан VIII начал с того, что сказал «нет!» Епископ Орлеанский, ответил он, просил о той же милости, и он ему отказал. Разве он, папа, у кого на руках были все дела христианства, от этого уклонялся? Не служил ли он сам мессу почти каждый день? Затем, в конце концов, папа уступил и дал разрешение устно, при условии, что Ришелье обязуется, по крайней мере, совершать каждый день более короткие молитвы перед распятием. Но Ришелье хотел иметь это разрешение в виде свидетельства, написанного рукой папы или его богослова. Он не собирался его обнародовать, но у него был бы документ для тех, кого бы это оскорбляло. Рим уступил. В Париже много болтали о том, что Ришелье не читал своего требника. Атеизм Ришелье не представляется правдоподобным. Заверения в его, так сказать, кальвинистских наклонностях в действительности происходили от возмущения, которое возбуждали чувства кардинала у партии горячих католиков, переживших Лигу, по отношению к свободе совести гугенотов. Если Ришелье постоянно травил политическую партию протестантов, как мятежников, образовавших государство в государстве, поднявших оружие против короля, против заключенного мира, верного традиции, установленной Генрихом IV, которую Луи XIII был намерен тщательно соблюдать, и которая стала как бы основным законом королевства, то он же, из личных чувств и необходимости политики, вместе с королем придерживался мнения, которое позволяло еретикам, мирно исповедовавшим свою религию, веровать по-своему. Мы имеем доказательство его личного настроения, в рассказе, который г-н де Навелль поместил в своих мемуарах, про то, как однажды г-н де Шарос предложил его отцу содействие в том, чтобы определить его, Навелля, пажом к кардиналу. И его отец, бывший гугенотом, возразил ему, что, разумеется, такой паж не подойдет Его Высокопреосвященству, поскольку ребенок, которому было четырнадцать лет, был со своим отцом одной религии. Ришелье, предупрежденный об этом, велел передать г-ну де Навеллю-старшему, чтобы он успокоился, и что у юного пажа у него в доме «будет полная свобода совести». «Я пришел туда, - добавляет Навелль, - и прошло довольно много времени, но никто ничего не говорил мне о моем вероисповедании.» Это, впрочем, было также и в доме Луи XIII, который следовал примеру своего отца Генриха IV. Это и есть то чувство терпимости, которое столь ненавидели те из партии «ревнителей веры», кто пылко требовал искоренения ереси во Франции. Оно, вдобавок ко многим другим причинам, заставляло врагов кардинала искренне или фальшиво сомневаться в его религиозных убеждениях. Впрочем, мало кто из великих министров был при жизни мишенью таких жестоких атак разнообразной клеветы, брани и различных оскорблений, как Ришелье. Ему ставили в упрек все: его непомерное могущество, его честолюбие, его неблагодарность. О нем говорили, что он был «наглецом», «гордецом», «безбожником», «предателем», «лицемером», мстительным, скупым, бесчестным. Мы ограничиваемся тем, что собираем рассыпанные в памфлетах любезности. Он сослал, заключил в тюрьму, казнил многих людей. В Париже царил настоящий ужас перед бесподобной тиранией, благодаря которой Бастилия была всегда полна, а палач постоянно занят. Его обвинили в отравлении нескольких выдающихся людей, в пролитии крови представителей наиболее известных фамилий Франции. Адвокат Гольтье воскликнет после его смерти: «Везде видны печальные следы огорчения, которое он принес во множество мест, и его жестокость вписана в перечень дел правления пером железа и чернилами крови, которые приведут в ужас потомков!» Таким образом, Ришелье был «человеком железа и крови». Добавляли также «бич божий», «он бесчестил Францию», «он узурпировал монархию!», и, примешивая наиболее низкую грубость, доходили до непристойностей. Ришелье не видел для себя другого выхода, кроме как попытаться отнестись философски к неиссякаемому потоку оскорблений, зачастую изощренных и крайне гадких. «Что бы человек ни совершил, - писал он, - общество никогда не будет справедливо. Великий человек, достойно служивший своей стране, сродни приговоренному к смерти. Единственная разница в том, что последнего карают за грехи, а первого – за добродетели». Он всегда помнил о бренности бытия: «мы все подобны гребцам, сидящим спиною к тому месту, до которого стараемся доплыть; мы, насколько можем, отдаляем мысль о смерти, и не делаем ничего другого, как движемся к ней». «Это были, - завершает рассказ Ракони, - наиболее частые мысли, приходившие на ум нашему великому и очень набожному кардиналу». Разумеется, Ришелье не был «атеистом»!"



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Лучший друг кардинала




Сообщение: 574
Настроение: Прекрасное
Зарегистрирован: 27.06.09
Откуда: Турция, Конья
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.01.10 16:54. Заголовок: ...Уже в ранние годы..


...Уже в ранние годы своего епископства Ришелье активно включился в полемику с гугенотами. Последние имели очень сильное влияние в Люсоне и стремились, в частности, построить храм приямо напротив собора и хоронить своих умерших единоверцев на католических кладбищах. С 1609 года из Люсона в Париж шли жалобы на неуважение законных прав католиков, свидетельствующие не только о неутихающей вражде двух общин, но и о том, что в некоторых частях этой епархии католическая вера ещё не была восстановлена в принципе.
Именно в связи с этим у Ришелье завязались отношения с Ричардом Смитом. Смит, католический полемист, работавший в Париже и выступавший против английского короля Якова 1, в последствии вызвал враждебность иезуитов, пытаясь лишить их английскую миссию освобождения из под епископальной юрисдикции. В 1624 году Ришелье сделает Смита главой английской миссии духовенства этой епархии, и в течении 12 лет пользовался его помощью в дискуссии с гугенотами.
Из книги Э.Леви.


Когда владеешь информацией - владеешь миром! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Лучший друг кардинала




Сообщение: 575
Настроение: Прекрасное
Зарегистрирован: 27.06.09
Откуда: Турция, Конья
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.01.10 17:19. Заголовок: Согласие Армана Жана..


Согласие Армана Жана дю Плесси начать новую - церковную — карьеру было дано, по-видимому, в конце 1603 г. Он пошел на это из чувства преданности своей семье и, несомненно, по настоянию Анри, которому причиталось по 4000 ливров в год из доходов епархии. Финансовая сторона этого соглашения должна была быть обговорена до того, как короля попросили ходатайствовать перед папой об этом назначении, и Арману Жану предстояло пойти на риск. Он знал, что ему противостоит капитул, который только что отвоевал у grand conseil выгодное для себя постановление. Либо королю, либо папе могла не понравиться замена кандидатуры Альфонса на кандидатуру Армана Жана, особенно после того, как Рим начал резко выступать против наследственных епархий; к тому же Арман Жан еще не достиг положенного для каноника минимального возраста — 26 лет. Тем не менее он сразу же начал серьезно готовиться к церковной карьере. (Анри Карре так передаёт слова Ришелье о решении принять Люсонскую кафедру:"Я на всё согласен ради блага церкви и славы нашей семьи". Henri Carre. La Jeunesse et la marche ou pouvoir de Richelieu, Париж, 1944г.)
Мишель де Пур (автор написанных на латыни биографий Альфонса (1653) и Армана Жана (1656), историограф и автор сатирического в некоторых аспектах романа "Жеманница")в 1656 г. писал, что Арман Жан, уже назначенный, но не утвержденный епископ, в конце 1603 г. вернулся не в Наваррский коллеж к своей философии, а в Коллеж де Кальви, а затем снова перешел в Наваррский коллеж либо в Сорбонну для изучения теологии, но эти свидетельства противоречат друг другу. По крайней мере в этих документах можно увидеть указание на то, что курс, дающий степень магистра искусств, был завершен в 1604 г., за исключением, возможно, официального экзаменационного испытания. К концу 1604 г, Арман Жан, безусловно, уже изучал теологию, а в 1606 г. он был освобожден от необходимости сдавать экзамены на степень бакалавра теологии — без сомнения, в связи с приближающимся вступлением в должность епископа. В декабре 1606 г. в Риме о нем говорят как о бакалавре теологии, но свидетельства указывают на целую цепочку экзаменов, разрешений и постановлений, приведших его к степени бакалавра только в декабре 1607 г.
Почти во всех ранних свидетельствах о карьере Ришелье упоминается его знакомство, зачастую в качестве ученика, с более известными богословами Католического возрождения, благодаря которым сформировались его духовные и богословские установки. Две основные группировки, на которые впоследствии разделилось движение Католического возрождения, еще только начинали постепенно расходиться, — одна мистическая, церковная, облеченная духовной властью, другая — папистская, происпанская и политическая. Отношения с ними Армана Жана дю Плесси свидетельствуют о его ранней склонности искать общества своих единомышленников. В то время богословы, несомненно, были заинтересованы в нем из-за его могущественных связей, его репутации, его епископства и его способностей. Наиболее выдающимся богословом Католического возрождения был комментатор Фомы Аквинского, Андре Дюваль (Дюваль, как богослов педставляет серьёзный интерес. Именно он идентифицировал "вершину духа" с сердцем, создав религиозную терминологию, которую позже воспринял Паскаль через благочестивое сочинение Сен-Сирана "Новое сердце". Для Франциска Сальского и Берюля "вершина духа" - мистиков Рейнской области - был крайней точкой души, в которой происходят высочайшие мистические переживания. В новой антропологии Дюваля сердце стало вместилищем как знания, так и любви), учитель Сен-Сирана и Берюля. Когда два основных течения этого движения разошлись, Янсений, единомышленник Сен-Сирана, отрекся от взглядов Дюваля в своем «Августине» (1640); порвал с ним и Берюль. Пастырские послания Ришелье отражают богословские позиции, близкие ко взглядам Дюваля; в итоге он стал испытывать недоверие к различным, но внутренне связанным между со¬бой системам духовных ценностей Берюля и Сен-Сирана.
Литературный и философский оптимизм ренессансной Франции внезапно иссяк с началом религиозных войн в 1562 г. Ренессанс был в такой же степени северноевропейским, в какой и итальянским явлением, хотя свойственное ему переосмысление способностей и возможностей человека отражалось по-разному в литературе и живописи областей, расположенных к северу и к югу от Альп. Тем не менее философская подоснова новой системы ценностей была импортирована в остальную Европу из Флоренции, где протеже Козимо Медичи, Марсилио Фичино, выработал, по просьбе Козимо, новую христианскую философию на основе адаптированных Плотином трудов Платона. Он создал «богословие», которое не отрицает бессмертия души, но в то же время возвышает присущую человеческой природе способность к инстинктивной эмоциональной и физической любви между людьми до значения отправного пункта, из которого можно достичь высочайшего духовного совершенства.
Во время французских религиозных войн развитие этого в высшей степени оптимистического неоплатонизма приостановилось. Его не столько отвергли, сколько придали ему стоическое толкование. Реагируя на кровопролитие и жестокость, писатели Франции вдруг стали больше доверять античным авторам-стоикам, в особенности Сенеке и Эпиктету, и исповедовать ту смесь интеллектуального релятивизма и христианского стоицизма, какую мы видим, например, у Монтеня. Самого Монтеня просто смешили попытки Фичино проторить верный путь от физической человеческой любви к благодатной любви Бога. (Монтень высмеивает доктрину любви Фичино в главе 5 третьей книги своих "Опытов". Наиболее очивидные связи между стоицизмом и скептицизмом немного позже появляются у Шаррона в сочинении "О мудрости" и с ещё большей четкостью в серии работ Ю. Липсиуса и Гийома дю Вэра, несомненно давших толчок для выработки метода сомнения - отправного пункта философии Декарта).
Отметим, что в двадцать лет Армана Жана влекло как к Сен-Сирану, чьи поздние религиозные взгляды он найдет опасными, так и к Берюлю, видному и деятельному реформатору, чья духовная доктрина, однако, насыщенная неоплатонистскими идеями, не отвечала личным потребностям его последователей и кардинальным образом расходилась со взглядами самого Ришелье. Близкое родство духовных ценностей Сен-Сирана и Берюля до сих пор еще осознано далеко не всеми, но процесс духовного формирования Армана Жана дю Плесси в период его жизни в Париже показывает, что он в свои двадцать с небольшим лет довольно неразборчиво воспринимал идеи видных представителей Католического возрождения и религиозные практики, отвергнуть которые впоследствии его заставила духовная проницательность.


Когда владеешь информацией - владеешь миром! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Лучший друг кардинала




Сообщение: 576
Настроение: Прекрасное
Зарегистрирован: 27.06.09
Откуда: Турция, Конья
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.01.10 17:35. Заголовок: Хотя дисциплинарные ..


Хотя дисциплинарные декреты Тридентского собора не были обнародованы в Люсоне до 1622 г., Ришелье управлял своей епархией именно в их духе. Он нуждался в просвещенном и передовом клире, способном доказать несостоятельность теологических позиций гугенотов, а соответственно - и в определенном сотрудничестве с консервативным капитулом, который считал, что новый епископ узурпировал его права. Ришелье предложил основать семинарию, он был твердым и внимательным администратором, деспотичным по нраву, но готовым много работать и достигать своих целей в основном с помощью обаяния. А между тем его честолюбие хотя и не позволяло ему пока прямо использовать политическое влияние для достижения личных целей, но, несомненно, побуждало к приобретению более высокого статуса и больше-то количества денег. Он внимательно следил за появлением новых, более привлекательных епископских вакансий. Многие из религиозных учреждений его епархии контролировались извне, некоторые зависели от крупных аббатств, другие же обеспечивали доходом, часто через посредников, несколько знатных французских семейств. Монастыри религиозных орденов не подчинялись его юрисдикции, однако, как и многие епископы-реформаторы его поколения, в частности Ла Рошпозе, Ришелье находил выход, привлекая в свою епархию новые конгрегации, не обладающие подобным иммунитетом и предназначенные для сугубо пастырских целей (как, например, монашеская организация визитандинок, основанная в 1610 г. Жанной Франсуазой де Шанталь и Франциском Сальским). В 1611 г. Берюль, в чьей системе духовных ценностей особый упор делался на важность иерархии духовенства и концепцию «служения», создал французскую общину ораторианцев — не связанных монашеским обетом священников — по модели Оратории, основанной в Риме Филиппом Нери. Относясь с неприязнью к традиционным монашеским обетам и к освобождению монастырей из-под епископальной юрисдикции, он намеревался наладить систему образования священников, и Ришелье тут же пригласил французских ораторианцев в свою епархию. К июню 1612 г. многие члены Оратории стали его частыми гостями, проводя в его епархии по 5—6 месяцев подряд.
Ришелье также пригласил к себе монахов из ордена капуцинов — ответвления ордена францисканцев, — которые со временем основали монастыри в Ле Сабль д'Олонь (1616) и самом Люсоне (1619). Капуцины работали здесь еще до прибытия дю Плесси, и в 1610 г. они образовали в Турени самостоятельную «епархию» с собственным главой. С 1613 г. им был отец Жозеф (Франсуа ле Клер дю Трембле), зловещий «серый кардинал», уже тогда друживший с Берюлем, а позже ставший для Ришелье близким другом и главным советником по иностранным делам.
После первого (и весьма малолюдного) епархиального синода 1609 г. Ришелье предпринял объезд приходов своей епархии, а в 1613 г. издал несколько синодальных декретов, в основном касающихся церковных облачений, дисциплины, занятий и образа жизни, нежелательных для священников, а также норм поведения, чтения проповедей, отправления служб и ведения дел в приходах. Именно этого и можно было ожидать от ревностного молодого епископа, стремящегося провести в жизнь реформы Тридентского собора и вынужденного восстанавливать религиозную организацию епархии, пострадавшую от грабежей периода религиозных войн и изрядной небрежности в управлении.
Многие из установлений, касающиеся облачения и поведения священников, содержания ими женщин-домработниц и их права проповедовать, проводить венчания и принимать исповеди, просто повторяли общие нормы церковной дисциплины, часть которых уже явно вышла из употребления. С другой стороны, новаторским начинанием дю Плесси, осознававшего опасность назначения некомпетентного и недостойного духовенства, было стремление ввести конкурсный отбор для претендентов на вакантные приходы, как и было рекомендовано Тридентским собором.


Когда владеешь информацией - владеешь миром! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Лучший друг кардинала




Сообщение: 577
Настроение: Прекрасное
Зарегистрирован: 27.06.09
Откуда: Турция, Конья
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.01.10 17:45. Заголовок: При своем официально..


При своем официальном вступлении в права епископа он выступил с обращением, в котором выразил надежду на то, что католики и гугеноты в его епархии будут жить в согласии. Позиция Ришелье, в период религиозных войн до определённо степени смыкавшаяся с позицией "партии политиков", известных во времена Ришелье как "добрые католики", часто резко отличалась от позиций "партии благочестивых" или "партии святош", связанных со старой Католической лигой и оформившихся в происпанскую политическую группировку, ассоциируемую с Берблем, сводными братьями Мишелем и Луи Марильяками, а позднее и Марией Медичи. Католическое возрождение во Франции начала 17 века, хотя и связанное с политическим католицизмом, отнюдь не исчераывалось им и включало в себя галликанство, страмившееся свести к минимуму юридическое влияние Папы на французскую церковь, так и идеологию сторонников неограниченой власти пап - "ультрамонтанство". Однако было бы серьёзной ошибкой считать, что галликанство, как и прочие антипапские настроения, были несовместимы с принадлежностью к "партии благочестивых".

Когда владеешь информацией - владеешь миром! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Лучший друг кардинала




Сообщение: 578
Настроение: Прекрасное
Зарегистрирован: 27.06.09
Откуда: Турция, Конья
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.01.10 17:58. Заголовок: Ришелье считал религ..


Ришелье считал религиозные брошюры собственного сочинения и те, на написание которых он вдохновлял "других, важнейшей частью своей пастырской деятельности, даже не отдавая себе отчета в том, какую основу для его дальнейшего карьерного продвижения они закладывают. Двадцатистраничные «Синодальные ордонансы» 1613 г. появились вместе с краткими наставлениями для духовников (Briefve et fecile instructions pourles confesseurs), подписанными Жаком де Флавиньи — главным викарием, которого позже дю Плесси пожелает сделать своим коадъютором. Наставления, изложенные на 78 страницах, были построены на десяти евангельских заповедях и предписаниях церкви, требующих выполнения обязанностей перед Богом, церковью, государем и страной. Брошюра содержала собственную доктрину епископа. Он рекомендовал проводить богослужения на народном языке, был сдержан по отношению к гугенотам, но не допускал участия католиков в гугенотских обрядах, смешанных свадеб или похорон по церковному обряду для еретиков. Ришелье придерживался того либерального взгляда (за который позже его будут критиковать янсенисты), что хотя раскаяние в грехах, основанное на страхе перед муками ада («неполное раскаяние»), хуже, чем раскаяние, вызванное сожалением о нанесенном Господу оскорблении («искреннее раскаяние»), оно тем не менее является достаточным основанием для отпущения их церковью.
Более всего важна в Briefve et facile instructions трактовка отношений между мужчиной и женщиной. Кокетство позволительно, если предполагается, что оно приведет к браку, равно как и любовные письма. Прошло всего четыре года, с тех пор как Франциск Сальский поразил всех, допустив использование косметики и танцев в своем «Введении в благочестивую жизнь» (Introduction a la vie devote) и включив в эту работу главу «О непорочности брачной постели» (De L`honnetete du lit nuptial). Это был еще один пример гуманизации последовательно антисексуальной духовной доктрины позднесредневекового католицизма, а также зарождения веры в то, что инстинктивные, природные стремления могут привести к обретению добродетели. Подобное направление мыслей было основной характерной чертой процесса изменения системы ценностей, имевшего место во французской культуре.
«Наставление христианина» (Instruction du chrestien), которое Ришелье написал в 1618 г., по преимуществу является руководством для проповедников и касается важнейших вопросов христианской жизни. Те, которые касаются веры, изложены в учениях апостолов, а те, которые касаются поведения, - в десяти заповедях и предписаниях церкви. В работе показано, как христианин может получить от Господа силу, для того чтобы следовать всем этим нормам. В основе этого лежат богословские представления о том, что во власти человека, с помощью Божьей благодати, определить свою участь после смерти. (Этот взгляд основан на иезуитском толковании благодати, известное под названием "молинизм". Бог заранее знает как поступит человек, воспримет или отвергнет его свободная воля ниспосланную благодать, и даёи ему или утаивает её от него в зависимости от этого промежуточного знания. Таким образом, появляется вера в способность человека к самостоятельному дуцховному выбору между добром, приводящим к вечному блаженству, и злом, ведущим к вечным мукам).
В 1618 г. Ришелье, верный евхаристическому благочестию Католического возрождения, также подчеркивал важность частых причащений, решительным защитником которых поначалу и столь же решительным противником впоследствии был Сен-Сиран. Ришелье также заботился о распространении идеи верности Святому Причастию, что было характерно для знаменитого монастыря Пор-Рояль под управлением Себастьена Заме, до того как обязанности исповедника в нем принял на себя Сен-Сиран. Заме также основал женский монастырь, известный как Общество Святых Даров. Частые причащения и неотделимая от этого верность Святому Причастию ярко окрашивали общественные аспекты церковной жизни возрождения и были среди тех атрибутов, которые впоследствии янсенистское благочестие будет отвергать.


Когда владеешь информацией - владеешь миром! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Лучший друг кардинала




Сообщение: 583
Настроение: Прекрасное
Зарегистрирован: 27.06.09
Откуда: Турция, Конья
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.01.10 17:40. Заголовок: Говоря о взглядах ра..


Говоря о взглядах различных христианских мыслителей на происхождение и сущность государства и политической власти, можно выделить прежде всего два различимых направления: теорию непосредственного происхождения власти от Бога («теологическую непосредственную») и теорию опосредованного происхождения власти от Бога («теологическую опосредованную»).
«Непосредственная» теория нетипична для католической социальной мысли. Как правило, она встречается у представителей отдельных от католической Церкви общин и Церквей. Наиболее распространена эта концепция в странах, где государственное устройство имеет черты цезарепапизма (когда глава государства является также главой церкви), либо если светская власть обладает полномочиями духовной и может влиять на решение религиозных вопросов вероучительного и доктринального характера, либо когда Церковь наделяет государство сакральным характером, при их взаимном влиянии друг на друга и отсутствии фактического разделения светской и духовной властей. В общих чертах суть данной теории состоит в том, что государство рассматривается как божественное установление, а правители избираются Богом и получают власть непосредственно от Него. Как правило представители данной концепции придерживаются патриархальной теории происхождения государства, проводя аналогию между королевской и отеческой властью, и являются сторонниками абсолютной монархии.
Для католической социальной мысли характерна теория опосредованного происхождения государственной власти от Бога, согласно которой происхождение государства и политической власти НЕ ЯВЛЯЕТСЯ прямым исполнением божественной воли, но возможно вследствие попущения, отсутствия противоречия божественному закону или запрету. Само возникновение государства происходит естественным путём. Не исключаются и иные концепции – в сущности, ни одна из известных теорий не опровергает данную концепции и не опровергается ею, так как рассматриваются две разные стороны одного явления: внешняя и внутренняя. Государство создаётся людьми с попущения Бога; сам этот процесс может происходить любым путём, не обязательно одним и тем же в каждом государстве. Положение о происхождении власти Бога не трактуется здесь как необходимость безропотного подчинения любой светской власти, при котором не допускается критическое отношение к ней.
С позиции «опосредованной» теории форма правления возможна любая – как монархическая, так и республиканская. Предпочтения, оказываемые какой-либо из них различными теологами, связаны с реально существующими общественными отношениями, с тем, какое устройство могло бы наилучшим образом способствовать разумному и эффективному управлению государством, обеспечению социальных интересов. С точки зрения основных положения христианского учения, гораздо большее значение имеет политический режим, объем прав и свобод личности, признаваемых и охраняемых государством. Цель государства – общее благо, обеспечение жизненно необходимых условий, мира и безопасности своим гражданам. Представителем этой теории всеобщего блага, солидарности различных слоёв общества и гармонии социальных интересов является кардинал Ришелье.
С точки зрения Ришелье государственный и общественный интерес не могут быть отличными друг от друга понятиями; цель правления – обеспечение блага народа. Власть существует не как привилегия тех, кому принадлежит; она должна осуществляться в интересах всех граждан. Глава государства и должностные лица в большей степени наделяются обязанностями, чем правами; то же касается и социальной элиты. Первым основание государственного благополучия кардинал называет установление Царства Божия. (Здесь можно вспомнить противопоставление Царства Божия и царства земного или царства дьявола как извращённой формы правления, существующее у Августина, также считавшего, что высшая цель государства – забота о благе народа). Одновременно такое требование является и комментарием евангельского «Царство Божие – внутри нас». Кардинал говорит о личном примере главы государства, о следовании им самим нормам христианской нравственности: «Если Вы не буде исполнять волю Творца и покоряться Его законам, то не должны надеяться на исполнение Ваших законов и подчинения подданных». В сущности можно отметить наличие определённой связи с утверждение Фомы Аквинского о праве (или скорее обязанности) граждан не подчиняться власти, действующей вопреки божественному закону: имеется ввиду недопустимость тирании и произвола. Аквинат обращается к народу, Ришелье – к правителю. По мнению Ришелье, каждая социальная группа имеет свои интересы, принудительная унификация их невозможна и противоречила бы здравому смыслу; однако, кардинал был уверен, что интерес одного сословия не должен наносить ущерба другим либо противоречить интересам общества в целом.


Когда владеешь информацией - владеешь миром! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Лучший друг кардинала




Сообщение: 585
Настроение: Прекрасное
Зарегистрирован: 27.06.09
Откуда: Турция, Конья
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.01.10 17:42. Заголовок: Ришелье, всегда без ..


Ришелье, всегда без промедлений пользовавшийся благоприятным моментом, теперь взялся опровергнуть появившийся в середине июля ответ гугенотов на серию посвященных королю проповедей, прочитанных при дворе иезуитом отцом Арну. Написанные им в 1617 г. полемические «Основы вероучения католической церкви, защищаемые от сочинения, адресованного королю четырьмя пасторами так называемой реформированной церкви» (Principaux points de la foy de l`eglise catholique defendus contre l`escrit addresse au Roy par des quatres Ministres de Charenton)' — ответ на письмо, адресованное Людовику XIII гугенотскими пасторами Шарантона. Здесь дю Плесси намеренно подражает дю Перрону, но наиболее важный момент в этой работе — акцент на ложности утверждения о том, что гугеноты лояльны французской монархии. Самая серьезная их вина, с его точки зрения, имела политический характер. Ришелье получил благодарность иезуитов и поздравления Сорбонны.
Ему потребовалось шесть недель, для того чтобы написать «Основы вероучения...», которые он тоже посвятил королю, настойчиво требуя в них, кроме прочего, повиновения монарху как Божьему помазаннику и строгого соблюдения католиками этой доктрины. Это дает ключ к пониманию взглядов, которые часто озадачивали комментаторов, будучи одновременно и политическими, и религиозными, как это часто бывало в дни существования Лиги и продолжало оставаться на протяжении всей эпохи Католического возрождения. Помазание светского монарха вовсе не было в начале XVII в. символическим обрядом, считалось, что оно наделяет короля божественной духовной властью.
в 1618 г., он опубликовал в своих «Основах вероучения...» направленный на поддержание мира, проницательный и весьма высоко оцененный обзор религиозной жизни во Франции и ее богословских и юридических истоках, защищая ту точку зрения, что религиозную терпимость необходимо ограничивать там, где раскол ведет к политическим действиям.


Когда владеешь информацией - владеешь миром! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Лучший друг кардинала




Сообщение: 587
Настроение: Прекрасное
Зарегистрирован: 27.06.09
Откуда: Турция, Конья
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.01.10 11:35. Заголовок: Заявления об атеизме..


Заявления об атеизме Ришелье также не следует принимать в расчет. Они свидетельствуют лишь о том, насколько дикие обвинения выдвигали против него и сколь сильна была приверженность сторонников правого крыла католицизма к антигугенотской идеологии, которая могла заставить их ради дискредитации Ришелье зайти в своих коллективных фантазиях так далеко. Меньше поводов для комментариев давало исполнение Ришелье его религиозных обязанностей, и мы имеем надежные подтверждения его благочестия из источников как внутри, так и за пределами домашнего круга. Он достаточно хорошо чувствовал щекотливость своего положения и испрашивал у папы позволения обсудить в Королевском совете необходимость вступления в войну, которая требует пролития крови, и он чуть ли не умолял папу внести изменение в его священнические обязанности (в котором недавно было отказано испанскому кардиналу), касавшееся ежедневного чтения бревиария. Это занятие отнимало у него не менее часа в день. Он старался не пропускать мессы, сам проводил службы по большим церковным праздникам и каждую неделю исповедовался и причащался. На Пасху он любил удаляться в монастырь.


Когда владеешь информацией - владеешь миром! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Лучший друг кардинала




Сообщение: 591
Настроение: Прекрасное
Зарегистрирован: 27.06.09
Откуда: Турция, Конья
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.01.10 12:01. Заголовок: Как в «Основах вероу..


Как в «Основах вероучения...» Ришелье проводил четкое различие между свободой совести и гражданским инакомыслием, так и в деятельности, связанной с Сорбонной, он был чуток к отличиям между своим кардинальским авторитетом, который не подразумевал никакой церковной юрисдикции, и гражданской властью министра. Он был осторожен, выбирая, к компетенции какой из двух властей — духовной или светской — относится то или иное дело и как его следует подать.
С самого начала Ришелье понимал, что религиозный раздор — в такой же мере социальный и политический вопрос, в какой и догматический, поскольку галликанизм вызывал как богословские, так и внутриполитические проблемы. Неукоснительное соблюдение Ришелье различий между двумя верховными властями — духовной и светской — и его умение использовать это в интересах созидания единой нации были в числе основ его политического успеха.
Когда, например, иезуит Сантерелли был осужден парламентом за утверждение о том, что папа наделен божественной властью, дающей ему право низлагать земных правителей, Ришелье принял сторону парламента. Земная власть непосредственно дается Богом через помазание при совершении обряда, в некоторых аспектах почти неотличимого от рукоположения. С другой стороны, Ришелье защищал доминиканца Жана Тестефора, осужденного факультетом теологии в 1626 г. за то, что тот признавал за папским magisterium слишком большую свободу в толковании священных текстов. Понятие magisterium — «учительство» — относилось к ведению исключительно духовной власти. Ришелье добился отмены решения, осуждающего Тестефора, способом, необычным для отношений между светскими и церковными властями в то время: не со стороны Рима, а посредством разрешительных грамот, подписанных королем 14 декабря на том основании, что факультет теологии, сам по себе мирское учреждение, а не часть церкви, сеет гражданский раздор.
В случае с галликанскими взглядами профессора факультета Эдмона Рише Ришелье принял сторону папы. При поддержке парламента, испытывающего ужас от любой доктрины главенства церкви, которая могла бы привести к оправданию таких преступлений, как убийство Генриха IV, Рише опубликовал в 1612 г. «Книгу о церковной и политической власти» (Libellus de ecclesiastica et politica potestae), осужденную в том же году провинциальными синодами Санса и Экса. Дискуссия вспыхнула по поводу взглядов Рише, подпитывавших существовавшую вражду по отношению к черному духовенству и освобождению его из-под епархиального контроля. С подачи пожилого кардинала Ларошфуко, который сам недавно вошел в королевский совет и приложил руку к тому, чтобы у короля был исповедник-иезуит, в феврале 1623 г. в дело вмешался Ришелье.
Ришелье, сам в 1625 г. подвергавшийся резкой критике за антигабсбургскую политику и союзы с протестантами в политических целях, ответил тем, что добился от совета 7 ноября 1626 г. декрета, отменяющего постановление парламента от 24 июля и позволяющего докторам богословия, имеющим духовный сан, участвовать в выборах на факультете. Поскольку они были ярыми сторонниками папы, Ришелье удалось получить от Рише 27 декабря нечто равноценное отречению; тот сказал, что и в мыслях никогда не имел оспаривать власть папы. Это опять-таки характерно для Ришелье — твердо разделять в уме вопросы духовной власти, в которых он позиционировал себя на стороне папы, и цели реальной жизни, которые делали союзы с протестантами за пределами Франции необходимыми для защиты французских интересов на чисто мирском политическом уровне. Еще в 1625 г. он добился осуждения факультетом памфлета, обрушивающегося на эти альянсы как на предательские по отношению к церкви.


Когда владеешь информацией - владеешь миром! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Лучший друг кардинала




Сообщение: 652
Настроение: Прекрасное
Зарегистрирован: 27.06.09
Откуда: Турция, Конья
Репутация: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.10 15:49. Заголовок: Богословы, как прави..


Богословы, как правило, не ставили особого акцента на поистине удивительной природе радикального оптимизма Франциска Сальского. Историки литературы не смогли отдать должного героическим ценностям, проповедовавшимся со сцены Корнелем и призванным улучшить человеческие возможности, или впечатляющему оптимизму в отношении природы человека, исследуемой в романах авторов вроде д'Юрфе, Гомбервиля и Ла Кальпренеда. Немногие из учеников Декарта распознали мощный оптимистический посыл за его длившейся всю жизнь попыткой объединить все неэмпирические формы человеческого знания в дедуктивную систему, основанную на абсолютной метафизической очевидности, которая укрепила бы веру в бессмертие души. В 1637 г. Декарт считал возможным утверждать, что как этика, так и медицина являются точными науками, чьи логически доказываемые выводы могут привести к величайшим добродетели и счастью, на какие только способны человеческие создания.
Философом, ближе всех подошедшим к тому, чтобы суммировать те духовные ценности, которые исповедовал Ришелье, и чье определение нравственного идеала, несомненно, восходит к дю Вэру, был Декарт, родившийся в 1596 г. и бывший современником и почти ровесником Ришелье. Прежде чем всецело посвятить себя созданию своей философской системы, что произошло, по-видимому, под влиянием Берюля, Декарт вел жизнь, обычную для патрицианской молодежи. Как и Паскаль, он играл в азартные игры и, кажется, даже дрался на дуэли из-за женщины. Ришелье, с его подчинением всех личных интересов интересам государства, был конечным продуктом культуры gloire (славы), в основе которой лежала этика, выработанная дю Вэром, а затем Декартом. Ришелье открыто принимал идеал невоенной доблести со всеми его поисками духовного величия, а те проявления gloire, которые были выведены в произведениях писателей и драматургов, отождествлял со стремлением к добродетели. То, что политика Ришелье сделала с Францией за пять лет, прошедшие после 1635 г., разрушило на некоторое время оптимизм, питавший культуру, продуктом которой был он сам.


Когда владеешь информацией - владеешь миром! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Лучший друг кардинала




Сообщение: 655
Настроение: Прекрасное
Зарегистрирован: 27.06.09
Откуда: Турция, Конья
Репутация: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.10 16:14. Заголовок: Хотя моральная теоло..


Хотя моральная теология Берюля была, несомненно, основана на героической преданности религий, тем не менее нетрудно понять, насколько чревата сна была опасностями самообмана, душевной нестабильности и даже паранойи. Очевидно, что воображение может создавать — и создает — религиозные феномены, имеющие порой ужасные результаты, вроде явлений, многими интерпретируемых как одержимость дьяволом или колдовство. Именно в течение 1620-х гг. в окружении Берюля идеи о необходимости истребления естественного начала в человеке и замены его данными свыше моральными нормами начинают перерастать в то, что станет религиозной основой янсенизма — пессимистического по настрою духовного движения, проповедником которого был Жан Дювержье де Оранн, аббат Сен-Сиран. которого Ришелье впоследствии заточит в тюрьму.
Сен-Сиран учился в иезуитской школе, а затем в Лувене, но завершил богословское образование в Париже, где около 1610 г. познакомился с Корнелием Янсением; с которым жил под одной крышей и впоследствии переехал в Байонну. Их тесное сотрудничество продолжаюсь посредством переписки, после того как Янсений вернулся в 1614 г. в Нидерланды и стал преподавать там Священное писание. Мать и сестра Сен-Сирана были в числе многих других обвинены в колдовстве на волне известного процесса над Мартой Бросье, осужденной за одержимость дьяволом. В 1599 г. Берюль вскоре после его посвящения в духовный сан опубликовал выдержанный в духе неоплатонизма «Трактат об одержимых», обосновывающий реальное существование явления одержимости. Марта Бросье успела бежать в Рим, но в Байонне сожгли около 600 человек, и среди этих жертв были три священника. Должно быть, Ришелье впервые встретился с Сен-Сираном, когда тот близко сдружился с Анри-Луи де Ла Рошпозе, коадъютором в Пуатье с 1608 г. и епископом этой епархии — с 1611 г. Именно он повел войска на защиту Пуатье от Конце в 1614 г. Сен-Сиран был рукоположен, с тем чтобы иметь право вступить во владение своим аббатством, в 1618 г., и с точки зрения его последующего духовного учения важно, что даже в 1620-е гг. он следовал евхаристическому благочестию той эпохи, опять же со всей его барочной чрезмерностью, в частности, со стремлением служить мессу и принимать причастие как можно чаще. На протяжении почти всего 1622 г. Сен-Сиран ежедневно посвящал час своего времени обсуждению с Берюлем его концепции духовности. В 1623 г. появилось «Рассуждение о государстве и о власти Иисуса» (Discours de l`etat et des grandeurs de Jesus) Берюля, в котором защищались его обеты служения. Книга была посвящена королю, а разрешение на публикацию было подписано непомерно длинным рядом впечатляющих имен богословов, включая Ришелье и отца Жозефа.
В 1625 г. Сен-Сиран опубликовал первые два тома из предполагавшихся четырех с критикой сочинения иезуита Франсуа Гарасса «Занимательная наука изящных умов той эпохи» (Doctrine curieuse des beaux esprits du temps). Сен-Сиран намеревался в основном оспорить элемент доверия к человеческой природе, содержавшийся в теологической доктрине иезуитов, и с риторической пышностью посвятил свой труд Ришелье. Из-за вспыхнувшей по его поводу дискуссии третий том был запрещен, а четвертый опубликован лишь в тезисах. Этот труд имеет значение как предвестие более поздних взглядов на человеческую природу, стоящих за духовным ригоризмом Сен-Сирана, и как очень раннее предупреждение о грядущем кризисе культуры, которой пока еще лишь предстояло через 10—12 лет достигнуть своего пика.
К 1625 г. Ришелье духовно порвал с Берюлем, как на богословском, так и на политическом фронте, хотя к моменту своего возвращения во власть он все еще продолжал испытывать внутренние сомнения. В богословии он принял позицию иезуитов, в соответствии с которой, благодаря милости Господа и вопреки общепризнанной «предопределенности», человек способен воспринимать ниспосылаемую Господом благодать или отказываться от нее, таким образом определяя свою вечную судьбу. Для Берюля и Сен-Сирана человеческая натура имеет серьезный изъян, так что от жизни, естественной для человека, необходимо отказаться в пользу жизни ради стяжания благодати. Почти символично то, что Филипп де Шампень, чьи портреты со временем становились все более строгими, стал к 1640 г. по преимуществу янсенистским живописцем, в то время как иезуиты по-прежнему предпочитали видеть сочные полотна Рубенса в своих церквях и его гравюру на фронтисписе огромного тома «Imago primi saeculi», вышедшего в том же 1640 г. к столетнему юбилею ордена.
Ришелье впервые обратил внимание на опасность, таившуюся в представлениях Сен-Сирана о страхе и трепете как основе веры и отрицании им наличия свободы воли у падших человеческих существ, когда в результате серии интриг тому удалось навязать себя самого и свои воззрения двум богатым и престижным парижским монастырям — недавно основанному обществу Святого Причастия и цистерцианскому женскому монастырю Пор-Рояль. Он вступил в тесное сотрудничество с Берюлем, помогая тому в его литературной деятельности и занимаясь организацией Оратории в Нидерландах, а также выпускал собственные направленные против иезуитов памфлеты под псевдонимом Петр Аврелий.
Смененный Сен-Сираном исповедник Пор-Рояля Себастьен Заме, который и сам был дружен с ораторианцами, но никогда - с самим Берюлем или с кармелитами, убедил аббатису, прославленную Анжелику Арно, вывести монастырь из подчинения цистерцианцам. Имя Заме прочно ассоциируется с образованным незадолго до этого мирским обществом Святых Даров, посвятившим себя не только благотворительной работе, но также контролю за строгим соблюдением светскими властями христианских моральных норм. Ладан, цветы, духи, родословная, хорошие манеры, пожертвования и чистое белье играли исключительную (и, заметим, типичную для барокко) роль в духовной жизни его монастырей. Мать Анжелика довела сен-сиранову духовную доктрину самоуничижения до противоположной крайности, до разведения телесных паразитов.
В диспутах янсенистов и иезуитов, несомненно, слышались отзвуки шедших на рубеже столетий споров о действии благодати в душе. Но в то же время порождены они были сильно поляризовавшимся различием между духовностью и религиозной практикой и только затем вылились в столкновение доктрин. Основным религиозным вопросом для любого католика был следующий: может или не может человеческая душа своим поведением на земле заслужить жизнь вечную или ее посмертная судьба, как считали янсенисты и ортодоксальные кальвинисты, является просто результатом заранее предрешенного приговора, и избежать ее не суждено никому?
Сен-Сиран, поначалу вдохновивший, а затем сам ведомый Анжеликой Арно, порвал с евхаристической духовностью новой организации, в которой он занял место Заме, и, как духовный наставник Анжелики Арно, благословил ее в 1625 г. на воздержание от причастия с Пасхи до Успения (15 августа). Когда он перенес центр своего внимания на критику веры иезуитов в человеческую способность к самоопределению и на благочестие, основанное на чувстве вины, между Сен-Сираном и Заме в 1636 г. вспыхнула серия споров, в которые оказались вовлечены формальная основательница общества Святого Причастия, дочь Конде и Шарлотты де Монморанси, которая позже станет мадам де Лонгвиль, и сестра канцлера Пьера Сегье; обе они сообщили Ришелье о своих сомнениях относительно ортодоксальности Сен-Сирана.
В 1630 г. Сен-Сиран присоединился к партии Марии Медичи и был бы арестован после «дня одураченных», если бы не покинул Париж. Его связь с Янсением, в 1635 г. написавшим сочинение «Галльский Марс» (Mars gallicus) — памфлет, направленный против союзов Ришелье с протестантами в Нидерландах, — усугубляла раздражение Ришелье, к тому же кардинал был всерьез встревожен, когда в конце 1637 г. видный молодой адвокат Антуан ле Мэтр, племянник Анжелики Арно, шумно заявил о своем отказе от карьеры в открытом письме к Сегье и начал вести строгую молитвенную жизнь в парижских апартаментах Сен-Сирана. Он стал первым из мужей-«отшельников» (soliteurs), связанных с Пор-Роялем. Вместе с тем Сен-Сиран собрал вокруг себя группу малолетних детей из выдающихся семейств, доверивших ему их религиозное и нравственное образование, равно как и светское воспитание. Они образовали ядро школы, которую он собирался основать.
Затем, в 1638 г., по совету отца Жозефа и будучи сам встревожен широтой распространения религиозного влияния Сен-Сирана почти так же сильно, как и его взглядами, Ришелье воспользовался случаем и арестовал Сен-Сирана, когда тот критически отозвался о молитве короля Деве Марии с просьбой о покровительстве Франции, текст которой был опубликован 10 февраля. Ришелье приказал перевести его из башни в Венсенн, где были более мягкие условия заточения, но только после того, как Сен-Сиран ослеп. Он был еще одним из тех заключенных, которых освободили после смерти Ришелье. Как бы то ни было, связь Сен-Сирана с Янсением, который умер в 1638 г. будучи епископом Ипернским, и влияние теологии Янсения на его духовное учение, повлекли за собой те меры, которыми Ришелье стремился подавить янсенистское богословие после выхода в свет «Августина», а особенно после того как шесть парижских докторов богословия одобрили парижское издание этой книги в 1641 г. Ришелье договорился с богословом собора Парижской Богоматери Исааком Абером, чтобы тот прочел проповедь, направленную против Янсения. На деле были прочитаны три проповеди, первая из них - еще до смерти Ришелье. Жан Франсуа Гонди, архиепископ Парижский, в дальнейшем запретил проповеди на тему благодати.


Когда владеешь информацией - владеешь миром! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Лучший друг кардинала




Сообщение: 656
Настроение: Прекрасное
Зарегистрирован: 27.06.09
Откуда: Турция, Конья
Репутация: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.10 16:20. Заголовок: Несмотря на свое рел..


Несмотря на свое религиозное рвение, сам Ришелье в богословии мог предложить своим современникам мало что нового, особенно в сравнении с такими великими духовными авторитетами Католического возрождения, как Франциск Сальский, главным вкладом которого в духовное учение был тезис о том, что человеческая душа, даже в ее нынешнем падшем состоянии, имеет наклонность любить Бога. Ришелье считался с авторитетом папы в церковных делах и благосклонно относился к вере иезуитов в способность человека к самостоятельному духовному самоопределению. Он выступал за то, чтобы вывести их образовательную деятельность из-под епископального контроля, поддерживал их духовные миссии, но, по-видимому, не на основе каких-то глубоких богословских представлений. Он, в общем-то, не был метафизическим теологом, но его вклад и в пастырское богословие, и в апологетику был довольно весомым. Его отношение к духовной системе Сен-Сирана было вызвано в равной мере как ее потенциальным дестабилизирующим воздействием на общество, так и серьезными обдуманными сомнениями по поводу ее соответствия церковной доктрине.
Религиозные воззрения на то, какими путями человеческие создания могут обрести духовное совершенство в этой жизни и стяжать вечное блаженство после смерти, играли первостепенную роль в католической культуре. Но элементы художественного преувеличения роднили как моральный оптимизм иезуитов, блестяще высмеянный Паскалем в его «Письмах к провинциалу», так и пессимистический взгляд на природу человека, лежащий в основе voeux de servitude («обетов зависимости») Берюля, со светской культурой французского барокко. Сатиры Паскаля направлены как против того, что он называет экстравагантностью иезуитской конфессиональной практики, так и против распространяемой ими доктрины благодати. Обеты Берюля и объекты сатиры Паскаля важны для нас не только из-за отношения к ним Ришелье, но также в качестве примера того, как культурные идеи, сами подверженные влияниям, подспудно, но неуклонно пронизывают каждый аспект системы ценностей любого общества. Ни религиозное благочестие, ни политическое честолюбие не избежали сильного и вездесущего влияния культурных ценностей, в среде которых они развивались.


Когда владеешь информацией - владеешь миром! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Лучший друг кардинала




Сообщение: 691
Настроение: Прекрасное
Зарегистрирован: 27.06.09
Откуда: Турция, Конья
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.03.10 16:10. Заголовок: Идея отдать Францию ..


Идея отдать Францию под покровительство Пресвятой Девы, воспринятая королем, исходила от Ришелье, и важно понять, что безраздельно владевшее кардиналом стремление возвеличить Францию и нанести поражение Габсбургам, желавшим покорить всю Европу, было результатом по преимуществу духовных размышлений. Это был период написания его «Трактата о совершенствовании христианства» (Traitte de la perfection du chrestien), опубликованного только посмертно и весьма близкого по своим идеям к доктрине иезуитов. В нем тоже подчеркивается значимость мирских дел, периодически в течение дня прерываемых сознательным помещением себя «в присутствие Бога», и поддерживается идея иезуитов о том, что любовь к Богу должна проявляться скорее в подчинении его воле, нежели во многочисленных размышлениях. Одна из глав трактата говорит о пользе частых причащений, а христианская жизнь описывается в классических терминах, характерных для религиозной мысли северного Ренессанса, — как «духовная брань». Эта работа выглядела несколько устаревшей в трактовке проблемы духовного роста, который связывался с неукоснительным следованием догме, и определении его стадий, но была прогрессивна в том, что касалось возможности воссоединения католического и протестантского вероисповеданий.
«Трактат» является свидетельством серьезного экзамена, устроенного Ришелье собственной совести, а также духовной оправданности, равно как и мирской правомерности своей политики. В нем уже просматривается мысль о посвящении Франции Деве Марии и о передаче страны под ее защиту. Король назначил акт посвящения на 11 декабря 1637 г., обещая отметить с особой пышностью основной праздник Богородицы — Успение, — приходящийся на 15 августа.


Когда владеешь информацией - владеешь миром! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1846
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 11
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.11.10 00:02. Заголовок: http://pics.qip.ru/2..




Трактат, содержащий простейший и надёжнейший метод обращения тех, кто отделился от Церкви 1657 год

Кстати, эта конкретная книга принадлежала Св.Венсану де Полю.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 6928
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 30
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.09.11 22:19. Заголовок: Мария Терезия пишет:..


Мария Терезия пишет:

 цитата:
«Наставление христианина» (Instruction du chrestien), которое Ришелье написал в 1618 г., по преимуществу является руководством для проповедников и касается важнейших вопросов христианской жизни.



Интересно, что "Наставления христианина" Ришелье имели большой успех, их перевели на английский, итальянский, испанский и даже в 1640-м году на арабский! Напомню, что "Наставления" он начал писать в 1609-м году, а редактированием занимался во время пребывания в Авиньоне. Послание каноникам Люсона датируется 1 сентября 1618, а книга вышла в Авиньоне в середине октября 1618-го года.

Мария Терезия пишет:

 цитата:
Написанные им в 1617 г. полемические «Основы вероучения католической церкви, защищаемые от сочинения, адресованного королю четырьмя пасторами так называемой реформированной церкви» (Principaux points de la foy de l`eglise catholique defendus contre l`escrit addresse au Roy par des quatres Ministres de Charenton)' — ответ на письмо, адресованное Людовику XIII гугенотскими пасторами Шарантона.



Книга также имела успех, несколько раз переиздавалась, но всегда на французском. Лишь в 1635-м году вышел перевод на английский.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 3155
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 17
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.10.11 19:22. Заголовок: Для того чтобы понят..


Для того чтобы понять Ришелье как человека и как политика, необходимо остановиться на проводимой им в течение всей его жизни политике терпимости, которая была начата им еще в Люсоне.
Начнем прежде всего с того, что понятие «терпимость» имело совсем другой смысл для Ришелье и его современников, чем для нас. Мы вкладываем в это понятие следующий смысл: мы не возражаем и не предпринимаем никаких действий, если кто-либо выступает с какими-то идеями или что-то делает — не противозаконное, конечно, — даже если большинство из нас относится к ним враждебно, точно так же, как и каждому из нас разрешены идеи и действия, быть может вызывающие враждебное чувство у современников. Это определение включает в себя трансцендентную религию, то есть идеи и действия, которые не могут быть доказаны или объяснены.
Возьмем, к примеру, охоту на лис, к которой в Великобритании многие относятся вполне терпимо, тогда как некоторые считают ее отвратительным явлением; в то же время большинство британцев не любят католическую мессу, но относятся к ней вполне терпимо. Однако петушиные бои и полигамия признаны нетерпимыми. Во Франции терпимо относятся к неярко выраженной порнографии, но в Ирландии любая ее форма признана нетерпимой. В Соединенных Штатах терпимо относятся к атеистическим идеям, зато ввоз и продажа вина нетерпимы и наказуются.
Есть такие действия и такие идеи, которые во все времена и повсюду были нетерпимы и запрещены и навсегда такими останутся. Есть такие, которые большому числу людей или даже подавляющему большинству людей кажутся отвратительными, но к ним относятся терпимо.
Следовательно, понятие «терпимость» не несет в себе никакого политического смысла, кроме каких-то особенных применений. Если кто-то говорит: «Я поддерживаю терпимость», то его заявление лишено какого-либо смысла, если только он, как и те, к кому он обращается, не имеют в виду терпимость в отношении каких-то определенных действий или каких-то определенных идей.
В наши дни под терпимостью обычно понимают отношение к взглядам и убеждениям, связанным с трансцендентной религией, когда положения религии не подтверждаются с помощью наших пяти чувств и не могут быть доказаны. Нас убеждают относиться к ним терпимо, поскольку они не наносят никакого ущерба общественному порядку, благосостоянию людей или их здоровью и, разумеется, не являются причиной бедствий.
Во времена Ришелье во Франции, да и во всей Европе, это слово имело совсем другой смысл. Оно означало, что королевская власть во Франции, опирающаяся на большинство населения страны, исповедующее католицизм, разрешала части своих подданных использовать другие догмы и выполнять другие ритуалы, хотя люди, управлявшие страной, понимали, что кальвинистская религия находится в вечном споре с католицизмом, а сами кальвинисты относятся враждебно к своим согражданам-католикам. В основе политики терпимости по отношению к гугенотам лежали две идеи: первая — единство нации должно быть превыше всего, и вторая — насильственные действия против отступников принесли бы больше вреда, чем пользы.
Большинство полностью принимало первую идею, и лишь очень немногие помнили то время, когда христианский мир был единым, и считали, что христианское единство важнее национального. Ришелье посвятил всю свою жизнь этим идеям. Но проявление терпимости к отступникам было лишь одним из способов обеспечить единство нации; другим было уничтожение отступников, поскольку они были в меньшинстве. Ришелье был реально мыслящим, не имеющим ни малейшей склонности к визионерству политиком. Вот почему он принял решение проводить политику терпимости, а не уничтожения по отношению к гугенотам. (Из книги Хилэр Беллок «Ришелье», Москва, «АЛЕТЕЙА» 2002)



Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 7108
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 30
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.10.11 22:00. Заголовок: Мария Терезия пишет:..


Мария Терезия пишет:

 цитата:
Это был период написания его «Трактата о совершенствовании христианства» (Traitte de la perfection du chrestien), опубликованного только посмертно и весьма близкого по своим идеям к доктрине иезуитов.



Действительно, трактат был издан лишь в 1646-м году книгопечатником Себастьяном Крамуаси, одним из самых известных парижских издателей того времени. В предисловии он указал, что кардинал письменно изложил это произведение между осадой Корби в 1636-м году и осадой Эдена в 1639-м году. Но Ришелье умер за более чем три года до выхода в печать трактата, и никто не обязан доверять издателю. И на сегодня у нас нет манускрипта.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 3311
Настроение: радостное
Зарегистрирован: 18.03.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 17
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.11.11 22:09. Заголовок: Привожу отрывок из м..


Привожу отрывок из мемуаров герцога де Навайля. Всё- таки какой Ришелье был молодец! Образ, который вырисовывается из воспоминаний бывшего гугенота, не имеет ничего общего с тираном и деспотом. Мудрый, терпимый, дальновидный человек.

« Моя матушка происходила из дома де Бирон (*Юдит де Гонто-Бирон, дама де Сен-Жене и де Бадефоль, по материнской линии принадлежала к фамилии де Бетюн) и была двоюродной сестрой господина графа де Шаро(*Луи де Бетюн, граф, впоследствии первый герцог де Шаро (1605-1681), капитан королевской гвардии, впоследствии генерал-лейтенант армии). Отец (*Филипп де Монто (1576-1654), барон де Бенак, сеньор де Навайль, герцог де Лаведан, пэр Франции и губернатор Бигора) тесно дружил с ним и при встрече представил ему меня. Тот спросил, какое поприще мне уготовано, отец посвятил его в свои планы, и в течение некоторого времени они обсуждали мое будущее. Немного спустя господин де Шаро объявил моему отцу, что подыскал мне место пажа при господине кардинале Ришелье. Отец начал было возражать, ибо не хотел, чтобы я переменил религию, но господин кардинал дал ручательство, что не принудит меня жертвовать свободой совести.

Когда я поступил к нему, мне исполнилось четырнадцать, и по прошествии довольно долгого времени никто и словом не обмолвился о моей вере. Но однажды господин кардинал с необычайной мягкостью все же заговорил со мной об обращении. Я внял доводам этого великого человека, столь же опытного богослова, сколь и дальновидного политика, и согласился отречься от прежнего исповедания: это произошло через полтора года после того как я вошел в его дом. Мое обращение благополучно состоялось - вслед за обращением отца и большинства членов нашей семьи.

В службе у господина кардинала я провел еще год. Когда я вышел из пажей, он дал мне чин ансэня (*enseigne - младший офицерский чин в армейских и гвардейских полках), в своем Морском полку и назначил пенсию в тысячу экю, о которой король впоследствии сказал, что она дана в память об услугах, оказанных ему моей семьей. »

Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 7820
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 31
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.12 01:27. Заголовок: Мария Терезия пишет:..


Мария Терезия пишет:

 цитата:
Именно в связи с этим у Ришелье завязались отношения с Ричардом Смитом. Смит, католический полемист, работавший в Париже и выступавший против английского короля Якова 1, в последствии вызвал враждебность иезуитов, пытаясь лишить их английскую миссию освобождения из под епископальной юрисдикции. В 1624 году Ришелье сделает Смита главой английской миссии духовенства этой епархии, и в течении 12 лет пользовался его помощью в дискуссии с гугенотами.



Ричард Смит (1568-1655) вел полемику против Якова I в период между 1612 и 1631-ми годами в Арраском коллеже в Париже. Зиму 1612-1613 годов он провел вместе с Ришелье в Куссе. Хороший друг Люсона Габриэль де Лобеспин, епископ Орлеанский, упоминал двух англичан, с которыми Ришелье советовался и имел беседы по поводу обращения местных протестантов пером. Если брать в расчет, что первый англичанин - это как раз Ричард Смит, то вторым мог быть Антони Чампни, который учился в университете в то же время, пока Ришелье находился в Париже. Их сотрудничество было менее тесным и продолжительным, чем со Смитом. К сожалению, мы ничего не знаем о том, как епископ Люсонский находил себе помощников; можно предположить, что во время посещения столицы в 1611-1612-ых годах. Возможно также, что их рекомендовал кардинал дю Перрон. Тем не менее, Ришелье чрезмерно много требовал от Смита; несмотря на то, что англичанин познакомился с положением французских протестантов во время обучения теологии в Париже, он тем не менее не выказывал особую осведомленность в этих вопросах. В обмен на кров, а затем и на пенсию, Смиту приходилось исследовать религиозных отступников и докладывать Ришелье. Англичанин не обладал свободой и не мог продолжить своё обучение. Со временем Ричард стал неотъемлимым звеном в "команде" Ришелье. Летом 1613-го года Люсон призвал англичанина к себе еще на два-три года. В 1624-м году он даже смог наделить Смита титулом епископа английской церкви.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет , стр: 1 2 All [см. все]
Ответ:
         
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  4 час. Хитов сегодня: 69
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



"К-Дизайн" - Индивидуальный дизайн для вашего сайта